ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1359/20 от 06.11.2020 Томского районного суда (Томская область)

Дело № 2а-1359/2020

УИД 70RS0005-01-2020-001877-83

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 ноября 2020 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Камыниной С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Малаховской Е.С.,

помощник ФИО1,

с участием

представителя административного истца ФИО2,

представителя административного ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело №2а-1359/2020 по административному исковому заявлению ФИО4 к Администрации Моряковского сельского поселения о признании незаконным бездействия ответчика с понуждением к направлению в Управление Росреестра,

у с т а н о в и л:

ФИО4 (далее – административный истец) обратился в суд с административным иском к муниципальному образованию «Моряковское сельское поселение» (далее- административный ответчик) о признании бездействия незаконным, понуждении в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства и направить в Управление Росреестра по Томской области все документы, необходимые для осуществления внесения сведений в ЕГРН относительно категории земельных участков с кадастровыми номерами: из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель «земли населенных пунктов» с указанием вида разрешенного использования - «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках».

Указав в обоснование, что ему на праве собственности принадлежатт 38 земельных участков, расположенных в Томской обл., Томском районе, МО «Моряковское сельское поселение», д. Губино с кадастровыми номерами: , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты
недвижимости № КУВИ-001/2019-19733622. 09 января 2019 года ФИО4 обратился в МО «Моряковское сельское поселение» с заявлением о переводе вышеназванных земельных участков из состава земель категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов», обосновывая свою просьбу решением Совета Моряковского сельского поселения № 81 от 30.05.2014 «Об утверждении Генерального плана «Моряковского сельского поселения», согласно которому земельные участки, принадлежащие административному истцу на праве собственности, включены в границы населенного пункта. Вышеназванное заявление было удовлетворено, и постановлением Администрации Моряковского сельского поселения от 08 февраля 2019г. земельные участки переведены из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесены к зоне сельскохозяйственных угодий в границах населенных пунктов (СХ-4), установлен вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. ФИО4 21 марта 2019 года обратился в Управление Росреестра по Томской области с соответствующими заявлениями о внесении сведений в ЕГРН. Однако уведомлениями от 01 апреля 2019 года (уведомления по своей сути идентичны, отличаются только указаниями кадастровых номеров каждого земельного участка, подробно изложены в приложениях к настоящему исковому заявлению) Управление Росреестра по Томской области отказало во внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия на том основании, что документы об установлении или изменении границ населенных пунктов, входящих в границы Моряковского сельского поселения (в том числе и деревни Губино), не были предоставлены в порядке, установленном Постановлением Правительства «Об утверждении правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с ч. 1, 3 - 13. 15 ст. 32 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН» от 31.12.2015г. № 1532. Управление Росреестра констатировало, что перевод земельных участков из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель «земли населенных пунктов» может быть осуществлен только после поступления в орган регистрации прав и внесения в ЕГРН сведений о границе населенного пункта деревня Губино сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В орган же поступила информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав в органе государственной власти (органе местного самоуправления) в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Получив отказ в регистрации перевода земель, ФИО4 30 января 2020 года обратился в Муниципальное образование «Моряковское сельское поселение» с досудебной претензией, в которой просил административного ответчика в разумный срок направить в Управление Росреестра по Томской области документы об установлении или изменении границ населенных пунктов, которые необходимы для завершения процедуры регистрации изменений и внесения сведений в ЕГРН. Ответом МО «Моряковское сельское поселение» от 28 февраля 2020 года сообщено, что границы населенного пункта д. Губино установлены Генеральным планом МО «Моряковское сельское поселение», утвержденным решением Совета Моряковского сельского поселения от 30 мая 2014 года № 80, но в настоящее время у администрации отсутствует графическое описание границ населенного пункта д. Губино. После подготовки графического описания границ д. Губино сведения будут направлены в Управление Росреестра по Томской области. Однако в какие конкретные сроки будут устранены причины, по которым Управлением Росреестра по Томской области отказано в регистрации изменений, в ответе не указано, в связи с чем гарантированные действующим законодательством права административного истца нарушены, способ, порядок и сроки устранения нарушений административным ответчиком не указаны, что послужило поводом для обращения в прокуратуру Томского района с заявлением о нарушении прав административного истца бездействием со стороны органа местного самоуправления, что подтверждается заявлением от 19.02.2020. Ответом Прокуратуры от 26 марта 2020 года № 64ж-2020 административному истцу сообщено, что доводы, содержащиеся в жалобе, нашли свое подтверждение, что явилось основанием для внесения главе МО «Моряковское сельское поселение» представления об устранении выявленных нарушений закона, причин, условий им способствующих. Неустранение нарушений, связанных с отсутствием в Управлении Росреестра по Томской области сведений/документов о границах населенного пункта д. Губино не позволяет административному истцу завершить процедуру внесения изменений в ЕГРН в связи с переводов земельных участков из одной категории в другую, чем нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации. Земельным кодексом и иными федеральным законами и нормативно-правовыми актами права административного истца. Административный ответчик совершает оспариваемое бездействие в период с принятия постановления № 41 от 08 февраля 2019г. о переводе земельных участков из одной категории в другую по настоящее время.

