2а -1358/2022
44RS0001-01-2022-000923-56
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 марта 2022 года <...>
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Ковунева А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Р.А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску УФНС России по Костромской области к К.А.Л. о взыскании задолженности по налогам и пени и восстановлении срока на предъявления данного заявления,
у с т а н о в и л:
УФНС России по Костромской области обратилась в суд с иском к К.А.Л. в котором указывают, что административный ответчик состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> по <дата>. В период осуществления предпринимательской деятельности являлся плательщиком ЕНВД, но образовалась задолженность по налогам и страховым взносам. Страховые взносы в фиксированном размере. Недоимка. Ответчику начислены страховые взносы на ОП за период с <дата> и на дату иска недоимка составляет 75 222, 14 руб. Страховые взносы на ОМС на дату иска составляет за период с <дата> – 3796,85 руб., за период с <дата> в размере – 16 327,54 руб. Пени по страховым взносам составили на ОПС за период с <дата> – 55,04 руб. Пени за периоды до <дата> – 3 267,44 руб., остаток которых на дату иска составил – 3 115,05 руб. Пени по страховым взносам ОМС за период с <дата> – 480,10 руб., остаток которых на дату иска составляет – 464,26 руб. Пени за несвоевременную уплату ЕНВД – 1 324,05 руб. В соответствии со ст. 69. 70 НК РФ административному ответчику направлены требования об уплате за 2017 год № от <дата> год (срок исполнения до <дата>), за 2017 года № от <дата> (срок исполнения до <дата>), за 2018 год № от <дата> (срок исполнения до <дата>), за 2019 год № от <дата> ( срок исполнения до <дата>, № от <дата> (срок исполнения до <дата>), № от <дата>, № от <дата> (срок исполнения до <дата>), № от <дата> (срок исполнения до <дата>), № от <дата> (срок исполнения до <дата>), № от <дата> (срок исполнения до <дата>), № от <дата> (срок исполнения до <дата>),. № от <дата> (срок исполнения до <дата>), № от <дата> от (срок исполнения до <дата>). Первоначально налоговый орган обращался за взысканием данной задолженности порядке приказного производства. В принятии заявления о выдаче судебного приказа МССУ 32 Свердловского судебного района <адрес> отказано определением от <дата>. Кроме того, административный истец просил на основании п.1 ст.48 НК РФ, ст.95 КАС РФ, п.2 ст.48 НК РФ, пп.4 п.1 ст.59 НК РФ просил восстановить срок для взыскания указанной задолженности, так как пропуск срока связан с техническими причинами в работе компьютерной программы. В случае отказа в восстановлении срока, просили признать задолженность безнадежной ко взысканию (недоимку и все начисленные на неё пени). На основании изложенного просили: удовлетворить ходатайство о восстановлении пропущенного срока, взыскать с К.А.Л. задолженность по страховым взносам ОПС в т.ч. недоимка – 75 222,14 руб., пени – 55,04 руб., страховые взносы по ОМС за период до <дата>: недоимка – 3796,35 руб., пени – 3115,05 руб., за период с <дата> недоимка 16327,54 руб., пени – 464,26 руб., ЕНВД в т.ч. пени – 1324,05 руб., а всего – 100 304,43 руб.
В судебное заседание административный истец своего представителя не направил, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие по имеющимся в деле материалам, ходатайство о восстановлении срока и исковые требования поддержали в полном объеме.
Административный ответчик К.А.Л. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, в соответствии с требованиями ст. 96-99 КАС РФ, по месту регистрации, доводов и возражений, опровергающих позицию административного истца о наличии у административного ответчика задолженности, истребуемой в рамках рассматриваемого административного дела не представил.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, суд приходит к следующему.
Статьей 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом
При этом, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ, конкретизировано в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса РФ).
На основании пункта 2 статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).
В силу ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей:
- в фиксированном размере 26545 рублей за расчетный период 2018 года, 29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300000 рублей,
- в фиксированном размере 26545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300000 рублей за расчетный период.
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5840 рублей за расчетный период 2018 года, 6884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 432 НКРФ).
До <дата> в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по взысканию указанных взносов передана налоговым органам. В соответствии с данным Федеральным законом часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации дополнена новым разделом XI «Страховые взносы в Российской Федерации» и главой 34 «Страховые взносы».
