г. Луга 5 августа 2021 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу № 2а –1352/2021
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Михайлова В.В.,
при секретаре Купцовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 и ФИО2 обратились в Лужский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее Управление Росреестра по Ленинградской области) о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации от 31.05.2021 г. № права общей долевой собственности в отношении земельного участка, кадастровый №, по адресу: <адрес>, обязании изменить статус указанного земельного участка со статуса «учтенный» на статус «временный».
Указав при этом в обоснование заявленных требований о том, что 20.05.2021 г. ими было предоставлено на государственную регистрацию соглашение № от 18.03.2019 г., заключенное с администрацией Лужского муниципального района, согласно которому путем перераспределения земельного участка, кадастровый №, по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м образуется новый земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым №. Ранее земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м увеличился на <данные изъяты> кв.м также путем перераспределения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. В результате двукратного перераспределения земельный участок увеличился на <данные изъяты> кв.м.
Управление Росреестра по Ленинградской области 31.05.2021 г. в уведомлении № сообщило о приостановлении государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении земельного участка, кадастровый №, на том основании, что в результате перераспределения образовался самостоятельный земельный участок, право на который граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. Указывают, что с данной позицией административного ответчика согласны. Однако, учитывая, что земельный участок, кадастровый №, был поставлен на кадастровый учет без последующей регистрации права собственности на него, то статус записи в ЕГРН будет «временный», а не учтенный, т.е. Управлением Росреестра по Ленинградской области допущена ошибка при осуществлении кадастрового учета, что привело к несоответствию сведений в ЕГРН сведениям, имеющимся в документах.
В судебное заседание административные истцы не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
ФИО3, представляющая интересы ФИО2 на основании доверенности от 20.07.2021 г., поддерживает заявленные требования. Считает, что оспариваемое решение Управления Росреестра по Ленинградской области является незаконным. Полагает, администрация Лужского муниципального района вправе была заключать указанные соглашения о перераспределении земельных участков.
ФИО4, представляющая интересы административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области, в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований. Считает, Управление Росреестра вправе давать оценку правовым актам органа местного самоуправления, т.к. должно проводить правовую оценку документов. При этом указывает, что в результате неоднократного перераспределения земельный участок увеличился на <данные изъяты> кв.м, что однозначно свидетельствует о возможности формирования самостоятельного земельного участка, смежного с исходным земельным участком, кадастровый №. Увеличение произошло за счет земельного участка, ранее принадлежащего на праве постоянного бессрочного пользования ФИО 1, площадью <данные изъяты> кв.м по адресу <адрес>. Кроме того, указывает, что в представленных документах выявлено несоответствие в дате заключения представленного соглашения. Соглашение № заключено сторонами 18.03.2019 г., тогда как постановление администрации Лужского муниципального района № об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории, в соответствии с которым образовался земельный участок, кадастровый №, вынесено 20.01.2020 г., данное несоответствие не устранено. Указанный земельный участок учтен в ЕГРН 4.03.2020 г. С 1.01.2017 г., с момента вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» статус временный не присваивается земельным участкам.
Заинтересованное лицо государственный регистратор ФИО5 в судебное заседание не явилась, просит слушать дело в ее отсутствие, поддерживает возражения Управления Росреестра по Ленинградской области.
Заинтересованное лицо администрация Лужского муниципального района явку в судебное заседание представителя не обеспечила, письменный отзыв на административное исковое заявление не представила.
Суд, выслушав представителей сторон, находит административное исковое заявление ФИО1 и ФИО2 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч.1).
В соответствии с ст.11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного Кодекса.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 Земельного кодекса РФ.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Порядок предоставления в собственность земель, находящихся в публичной собственности, установлен статьями 39.3, 39.20 Земельного кодекса РФ и по общему правилу предусматривает проведение необходимых публичных процедур.
Исходя из смысла пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные подпунктами 2 - 13, в том числе в связи с наличием возможности образовать самостоятельный земельный участок (подпункт 9), подлежат рассмотрению в случае, если существуют условия, указанные в пункте 1 статьи 39.28. В противном случае уполномоченный орган принимает решение об отказе на основании подпункта 1 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса, поскольку заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 данного Кодекса.
Следовательно, для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 Кодекса.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 27.06.2017 N 1266-0, Земельным кодексом РФ в качестве основного способа приватизации земли предусмотрены торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности.
С учетом специфики земельных отношений, Земельный кодекс РФ также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, суды при рассмотрении настоящего спора должны проверить наличие оснований для приобретения земельного участка в собственность в результате перераспределения.
