ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-135/2024 от 25.01.2024 Октябрьского районного суда г. Томска (Томская область)

70RS0003-01-2023-006199-752а-135/2024 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2024 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Шишкиной С.С.,

при секретаре Ветровой А.А.,

помощник судьи Опенкина Т.Е.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска о признании незаконными действий, обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

ФИО3 обратилась с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска о признании незаконными действий по указанию в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером ..., выданном 08.08.2023 за регистрационным номером ..., информации о том, что на территории указанного земельного участка предусмотрено размещение улично-дорожной сети, что территория указанного земельного участка расположена в зоне планируемого размещения улично-дорожной сети, что действие градостроительного регламента на земельный участок не распространяется, что его использование должно осуществляться в соответствии с постановлением администрации г. Томска от 15.05.2013 №463 «Об утверждении порядка установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Томск», обязать в течение 14 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда подготовить и выдать новый градостроительный план земельного участка с кадастровым номером ..., не содержащий информацию, действия по указанию которой признаны незаконными.

В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ..., площадью 2083 кв.м с кадастровым номером .... На основании заявления административного истца от 26.07.2023 административным ответчиком выдан градостроительный план земельного участка от 08.08.2023 номер ... в отношении вышеуказанного земельного участка. В данном градостроительном плане указано, что: на земельный участок истца действие градостроительного регламента не распространяется (пункт 2); порядок использования земельного участка истца определяется постановлением администрации г. Томска от 21.11.2008 №2151-3 «Об утверждении проекта планировки территории жилого района «Восточный» в городе Томске» (пункт 2.1), а также статьей 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации г. Томска от 15.05.2013 №463 «Об утверждении порядка установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Томск» (пункт 2.4); причиной отнесения земельного участка истца к земельному участку, на который действие градостроительного регламента не распространяется, является улично-дорожная сеть (пункт 2.4). Полагает, что данные действия административного органа являются незаконными. Так, согласно сведениям ЕГРН земельный участок административного истца находится в частной собственности, имеет вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства». На данном земельном участке расположена часть (половина) жилого дома по адресу: ..., находящаяся в собственности истца. Какие-либо элементы улично-­дорожной сети, а равно иные объекты общего пользования на земельном участке истца отсутствуют. Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории общего пользования не подлежат приватизации, а их вид разрешенного использования должен быть «Земельные участки (территории) общего пользования», «Улично-дорожная сеть», «Благоустройство территории» (приказ Росреестра от 10.11.2020 № П/0412). Кроме того, на земельном участке административного истца отсутствуют утвержденные красные линии, которые бы обозначали наличие в его границах территории общего пользования. Данное обстоятельство подтверждается разделом 11 градостроительного плана земельного участка от 08.08.2023, согласно которому информация о красных линиях отсутствует и в градостроительный план не занесена. Согласно чертежу градостроительного плана земельного участка (раздел 1), на котором обозначены утвержденные красные линии, земельный участок истца расположен за границами коридора красных линий. Постановление администрации Города Томска от 21.11.2008 №2151-3, а также утвержденный данным постановлением проект планировки территории не предусматривают размещение улично-дорожной сети на земельном участке административного истца, что следует из буквального толкования утвержденной части проекта планировки и постановления, официально опубликованных в Сборнике официальных материалов муниципального образования «Город Томск» от 27.11.2008 № 54, а также следует из графической части проекта планировки.

Также ФИО3 обратилась с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска о признании незаконными действий по указанию в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером ..., выданном 16.10.2023 за регистрационным номером ..., информации о том, что на территории указанного земельного участка предусмотрено размещение улично-дорожной сети, что территория указанного земельного участка расположена в зоне планируемого размещения улично-дорожной сети, что действие градостроительного регламента на земельный участок не распространяется, что его использование должно осуществляться в соответствии с постановлением администрации г. Томска от 15.05.2013 №463 «Об утверждении порядка установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Томск», обязать в течение 14 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда подготовить и выдать новый градостроительный план земельного участка с кадастровым номером ..., не содержащий информацию, действия по указанию которой признаны незаконными.