Бездействие административного ответчика выражается в том, что он не предпринимает необходимые действия по утверждению документов для завершения процедуры перевода земель из одной категории в другую и не направляет их в Управление Росреестра по Томской области, в связи с чем административный истец не может осуществить внесение сведений в ЕГРН и получить выписку из ЕГРН с указанием категории земель «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием «ведение личного подсобного хозяйства».

В ходе рассмотрения дела административный истец отказался от иска в части требования относительно земельных участков с кадастровыми номерами отказ от иска принят судом, производство по делу в указанной части прекращено.

С учетом измененных исковых требований административный истец просит:

признать незаконным бездействие Администрации Моряковского сельского поселения по ненаправлению в Управление Росреестра по Томской области документов, необходимых для внесения сведений к Единый государственный реестр недвижимости относительно категории и вида разрешенного использования земельных участков истца.

обязать Администрацию Моряковского сельского поселения в срок до 01.02.2021 направить в Управление Росреестра по Томской области документы, необходимые для внесения сведений к Единый государственный реестр недвижимости об изменении категории земель с «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию земель «земли населенного пункта» с указанием вида разрешенного использования «Ведение личного подсобного хозяйства» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами об изменении категории земель с «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию земель «Земли населенных пунктов» с указанием вида разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами

В судебное заседание административный истец не явился, об уважительности причин неявки не извещал, об отложении судебного заседания не просил.

Представитель административного истца ФИО2, действующий по доверенности от 13.05.2020, измененные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации Моряковского сельского поселения ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по следующим основаниям. Границы населенного пункта д. Губино установлены Генеральным планом муниципального образования «Моряковское сельское поселение», утвержденным решением Совета Моряковского сельского поселения от 30 мая 2014 года №80. Однако в настоящее время у администрации поселения отсутствует графическое и текстовое описание границ населенного пункта д. Губино. Работа затруднена тем, что имеются пересечения границы населенного пункта д. Губино и границ земельных участков, не являющихся муниципальной собственностью. В связи с указанным Администрацией поселения 26.06.2018 года было направлено обращение в Департамент государственной собственности Томской области о согласовании раздела земельных участков под автомобильной дорогой Кудринский участок - Моряковский Затон. Однако раздел земельных участков согласован не был. Администрацией поселения 03.12.2019 был заключен муниципальный контракт №90 с ООО «ТомскСпецПроект» на подготовку проекта изменений и дополнений в Генеральный план муниципального образования «Моряковское сельское поселение» Томского района Томской области, проекта изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Моряковское сельское поселение» Томского района Томской области». 18 сентября 2020 года проект изменений в Генеральный план Моряковского сельского поселения размещен в Федеральной Государственной информационной системе территориального планирования и направлен на согласование в Министерство экономического развития Российской Федерации. Также 29.09.2020 администрацией поселения заключен муниципальный контракт №65 с ООО «ТомГеоСтандарт» на подготовку графического и текстового описания местоположения границ населенного пункта д. Губино с учетом разработанного проекта изменений в Генеральный план муниципального образования «Моряковское сельское поселение».

Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Томской области, извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, об уважительности причин неявки не извещало, об отложении судебного заседания не просило.

Руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п.2 ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Административный истец обратился в суд с административным иском 15.06.2020, при этом уведомления об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица датированы 01.04.2019, 07.07.2020, 10.07.2020, 21.07.2020, учитывая изложенное, административным истцом соблюден срок обращения с административным иском.

На основании ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 настоящей статьи - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из содержания п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В ходе судебного разбирательства дела судом установлено, что ФИО4 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

-

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 30.09.2020.

Решениями Совета Моряковского сельского поселения и от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Моряковское сельское поселение».

Административным ответчиком было признано установление Генеральным планом поселения границ населенного пункта д.Губино.

