ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1356/2016 от 25.04.2016 Березниковского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-1356 /2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Березники 25 апреля 2016 года

Березниковский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Петровой Е.А.

при секретаре судебного заседания Гладковой О.В.,

с участием административного истца Пыриковой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края административное дело по административному исковому заявлению Пыриковой Н.Ю. к Управлению федеральной миграционной службы по Пермскому краю, отделу Управления федеральной миграционной службы по Пермскому краю в г. Березники об оспаривании действий (бездействия),

у с т а н о в и л:

Пырикова Н.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю, отдела Управления федеральной миграционной службы по Пермскому краю в г. Березники. Требования мотивировала тем, что <дата> она обратилась в отдел УФМС России по Пермскому краю в г. Березники с заявлением о выдаче заграничного паспорта. <дата> паспорт ей был выдан. Срок действия паспорта – до <дата>. <дата> она вылетела по туристической путевке в <адрес>. В аэропорту «.....» при прохождении пограничного контроля для лиц, следующих из РФ, у нее был изъят заграничный паспорт. Сотрудник пограничного контроля ей сообщил, что при возвращении из ..... ей необходимо будет поменять загранпаспорт, так как в нем по вине сотрудников ФМС допущена ошибка: неверно указан пол. При возвращении из поездки она обратилась в отдел УФМС России по Пермскому краю в г. Березники с просьбой исправить допущенную сотрудниками отдела ошибку и выдать ей новый заграничный паспорт. Ей было рекомендовано обратиться в УФМС России по Пермскому краю. На неоднократные обращения в УФМС России по Пермскому краю с просьбой устранить допущенную ошибку, ей было отказано, рекомендовано подать в установленном порядке вновь заявление о выдаче заграничного паспорта с предоставлением всего пакета документов и с оплатой госпошлины. <дата> она подала претензию в УФМС России по Пермскому краю с требованием незамедлительно выдать заграничный паспорт старого образца взамен недействительного без оплаты госпошлины и предоставления дополнительного пакета документов. Письмом от <дата>, полученным ею <дата>, в удовлетворении ее требований было отказано. Считает отказ УФМС России по Пермскому краю в выдаче нового загранпаспорта взамен недействительного без оплаты государственной пошлины незаконным. Ответственность за несоответствие данных в паспорте данным предоставленного ею заявления на его получение лежит на сотруднике Федеральной миграционной службы, предоставляющей указанную государственную услугу, за осуществление которой ею была оплачена государственная пошлина. Вследствие допущенной ошибки выданный ей паспорт является недействительным, что препятствует ее передвижению и нарушает право, гарантированное ей п. 2 ст. 27 Конституции РФ. Отказ выдать ей новый паспорт без оплаты государственной пошлины нарушает требования абз. 5 п. 2 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ. Просила признать незаконными действия Управления ФМС России по Пермскому краю по отказу в выдаче ей заграничного паспорта взамен недействительного без уплаты государственной пошлины. Обязать Управление ФМС России по Пермскому краю выдать заграничный паспорт взамен недействительного без уплаты государственной пошлины.

Административный истец Пырикова Н.Ю. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика Управления федеральной миграционной службы по Пермскому краю – Чудасов В.И. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в их отсутствие, представив письменные возражения по иску, указав, что на момент выдачи Пыриковой Н.Ю. паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, действовал Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету, утвержденный приказом ФМС России от 15.10.2012 № 320. В пункте 103 Административного регламента указано, что паспорт выдается уполномоченным сотрудником лично заявителю после проставления владельцем своей полписи в паспорте в реквизите «Подпись владельца» и в первом экземпляре заявления в графе «Паспорт получил». Подпись в загранпаспорте и в заявлении о выдаче загранпаспорта в графе «Паспорт получил» свидетельствует о проверке граждан правильности написания персональных данных. Согласно пункту 106 Административного регламента выдача паспорта без предоставления всех предусмотренных Административным регламентом документов и оплаты государственной пошлины возможна только в случае выявления технического брака или несоответствия персональных данных, отметок и записей на момент выдачи паспорта. Заграничный паспорт Пыриковой Н.Ю. был выдан <дата>, до <дата> в УФМС России по Пермскому краю с заявлением о замене паспорта она не обращалась. Пырикова Н.Ю. воспользовалась предоставленной государственной услугой от <дата>, выехав в <адрес>. Таким образом, выезд за пределы Российской Федерации Пыриковой Н.Ю. не был ограничен, личные неимущественные права, в том числе права свободы передвижения, свободы выбора места пребывания и жительства со стороны УФМС России по Пермскому краю не ограничены.

Представитель административного ответчика отдела Управления федеральной миграционной службы по Пермскому краю в г. Березники в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, возражений по административному иску и его мотивам не представили.

Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

На основании ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 указанной статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, <дата> Пырикова Н.Ю. обратилась в отдел УФМС России по Пермскому краю с заявлением о выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, указав в графе «пол» - «Ж» (женский).

<дата> Пырикова Н.Ю. получила паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

В паспорте допущена ошибка технического характера, а именно: в графе «пол» указано «м» (мужской), вместо «ж» (женский).

<дата> Пырикова Н.Ю. обратилась в Управление Федеральной миграционной службы по Пермскому краю с требованием оформить новый загранпаспорт в связи с тем, что в выданном паспорте допущена УФМС ошибка (л.д. 9).

В удовлетворении заявления Пыриковой Н.Ю. было отказано, о чем свидетельствует ответ УФМС России по Пермскому краю от <дата> (л.д. 10).

