Дело № 2а-1358/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2018 года г.Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кулагиной И.Ю.,
при секретаре судебного заседания Шариповой О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 ФИО31, ФИО8 ФИО32, ФИО9 ФИО33, ФИО10 ФИО34, ФИО11 ФИО35, ФИО1 ФИО36, ФИО6 ФИО37, ФИО1 ФИО38, Халанской ФИО39, ФИО15 ФИО40, ФИО16 ФИО41, Кушнарь ФИО42, Рашоян ФИО43, ФИО18 ФИО44, ФИО19 ФИО45, ФИО20 ФИО46, Белицкого ФИО47, ФИО22 ФИО48, ФИО23 ФИО49, Лисаченко ФИО50, ФИО24 ФИО51, ФИО25 ФИО52, Ежовой ФИО53, ФИО2 ФИО54, ФИО2 ФИО55 к Администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский Московской области о признании действий (бездействия) незаконными, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в Щелковский городской суд Московской области с коллективным административным иском к Администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский Московской области о признании действий (бездействия) незаконными, обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование иска указали, что в соответствии с договором № о развитии территории в границах улиц <адрес> от 18 июня 2013 года, заключенным между Администрацией г.о.Лосино-Петровский и ООО «Партнер-Развитие», последний должен был осуществить строительство 2-х секционного 16-ти этажного жилого дома № и 6-ти секционного 16-ти этажного жилого дома №
Административными истцами приобретены квартиры в указанных домах на основании договоров участия в долевом строительстве.
Срок окончания строительства 6-ти секционного 16-ти этажного многоквартирного жилого дома № по адресу: <адрес> – февраль 2017 года, срок передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства – 2 квартал 2017 года.
Срок окончания строительства 2-х секционного 16-ти этажного многоквартирного жилого дома № по адресу: <адрес> – апрель 2016 года, срок передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства – 3 квартал 2016 года.
Между тем, до настоящего времени жилые дома не построены, в эксплуатацию не введены, в установленные договорами сроки квартиры истцам не переданы, информация о невозможности завершения строительства в установленные сроки не направлена. Строительство домов не ведется.
Истцы полагают, что строительство объектов застройщиком ООО «Партнер-Развитие» возобновлено не будет и обязательства перед ними надлежащим образом исполнены не будут, следовательно, имеются предусмотренные законом основания для признания объекта проблемным.
В установленный срок решение органом местного самоуправления о признании объекта принято не было, что препятствует формированию плана мероприятий, направленных на завершение строительства и защиту прав пострадавших дольщиков.
Просят суд:
- признать незаконным бездействие Администрации г.о.Лосино-Петровский Московской области по не принятию решения о признании объектов незавершенного строительства – 6-ти секционного 16-ти этажного многоквартирного жилого дома № и 2-х секционного 16-ти этажного многоквартирного жилого дома № по адресу: <адрес> – проблемными объектами;
- обязать Администрацию г.о.Лосино-Петровский Московской области принять решение в форме муниципального нормативного акта о признании объектов незавершенного строительства - 6-ти секционного 16-ти этажного многоквартирного жилого дома № и 2-х секционного 16-ти этажного многоквартирного жилого дома № по адресу: <адрес> – проблемными объектами, включить в перечень проблемных объектов на территории муниципального образования, указав планируемый срок ввода проблемных объектов в эксплуатацию, после признания объектов проблемными не позднее 15 календарных дней обратиться в правоохранительные органы по вопросу проведения проверки целевого использования привлеченных для строительства проблемных объектов денежных средств граждан и представить в Министерство строительного комплекса Московской области решение о признании объектов проблемными и копию обращения в правоохранительные органы, принять решение о привлечении нового застройщика, сформировать план мероприятий, направленный на завершение строительства проблемных объектов и защиту прав пострадавших соинвесторов, и представить их на согласование в Министерство строительного комплекса Московской области.
В судебное заседание административные истцы ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Административные истцы ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27 в судебное заседание не явились, извещены.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО28, действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала, пояснила, что 24 января 2018 года было вынесено постановление о признании спорных жилых домов проблемными объектами, кроме того, органом местного самоуправления направлены обращения в правоохранительные органы и прокуратуру с целью проведения проверки в отношении деятельности ООО «Партнер-Развитие» и привлечения организации к ответственности.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав пояснения явившихся сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации.
На основании положений ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу приведенных правовых норм, для признания действий (бездействий) органа местного самоуправления незаконными суду необходимо установить их несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В ходе судебного разбирательства установлено, что все административные истцы являются участниками долевого строительства на основании заключенных с застройщиком ООО «Партнер-Развитие» договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома (т.1 л.д.20-324).