В ходе рассмотрения дела установлено:
ФИО1 и ФИО2 является сособственниками, соответственно, в размере <данные изъяты> и <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метров, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для ведения индивидуального жилищного строительства, граница которого установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
31.05.2021 г. Управлением Росреестра по Ленинградской области административные истцы уведомлены о приостановлении государственной регистрации от 31.05.2021 г. №, прекращения права общей долевой собственности в отношении земельного участка, кадастровый №, по адресу: <адрес>, и регистрации права общей долевой собственности в отношении земельного участка, кадастровый №, по адресу: <адрес> на основании п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно представленного соглашения № от 18.03.2019 г., заключенного с администрацией Лужского муниципального района о перераспределении земельного участка, кадастровый №. При этом в обоснование указано, что в результате неоднократного перераспределения земельный участок увеличился на <данные изъяты> кв.м, что свидетельствует о возможности формирования самостоятельного земельного участка, увеличении участка административных истцов за счет земельного участка, ранее принадлежащего на праве постоянного бессрочного пользования ФИО 1 площадью <данные изъяты> кв.м по адресу <адрес>. Кроме того, указано на разночтения в датах представленных документов: в соглашении № - 18.03.2019 г., в постановлении администрации Лужского муниципального района об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории - 20.01.2020 г. (л.д.13-15).
7.11.2019 г. администрацией Лужского муниципального района с ФИО1 и ФИО2 было заключено соглашение № о перераспределении земельного участка, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, увеличении площади участка на <данные изъяты> кв.м, образовании земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым № (л.д.111-115).
Административными истцами представлено для регистрации соглашение № от 18.03.2019 г., заключенное с администрацией Лужского муниципального района, о перераспределении земельного участка, кадастровый №, по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м и образовании земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым №, а также постановление администрации Лужского муниципального района от 20.01.2020 г. № об утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале № площадью <данные изъяты> кв.м (л.д.62-70).
Т.о., исходный земельный участок истцов, кадастровый №, в результате двукратного перераспределения увеличился на <данные изъяты> кв.м.
Ст.18 Правил землепользования и застройки муниципального образования Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области", утвержденных Приказом Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 29.09.2020 N 56, минимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства установлена в размере 0,03 га.
Т.о., имеется возможность формирования самостоятельного земельного участка из земель, на которые фактически претендуют административные истцы. Данное обстоятельство в силу положений подп. 9 п.9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской РФ, является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении.
В соответствии с ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (п.7);
Суд находит, действия административных истцов, выраженные в последовательном присоединении к имевшемуся первоначально в собственности земельному участку площадью <данные изъяты> кв. м, земельных участков государственной (муниципальной) собственности, носящие систематический характер, в отсутствие фактических оснований, предусмотренных в пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса для перераспределения земель и (или) земельных участков, в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, следует расценивать как действия, направленные на приобретение земель, находящихся в государственной (муниципальной) собственности в обход правил, предусмотренных статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации - приобретения земельных участков на торгах.
В силу пунктов 1, 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускается осуществление гражданских прав в обход закона, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения таких требований, суд, с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления, может отказать лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично.
Кроме того, в представленных для регистрации документах имеется противоречие в датах документов: в соглашении № указано 18.03.2019 г., в постановлении администрация Лужского муниципального района об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории 20.01.2020 г.
Исходя из изложенного, суд находит, оспариваемое уведомление Управления Росреестра по Ленинградской области о приостановлении государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности в отношении земельного участка, кадастровый №, и приостановлении государственной регистрации от 31.05.2021 г. права общей долевой собственности в отношении земельного участка, кадастровый №, принято обоснованно, в соответствии с правомочиями данного органа государственного управления.
Требования об обязании изменить статус указанного земельного участка со статуса «учтенный» на статус «временный» также удовлетворению не подлежат, поскольку они не связаны каким-либо образом с требованиями о признании незаконным оспариваемого уведомления о приостановлении государственной регистрации. Кроме того, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не предусмотрена временная постановка на кадастровый учет объектов недвижимости.
В связи с чем, административное исковое заявление ФИО1 и ФИО2 удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь 175-180, 220 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 и ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации от 31.05.2021 г. № прекращения права общей долевой собственности в отношении земельного участка, кадастровый №, по адресу: <адрес> регистрации права общей долевой собственности в отношении земельного участка, кадастровый №, по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, обязании исправить допущенную ошибку в отношении земельного участка, кадастровый №, по адресу: <адрес>, изменить статус данного объекта недвижимости со статуса «учтенный» на статус «временный», отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий:
решение суда в окончательной форме изготовлено 19.08.2021 г.
47RS0012-01-2021-001453-23