<дата> Пырикова Н.Ю. вновь обратилась в Управление Федеральной миграционной службы по Пермскому краю с требованием выдать ей новый заграничный паспорт взамен недействительного без оплаты государственной пошлины и предоставления дополнительного пакета документов в связи с тем, что выданный паспорт изначально являлся недействительным из-за ошибки, допущенной ФМС (л.д. 11-13).

В удовлетворении претензии Пыриковой Н.Ю. было отказано, о чем свидетельствует ответ УФМС России по Пермскому краю от <дата> (л.д. 14-15).

Приказом ФМС России от 15.10.2012 № 320 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее – Административный регламент).

В соответствии с пунктом 63 Административного регламента при приеме заявления сотрудник проверяет правильность заполнения заявления; действительность основного документа, удостоверяющего личность; факт и правильность уплаты государственной пошлины; тождественность личности заявителя с лицом, изображенным на фотографиях во внутреннем паспорте и (или) паспорте (паспорте нового поколения), с заявителем; осуществляет сверку сведений, указанных заявителем в заявлении, со сведениями, указанными во внутреннем паспорте (паспорте, паспорте нового поколения) и других представленных документах; наличие надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных пунктами 28.1.1 - 28.3.9 Административного регламента.

Согласно п. 34 Административного регламента основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению являются: нарушение требований к форме и содержанию заявления либо текст заявления не поддается прочтению; отсутствие одного или нескольких предусмотренных пунктами 28.1.1 - 28.3.9 Административного регламента документов либо представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям; несоблюдение требования пункта 27 Административного регламента о личном обращении заявителя или законного представителя, указанных в заявлении, при подаче заявления; истечение срока действия основного документа, удостоверяющего личность заявителя (законного представителя).

Заявление, поданное в форме электронного документа с использованием Единого портала, к рассмотрению не принимается, если: не заполнены все пункты заявления; истек срок действия основного документа, удостоверяющего личность заявителя (законного представителя); не соблюдены требования к цифровой фотографии (п. 35 Административного регламента).

Пунктом 65 Административного регламента установлено, что в случае отказа в приеме заявления или заявления, поданного в форме электронного документа с использованием Единого портала, заявителю предлагается устранить выявленные недостатки и повторно подать заявление лично или с использованием Единого портала.

Сотрудник, в случае принятия заявления, заверяет подпись заявителя, дату подачи заявления, а также удостоверяет факт надлежащего заполнения бланка заявления и предоставления необходимых документов путем проставления на заявлении своей подписи с расшифровкой фамилии и указывает дату приема документов (п. 66).

В соответствии с п. 103 Административного регламента паспорт выдается уполномоченным сотрудником лично заявителю (законному представителю) после проставления владельцем своей подписи в паспорте в реквизите «Подпись владельца» и в первом экземпляре заявления в графе «Паспорт получил».

При выдаче паспорта уполномоченный сотрудник устанавливает тождественность гражданина фотографии, содержащейся в паспорте, соответствие сведений, указанных заявителем в заявлении, персональным данным, внесенным в паспорт, а также содержащимся в машиночитаемой зоне паспорта (п. 102 Административного регламента).

В случае выявления технического брака, несоответствия персональных данных заявителя, внесенных в паспорт, данным, указанным им в заявлении, наличия неустановленных либо внесенных ненадлежащим образом отметок и записей на момент выдачи паспорта оформляется новый паспорт без повторного представления гражданином документов, предусмотренных Административным регламентом. В этом случае государственная пошлина за оформление паспорта не взимается (п. 106 Административного регламента).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа Пыриковой Н.Ю. в выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, взамен недействительного без уплаты государственной пошлины.

Довод административного ответчика о том, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, поскольку ошибка в паспорте была выявлена не в момент его выдачи, а значительно позже - в сентябре 2015 года, не может служить основанием к отказу в удовлетворении административного иска.

В силу п. 2 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина не уплачивается плательщиком в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа и (или) должностного лица, осуществившего выдачу документа, при совершении этим органом и (или) должностным лицом юридически значимого действия.

Поскольку данная норма не устанавливает срок обнаружения ошибок в выданном документе, то государственная пошлина не должна уплачиваться плательщиком в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа или должностного лица, осуществившего выдачу документа, независимо от срока обнаружения плательщиком допущенной ошибки.

Административным ответчиком не представлено доказательств обоснованности оспариваемого решения и его соответствия нормативно-правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Поскольку оспариваемый отказ УФМС России по Пермскому краю не отвечает требованиям законности, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, суд признает требование Пыриковой Н.Ю. обоснованным, и с учетом положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ считает необходимым возложить на УФМС России по Пермскому краю соответствующую обязанность по устранению допущенных нарушений прав и свобод административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

административные исковые требования Пыриковой Н.Ю. об оспаривании действий (бездействия) отдела Управления федеральной миграционной службы по Пермскому краю в г. Березники, Управления федеральной миграционной службы по Пермскому краю удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления федеральной миграционной службы по Пермскому краю в выдаче Пыриковой Н.Ю. паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, взамен недействительного без уплаты государственной пошлины.

Обязать Управление федеральной миграционной службы России по Пермскому краю устранить допущенное нарушения прав, свобод и законных интересов Пыриковой Н.Ю. путем выдачи паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, взамен недействительного без уплаты государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (<дата>).

Судья (подпись) Е.А. Петрова

Копия верна. Судья