Объекты долевого строительства (квартиры) находятся в домах: 6-ти секционный 16-ти этажный многоквартирный жилой дом № 1-й очереди строительства по адресу: <адрес>, и 2-х секционный 16-ти этажный многоквартирный жилой дом № 1-й очереди строительства по адресу: <адрес>
По условиям договоров, срок окончания строительства жилого дома № – апрель 2016 года, срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства – 3 квартал 2016 года.
Срок окончания строительства жилого дома № – февраль 2017 года, срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства – 2 квартал 2017 года.
Свои обязательства по оплате приобретаемых квартир истцы исполнили в полном объеме в соответствии с условиями заключенных договоров, в подтверждение чему в материалы дела представлены соответствующие платежные документы.
В настоящее время строительство указанных домов застройщиком ООО «Партнер-Развитие» не ведется, актуальный график завершения строительства в орган местного самоуправления не представлен (т.1 л.д.340-341). Срок исполнения обязательств застройщиком по договорам, заключенным с истцами, истек.
Как следует из сообщения Министерства строительного комплекса Московской области, застройщик ООО «Партнер-Развитие» включен в реестр проблемных застройщиков 22 мая 2017 года на основании п.п. «в» ст.2.1 Порядка ведения Реестра проблемных застройщиков, утвержденного Распоряжением Министерства № от 17 декабря 2013 года (т.1 л.д.339).
Согласно ст.23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Уполномоченный орган:1) издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
2) разрабатывает и издает методические рекомендации по вопросам практики осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
3) вправе запрашивать у контролирующих органов документы и информацию, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
3.1) утверждает форму проектной декларации;
3.2) утверждает форму и порядок предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам;
3.3) утверждает порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации застройщиками в единой информационной системе жилищного строительства, указанной в статье 23.3 настоящего Федерального закона;
4) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
В соответствии с этим уполномоченным органом на территории Московской области принят Закон Московской области №84/2010-ОЗ от 1 июля 2010 года "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области", который определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области по защите прав и законных интересов граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилого помещения на территории Московской области для дальнейшего проживания и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков (ч. 1 ст. 1 указанного Закона).
Данным Законом предусмотрено формирование Перечней (Сводного перечня) проблемных объектов и Реестра проблемных застройщиков. Кроме того, Законом предусмотрено размещение Сводного перечня проблемных объектов на территории Московской области и Реестра проблемных застройщиков в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также формирование Реестра (Сводного реестра) пострадавших соинвесторов в целях информирования граждан о застройщиках, строящихся объектах и возможных рисках, связанных с инвестированием гражданами денежных средств в строительство многоквартирных домов. Законом также предусмотрен комплекс мер по защите прав пострадавших соинвесторов, которые в пределах своей компетенции осуществляют исполнительные органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления (ст. 3, 4 Закона Московской области).
Так, в соответствии со ст.4 Закона, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:
1) взаимодействуют с органами государственной власти, государственными органами, организациями, гражданами по вопросам защиты прав пострадавших соинвесторов;
2) осуществляют контроль за сроками строительства многоквартирных домов;
3) принимают решение о признании объекта строительства проблемным объектом, не позднее 15 календарных дней обращаются в правоохранительные органы по вопросу проведения проверки целевого использования привлеченных для строительства проблемного объекта денежных средств граждан и (или) иных лиц и представляют в Уполномоченный орган копию решения о признании объекта строительства проблемным объектом и копию обращения в правоохранительные органы;
4) формируют и ведут Перечень и ежеквартально представляют его в Уполномоченный орган;
5) утратил силу с 1 августа 2014 года
6) с целью завершения строительства проблемного объекта принимают решение о привлечении нового застройщика в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) при предоставлении земельного участка с размещенным на нем проблемным объектом рассматривают вопрос об одновременном предоставлении в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительного земельного участка с целью компенсации затрат, связанных с удовлетворением требований пострадавших соинвесторов после завершения строительства проблемного объекта;
8) оказывают содействие пострадавшим соинвесторам по вопросам защиты их законных прав и интересов, в том числе при создании ими некоммерческой организации;
8.1) формируют планы мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта и защиту прав пострадавших соинвесторов, и представляют их на согласование в Уполномоченный орган;
9) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 2 указанного Закона дает определение проблемного объекта – это расположенный на территории Московской области многоквартирный дом, для строительства которого привлечены денежные средства граждан и (или) иных лиц и в отношении которого установлено одно из следующих обстоятельств:
по сведениям органов государственного строительного надзора в течение девяти месяцев со дня выдачи разрешения на строительство не получено извещение о начале строительства многоквартирного дома, предусмотренное частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
по сведениям органов государственного строительного надзора строительство многоквартирного дома не осуществляется в течение девяти месяцев, в том числе приостановлено или прекращено, о чем имеются соответствующие отметки в общем и (или) специальном журналах, в которых ведется учет выполнения работ при строительстве многоквартирного дома;
строительство многоквартирного дома прекращено или приостановлено при наличии установленных в судебном порядке обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что обязательства по договорам, заключенным с гражданами и (или) иными лицами, чьи денежные средства привлечены для строительства данного многоквартирного дома, не будут исполнены в сроки, предусмотренные такими договорами;
застройщик просрочил более чем на девять месяцев исполнение обязательств по договорам, заключенным с гражданами и (или) иными лицами, чьи денежные средства привлечены для строительства данного многоквартирного дома.