В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ..., площадью 2083 кв.м с кадастровым номером .... На основании заявления административного ответчика от 16.10.2023 административным ответчиком выдан градостроительный план земельного участка от 17.10.2023 номер ... в отношении вышеуказанного земельного участка. В данном градостроительном плане указано, что: на земельный участок истца действие градостроительного регламента не распространяется (пункт 2); порядок использования земельного участка истца определяется постановлением администрации г. Томска от 21.11.2008 №2151-з «Об утверждении проекта планировки территории жилого района «Восточный» в городе Томске» (п.2.1), а также ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Города Томска от 15.05.2013 №463 «Об утверждении порядка установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Томск» (пункт 2.4); причиной отнесения земельного участка истца к земельному участку, на который действие градостроительного регламента не распространяется, является улично-дорожная сеть (пункт 2.4). Полагает, что данные действия административного органа являются незаконными. Так, согласно сведениям ЕГРН земельный участок истца находится в частной собственности, имеет вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства». На данном земельном участке расположена часть (половина) жилого дома по адресу: ..., 41, находящаяся в собственности истца. Какие-либо элементы улично­дорожной сети, а равно иные объекты общего пользования на земельном участке истца отсутствуют. Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории общего пользования не подлежат приватизации, а их вид разрешенного использования должен быть «Земельные участки (территории) общего пользования», «Улично-дорожная сеть», «Благоустройство территории» (приказ Росреестра от 10.11.2020 № П/0412). Кроме того, административный ответчик предпринял попытку нанесения красных линий на земельный участок истца (данное обстоятельство подтверждается разделом 11 градостроительного плана земельного участка от 17.10.2023), но фактически они отсутствуют. В соответствии с Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселения Российской Федерации, принятой Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 №18-30 к красным линиям установлены четкие требования к порядку их проектирования и установления, которые в данном случае не были соблюдены утверждении постановления администрации Города Томска от 21.11.2008 №2151-з «Об утверждении проекта планировки территории жилого района «Восточный» в городе Томске». Данные обстоятельства подтверждаются заключением кадастрового инженера от 15.09.2023. Постановление администрации Города Томска от 21.11.2008 №2151-з, а также утвержденный данным постановлением проект планировки территории не предусматривают размещение улично-дорожной сети на земельном участке истца, что следует из буквального толкования утвержденной части проекта планировки и постановления, официально опубликованных в Сборнике официальных материалов муниципального образования «Город Томск» от 27.11.2008 №54, а также следует из графической части проекта планировки.

Определением Октябрьского районного суда г. Томска от 11.09.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска.

Определением Октябрьского районного суда г. Томска от 30.10.2023 указанные дела объединены в одно производство.

Административный истец ФИО3, представитель заинтересованного лица муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не сообщили.

Суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 настаивала на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска ФИО2 в судебном заседании административный иск не признала, поддержав доводы письменного отзыва.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст.218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу данной нормы для признания незаконным решения, действий (бездействия) органа организации, лица, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела следует, что ФИО3 оспаривается действия, выраженные в градостроительном плане земельного участка от 08.08.2023, 16.10.2023, административное исковое заявление направлено в суд 24.08.2023, 26.10.2023, то есть в установленный законом трехмесячный срок.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 того же Кодекса при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

На основании части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства суд, признав решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом установлено и следует из материалов, что ФИО3 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ..., площадью 2083 кв.м с кадастровым номером ..., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

26.07.2023 ФИО3 обратилась в департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска с заявлением о выдаче ГПЗУ по адресу: ..., площадью 2083 кв.м с кадастровым номером ....

08.08.2023 административным ответчиком ФИО3 выдан ГПЗУ ....

Кроме того, по заявлению Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска от 16.10.2023 подготовлен ГПЗУ от 17.10.2023 ...

В данных ГПЗУ указано, что:

на земельный участок истца действие градостроительного регламента не распространяется (подраздел 2);

порядок использования земельного участка истца определяется статьей 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Города Томска от 21.11.2008 №2151-з «Об утверждении проекта планировки территории жилого района «Восточный» в городе Томске», постановлением администрации Города Томска от 15.05.2013 №463 «Об утверждении порядка установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Томск» (подразделы 2.1, 2.4);

причиной отнесения земельного участка истца к земельному участку, на который действие градостроительного регламента не распространяется, является улично-дорожная сеть (подраздел 2.4).

Оспаривая вышеуказанные действия административного органа, административный истец указала, что они является незаконным и необоснованным, поскольку согласно сведениям ЕГРН земельный участок истца находится в частной собственности, имеет вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства»; на данном земельном участке какие-либо элементы улично-­дорожной сети, а равно иные объекты общего пользования отсутствуют; согласно земельному законодательству территории общего пользования не подлежат приватизации; несмотря на нанесение административным органом красных линий на земельный участок истца (разделом 11 ГПЗУ от 17.10.2023), фактически они отсутствуют.

