ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-135/19 от 24.04.2019 Нефтегорского районного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

« 24 » апреля 2019 года г.Нефтегорск.

Судья Нефтегорского районного суда Самарской области Лопутнев В.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства гражданское дело № 2а-135/2019 по административному иску Нефтегорского межрайонного прокурора к администрации сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский о признании незаконным бездействия в разработке муниципального правового акта,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился с данным иском указав, что в ходе проверки исполнения требований законодательства о противодействии коррупции в администрации с.п.Семеновка м.р.Нефтегорский установлено, что до настоящего времени не принят правовой акт, касающийся определения порядка сообщения депутатами Собрания представителей о возникновении личной заинтересованности при осуществлении ими своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, что препятствует реализации требований антикоррупционного законодательства. В администрацию с.п.Семеновка вносилось представление с требованием разработать проект такого муниципального правового акта и направить его для рассмотрения в Собрание представителей. По состоянию на 27.03.2019 года ответ на представление не поступил, проект муниципального правового акта в прокуратуру не представлен. Просил признать бездействие администрации с.п.Семеновка м.р.Нефтегорский, выразившееся в неразработке проекта указанного муниципального правового акта незаконным, обязать разработать его и направить для рассмотрения в Собрание представителей с.п.Семеновка.

Административный истец просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Административный ответчик также просил рассмотреть дело в свое отсутствие, с иском согласен. Судом их обязательная явка в судебное заседание не устанавливалась. С учетом этого на основании ст.150 ч.7 КАС РФ дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.

Согласно ст.39 ч.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.4.1 ст.12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

В силу ст.10 ч.1 данного закона под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью согласно ч.2 указанной статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в т.ч. имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч.1 данной статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч.1 данной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Согласно ст.10 ч.3 указанного закона обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается в т.ч. на государственных и муниципальных служащих (п.1); на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами (п.4).

В силу требований ч.7 ст.12 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» депутат при наличии оснований и в порядке, которые определяются законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции», обязан сообщать в комиссию о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

В соответствии со ст.2 Федерального закона «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют в т.ч. муниципальные правовые акты. Органы местного самоуправления противодействие коррупции осуществляют в пределах своих полномочий (ч.4 ст.5 данного закона).

Согласно ст.7 указанного закона одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции.

Таким образом, в целях реализации положений ст.ст.10, 11, 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления обязаны разработать и принять муниципальный нормативный правовой акт, определяющий порядок сообщения депутатами о возникновении личной заинтересованности при исполнении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Из материалов дела следует, что на территории м.р.Нефтегорский имеется с.п.Семеновка, в границах которого осуществляется местное самоуправление. В структуру органов местного самоуправления поселения входят: Собрание представителей как представительный орган; председатель Собрания представителей (глава поселения); администрация как исполнительно-распорядительный орган.

Проведенной Нефтегорской межрайонной прокуратурой проверкой установлено отсутствие правового акта, касающегося определения порядка сообщения депутатами Собрания представителей с.п.Семеновка о возникновении личной заинтересованности при осуществлении ими своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Представление об организации разработки проекта такого муниципального правового акта не исполнено, что препятствует реализации требований антикоррупционного законодательства, поскольку заложенные в основе построения системы органов местного самоуправления принципы также призваны обеспечить предупреждение случаев конфликта интересов на муниципальном уровне. С учетом установленных обстоятельств заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При определении срока для исполнения решения суд считает возможным установить его в 1 месяц со дня вступления в законную силу, который представляется в данном случае приемлемым и разумным.

Руководствуясь ст.ст.175 – 180, 227, 293 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным бездействие и обязать администрацию сельского поселения Семеновка муниципального района Нефтегорский в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу разработать проект муниципального правового акта, предусматривающего порядок сообщения депутатами Собрания представителей сельского поселения Семеновка о возникновении личной заинтересованности при осуществлении ими своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, проект которого направить для рассмотрения в Собрание представителей сельского поселения Семеновка.

Разъяснить о необходимости сообщения об исполнении решения по данному делу в суд и Нефтегорскому межрайонному прокурору в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение 15 дней со дня получения его копии через Нефтегорский районный суд.

Судья В.В.Лопутнев