ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1355/20 от 13.11.2020 Слободской районного суда (Кировская область)

Дело № 2а-1355/2020

УИД 43RS0034-01-2020-002000-16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 ноября 2020 года

г. Слободской Кировской области

Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Дурсеневой Т.Е.,

при секретаре Бурмистровой Д.С.,

с участием административного истца Алтышева А.В.,

представителя административного истца Мошкина В.А.,

представителя административного ответчика Михайловой К.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алтышева Александра Владимировича к администрации муниципального образования «город Слободской» о признании уведомления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Алтышев А.В. обратился в суд с административным иском к ответчику, указывая, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером и расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером , введенный в эксплуатацию в 1939 году. 14 сентября 2020 года он подал в администрацию МО «город Слободской» уведомление о планируемой реконструкции жилого дома. 18 сентября 2020 года администрация города Слободского отказала в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию), поскольку Правилами землепользования и застройки в городе Слободском, утвержденными решением Слободской городской Думы от 26.05.2005г. №55/581 в действующей редакции, земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-4 «Зона смешанной жилой застройки», вид разрешенного использования земельного участка «индивидуальное жилищное строительство» отсутствует в градостроительных регламентах данной территориальной зоны. Считает отказ незаконным и необоснованным, поскольку категория земельного участка «земли населённых пунктов» и вид разрешенного использования земельного участка «индивидуальное жилищное строительство» предусматривают возведение на нем жилого дома. Полагает, что изменение в последующем территориальной зоны застройки и вида разрешенного использования земельного участка не имеет правового значения при том положении, что земельный участок изначально, до вступления в силу Правил землепользования и застройки города Слободского Кировской области, предоставлялся под строительство жилого дома. Административный ответчик фактически не рассмотрел поданные им документы, которые соответствовали градостроительному плану земельного участка. Просит суд признать незаконным уведомление от 18 сентября 2020 года и обязать администрацию МО «город Слободской» рассмотреть уведомление о планируемой реконструкции жилого дома на земельном участке с кадастровым номером .

В судебном заседании административный истец Алтышев А.В. и его представитель Мошкин В.А. настаивали на удовлетворении административного иска.

Представитель административного ответчика по доверенности Михайлова К.Б. возражала против удовлетворения административного иска. Пояснила, что уведомление административного истца о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства было рассмотрено в соответствии с требованиями статьи 51.1 ГрК РФ. По итогам его рассмотрения вынесено оспариваемое уведомление, которое является законным и обоснованным.

Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Алтышев А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером и жилого дома с кадастровым номером расположенных по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 23 июня 2020 года. Земельный участок имеет категорию: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, для иных видов жилой застройки (л.д. 26-27, 35-41).

14 сентября 2020 года с целью проведения работ по реконструкции жилого дома Алтышев А.В. подал в администрацию МО «город Слободской» уведомление о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в котором указал сведения о планируемых параметрах и подтвердил, что объект ИЖС не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Уведомлением от 18 сентября 2020 года административный ответчик указал о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по мотиву того, что согласно статье 41 «Карта градостроительного зонирования территории» Правил землепользования и застройки в городе Слободском, утвержденных решением Слободской городской Думы от 26.05.2005 №55/581 (в редакции от 18.03.2020 №62/453), земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-4 «Зона смешанной жилой застройки»; вид разрешенного использования земельного участка «индивидуальное жилищное строительство» отсутствует в градостроительных регламентах данной территориальной зоны.

В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли, в том числе населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки.

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (пункт 5 статьи 85 ЗК РФ).

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:

виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;

их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом (абзац первый пункта 4 статьи 85 ЗК РФ).

В соответствии с частями 1 и 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, либо направляет в указанный орган посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемой реконструкции.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемой реконструкции, проводит проверку соответствия указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенной реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемой реконструкции, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, после чего направляет застройщику уведомление о соответствии либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

Случаи, когда такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, определены в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 части 10 статьи 51.1 названного Кодекса определено, что уведомление о несоответствии может быть направлено, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Статьей 41 «Карта (схема) градостроительного зонирования территории» Правил землепользования и застройки муниципального образования «городской округ город Слободской Кировской области», утвержденных решением Слободской городской Думы 26 мая 2005 года № 55/581 (далее – Правила землепользования и застройки), для территории, на которой расположен земельный участок административного истца, установлена территориальная зона Ж-4 (https://www.slobodskoy.ru/PZZ.html).

Факт нахождения земельного участка Алтышева А.В. в территориальной зоне «Ж-4» подтверждается градостроительным планом земельного участка (л.д. 11-23).

Согласно статье 44.1 части III «Градостроительные регламенты» Правил землепользования и застройки зона смешанной жилой застройки Ж-4 выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов с размещением блокированных домов с участками, многоквартирных домов этажностью не выше 5-ти этажей с минимально разрешенным набором услуг местного значения. Перечень видов разрешенного использования земельных участков, отнесенных к этой территориальной зоне, не включает вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство».

В силу части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Таким образом, установленное территориальное зонирование не ограничивает право административного истца на использование земельного участка по назначению под существующий индивидуальный жилой дом.

Согласно части 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.

Аналогичные положения закреплены в статьях 5, 6 Правил землепользования и застройки.

Поскольку здание - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий административному истцу, был построен и введен в эксплуатацию в 1939 году, то есть до утверждения Правил землепользования и застройки, то исходя из положений статьи 36 Градостроительного Кодекса Российской Федерации реконструкция объекта может осуществляться только путем приведения его в соответствие с градостроительным регламентом, что не усматривается из поданного административному ответчику уведомления о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

Учитывая, что в соответствии с действующими на территории муниципального образования «город Слободской» Правилами землепользования и застройки индивидуальное жилищное строительство на земельном участке Алтышева А.В. в качестве основного или условно разрешенного вида использования не предусмотрено, суд приходит к выводу о наличии у административного ответчика оснований для вынесения оспариваемого решения в форме уведомления.

Уведомление вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с приведенными положениями нормативно-правовых актов; прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает и не создает препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Доводы административного истца об ограничении его права собственности в отношении принадлежащих ему земельного участка и объекта недвижимости правового значения по делу при наличии вышеприведенных обстоятельств не имеют. Кроме того, административный истец не лишен возможности инициировать внесение изменений в действующие Правила землепользования и застройки в порядке, предусмотренном статьями 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах на основании пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ Алтышеву А.В. в удовлетворении административного иска следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Алтышеву Александру Владимировичу отказать в удовлетворении административного искового заявления к администрации муниципального образования «город Слободской» о признании незаконным уведомления от 18 сентября 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись Т.Е. Дурсенева