РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2017 года Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе судьи Лябах И.В., при секретаре Каратаевой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда административное дело 2а-1358/2017 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области к Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Время» о ликвидации некоммерческой организации и исключении данных о ней из единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Время» (далее- АНО «Редакция газеты «Время») с исключением данных о ней из единого государственного реестра юридических лиц.
Требования мотивированы тем, что АНО «Редакция газеты «Время» в нарушение требований статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» не исполнена обязанность по ежегодному предоставлению не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о целях расходования денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, формы которых утверждены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 года № 72; заявления о подтверждении соответствия некоммерческой организации требованиям части 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», информации в произвольной форме и продолжении своей деятельности за 2016 год.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области в отношении АНО «Редакция газеты «Время» и главного редактора ФИО3 составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении указанных нарушений в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, направленное в адрес АНО «Редакция газеты «Время», возвращено за истечением срока хранения, письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении указанных нарушений в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, получено главным редактором, однако меры по устранению нарушений административным ответчиком не приняты, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в отношении АНО «Редакция газеты «Время» и главного редактора ФИО3 составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Информация об устранении выявленных нарушений в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области не поступала.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно заявлению, административные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика АНО «Редакция газеты «Время» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом по месту своего нахождения с соблюдением положений части 5 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. в силу статей 1, 54 Гражданского кодекса Российской Федерации именно по месту своего нахождения юридическое лицо обязано обеспечить возможность сообщения с ним, возможность получения адресованных ему юридически значимых сообщений, а также несет риск непринятия необходимой степени заботливости, исключающей возможность неполучения адресованной ему корреспонденции.
Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации информация о принятии административного искового заявления, к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Ахтубинского районного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Исследовав материалы административного дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. В части 2 названной статьи предусмотрен перечень дел, подлежащих рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.
В соответствии со статьей 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о ликвидации некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанной организации.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705.
Пунктом 2 указанного Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт «а» пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты «а», «г» и «д» пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
В соответствии с пунктом 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
Пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» на некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, возложена обязанность представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 указанного Федерального закона).
В силу подпункта «а» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Как установлено судом, АНО «Редакция газеты «Время» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> региональным управлением регистрации и контроля, ОГРН №, регистрационный номер №, действует на основании Устава, утвержденного в новой редакции ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение требований, предусмотренных статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», АНО «Редакция газеты «Время» не представила в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области ни документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о целях расходования денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников; ни заявления о подтверждении соответствия некоммерческой организации требованиям части 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; ни информации в произвольной форме и продолжении своей деятельности за 2016 год.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в адрес АНО «Редакция газеты «Время» Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области вынесены предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ№ со сроком устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации не позднее ДД.ММ.ГГГГ, которое было возвращено за истечением срока хранения; от ДД.ММ.ГГГГ№ со сроком устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации не позднее ДД.ММ.ГГГГ, которое было получено главным редактором ФИО3ДД.ММ.ГГГГ. Однако, нарушения законодательства, допущенные некоммерческой организацией, не устранены, предупреждение в вышестоящий орган или суд не обжаловалось.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Принимая во внимание, что административным ответчиком допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по своевременному устранению указанных нарушений организацией не предпринято, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных требований.
Часть 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу пункта 2 статьи 61.1, пункта 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, взыскивается в доход бюджета муниципального района, городского округа.
Учитывая, что административный истец при предъявлении требований освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу административного иска в суд, в то время как им предъявлены требования к административному ответчику неимущественного характера, в соответствии с требованиями статей 333.19, 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Ахтубинский район» государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Руководствуясь статьями 114, 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области к Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Время» о ликвидации некоммерческой организации и исключении данных о ней из единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.
Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Редакция газеты «Время» (ОГРН №) в качестве юридического лица и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Время» в доход бюджета муниципального образования «Ахтубинский район» государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд.
Решение вынесено и отпечатано в совещательной комнате на компьютере.
Судья: И.В. Лябах