Подготовка, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков регламентируется административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Подготовка, регистрация и выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденным постановлением администрации Города Томска от 11.01.2018 №5.

В соответствии с пунктом 2.2 административного регламента муниципальная услуга предоставляется департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска.

Согласно пункту 2.3 административного регламента, результатом предоставления муниципальной услуги является выдача заявителю двух экземпляров зарегистрированного градостроительного плана земельного участка либо письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Согласно ответу Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска от 30.06.2023 земельный участок с кадастровым номером ... в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск», утвержденных решением Думы Города Томска от 27.11.2007 №687, расположен в зоне инженерной и транспортной инфраструктуры (Т-4).

Согласно ответу Департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска от 25.09.2023 Генерального плана муниципального образования «Город Томск», утвержденного решения Дума Города Томска от 01.07.2014 №1049, земельный участок с кадастровым номером ... является частью территории, на которой планируется размещение магистральной дороги общегородского значения (...). Согласно действующему проекту планировки территории жилого района «Восточный» в городе Томске, утвержденному постановлением Мэра Думы Города Томска от 21.11.2008 №2151-з, на данной территории предусмотрено размещение улично-дорожной сети.

В соответствии с пунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно части 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительный план земельного участка (далее также - ГПЗУ) выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предоставляемая правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с частью 7 настоящей статьи (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ).

Состав информации, содержащейся в градостроительном плане земельного участка, закреплен в части 3 статьи 57.3 ГрК РФ. В нем, в частности должна содержаться информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок; а также об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий.

Исходя из системного толкования вышеприведенных нормативных положений следует, что градостроительный план относится к градостроительной документации и является документом, в котором зафиксирована информация, позволяющая ее идентифицировать. Градостроительный план земельного участка как документ не устанавливает каких-либо прав и ограничений, а определяет информацию как сведения и, тем самым, обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени.

Сведения, содержащиеся в градостроительном плане, прежде всего, позволяют идентифицировать земельный участок (форма плана содержит обязательное условие об указании кадастрового номера земельного участка), а также позволяют определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам. Такие сведения необходимы для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.

Фактически градостроительный план является информационным документом, который содержит данные и сведения, необходимые для проектирования и строительства объекта капитального строительства на конкретном земельном участке, а не разрешительным документом, поскольку не устанавливает и не изменяет существующего публичного порядка, представляя собой выписку из существующих правил землепользования и застройки.

Так, в частности данный документ необходим для осуществления архитектурно-строительного проектирования (статья 48 ГрК РФ), для обращения за разрешением на строительство (статья 51 ГрК РФ).

Форма градостроительного плана и порядок ее заполнения утверждены приказом Минстроя России от 25.04.2017 №741/пр (далее - Приказ №741/пр).

В составе формы ГПЗУ Приказом №741/пр предусмотрено, что в ГПЗУ указывается информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при наличии) (раздел 1); информация о градостроительном регламенте либо требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается (раздел 2), включая реквизиты акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, содержащего градостроительный регламент либо реквизиты акта федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иной организации, определяющего в соответствии с федеральными законами порядок использования земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается (раздел 2.1); требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается (за исключением случая, предусмотренного пунктом 7.1 части 3 статьи 57.3 ГрК РФ (раздел 2.4).

При этом в соответствии с пунктом 17 Порядка, утвержденного Приказом №741/пр, в строке «Информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при наличии)» указывается перечень координат характерных точек в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, и в соответствии с пунктом 18 - если земельный участок расположен в границах территории в отношении которой проект планировки территории не утвержден, в строке пишется «Проект планировки территории не утвержден». В графах таблицы ставятся прочерки. В строке «Реквизиты проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории» указывается: а) дата и номер документа, утвердившего проект планировки территории и (или) проект межевания территории; б) наименование органа, утвердившего проект планировки территории и (или) проект межевания территории.

Пунктом 26 того же Порядка предусмотрено, что на чертеже или чертежах градостроительного плана отображаются границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории (при наличии).

Пунктом 27 Порядка, утвержденного Приказом №741/пр, определены условные обозначения к чертежу ГПЗУ, в частности, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории (при наличии) наносятся сплошной линией толщиной 0,3 мм, площадь зоны заштриховывается чередующимися штрихпунктирными и сплошными линиями толщиной 0,3 мм каждая, через 6 мм между ними, под углом 45° (рисунок 5).

