ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-135/2021 от 03.02.2021 Заднепровского районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2а-135/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Смоленск 03 февраля 2021 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Мартыненко В.М.

При секретаре Гуркиной А.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска, Администрации г. Смоленска о признании незаконным отказа в совершении действий, о понуждении к принятию решения о подготовке проекта планировки и межевания квартала, проведению процедуры утверждения проекта, формированию земельного участка и постановке на кадастровый учет,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 (далее - административный истец/Истец) обратилась в суд с административным иском к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска (далее - УАиГ), Администрации г. Смоленска (далее - Администрация) (далее совместно - административные ответчики/Ответчики) о признании незаконным отказа в совершении действий, о понуждении к принятию решения о подготовке проекта планировки и межевания квартала, проведению процедуры утверждения проекта, формированию земельного участка и постановке на кадастровый учет.

В обоснование административного иска указано, что ФИО1, являясь собственником квартиры, расположенной по адресу: г. <адрес> обратилась с заявлением в Администрацию г. Смоленска о формировании земельного участка под домом по <адрес>.

Ответом Управления Архитектуры и Градостроительства Администрации г. Смоленска от 23.06.2020 Истцу было отказано в удовлетворении требований, со ссылкой на статью 11.3 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также на муниципальную программу «Градостроительная деятельность на территории города Смоленска», утвержденную постановлением Администрации г. Смоленска от 16.10.2017 № 2840-адм, в соответствии с которой выделение денежных средств на разработку проекта планировки и межевания до 2021 года на территорию, заявленную Истцом не запланировано.

Истец с данным ответом не согласна, считает его незаконным, поскольку отказ Ответчика нарушает права и законные интересы Истца на улучшение его жилищных условий и благоустройство приобретенного жилого помещения.

На основании изложенного, ФИО1 просила суд:

  1. Признать незаконным ответ Администрации г. Смоленска в лице Управления Архитектуры и Градостроительства Администрации г. Смоленска от 23.06.2020 № 23/1612-исх.
  2. Обязать Администрацию г. Смоленска принять решение о подготовке проекта планировки и межевания земельного участка - квартала, в который входит дом по адресу: <адрес> и провести процедуру его утверждения (л.д. 3-5).

20.11.2020 в судебном заседании ФИО1 представила в адрес суда заявление об уточнении исковых требований в порядке ст. 46 КАС РФ, в котором административный истец, ссылаясь на указанные выше доводы и основания, заявляет дополнительное требование - сформировать земельный участок, в который входит многоквартирный дом и обратиться с заявлением о постановке данного земельного участка на государственный кадастровый учет.

Таким образом, в уточненном административном исковом заявлении ФИО1 просит суд:

  1. Признать незаконным ответ Администрации г. Смоленска в лице Управления Архитектуры и Градостроительства Администрации г. Смоленска от 23.06.2020 № 23/1612-исх.
  2. Обязать Администрацию г. Смоленска в течение 1 месяца с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу принять решение о подготовке проекта планировки и межевания земельного участка - квартала, в который входит дом по адресу <адрес> и провести процедуру его утверждения.
  3. Обязать Администрацию г. Смоленска в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу сформировать земельный участок - квартал, в который входит многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> и обратиться с заявлением о постановке данного земельного участка на государственный кадастровый учет (л.д. 38-40).

Протокольным определением от 09.12.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены ФИО2 и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее - Управление Росреестра по Смоленской области) (л.д. 62-63).

Административный истец - ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, ссылаясь на указанные в административном исковом заявлении доводы и основания.

Представитель административного истца ФИО1, заинтересованного лица ФИО3 - ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30) поддержал заявленные административным истцом требования, считает их подлежащими удовлетворению. Поддержал ранее заявленное ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд с административным исковым заявлением (л.д. 67-68).

В обоснование ходатайства указал, что изначально ФИО1 22.09.2020 в установленный законом срок ошибочно обратилась с рассматриваемым административным исковым заявлением в Ленинский районный суд г. Смоленска, что подтверждается квитанцией об отправлении иска и отчетом об отслеживании почтовых отправлений. Определением Ленинского районного суда г. Смоленска от 28.09.2020 поданное в суд административное исковое заявление было возвращено истцу в связи с неподсудностью. Согласно штемпелю на почтовом конверте, указанное определение Ленинского районного суда г. Смоленска от 28.09.2020 было направлено в адрес истца 05.10.2020 и получено им 16.10.2020. После получения копии определения суда административный истец обратился к юристу. 23.10.2020 административное исковое заявление было направлено в Заднепровский районный суд г. Смоленска. Считает, что данные документы свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока на подачу административного искового заявления.

