ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-135/18 от 04.02.2019 Салаватского районного суда (Республика Башкортостан)

дело № 2а-135/2018

Р е ш е н и е

Именем Российской Федерации

с. Малояз 04 февраля 2019 года

Салаватский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Муллахметова Р.Р., при секретаре Валеевой А.В., с участием административного истца – и.о. прокурора Салаватского района Республики Башкортостан Лобова М.В., представителя административного ответчика администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан Гилязовой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Салаватского района Республики Башкортостан Гильманова Р.Р. о признании бездействия незаконным к администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан,

у с т а н о в и л :

прокурор Салаватского района Республики Башкортостан с учетом уточнений обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан о признании бездействия администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан незаконным и обязании устранить нарушения.

В обоснование административных исковых требований указал, что прокуратурой Салаватского района Республики Башкортостан во исполнение п.п. 1 п. 5 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан.

В соответствии с п. 6 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 10 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 453-з «О муниципальной службе в <адрес>» аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года. По результатам аттестации аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует.

В соответствии с п.п. 8, 9 раздела II, п.п. 6, 7 раздела III, п.п. 1, 5-6 раздела IV Типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих в Республике Башкортостан, утвержденного Законом Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ-з «Об утверждении Типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих в Республике Башкортостан» для проведения аттестации на каждого муниципального служащего, подлежащего аттестации, готовятся аттестационный лист муниципального служащего, отзыв об исполнении муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период, который готовится и подписывается его непосредственным руководителем, утверждается вышестоящим руководителем и представляется в аттестационную комиссию не позднее чем за две недели до начала проведения аттестации.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает аттестуемого муниципального служащего и в случае необходимости его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности аттестуемого.

Оценка результатов профессиональной служебной деятельности каждого муниципального служащего основывается на его соответствии квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы, определении вклада в достижение поставленных перед соответствующим органом местного самоуправления задач, сложности выполняемой им работы, ее результативности.

При этом должны учитываться профессиональные знания, опыт работы, организаторские способности, влияющие на выполнение должностных обязанностей, а также сведения о повышении квалификации и переподготовке.

По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности муниципальной службы;

2) не соответствует замещаемой должности муниципальной службы.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принявшими участие в голосовании.

Аттестационный лист и отзыв об исполнении муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период приобщаются к личному делу муниципального служащего.

В нарушение указанных требований закона аттестация муниципальных служащих с целью определения их соответствия занимаемым должностям муниципальной службы в администрации фактически не проводится.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан, выраженное в непринятии мер по аттестации муниципальных служащих с целью определения их соответствия занимаемым должностям муниципальной службы и обязать администрацию муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан провести в соответствии с требованиями действующего законодательства аттестацию всех муниципальных служащих администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан на соответствие занимаемой должности, в дальнейшем обеспечить регулярное ее проведение.

В судебном заседании представитель истца Лобов М.В. административные исковые требования признал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, добавив, что в администрации района проводится аттестация при присвоении классного чина и повышении в должности, но данная аттестация имеет иные цели, чем аттестация, предусмотренная ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В судебном заседании представитель административного ответчика Гилязова А.М. административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве к исковому заявлению, добавив, что аттестация муниципальных служащих в администрации района проводится регулярно, что подтверждается представленными в дело документами. По результатам аттестации не выносится решение о соответствии либо несоответствии лица должности.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или и ными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска. Прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

В силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ суд, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.

В соответствии с этим суд согласно ч. 9, ч. 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела применительно к названным в судебном акте нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 10 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 453-з «О муниципальной службе в <адрес>» аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года. По результатам аттестации аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует.

В соответствии с п.п. 8, 9 раздела II, п.п. 6, 7 раздела III, п.п. 1, 5-6 раздела IV Типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих в <адрес>, утвержденного Законом Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ-з «Об утверждении Типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих в <адрес>» для проведения аттестации на каждого муниципального служащего, подлежащего аттестации, готовятся аттестационный лист муниципального служащего, отзыв об исполнении муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период, который готовится и подписывается его непосредственным руководителем, утверждается вышестоящим руководителем и представляется в аттестационную комиссию не позднее чем за две недели до начала проведения аттестации.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает аттестуемого муниципального служащего и в случае необходимости его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности аттестуемого.

Оценка результатов профессиональной служебной деятельности каждого муниципального служащего основывается на его соответствии квалификационным требованиям по замещаемой должности муниципальной службы, определении вклада в достижение поставленных перед соответствующим органом местного самоуправления задач, сложности выполняемой им работы, ее результативности.

При этом должны учитываться профессиональные знания, опыт работы, организаторские способности, влияющие на выполнение должностных обязанностей, а также сведения о повышении квалификации и переподготовке.

По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности муниципальной службы;

2) не соответствует замещаемой должности муниципальной службы.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принявшими участие в голосовании.

Аттестационный лист и отзыв об исполнении муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период приобщаются к личному делу муниципального служащего.

Прокуратурой Салаватского района Республики Башкортостан во исполнение п.п. 1 п. 5 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан, в ходе чего установлено, что в нарушение ст. 18 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 16.07.2007 N 453-з «О муниципальной службе в Республике Башкортостан» аттестация муниципальных служащих с целью определения их соответствия занимаемым должностям муниципальной службы в администрации фактически не проводится

Данные обстоятельства явились основанием для обращения административного истца в суд с заявлением по настоящему делу.

Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу п.п. 7,8 ст. 219 КАС РФ, пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Административный истец обжалует бездействие административного ответчика, который не принял мер к исполнению норм действующего законодательства, данное бездействие является длящимся, бездействие административного ответчика длится по день обращения административного истца с иском в суд и по день рассмотрения дела по существу, в связи с чем административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением в установленные ст. 219 КАС РФ сроки.

