ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1355/20 от 21.12.2020 Ярцевского городского суда (Смоленская область)

Дело №2а-1355/2020

67RS0008-01-2020-001809-09

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«21» декабря 2020г. город Ярцево Смоленской области

Ярцевский городской суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Сильченко А.А.,

при секретаре (помощнике судьи) Новиковой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Ярцевскому и Духовщинскому районам УФССП России по Смоленской области ФИО1 к Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области о признании незаконными действий по возврату постановления о взыскании исполнительского сбора от 04 апреля 2014 года и об обязании принять на исполнение постановление от 04 апреля 2014 года,

У С Т А Н О В И Л:

Начальник отделения - старший судебный пристав ОСП по Ярцевскому и Духовщинскому районам УФССП России по Смоленской области ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, в обоснование требований указав, что на исполнении в Ярцевском РОСП УФССП России по Смоленской области находилось исполнительное производство в отношении Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области №002-ИП от 24.10.2013 года, которое вместе с постановлением о взыскании исполнительского сбора 04.04.2014 года было передано из МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области для исполнения. В связи с окончанием исполнительного производства №002-ИП, взыскание исполнительского сбора было выделено в отдельное исполнительное производство №002-ИП. ОСП по Ярцевскому и Духовщинскому району УФССП России по Смоленской области 01.10.2020 года в Финансовое Управление Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области было направлено постановление о взыскании исполнительского сбора от 04.04.2014 года для исполнения, однако 13.10.2020 года судебному приставу-исполнителю поступил ответ о возвращении документов. Не согласившись с принятым решением, ссылаясь на то, что постановление судебного пристава-исполнителя относится к исполнительным документам, и подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде; подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации, подлежат исполнению казначейством в порядке, установленном ст.242.3 БК РФ, просит суд признать незаконным отказ Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области Финансовое Управление в принятии постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 04.04.2014 года незаконным и обязать Финансовое Управление Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области принять к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 04.04.2014 года.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, административные исковые требования поддерживает, просит удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, согласно которым просит отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Учитывая положения ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дело в судебном заседании по существу в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно статье 7 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

Указанные в ч.1 ст.7 Закона об исполнительном производстве органы и организации исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в ст.12 названного Закона, в порядке, установленном данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

В силу п.7 ч.1 ст.12 Закона об исполнительном производстве постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора являются исполнительными документами и подлежат принудительному исполнению наряду с судебными актами.

В соответствии со ст.215.1 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

В соответствии со ст.2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Судом установлено, что 04.04.2014 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Администрации муниципального образования Ярцевское городское поселение Смоленской области в рамках исполнительного производства №002 от 24.10.2013 года, возбужденного на основании исполнительного документа – исполнительного листа №002 от 04.10.2013 года, выданного Ярцевским городским судом Смоленской области по делу №002 в размере 50 000 рублей (л.д. 8, 24).

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 20.01.2014 года произведена замена стороны исполнительного производства с Администрации МО Ярцевское городское поселение Ярцевского района Смоленской области на МО «Ярцевский район» Смоленской области (л.д. 9,61).

Письмом от 01.10.2020 года №002 ОСП по Ярцевскому и Духовщинскому району УФССП России по Смоленской области в соответствии с п.1 ст.242.1, ст.242.3 БК РФ направлена копия указанного постановления в Финансовое Управление Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области для исполнения (л.д. 7).

Однако Финансовое управление Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области письмом от 13.10.2020 года №002 возвратило постановление без исполнения, сославшись на требования п. 1 ст. 242.1 БК РФ.

Не согласившись с указанными действиями, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

В соответствии с чч.1,3 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей и зачисляется в федеральный бюджет.

Согласно ч.2 ст.1 Закона об исполнительном производстве условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу п.2 и п.3 ст.239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

Главой 24.1 БК РФ установлен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При неисполнении бюджетными учреждениями в добровольном порядке исполнительных документов, вынесенных правомочным органом, в данном случае постановления о взыскании исполнительского сбора, судебный пристав-исполнитель в силу ст.ст.242.3, 242.4, 242.5 БК РФ, предусматривающих в случае отсутствия у бюджетных учреждений счетов, открытых в учреждениях банка России или в кредитной организации, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляет исполнительные документы в орган Федерального казначейства по месту открытия в соответствии с настоящим Кодексом должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.

Исключение из этого правила установлено п.12 ст.242.5 БК РФ, согласно которому в случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве.

В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном ст.ст.242.3 - 242.5 БК РФ.

Администрация МО «Ярцевский район» Смоленской области как орган местного самоуправления, не имеет счетов, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации (доказательства обратного в дело не представлены). В связи с этим, постановления судебного пристава о взыскании с указанных органов местного самоуправления, источником финансовых ресурсов которых являются бюджетные средства, обоснованно направлены для исполнения в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов органов местного самоуправления, как получателя бюджетных средств, лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета, то есть в Финансовое управление Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области (л.д. 72-76).

Действия Финансового управления Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области, связанные с отказом в принятии к исполнению постановления о взыскании исполнительского сбора являются незаконными, не соответствуют положениям ст.ст.7, 12 Закона об исполнительном производстве, ст.242.5 БК РФ.

Иное применение Администрацией МО «Ярцевский район» Смоленской области положений бюджетного законодательства основано на неправильном толковании норм права.

При таких обстоятельствах действия Финансового управления Администрации МО «Ярцевский район», оформленные письмом от 13.10.2020 года №002, выразившиеся в возврате без исполнения постановления о взыскании исполнительского сбора с должника: Администрации МО «Ярцевский район» Смоленской области следует признать не соответствующими положениям ст. 242.3 БК РФ и нарушающими права и законные интересы заявителя и как следствие, незаконными.

По этим же основаниям суд удовлетворяет заявленные требования об обязании Финансового управления Администрации МО «Ярцевский район» принять на исполнение постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 04.04.2014 года.

В соответствии с подп. 1.1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Ярцевскому и Духовщинскому районам УФССП России по Смоленской области ФИО1 к Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области о признании незаконными действий по возврату постановления о взыскании исполнительского сбора от 04 апреля 2014 года и об обязании принять на исполнение постановление от 04 апреля 2014 года удовлетворить.

Действия Финансового управления Администрации муниципального образования «Ярцевский район», выразившиеся в возврате без исполнения постановления о взыскании исполнительского сбора от 04 апреля 2014 года, оформленные письмом от 13 октября 2020 года №002, признать незаконными.

Обязать Финансовое управление Администрации муниципального образования «Ярцевский район» принять на исполнение постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 04 апреля 2014 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ярцевский городской суд Смоленской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья А.А. Сильченко

Решение суда в окончательной форме принято 28 декабря 2020 года

(26,27 декабря 2020 года - выходные дни)