Представитель административного истца ФИО1, заинтересованного лица ФИО3 - ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30), поддержал заявленные административным истцом требования, при этом указал, что между ФИО2 и заинтересованными лицами (ФИО6, ФИО3, ФИО7) имеется договоренность о продаже ФИО2 части принадлежащего ему земельного участка заинтересованным лицам, о чем представил в адрес суда предварительный договор купли-продажи земельного участка от 27.01.2021 и приложение № 2 к договору, содержащее координаты границ отчуждаемого земельного участка (л.д. 139,140). В случае необходимости, суд может предоставить административным ответчикам больший срок для исполнения требований при условии предоставления доказательств, свидетельствующих о невозможности формирования земельного участка в предложенные административным истцом сроки.

Представитель административных ответчиков - Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска, Администрации г. Смоленска - ФИО8, действующая соответственно на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58,59) возражала против удовлетворения административного иска по основаниям и доводам, указанным в письменном отзыве на иск от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52-55) и дополнении к отзыву от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 91-93), из которых следует, что административный истец обратился с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом.

Письмом от 23.06.2020 № 23/1612-исх Администрация сообщила, что согласно ст. 11.3 ЗК РФ формирование земельных участков в границах квартала, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания.

На территорию, в границах которой расположены жилые дома <адрес> проект планировки и межевания не разработан, выделение денежных средств на разработку проекта планировки и межевания до 2021 года на территорию, заявленную административным истцом не запланировано.

Разработка проекта планировки данного земельного участка не включена в муниципальную программу «Градостроительная деятельность на территории города Смоленска». Жилой дом расположен в территориальной зоне Ж4, но часть дома и пристройка к нему выходят за пределы указанной зоны и расположены на территории соседнего земельного участка, имеющего собственный кадастровый номер. Спорный земельный участок не можем быть сформирован, поскольку имеет место пересечение иного земельного участка. При формировании земельного участка возникнут трудности, поскольку часть жилого дома расположена на территории, принадлежащей ФИО2, состоящей на кадастровом учете.

Для формирования земельного участка под многоквартирным домом необходим проект планировки земельного участка, который отсутствует. Если будет разрабатываться проект планировки земельного участка, это займет около 7-8 месяцев. Проект планировки земельного участка разрабатывается на основе муниципальной программы. В настоящий момент в счет финансирования муниципальной программы переведен 1 000 000 рублей. Муниципальная программа разработана на срок до 2023 года. Все денежные средства распределены в соответствии с установленной муниципальной программой, в этой связи для разработки проекта планировки по рассматриваемому делу необходимо дополнительное финансирование. Администрация сделает соответствующий запрос, решение по которому будет обсуждаться на очередной сессии в феврале 2021 года. После утверждения запроса необходимо найти разработчика программы, в течение 5-6 месяцев будет разрабатываться проект планировки. Если к проекту не будет замечаний, он будет размещен в средствах массовой информации в течение месяца. После этого будут назначены публичные слушания для решения вопроса о необходимости доработки проекта. Данный процесс длителен, поэтому Администрация не сможет уложиться в короткие сроки. Несмотря на тот факт, что имеется соглашение между ФИО2 и заинтересованными лицами к моменту утверждения проекта могут возникнуть новые обстоятельства, ФИО2 может отказаться от заключения соглашения. В любом случае участники процесса буду присутствовать на публичных слушаниях, и ФИО2 может изменить свою позицию. Сначала должен быть подготовлен проект планировки земельного участка, и только потом происходит перераспределение земельных участков. Для перераспределения земельных участков необходимо согласие ФИО2

В своем административном исковом заявлении административный истец просит признать ответ Администрации города Смоленска от 23.06.2020 незаконным, однако истцом был пропущен срок подачи административного искового заявления. Вышеуказанное письмо, согласно выкопировки из журнала учета отправлений корреспонденции почтовой связью, было отправлено истцу посредством почтовой связи 23.06.2020, сведений о дате вручения письма не имеется. Доказательств того, что административный истец был лишен возможности своевременно обратиться в суд, не представлено.