Решением тридцатого заседания третьего созыва Совета муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о проведении аттестации муниципальных служащих администрации муниципального района Салаватский района Республики Башкортостан.

Согласно Положения о проведении аттестации муниципальных служащих администрации муниципального района Салаватский района Республики Башкортостан целью аттестации муниципальных служащих является определение его соответствия замещаемой должности муниципальной службы (п. 3 раздела 1). Основными задачами аттестации являются: оценка результатов работы муниципального служащего; выявление перспективы применения потенциальных способностей и возможностей муниципального служащего; стимулирование профессионального роста и квалификации муниципального служащего; определение необходимости повышения квалификации профессиональной подготовки или переподготовки муниципального служащего; улучшение работы по подбору и расстановке кадров (п.4 раздела 1). Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года (п. 5 раздела 1). По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: 1) соответствует замещаемой должности муниципальной службы; 2) не соответствует замещаемой должности муниципальной службы (п.1 раздела 4).

В обоснование позиции о том, что в администрации муниципального района Салаватский района Республики Башкортостан проводится аттестация муниципальных служащих для проверки соответствия муниципального служащего замещаемой должности представлены следующие документы:

Распоряжения главы администрации муниципального района Салаватский района Республики Башкортостан об определении стажа работы, позволяющего начислять надбавку к заработной плате за выслугу лет; о присвоении муниципальным служащим администрации муниципального района Салаватский района Республики Башкортостан классных чинов; об определения стажа, позволяющего начислять надбавку к заработной плате за выслугу лет и предоставления дополнительного отпуска.

Распоряжение главы администрации муниципального района Салаватский района Республики Башкортостан о проведении аттестационной комиссии администрации муниципального района Салаватский района Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ.

Протоколы заседания аттестационной комиссии администрации муниципального района Салаватский района Республики Башкортостан по рассмотрению заявлений муниципальных служащих об установлении стажа, позволяющего начислять надбавку к заработной плате за выслугу лет; установлении дополнительного отпуска; об установлении соответствия классных чинов классным чинам муниципальной службы.

Протокол заседания аттестационной комиссии администрации муниципального района Салаватский района Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по рассмотрению заявлений муниципальных служащих о присвоении очередных и первых классных чинов, об установлении стажа, позволяющего начислять надбавку к заработной плате за выслугу лет и предоставления дополнительного отпуска.

Заявления муниципальных служащих об определении стажа муниципальной службы для начисления ежемесячной надбавки к заработной плате и предоставления дополнительного отпуска; о присвоении очередного классного чина, соответствующего занимаемой должности.

Копии трудовых книжек муниципальных служащих, где содержатся сведения о присвоении классных чинов.

Отзывы об уровне знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) муниципального служащего и о возможности присвоения ему классного чина.

Представления на присвоение классных чинов муниципальным служащим.

Экзаменационные листы муниципальных служащих (Приложение 4 к Закону Республики Башкортостан «О порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих в Республике Башкортостан»).

Списки муниципальных служащих администрации муниципального района Салаватский района Республики Башкортостан, подавших заявления и подлежащих аттестации.

Однако, доказательств проведения аттестации муниципальных служащих администрации муниципального района Салаватский района Республики Башкортостан в порядке ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 10 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 453-з «О муниципальной службе в Республике Башкортостан», административным ответчиком не представлено.

При этом доводы представителя административно истца о том, что проводится аттестация муниципальных служащих администрации муниципального района Салаватский района Республики Башкортостан при присвоении классных чинов суд считает несостоятельными, поскольку порядок присвоения и сохранения классных чинов муниципальной службы муниципальным служащим регулируется Законом Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 129-з «О порядке присвоения и сохранения классных чинов муниципальных служащих в Республике Башкортостан» (принят Государственным Собранием - Курултаем РБ ДД.ММ.ГГГГ), который предусматривает иные цели и задачи, а также иной порядок проведения экзаменационных процедур аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия по присвоению классного чина рассматривает последовательность присвоения того или иного чина и на соответствие группам должностей муниципальной службы в администрации муниципального района Салаватский района Республики Башкортостан присваемого чина.

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке гл. 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица и реального нарушения при этом прав заявителя.

Установлено, что администрацией муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан допущено бездействие в части непринятия мер по аттестации муниципальных служащих с целью определения их соответствия занимаемым должностям муниципальной службы.

Бездействием административного ответчика нарушается единство правовых и организационных основ муниципальной службы, в связи с чем, в правовом регулировании муниципальной службы не соблюдается баланс законных интересов, связанных с ее организацией и эффективным функционированием.

Таким образом, совокупность условий для удовлетворения требований прокурора Салаватского района Республики Башкортостан установлена.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, при приятии судом решения об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, суд также принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При таких обстоятельствах, суд должен обязать администрацию муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан провести в соответствии с требованиями действующего законодательства аттестацию всех муниципальных служащих администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан на соответствие занимаемой должности, в дальнейшем обеспечить регулярное ее проведение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление прокурора Салаватского района Республики Башкортостан Гильманова Р.Р. о признании бездействия незаконным к администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан, выраженное в непринятии мер по аттестации муниципальных служащих с целью определения их соответствия занимаемым должностям муниципальной службы.

Обязать администрацию муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан провести в соответствии с требованиями действующего законодательства аттестацию всех муниципальных служащих администрации муниципального района Салаватский район Республики Башкортостан на соответствие занимаемой должности, в дальнейшем обеспечить регулярное ее проведение.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Салаватский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Судья подпись Р.Р. Муллахметов

Согласовано.

Судья Р.Р. Муллахметов