В силу пунктов 31 и 32 указанного Порядка, в разделе 2 «Информация о градостроительном регламенте либо требованиях к параметрам и размещению объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается» указывается информация об установлении градостроительного регламента. Если в отношении земельного участка установлен градостроительный регламент, в строке пишется «Земельный участок расположен в территориальной зоне «N». Установлен градостроительный регламент». В случае, если в отношении земельного участка не устанавливается градостроительный регламент или на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента, в строке вносится запись «Градостроительный регламент не устанавливается» или «Действие градостроительного регламента не распространяется». В подразделе 2.1 «Реквизиты акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, содержащего градостроительный регламент либо реквизиты акта федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иной организации, определяющего, в соответствии с федеральными законами, порядок использования земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается» указываются наименование представительного органа местного самоуправления, утвердившего правила землепользования и застройки, вид и наименование нормативного правового акта об утверждении правил землепользования и застройки, дата и номер его утверждения.

В подразделе 2.1 ГПЗУ «Реквизиты акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, содержащего градостроительный регламент либо реквизиты акта федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иной организации, определяющего в соответствии с федеральными законами порядок использования земельного участка, указано на постановление администрации Города Томска от 21.11.2008 №2151-з «Об утверждении проекта планировки территории жилого района «Восточный» в городе Томске».

В подразделе 2.4 «Требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается» указано, что земельный участок отнесен к виду участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется в связи с наличием территории улично-дорожная сеть, а также – в графе «Реквизиты акта, регулирующего использование земельного участка» указано на статью 36 ГрК РФ, постановление администрации Города Томска от 15.05.2013 №463 «Об утверждении порядка установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Томск», постановление администрации Города Томска от 21.11.2008 №2151-з «Об утверждении проекта планировки территории жилого района «Восточный» в городе Томске»; в графе «Требования к использованию земельного участка» указано на использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Нормы о составе сведений ГПЗУ, согласно утвержденной форме и порядку заполнения, должны применяться совместно, исходя из назначения ГПЗУ, и в обязательном порядке их применение необходимо соотносить с нормами ГрК РФ (используемые в Приказе №741/пр термины содержатся в ГрК РФ, и именно термины и их определения, а также относящиеся к ним нормы из ГрК РФ являются источником для понимания содержания Приказа №741/пр).

Действительно, в форме ГПЗУ указано следующее: «Информация о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при наличии)».

Вместе с тем, если в отношении земельного участка не устанавливается градостроительный регламент или на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента, в строке (в форме ГПЗУ это строка 2 – «Информация о градостроительном регламенте либо требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается») вносится запись «Градостроительный регламент не устанавливается» или «Действие градостроительного регламента не распространяется», в подразделе 2.1 формы ГПЗУ в ГПЗУ должны указываться реквизиты акта органа местного самоуправления, определяющего порядок использования земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется.

Таким образом, в Приказе №741/пр закреплено требование об обязательности указания в ГПЗУ информации о том, что на земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу.

Как следует из пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9, статьи 23 ГрК РФ территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 этого же Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.

Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации и отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории.

Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности которые, как указывал в решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа. На указанных картах соответственно отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, в том числе автомобильные дороги местного значения (части 3, 5 статьи 23 ГрК РФ).

В соответствии с положениями Генерального плана муниципального образования «Город Томск» (https://admin.tomsk.ru/pgs/2ro) в нем выполнена одна из главных задач - функциональное зонирование городских территорий с выделением жилых, производственных, общественных, рекреационных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктуры, территорий для развития многих других функций городского комплекса исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов. Планировочные решения Генерального плана являются основой для разработки проектной документации следующих уровней - проектов планировок отдельных районов и зон города, целевых программ и др.

В разделе 2 Генерального плана как на проблемную градостроительную ситуацию указано на недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, незавершенность формирования кольцевых и обходных магистралей, отсутствие дублирующих связей, необходимых путепроводов, мостов и транспортных развязок; прохождение грузового и частично транзитного транспорта через центральную зону города; неудовлетворительное транспортное обслуживание новых районов, чрезмерное развитие коммерческих перевозок маловместительным подвижным составом; нерациональное использование ценных городских земель под многочисленные площадки боксовых гаражей. Приоритетным развитием является улучшение транспортной инфраструктуры - развитие дублирующих и кольцевых направлений улично-дорожной сети с целью обеспечения надежности функционирования транспортного комплекса, а также развитие инфраструктуры железнодорожного, автомобильного и водного транспорта.