Заинтересованное лицо - ФИО2 представил в адрес суда заявление, в котором указал, что с требованиями ФИО1 согласен, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 73), при этом обеспечил явку в суд своего представителя ФИО9

Представитель заинтересованного лица ФИО2 - ФИО9, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 104) в судебном заседании указал, что его доверитель согласен с предъявленными исковыми требованиями, о чем представил отзыв на исковое заявление (л.д. 108-110). Пояснил, что ФИО2 принадлежит земельный участок, который является смежным по отношению к земельному участку, на который претендуют заинтересованные лица. Площадь наложения указанных земельных участков составляет <данные изъяты> кв.м. Данный вопрос рассматривался ранее Заднепровским районным судом г. Смоленска. В настоящее время между заинтересованными лицами и ФИО2 достигнута договоренность. Часть земельного участка площадью около <данные изъяты> кв.м. ФИО2 готов передать заинтересованным лицам. Необходимо сформировать часть земельного участка, принадлежащего ФИО2, обратиться к кадастровому инженеру. Специалист пояснил, что на данный момент нельзя сформировать земельный участок, поскольку это необходимо делать в процессе подготовки проекта планировки. Права ФИО2 в данном случае не нарушены. Полагает, что в случае удовлетворения административного иска целесообразно указать в решения суда о возможности исполнения данного решения только при условии отчуждения ФИО2 части принадлежащего ему земельного участка в установленном законом порядке. Отсутствие финансирования не является основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.

В случае отказа ФИО2 в передаче части земельного участка заинтересованным лицам, решение суда не может быть исполнено по объективным причинам.

Учитывая изложенное, ФИО2 не возражает против удовлетворения административного иска, принимая во внимание, что отчуждение части принадлежащего ему земельного участка, необходимой для формирования участка под многоквартирным домом, будет совершено по договору с собственниками дома после выделения этой части в процессе формирования участка под домом.

Заинтересованное лицо - ФИО3, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, обеспечила явку своих представителей - ФИО4 и ФИО5, действующих на основании доверенности от 16.11.2020 (л.д. 30-33), которые в судебном заседании озвучили позицию об обоснованности заявленных административным истцом требований.

Заинтересованные лица - ФИО7, ФИО6, будучи надлежащим образом уведомленными о дате, месте и времени проведения судебного заседания, в суд не прибыли, явку своих представителей не обеспечили, представили в адрес суда заявления, в которых ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. При этом указали, что требования, заявленные ФИО1 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку обязанность по формированию земельных участков под жилыми домами возложена на Администрацию г. Смоленска (л.д. 124-125,126-127).

Заинтересованное лицо - Управление Росреестра по Смоленской области, извещено надлежащим образом, явку в судебное заседание своего представителя не обеспечило, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Управления. Указало, что в настоящее время в ЕГРН в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества в отношении объекта недвижимого имущества - земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> записи о правах, ограничениях, обременениях отсутствуют.

Управление не является участником материальных правоотношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением объектами недвижимого имущества, не имеет какой-либо заинтересованности в результатах рассмотрения дела (л.д. 79).

При таких обстоятельствах, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании положений части 6 статьи 226 КАС РФ, суд определил рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Конституция РФ гарантирует гражданам Российской Федерации право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33).

Согласно положений статьи 46 Конституции РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы, и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконного возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 статьи 62 КАС РФ установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 10 статьи 226 КАС РФ, в случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.

В силу части 11 статьи 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В судебном заседании установлено, что административный истец ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 61).

Заинтересованные лица - ФИО10 и ФИО6 являются собственниками нежилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Указанное нежилое помещение принадлежит им на праве общей долевой собственности, доля в праве у каждого - 1/2 (л.д. 46,47).

Заинтересованное лицо - ФИО3 является собственником нежилого помещения, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г. <адрес>. Указанное нежилое помещение принадлежит ей на праве собственности (л.д. 48).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию города Смоленска с заявлением о формировании земельного участка под домами <адрес> и выделении придомовой территории (л.д. 37).

Письмом от 23.06.2020 № 23/1612-исх Администрация г. Смоленска сообщила, что согласно ст. 11.3 ЗК РФ формирование земельных участков в границах квартала, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом планировки и межевания.