С указанной даты также утратил силу Федеральный закон от <дата> № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (пункт 5 ст. 18 названного Федерального закона от <дата> № 243-ФЗ).
Вместе с тем, Федеральный закон от <дата> № 212-ФЗ действовал на момент возникновения спорных отношений (возникновения недоимки по страховым взносам), в связи с чем подлежит применению при рассмотрении настоящего дела, что следует из ст. 20 Федерального закона от <дата> № 250-ФЗ.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от <дата> № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются, в том числе, индивидуальные предприниматели, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от <дата> N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно статье 16 Федерального закона от <дата> N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона; страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 2).
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) деятельности включительно (ч. 8 ст. 16).
В силу ст. 25 Федерального закона от <дата> № 212-ФЗ, в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки, плательщик страховых взносов должен выплатить пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от <дата> № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. Данное требование должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
В силу ст. 21 Федерального закона от <дата> № 212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Как следует из материалов К.А.Л.<дата> г.р., место рождения: <адрес>., ИНН № состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> по <дата> года
Являясь предпринимателем в указанный период, К.А.Л. соответственно являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды до <дата>, а также за период с <дата>.
Налоговым органом в соответствии с подпунктом 1 и 2 пункта 1 ст. 430 НК РФ начислены к уплате страховые взносы за период с <дата> на обязательное пенсионное страхование в сумме 75 222,14 руб. и на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за периоды до <дата> в размере 3 796,85 руб., за периоды с <дата> в размере 16 327,54 руб.
Указанные суммы задолженности на обязательное пенсионное страхование включены в требования: за 2017 года № от <дата> (срок исполнения до <дата>), за 2018 год № от <дата> (срок исполнения до <дата>), за 2019 год № от <дата> ( срок исполнения до <дата>).
Указанные суммы задолженности на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС включены в требования: за 2017 год № от <дата> год (срок исполнения до <дата>), за 2018 год № от <дата> (срок исполнения до <дата>), за 2019 год № от <дата> ( срок исполнения до <дата>).
Налогоплательщиком в установленные сроки задолженность не оплачена.
Правильность произведенного налоговым органом расчета ответчиком не оспорена.
В соответствии с п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Из содержания ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Срок уплаты налогов и сборов устанавливается применительно к каждому налогу и сбору (ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно п. 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом начислены пени за неуплату налога на обязательное пенсионное страхование за период с <дата> – 55,04 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период до 0<дата> – 3267,44 руб., остаток которых на дату иска составляет – 3115,05 руб., по страховым взносам с <дата> – 480,10 руб., остаток которых на дату иска составляет 464,26 руб.
Согласно статье 346.30 НК РФ, действующей до <дата>, налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности признается квартал.
Согласно п.2 ст.346.28 НК РФ действующей до <дата> уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.
Административный ответчик в ходе своей предпринимательской деятельности исчислял и уплачивал Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
За несвоевременную уплату Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за <дата> в сумме 13 544.00 руб. начислены пени в размере 1565,15 руб., остаток которых на дату иска составляет 1324,05 руб.
В соответствии со статьями 69,70 Налогового кодекса РФ в адрес административного ответчика направлены требования об уплате пени № от <дата> (срок исполнения до <дата>), № от <дата>, № от <дата> (срок исполнения до <дата>), № от <дата> (срок исполнения до <дата>), № от <дата> (срок исполнения до <дата>), № от <дата> (срок исполнения до <дата>), № от <дата> (срок исполнения до <дата>),. № от <дата> (срок исполнения до <дата>), № от <дата> от (срок исполнения до <дата>).
В добровольном порядке требования налогового органа К.А.Л. не исполнены.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно п.3 ст.48 НК РФ Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С данным административным исковым заявлением УФНС России по Костромской области обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы <дата>. Ранее, <дата>, административный истец обращался к МССУ № 32 Свердловского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с К.А.Л. задолженности по за 2017-2019 год за ОПС – 75222,14 руб., за ОМС – 20124,39 руб., пени за ОПС – 55,04 руб., пени за ОМС – 3579,31 руб., ЕНВД за <дата> – 13544 руб., пени за ЕНВД – 1324,05 руб. Определением мирового судьи от <дата> отказано в принятии данного заявления со ссылкой на тот факт, что требование не является бесспорным, поскольку заявителем пропущен срок на обращение.
