Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Лух Ивановской области 12 апреля 2021 года
Палехский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Верховской Е.П.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции ФНС № 3 по Ивановской области к ФИО1 о взыскании задолженности,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция ФНС России № 3 по Ивановской области (далее – Инспекция) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени в общей сумме <данные изъяты> рублей.
Требования мотивированы тем, что ФИО1, имея статус адвоката, являлся плательщиком страховых взносов, страховые взносы не уплачивались, и ему начислены пени в соответствии со ст. 75 налогового кодекса РФ. Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> рублей, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2019 год – <данные изъяты> рублей. За 2017 год ФИО1 был получен доход свыше 300000 рублей, в связи с чем сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила <данные изъяты> рублей, сумма оставшейся задолженности – <данные изъяты> рублей.
Представитель межрайонной ИФНС России № 3 по Ивановской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в деле имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования поддерживает, суду представлен отзыв по иску.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, суду представил возражения.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ).
В силу ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с пп. 1 п. 3.4 ст. 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные НК РФ страховые взносы.
В соответствии с внесением Федеральным законом от 03.07.2016 года N 243-ФЗ изменений в часть первую и вторую НК РФ, а также в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 2017 года переданы налоговым органам.
С 01.01.2017 вопросы уплаты страховых взносов регулируются главой 34 НК РФ.
Согласно п.п.2 ч.1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, адвокаты.
При рассмотрении дела установлено, что ФИО1, согласно реестру адвокатов Ивановской области, размещенному на Интернет-сайте Управления Минюста России по Ивановской области, с 1997 года имеет статус адвоката, и в соответствии с пп. 2) п. 1 ст. 419 НК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" является страхователем по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию и плательщиком страховых взносов.
В соответствии с положениями ст. 430 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений по уплате страховых взносов за 2019 год) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рублей за расчетный период 2019 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6 884 рублей за расчетный период 2019 года.
В соответствии с положениями ст. 430 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений по уплате страховых взносов за 2017 год) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае неуплаты (неполной уплаты) адвокатом страховых взносов в срок, установленный п. 2 ст. 432 Кодекса, налоговый орган самостоятельно определяет в соответствии со ст. 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 45, 69 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Судом было установлено, что ввиду наличия задолженности по уплате страховых взносов в адрес ФИО1 были направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов:
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором административному ответчику было предложено уплатить сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме <данные изъяты> рублей и пени в размере <данные изъяты> рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ,
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором административному ответчику было предложено уплатить сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме <данные изъяты> рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты> рублей, сумму страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере <данные изъяты> рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты> рублей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5, 8).
Налоговая инспекция просит взыскать со ФИО1 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии за 2017 год, по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты> рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 год в сумме <данные изъяты> рублей (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 ода в размере <данные изъяты> рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.
Суд соглашается с размером недоимки по страховым взносам, определенным административным истцом на основании соответствующих положений НК РФ, так как административным ответчиком доказательств иного размера недоимки или ее отсутствия не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Положениями п. 4 ст. 75 НК РФ установлено, что пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Суд соглашается с представленными истцом расчетами пени и принимает их, поскольку произведены они в соответствии с требованиями ст. 75 НК РФ, исходя из действующей ставки рефинансирования, утвержденной Центральным банком РФ, в период просрочки уплаты страховых взносов, исходя из сумм недоимок. Административным ответчиком данные расчеты не оспорены, иного расчета в нарушение положений ст.ст. 14, 62 КАС РФ о состязательности и равноправии сторон суду не представлено. Обстоятельств, освобождающих от начисления пени, предусмотренных ч.ч. 3 и 8 ст. 75 НК РФ, у суда не имеется.
Пунктом 2 ст. 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Аналогичный срок установлен и ч. 2 ст. 286 КАС РФ.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №2 Палехского судебного района в Ивановской области на основании заявления МИФНС №3 по Ивановской области был вынесен судебный приказ о взыскании со ФИО1 задолженности по страховым взносам и пени. Однако по заявлению должника судебный приказ был отменен мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговый орган обратился к мировому судье и затем в Палехский районный суд Ивановской области в пределах срока, установленного законом, с соблюдением срока, установленного ч.2 ст. 48 НК РФ.
Что касается доводов административного ответчика ФИО1, указанных в возражениях на иск, о том, что он не имеет отношения к МИФНС России №3 по Ивановской области в связи с тем, что он не числится в реестре адвокатов Ивановской области с ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.
Сторонами не оспаривается, что ФИО1 осуществлял адвокатскую деятельность по 01.10.2019 года в Ивановской области, с 02.10.2019 по 31.12.2019 – в Московской области.
Из ответа ГУ МВД России по Московской области, свидетельства о регистрации по месту пребывания следует, что ФИО1 значится зарегистрированным по месту пребывания с 10.10.2019 по 01.11.2025 года по адресу: <адрес>
ФИО1 был зарегистрирован по адресу: <адрес>, снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ.
В налоговый орган были представлены сведения органами миграционного учета о регистрации ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, он с этой даты стоял на учете в налоговом органе как адвокат.
Согласно ст. 11 НК РФ место жительства физического лица - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
Согласно положений ч.1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица.
Согласно пункту 6 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, в силу пункта 2 которой адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.
Согласно п.3 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанного лица.
Таким образом, из указанных положений Налогового кодекса РФ следует, что в случае подтверждения органами МВД России отсутствия изменений в сведениях о месте жительства адвоката в соответствии с положениями Кодекса постановка на учет в налоговом органе в качестве адвоката сохраняется в налоговом органе по месту жительства данного адвоката. Постановка на учет адвоката в налоговом органе по месту его пребывания при наличии у него места жительства положениями Кодекса не предусмотрена.
То есть, ФИО1, являясь адвокатом, будучи зарегистрированным в <адрес>, должен был осуществлять уплату страховых взносов в указанный в административном иске период в налоговый орган по месту своей регистрации, а не пребывания.
В связи с этим, суд приходит к выводу о законности заявленных требований и необходимости удовлетворения административного иска.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В связи с этим, суд считает необходимым взыскать со ФИО1 государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Ивановской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени удовлетворить.
Взыскать со ФИО1, место пребывания: <адрес>, ИНН 370263641310, в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Ивановской области задолженность по:
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2017 год по сроку уплаты 02.07.2018 года, в размере <данные изъяты> рублей (КБК 18210202140061110160),
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за период с 03.07.2018 по 04.07.2019 года в размере <данные изъяты> копеек (КБК 18210202140062110160),
- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере <данные изъяты> (КБК 18210202140061110160),
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2020 по 15.01.2020 года в размере <данные изъяты> (КБК 18210202140062110160),
- страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере <данные изъяты> (КБК 18210202103081013160),
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2020 по 15.01.2020 года в размере <данные изъяты> (КБК 18210202103082013160),
а всего общую сумму в размере <данные изъяты>.
Взыскать со ФИО1 в доход бюджета Лухского муниципального района Ивановской области государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено 26 апреля 2021 года.
Председательствующий: Е.П. Верховская