На территорию, в границах которой расположены жилые дома <адрес> проект планировки и межевания не разработан.

В соответствии с муниципальной программой «Градостроительная деятельность на территории города Смоленска», утвержденной постановлением Администрации города Смоленска от 16.10.2017 № 2840-адм, выделение средств на разработку проекта планировки и межевания до 2021 года на данную территорию не запланировано (л.д. 12).

ФИО1 с данным ответом не согласна, считает его незаконным, поскольку отказ Ответчика нарушает права и законные интересы Истца на улучшение его жилищных условий и благоустройство приобретенного жилого помещения.

Представитель административных ответчиков - Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска, Администрации г. Смоленска - ФИО8 в судебном заседании указала на пропуск истцом срока для обращения в суд с указанными требованиями. В обоснование ходатайства указала, что в своем заявлении административный истец просит признать ответ Администрации города Смоленска от 23.06.2020 незаконным, однако истцом был пропущен срок подачи административного искового заявления. Вышеуказанное письмо, согласно выкопировки из журнала учета отправлений корреспонденции почтовой связью, было отправлено истцу посредствам почтовой связи 23.06.2020, сведений о дате вручения письма не имеется. Доказательств того, что административный истец был лишен возможности своевременно обратиться в суд, не представлено.

Административным истцом не оспаривался факт получения оспариваемого ответа от Администрации г. Смоленска посредством почты, однако она также не смогла пояснить, когда именно ею был получен письменный ответ Администрации г. Смоленска.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из положений части 1 статьи 95 КАС РФ следует, что лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 94 КАС РФ право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.

Согласно правилам исчисления процессуальных сроков, предусмотренным частью 3 статьи 93 КАС РФ, течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, процессуальный срок на обращение с административным исковым заявлением в суд исчисляется с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Как указано в ч. 1 ст. 219 КАС РФ такой процессуальный срок составляет 3 месяца.

Административный истец обратился в Заднепровский районный суд г. Смоленска с настоящим административным исковым заявлениемо признании незаконным ответа Администрации г. Смоленска от 23.06.2020 № 23/1612-исх только 23.10.2020, то есть за пределами установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока (л.д. 15).

Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.

В судебном заседании административным истцом и его представителем было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд с административным иском (л.д. 67-68).

В соответствии с частью 7 статьи 219 КАС РФ, пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Из заявленного административным истцом ходатайства следует, что он считает, что пропуск процессуального срока произошел по уважительным причинам, поскольку изначально ФИО1 22.09.2020 в установленный законом срок ошибочно обратилась с рассматриваемым административным исковым заявлением в Ленинский районный суд г. Смоленска, что подтверждается квитанцией об отправлении иска и отчетом об отслеживании почтовых отправлений (л.д. 69,70).

Определением Ленинского районного суда г. Смоленска от 28.09.2020 поданное в суд административное исковое заявление было возвращено Истцу в связи с неподсудностью (л.д. 14).

Согласно штемпелю на почтовом конверте, указанное определение Ленинского районного суда г. Смоленска от 28.09.2020 было направлено в адрес истца 05.10.2020 (л.д. 131-132) и получено им 16.10.2020 (л.д. 130).

После получения копии определения суда административный истец обратилась к юристу. 23.10.2020 административное исковое заявление было направлено в Заднепровский районный суд г. Смоленска (л.д. 15).

На основании изложенного, ФИО1 просит признать причину пропуска срока обращения с административным иском в Заднепровский районный суд г. Смоленска уважительной и восстановить его.

Суд, оценив указанные обстоятельства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, находит, что указанную административным истцом причину пропуска процессуального срока следует признать уважительной, кроме того административными ответчиками не представлено никаких достоверных сведений о дате отправки оспариваемого ответа и о дате его вручения административному истцу.

Доказательств, которые могли бы послужить основанием для иного вывода суда, не представлено.

Согласно пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома.

Формирование земельного участка под многоквартирным домом, не сформированного до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется в порядке статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) и носит заявительный характер.

Частью 1 статьи 16 Вводного закона предусмотрено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 28.05.2010 № 12-П особо отметил, что в Жилищном кодексе РФ закреплено общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Федеральном законе «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).