Согласно материалам дела, самое ранее требование за оплату, в котором содержались заявленные к взысканию исчисления, но не оплаченные административным ответчиком налоги, которые превысил сумму в 10000 руб., в адрес административного ответчика было направлено: требование об уплате налога № от <дата> содержит указание на срок добровольной оплаты до <дата>, требование № от <дата> содержит указание на срок добровольной оплаты до <дата>, требование № от <дата> содержит указание на срок добровольной оплаты до <дата>, требование № от <дата> содержит указание на срок добровольной оплаты до <дата>, требование № от <дата> содержит указание на срок добровольной оплаты до <дата>, требование № от <дата> содержит указание на срок добровольной оплаты до <дата>, требование № от <дата> содержит указание на срок добровольной оплаты до <дата>, требование № от <дата> содержит указание на срок добровольной оплаты до <дата>, требование № от <дата> содержит указание на срок добровольной оплаты до <дата>, требование № от <дата> содержит указание на срок добровольной оплаты до <дата>, требование № от <дата> содержит указание на срок добровольной оплаты до <дата>, требование № от <дата> содержит указание на срок добровольной оплаты до <дата>, требование № от <дата> содержит указание на срок добровольной оплаты до <дата>, требование № от <дата> содержит указание на срок добровольной оплаты до <дата>, требование № от <дата> содержит указание на срок добровольной оплаты до <дата>, требование № от <дата> содержит указание на срок добровольной оплаты до <дата> Таким образом, срок для обращения в суд на взыскание задолженности до даты первичного обращения налогового органа за ее истребованием в порядке, предусмотренном вышеприведенной нормой ст. 48 НК РФ.
Таким образом, УФНС России по Костромской области пропущен срок предъявления в суд требования о взыскании с ответчика задолженности по налогу за заявленные периоды.
В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В заявлении УФНС России по Костромской области просит восстановить пропущенный срок для обращения в суд.
Согласно абз.4 п.2, п. 3 ст.48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В силу ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Поскольку законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска указанного срока, вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда.
Таких причин в судебном заседании не установлено, административным истцом в обоснование ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд соответствующих доказательств не представлено, технические причины, причины организационного характера на которые ссылается УФНС России по Костромской области, к числу уважительных отнесены быть не могут и не подтверждаются материалами дела.
Причины пропуска административным истцом срока для обращения требованиями о взыскании задолженности по налогам и пеням суд находит неуважительными, поскольку о наличии задолженности административному истцу было известно, что подтверждается действиями налоговой инспекции по направлению требований об уплате задолженности. Иных доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам и пеням административным истцом не представлено.
Таким образом, в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока подачи административного искового заявления следует отказать, в связи с чем заявленные исковые требования УФНС России по Костромской области не подлежат удовлетворению.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в том числе, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Поскольку установленный срока взыскания задолженности истек, налоговый орган утратил возможность взыскания с административного ответчика задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 75 222,14 руб., пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 55,04 руб., на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды до <дата> – 3796,85 руб., а также за период с <дата> – 16327,54 руб., пени по страховым взносам на ОМС за период до <дата> – 3115,05 руб., с <дата> – 464,26 руб., пени за несвоевременную уплату ЕНВД – 1324,05 руб. и при таких обстоятельствах сумму недоимки следует признать безнадежной к взысканию.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
р е ш и л:
В удовлетворении ходатайства УФНС России по Костромской области о восстановлении срока на подачу заявления о взыскании задолженности по налогам и пени с К.А.Л. отказать.
В удовлетворении исковых требований УФНС России по Костромской области к К.А.Л. о взыскании задолженности по налогам и пени отказать.
Признать безнадежной к взысканию задолженность К.А.Л., <дата> г.р., ИНН <***>, по страховым взносам на обязательное пенсионное по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 75222 рубля 14 копеек, пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование – 55 рублей 04 копейки, на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за расчетные периоды до <дата> – 3796 рублей 35 копеек, а также за период с <дата> – 16327 рублей 54 копеек, пени по страховым взносам на ОМС за период до <дата> – 3115 рублей 05 копеек, пени по страховым взносам на ОМС за период с <дата> – 464 рубля 26 копеек,, пени за несвоевременную уплату ЕНВД – 1324 рубля 05 копеек, в связи с тем, что налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки по причине истечения установленного срока взыскания.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня его принятия суда в окончательной форме.
Судья: Ковунев А.В.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено <дата>.