ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1359/2022 от 30.08.2022 Железнодорожного районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

№ 2а-1359/2022

91RS0001-01-2022-003733-54

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2022 года г. Симферополь

Железнодорожный районный суда города Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Тощевой Е.А.,

при секретаре – Корабельниковой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе административное дело по административному иску Прокурора г. Симферополя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Симферополя, заинтересованные лица Департамент финансов Администрации г. Симферополя, Министерство финансов Республики Крым о признании бездействий незаконными, -

у с т а н о в и л:

14.06.2022 Прокурор г. Симферополя обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил:

- признать бездействие Администрации г. Симферополя в части принятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов му3ниципального образования о местных налогам и сборах незаконными;

- обязать Администрацию г. Симферополя разработать и утвердить муниципальный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах в течение шести месяцев со дня вынесения решения суда.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города Симферополя в ходе осуществления надзорной деятельности установлен факт неправомерного бездействия административного ответчика, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению нормативного правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Прокурор считает, что в рамках Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального, городского округа.

Прокуратурой города в адрес главы администрации города Симферополя ДД.ММ.ГГГГ направлено требование о предоставлении информации о причинах непринятия нормативного правового акта, регламентирующего порядок дачи письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов о местных налогах и сборах.

Согласно ответа администрации города Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ, указанный нормативный правовой акт не принят в связи с отсутствием требований налогового законодательства и определением сроков предоставления финансовым органом таких разъяснений.

С такими доводами прокурор не согласился, в связи с чем обратился с иском в суд.

Определением Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 13.07.2022 года к участию по делу в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент финансов Администрации г. Симферополя.

Определением Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 10.08.2022 года к участию по делу в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство финансов Республики Крым.

В судебном заседании представитель прокуратуры – Бойко Д.М. административный иск поддержала, просила его удовлетворить.

Представитель Администрации г. Симферополя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее были поданы письменные возражения на иск.

Представитель заинтересованного лица Департамента финансов Администрации г. Симферополя - Надолинская В.Е. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в иске отказать, ранее были поданы письменные возражения.

Представитель Министерство финансов Республики Крым в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Согласно положений ч.6 ст.226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Явка лиц, участвующих в деле не признана судом обязательной. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о слушании дела.

Изучив доводы иска, исследовав материалы рассматриваемого административного дела, и исследовав все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось сторонами, что прокуратурой города в адрес главы Администрации города Симферополя 05.05.2022 направлено требование о предоставлении информации о причинах непринятия нормативного правового акта, регламентирующего порядок дачи письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов о местных налогах и сборах.

Согласно ответа Администрации города Симферополя от 12.05.2022, указанный нормативный правовой акт не принят в связи с отсутствием требований налогового законодательства и определением сроков предоставления финансовым органом таких разъяснений.

Прокурор с таким ответом не согласился, считает, что согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращении граждан Российской Федерации» установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Поскольку порядок и деятельность финансового органа по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах установлены нормами НК РФ, обращения налогоплательщиков по указанным вопросам не регулируются нормами названного Федерального закона. В связи с чем, соответствующая функция должна быть реализована органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в порядке, определяемом Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ).

Суд соглашается с мнением прокурора по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под государственной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации понимается деятельность органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

В соответствии с подпунктами 2 и 8 статьи 2 указанного Федерального закона под органами, оказывающими муниципальные услуги, понимаются органы местного самоуправления, а под подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организациями - государственные или муниципальные учреждения либо унитарные предприятия, созданные государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Федеральным законом N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах не входят в перечни вопросов местного значения муниципального района или городского округа, установленные соответственно статьями 15 и 16 Закона.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Законом о местном самоуправлении к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Согласно пункту 2 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Пунктом 3 статьи 34.2 НК РФ установлено, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики, в свою очередь, имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, финансовые органы муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязаны предоставлять государственную услугу по даче письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, а налогоплательщик вправе требовать от финансового органа соответствующего разъяснения.

Федеральный закон от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" обязывает органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, предоставлять названные услуги в соответствии с административными регламентами (пункт 1 части 1 статьи 6).

Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 поименованного закона).

При этом в части 1 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» говориться, что его целью является регулирование правоотношений, связанных с реализацией гражданином Российской Федерации конституционного права на обращение и установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Согласно части 2 статьи 1 указанного Федерального закона установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Обязанность финансового органа по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, обращения налогоплательщиков по указанным вопросам не регулируется нормами названного Федерального закона, так как такое заявление не подпадает под понятие "обращение граждан" в том смысле, в каком оно изложено в Федеральном законе "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Сроки рассмотрения обращений граждан и даче на них ответов, установленные Налоговым кодексом РФ и Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" различны.

Согласно п.3 ч.10 ст.35 Закона №131-ФЗ установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

При этом согласно п.12 ст.35 Закона №131-ФЗ нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Аналогичные положения закреплены Уставом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав).

При этом, Администрация города Симферополя Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенная Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Республики Крым (ч.1 ст.46 Устава).

Процедура подготовки проектов муниципальных правовых актов установлена Регламентом Администрации города Симферополя Республики Крым, утвержденным постановлением Администрации города Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, требования прокурора г. Симферополя подлежат удовлетворению в полном объеме.

В целях устранения допущенных нарушений на Администрацию г. Симферополя следует возложить обязанность разработать и утвердить в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

Руководствуясь ст.ст.227-228 КАС РФ, суд -

р е ш и л:

Административный иск Прокурора г. Симферополя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Признать бездействие Администрации г. Симферополя в части принятия мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов му3ниципального образования о местных налогам и сборах незаконными.

Обязать Администрацию г. Симферополя разработать и утвердить муниципальный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах в течение шести месяцев со дня вынесения решения суда.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Железнодорожный районный суд города Симферополя в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий судья: Тощева Е.А.

Полный текст решения изготовлен 06 сентября 2022 года.

Председательствующий судья: Тощева Е.А.