Из частей 3-5 статьи 16 Вводного закона следует, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование такого земельного участка осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

Из отзыва Управления Росреестра по Смоленской области следует, что в настоящее время в ЕГРН в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества в отношении объекта недвижимого имущества - земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, записи о правах, ограничениях, обременениях отсутствуют.

Следовательно, земельный участок под всем многоквартирным домом по адресу: <адрес>, может принадлежать согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ всем собственникам помещений в этом многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, в том числе и административному истцу.

В соответствии с частью 1 статьи 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для её использования.

Таким образом, Истец вместе с приобретением квартиры приобрела право на использование земельного участка под ней.

Отсутствие финансирования не является основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку отказ Ответчика, изложенный в ответе Администрации г. Смоленска от 23.06.2020 № 23/1612-исх нарушает права и законные интересы Истца, то его следует признать незаконным.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со статьями 5.1 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

Согласно подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.

Жилой <адрес> является многоквартирным.

На территорию, в границах которой расположены жилые дома по <адрес> проект планировки и межевания не разработан.

Проектом планировки и межевания застроенных территорий предусмотрено установление границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома с элементами озеленения и благоустройства в соответствии с нормативной документацией и др.

Положения градостроительного законодательства относительно разработки документации по планировке территории направлены на определение прав органа местного самоуправления в сфере подготовки документации по планировке территории и перечня соответствующей документации для соответствия иной градостроительной документации по планировке территории.

Кроме того, орган местного самоуправления определяет целесообразность разработки соответствующей документации.

Положения частей 1 и 8 статьи 45 ГрК РФ касаются определения полномочий в принятии решения органами местного самоуправления о подготовке документации по планировке территории и определения полномочий в сфере подготовки такой документации, но не обязанности органа местного самоуправления по разработке данной документации.

Срок для разработки данной документации законом не установлен, и определяется с учетом бюджетных средств в рамках полномочий органа местного самоуправления.

Положения градостроительного законодательства относительно разработки документации по планировке территории направлены па определение прав органа местного самоуправления в сфере подготовки документации по планировке территории и перечня соответствующей документации для соответствия иной градостроительной документации планировке территории.

Орган местного самоуправления определяет целесообразность разработки соответствующей документации.

Учитывая, что в данном квартале не выделены внутриквартальные проезды, территории общего пользования, не проведена процедура межевания под существующими объектами, без разработки проекта планировки застроенной территории данного квартала рассмотрение вопроса о формировании испрашиваемого земельного участка не представляется возможным.

На основании изложенного, формирование земельного участка под многоквартирным домом <адрес> возможно только после разработки и утверждения проекта планировки территории.

Из отзыва Администрации г. Смоленска на административный иск ФИО1 усматривается, что сроки выполнения работ по обеспечению подготовки документации по планировке территории в месте расположения спорного земельного участка должны определяться с учетом бюджетных средств в рамках полномочий органа местного самоуправления.

Установленный истцом месячный срок для разработки и утверждения проекта планировки и межевания квартала, является недостаточным для исполнения, поскольку процедура подготовки и утверждения проекта планировки территории достаточно объемна, длительна, финансово зависима и требует гораздо больше времени на его реализацию.

Соответственно, при возложении обязанности на орган местного самоуправления (Администрацию) разработать документацию по планировке территории, последний лишается возможности определять целесообразность такой разработки, в том числе и в зависимости от финансовых возможностей.

Суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что для формирования земельного участка под многоквартирным домом необходим проект планировки земельного участка, который отсутствует. Проект планировки земельного участка разрабатывается на основе муниципальной программы и это действительно займет длительное время.

С учетом изложенного, суд находит разумным и целесообразным обязать Администрацию г. Смоленска в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу принять решение о подготовке проекта планировки и межевания земельного участка - квартала, в который входит многоквартирный дом <адрес> и провести процедуру его утверждения, а также обязать Администрацию г. Смоленска в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу сформировать земельный участок - квартал, в который входит многоквартирный дом № 36 по улице Автозаводская в г. Смоленске и обратиться с заявлением о постановке указанного земельного участка на государственный кадастровый учет.