ФИО4 с целью осуществить перевод земельных участков из состава земель категории «Земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «Земли населенных пунктов» ДД.ММ.ГГГГ обратился с соответствующим заявлением в Администрацию Моряковского сельского поселения.

Постановлением Администрации Моряковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ:

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне сельскохозяйственных угодий в границах населенных пунктов (СХ-4), установлен вид разрешенного использования – ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне сельскохозяйственных угодий в границах населенных пунктов (СХ-4), установлен вид разрешенного использования –ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне сельскохозяйственных угодий в границах населенных пунктов (СХ-4), установлен вид разрешенного использования –ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне сельскохозяйственных угодий в границах населенных пунктов (СХ-4), установлен вид разрешенного использования – ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне сельскохозяйственных угодий в границах населенных пунктов (СХ-4), установлен вид разрешенного использования –ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне сельскохозяйственных угодий в границах населенных пунктов (СХ-4), установлен вид разрешенного использования –ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне сельскохозяйственных угодий в границах населенных пунктов (СХ-4), установлен вид разрешенного использования –ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне сельскохозяйственных угодий в границах населенных пунктов (СХ-4), установлен вид разрешенного использования –ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне сельскохозяйственных угодий в границах населенных пунктов (СХ-4), установлен вид разрешенного использования –ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках,

- земельный участок с кадастровым номерам переведен в категорию земель «земли населенных пунктов», отнесен к Зоне малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства (Ж-2), установлен вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. Перовому заместителю главы администрации-начальнику отдела по обеспечению жизнедеятельности населения ФИО3 постановлено направить указанное постановление в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.

С учетом пояснений представителя административного истца, постановления Администрации Моряковского сельского поселения №41 от 08.02.2019 земельные участки административного истца включены в границы населенного пункта д.Губино.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основываются Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно п.1 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (подп.1); земли населенных пунктов (подп.2).

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (п.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу абз.4 подп.4 п.1 ст.8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Согласно подп.1 п.1 ст.84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с п.п.3, 4 ч.5 ст.8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости в числе иных вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, а также виде или видах его разрешенного использования.

В силу пп.2,3 ст.13 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.

Как предусмотрено пп. 2, 3, 8 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка; об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон; об установлении или изменении границ населенного пункта.

В соответствии с ч.3 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения, в том числе, отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Для внесения в ЕГРН сведений о переводе земельных участков принадлежащих административному истцу из одной категории в другую в соответствии с Постановлением Администрации Моряковского сельского поселения №41 от 08.02.2019 он обратился в Управление Росреестра по Томской области с соответствующими заявлениями.

Уведомлениями от 01.04.2019 ФИО4 в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица отказано во внесении в ЕГРН сведений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами

Уведомлениями от 10.07.2020 ФИО4 в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица отказано во внесении в ЕГРН сведений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами

Уведомлениями от 07.07.2020 ФИО4 в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица отказано во внесении в ЕГРН сведений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами

Уведомлениями от 21.07.2020 ФИО4 в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица отказано во внесении в ЕГРН сведений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами

Основанием для отказа во внесении в ЕГРН сведений в отношении земельных участков принадлежащих административному истцу явилось то, что в орган регистрации прав документы об установлении не были предоставлены в порядке, установленном постановлением Правительства "Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" документы об установлении или изменении границ населенных пунктов, входящих в границы Моряковского сельского поселения (в том числе и д. Губино).

В связи с получением отказа во внесении в ЕГРН сведений о переводе земельных участков принадлежащих административному истцу из категории земель земли сельскохозяйственного назначения в категорию земли населенных пунктов, ФИО4 обратился 28.01.2020 к административному ответчику с претензией, в которой просил в течение 10 дней направить в Управление Росреестра по Томской области Постановление муниципального образования «Моряковское сельское поселение» №41 от 08.02.2019, а также документы об установлении или изменении границ населенных пунктов, входящих в границы Моряковского сельского поселения (в том числе и д. Губино). Указанная претензия получена адресатом 01.02.2020, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором

Как следует из ответа Главы Администрации Моряковского сельского поселения № от <адрес>, границы населенного пункта д. Губино установлены Генеральным планом муниципального образования «Моряковское сельское поселение», утвержденным решением Совета Моряковского сельского поселения от 30.05.2014 №80, однако у администрации поселения отсутствует графическое описание границ населенного пункта д. Губино, поскольку имеются пересечения границы населенного пункта д. Губино и границ земельных участков, не являющихся муниципальной собственностью, в частности с земельными участками под автомобильной дорогой г. Томск- с. Моряковский затон, являющейся собственностью Томской области. Работа по разделу указанной автодороги на отдельные участки ведется. После подготовки графического описания границ д. Губино сведения будут направлены в Управление Росреестра по Томской области.