Согласно «Порядку ведения Перечня проблемных объектов на территории муниципального образования и Сводного перечня проблемных объектов на территории Московской области», утвержденному Распоряжением Минстроя МО от 02.09.2014 № 142, основанием для включения многоквартирного дома в Перечень является принятое в форме муниципального правового акта решение органа местного самоуправления о признании многоквартирного дома проблемным объектом.
Решение принимается не позднее 15 календарных дней с момента выявления одного из следующих обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Закона:
1) по сведениям органов государственного строительного надзора в течение девяти месяцев со дня выдачи разрешения на строительство не получено извещение о начале строительства многоквартирного дома, предусмотренное частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) по сведениям органов государственного строительного надзора строительство многоквартирного дома не осуществляется в течение девяти месяцев, в том числе приостановлено или прекращено, о чем имеются соответствующие отметки в общем и (или) специальном журналах, в которых ведется учет выполнения работ при строительстве многоквартирного дома;
3) строительство многоквартирного дома прекращено или приостановлено при наличии установленных в судебном порядке обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что обязательства по договорам, заключенным с гражданами и (или) иными лицами, чьи денежные средства привлечены для строительства данного многоквартирного дома, не будут исполнены в сроки, предусмотренные такими договорами;
4) застройщик просрочил более чем на девять месяцев исполнение обязательств по договорам, заключенным с гражданами и (или) иными лицами, чьи денежные средства привлечены для строительства данного многоквартирного дома.
Перечень, а также заверенные органом местного самоуправления копии Решения и обращения в правоохранительные органы о проведении проверки целевого использования привлеченных для строительства проблемного объекта денежных средств, представляются в Министерство не позднее 15 календарных дней с момента признания объекта проблемным.
Орган местного самоуправления формирует План мероприятий и представляет его на согласование в Министерство не позднее 30 календарных дней с момента признания объекта строительства проблемным объектом. При изменении согласованных сроков выполнения мероприятий орган местного самоуправления корректирует План мероприятий и представляет его на новое рассмотрение и согласование в Министерство не позднее 15 календарных дней с момента выявления обстоятельств, влекущих изменение согласованных сроков.
Из материалов дела следует, что в течение ноября-декабря 2017 года Глава г.о.Лосино-Петровский неоднократно обращался в прокуратуру и правоохранительные органы с заявлениями о проведении проверки в отношении деятельности ООО «Партнер-Развитие». По данным обращениями проводится комплекс оперативно-розыскных мероприятий.
24 января 2018 года Главой г.о.Лосино-Петровский вынесено постановление № о признании проблемным объектом незавершенные строительством многоквартирных жилых домоы ЖК «ФИО56»: корпус № – 435-ти квартирный 6-ти секционный 16-ти этажный жилой дом №, корпус № – 238-квартирный 2-х секционный 16-ти этажный жилой дом №, расположенных по адресу: <адрес>.
До настоящего времени данное постановление в установленном законом порядке не отменено, недействительным не признано.
Таким образом, судом установлено, что на момент рассмотрения по существу настоящего административного дела нарушения прав административных истцов отсутствуют, поскольку органом местного самоуправления, в пределах своей компетенции, принято решение о признании спорных объектов проблемными.
Иных доказательств нарушения прав истцов действиями (бездействием) административного ответчика суду не представлено.
Исходя из изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 ФИО57, ФИО8 ФИО58, ФИО9 ФИО59, ФИО10 ФИО60, ФИО11 ФИО64, ФИО1 ФИО65, ФИО6 ФИО69, ФИО1 ФИО70, Халанской ФИО71, ФИО15 ФИО61, ФИО16 ФИО66, Кушнарь ФИО72, Рашоян ФИО73, ФИО18 ФИО74, ФИО19 ФИО75, ФИО20 ФИО62, Белицкого ФИО67, ФИО22 ФИО76, ФИО23 ФИО77, Лисаченко ФИО78, ФИО24 ФИО79, ФИО25 ФИО63, Ежовой ФИО68, ФИО2 ФИО80, ФИО2 ФИО81 к Администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский Московской области о признании действий (бездействия) незаконными, обязании устранить допущенные нарушения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца.
Федеральный судья И.Ю. Кулагина