В обоснование возражений на административные исковые требования ФИО1 Администрация г. Смоленска также указывает, что по сведениям ИСОГД, жилой дом <адрес> частично расположен на земельном участке с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащем на праве собственности третьему лицу ФИО2

С вышеуказанным обстоятельством, даже при наличии разработанного и утвержденного проекта планировки и межевания на данную территорию, сформировать земельный участок под многоквартирным домом <адрес> не представляется возможным.

Судом отклоняется указанный довод возражений, при этом он исходит из следующего.

Данное обстоятельство, ранее исследовалось судом при рассмотрении гражданского дела .

В рамках рассмотрения дела, судом было установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес>, который в настоящее время не сформирован, расположено здание (многоквартирный жилой дом) с тем же адресом, принадлежащее административному истцу ФИО1 и третьим лицам ФИО3, ФИО7, ФИО6

С целью формирования земельного участка под зданием собственники здания обращались к ФИО2 с иском об оспаривании границ принадлежащего ему участка.

В удовлетворении иска отказано решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 17.12.2014 по гражданскому делу , поскольку пристройка к дому <адрес>, возведенная в ДД.ММ.ГГГГ году, частично расположена на земельном участке ФИО2 (кадастровый номер ), границы которого на тот момент уже были установлены и занесены в документы кадастрового учета.

При строительстве и реконструкции этого здания произошло наложение его фундамента на участок ФИО2, площадь наложения составляет <данные изъяты> кв.м.

В настоящее время достигнута договоренность о покупке собственниками нежилых помещений здания у ФИО2 части принадлежащего ему земельного участка, на которую налагается фундамент здания, для формирования участка под этим зданием. Между тем, для совершения купли - продажи необходимо выделение соответствующей части в виде отдельного земельного участка, что возможно лишь в процессе формирования Администрацией г. Смоленска земельного участка под многоквартирным домом в порядке ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

При межевании участка Администрацией г. Смоленска необходимо руководствоваться положениями п. 3 ст. 11 Приказа Минэкономразвития РФ от 8 декабря 2015 года № 921 “Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке”, который говорит о том, что Раздел «Сведения об уточняемых земельных участках» включается в состав межевого плана, подготавливаемого в результате выполнения кадастровых работ по образованию земельных участков в случае, если одновременно уточнены сведения о местоположении границ смежных земельных участков. То есть совместно с межеванием квартала можно учесть уточнения границ смежных участков третьих лиц.

Следовательно, в случае удовлетворения административного иска вопрос о площади и конфигурации участка под многоквартирным домом, в том числе о его наложении на смежные участки и об устранении таких наложений будет решаться в установленном порядке при непосредственном проведении кадастровых работ по формированию участка.

Таким образом, сформировать земельный участок под домом <адрес> возможно при наличии достигнутого соглашения между собственниками нежилых помещений дома и собственником смежного земельного участка с кадастровым номером , по вопросу перераспределения земельного участка с кадастровым номером с целью дальнейшего формирования земельного участка под многоквартирным домом <адрес>.

На основании изложенного, удовлетворяя требования административного иска суд приходит к выводу о том, что исполнение решение суда будет возможным только при условии отчуждения ФИО2 части принадлежащего ему земельного участка в установленном законом порядке. В случае отказа ФИО2 в передаче части земельного участка заинтересованным лицам, решение суда не может быть исполнено по объективным причинам.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению, поскольку имеются все правовые основания для возложения обязанности на Администрацию города Смоленска принять решение о подготовке проекта планировки и межевания земельного участка и провести процедуру его утверждения, а также сформировать земельный участок - квартал, в который входит многоквартирный дом <адрес> и обратиться с заявлением о постановке указанного земельного участка на государственный кадастровый учет.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать отказ Администрации г. Смоленска на обращение ФИО1 о формировании земельного участка под многоквартирным домом по <адрес>, изложенный в письме от 23 июня 2020 года № 23/1612-исх, не соответствующим закону.

Обязать Администрацию г. Смоленска в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу принять решение о подготовке проекта планировки и межевания земельного участка - квартала, в который входит многоквартирный дом <адрес> и провести процедуру его утверждения.

Обязать Администрацию г. Смоленска в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу сформировать земельный участок - квартал, в который входит многоквартирный <адрес> и обратиться с заявлением о постановке указанного земельного участка на государственный кадастровый учет.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд г. Смоленска. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий (судья) _________В.М. Мартыненко

Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2021 года.