В своих возражениях на административный иск административный ответчик указывает, что отсутствие до настоящего времени графического и текстового описания границ населенного пункта д. Губино, что объясняют имеющимся пересечением границы населенного пункта д. Губино и границ земельных участков под автомобильной дорогой Кудринский участок - Моряковский Затон, не являющихся муниципальной собственностью и готовившихся в связи с этим изменений и дополнений в Генеральный план муниципального образования «Моряковское сельское поселение» и в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Моряковское сельское поселение» Томского района Томской области», а также на заключение в сентябре 2020 году муниципального контракта на подготовку графического и текстового описания местоположения границ населенного пункта д. Губино с учетом разработанного проекта изменений в Генеральный план муниципального образования «Моряковское сельское поселение».

В подтверждение указанных доводов представлено Обращение Главы администрации Моряковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, Муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, а также Муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ предметом которого является обязательство по подготовке графического и текстового описания местоположения границ населенного пункта д. Губино Томского района Томской области, срок действия муниципального контракта до 10.12.2020, Изменения в генеральный план муниципального образования «Моряковское сельское поселение» Томского района Томской области подготовленного ООО «ТомскСпецПроект».

Согласно Изменениям в правила землепользования и застройки МО «Моряковского сельского поселения» Томского района Томской области, подготовленным ООО «ТомскСпецПроект» их целью, в том числе является корректировка зон, корректировка границ земельного участка д. Губино.

Постановлением Администрации Моряковского сельского поселения №186 от 30.09.2020 назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования «Моряковское сельское поселение» с 01.10.2020 по 10.12.2020.

Перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), порядок их направления или предоставления органами государственной власти, органами местного самоуправления, судами в орган регистрации прав, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а также требования к формату таких документов в электронной форме установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532 "Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости".

Обязанность направления органом местного самоуправления в орган регистрации прав документов воспроизводящих сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов, а также сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, с указанием установленной категории земель установлена п.7 Постановления Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532.

Доказательств направления соответствующих документов административным ответчиком не представлено.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, Генеральный план в том числе в части границ населенного пункта д.Губино был утвержден в 2014 году. Однако до настоящего времени работы по описанию границ, а также по направлению в орган кадастрового учета сведений от границах населенного пункта, в том числе касающийся изменении категории земельных участков, включенных в границу населенного пункта, органом местного самоуправления не выполнены. То обстоятельство, что Администрация имеет намерение внести изменение в Генеральный план поселения и Правила землепользования и застройки, и осуществляет необходимые для этого процедуры, не освобождают ее от указанной. При этом длительное неисполнения данной обязанности нарушает права землепользователей на пользование и распоряжение своими земельными участками в соответствии с их назначением.

Учитывая изложенное, суд полагает бездействие Администрации Моряковского сельского поселения выраженное в ненаправлении в Управление Росреестра по Томской области документов, необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об изменении категории земель с указанием вида разрешенного использования, изменении границ д. Губино Томского района незаконным.

В соответствии с ч.9 ст.227 Кодекса административного судопроизводства в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

В целях восстановления права административный истец просит в
тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить
нарушения действующего законодательства и направить в Управление Росреестра по Томской области все документы, необходимые для осуществления внесения сведений в ЕГРН относительно категории земельных принадлежащих ему земельных участков.

Указанный способ восстановления прав и законных интересов суд находит обоснованным, при этом полагает, что срок необходимый для устранения нарушений необходимо устанавливать с учетом законодательства, предусматривающего порядок внесения изменений в Генеральный план, ввиду чего и с учетом предоставленных административным ответчиком доказательств полагает необходимым предоставить срок для устранения нарушений прав истца, направления документов необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об изменении категории земель до 01.02.2021.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административный иск ФИО4 удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Моряковского сельского поселения по ненаправлению в Управление Росреестра по Томской области документов, необходимых для внесения сведений к Единый государственный реестр недвижимости относительно категории и вида разрешенного использования земельных участков истца.

Обязать Администрацию Моряковского сельского поселения в срок до 01.02.2021 направить в Управление Росреестра по Томской области документы, необходимые для внесения сведений к Единый государственный реестр недвижимости об изменении категории земель с «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию земель «земли населенного пункта» с указанием вида разрешенного использования «Ведение личного подсобного хозяйства» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами об изменении категории земель с «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию земель «Земли населенных пунктов» с указанием вида разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами

Решение суда может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.В. Камынина