В соответствии с разделом 3.3 Генерального плана предусмотрено развитие трех базовых компонентов планировочной структуры городского пространства: историко-культурный каркас; урбанизированный каркас и природный каркас, который включает в себя взаимосвязанную систему городских озелененных пространств - парков, скверов, бульваров, особо охраняемых природных территорий, гидрологических объектов, лесных и лесопарковых массивов, рекреационных зон. Урбанизированный каркас Томска образуют следующие главные структурные элементы: система основных транспортных магистралей - главные планировочные оси города; общегородской центр; главные градостроительные узлы - площади и общественные центры во всех районах города.

В разделе 5 Генерального плана «Развитие транспортной инфраструктуры» решение проблем развития транспортной инфраструктуры города Томска названо одной из приоритетных задач, определяющих возможность активизации экономических, культурных связей города и улучшение качества жизни, приведено обоснование приоритетности указанной задачи. Принципиальные подходы, положенные в основу решений Генерального плана по развитию транспортного комплекса, представлены в схеме транспортной инфраструктуры, в соответствии с которыми предусмотрена, в том числе реконструкция существующих и создание новых дублирующих меридиональных и широтных радиальных магистралей для разгрузки наиболее напряженных движением направлений и обеспечения надежных связей с вновь осваиваемыми территориями городской застройки, а также реконструкция сети радиальных автодорог на подходах к городу.

В целях определения назначения территорий исходя из планов их развития в составе Генерального плана муниципального образования «Город Томск» содержится схема транспортной инфраструктуры, которая, по сути, является одним из видов карты планируемого размещения объектов местного значения, на которой, в том числе отображены планируемые для строительства дороги.

В соответствии с частью 1 статьи 23 ГрК РФ подготовка генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения, такого муниципального округа или такого городского округа.

Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов);

4) карту функциональных зон.

Частью 5 статьи 23 ГрК РФ установлено, что на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются в том числе:

1) планируемые для размещения объекты местного значения, относящиеся к следующим областям:

а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;

б) автомобильные дороги местного значения;

в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана муниципального округа или генерального плана городского округа;

г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, муниципального округа, городского округа.

Пункт 3 части 4 статьи 36 ГрК РФ предусматривает, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.

Таким образом, данной нормой закона прямо предусмотрены случаи, когда градостроительные регламенты не действуют - эти случаи распространяются на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов.

Суд учитывает, что цитируемый пункт 3 части 4 статьи 36 ГрК РФ изложен в редакции Федерального закона от 20.03.2011 №41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования», который, согласно пояснительной записке к данному закону (https://sozd.duma.gov.ru/bill/369212-5) должен был позволить в значительной степени облегчить подготовку и согласование проектов документов территориального планирования с целью обеспечения их утверждения к 2012 году. Законопроект направлен на упрощение требований к документам территориального планирования, в том числе исключения излишних сведений, включаемых в утверждаемую часть и в материалы по обоснованию проектов документов территориального планирования.

Федеральным законом от 20.03.2011 №41-ФЗ внесены изменения в редакцию нормы, которая ранее предусматривала, что «действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, занятые линейными объектами». То есть Федеральный закон от 20.03.2011 №41-ФЗ дополнил норму указанием на земельные участки «предназначенные для размещения линейных объектов» и союзы «и» и «или».

Изложенное позволяет прийти к выводу, что законодатель намеренно расширил перечень земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, дополнив его указанием на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов.

При этом формального определения понятия «предназначенные для размещения линейных объектов» в ГрК РФ не имеется.

Действующий ГрК РФ, в который были внесены изменения Законом N 41-ФЗ предусматривает именно «определение планируемого размещения объектов» (пункт 2 статьи 1, часть 6 статьи 10, часть 5 статьи 14, часть 3 статьи 19, часть 5 статьи 23 ГрК РФ).

Частью 13 статьи 9 ГрК РФ установлено, что требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. Данная норма 20.03.2011 также была введена Федеральным законом от 20.03.2011 №41-ФЗ.

Изначально, в соответствии с частью 13 статьи 9 ГрК РФ Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения были утверждены приказом Минрегиона РФ от 30.01.2012 N 19.

В настоящее время данные требования утверждены приказом Минэкономразвития России от 09.01.2018 №10 «Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 07.12.2016 №793» (далее - Приказ от 09.01.2018 №10).

Следовательно, законодателем установлены требования к отображению (индивидуализации, конкретизации) планируемого размещения, в том числе линейных объектов, в связи с чем не имеется препятствий считать, что земельными участками, предназначенными для размещения линейных объектов, являются те земельные участки, в отношении которых имеется отображение планируемого размещения линейных объектов согласно схеме территориального планирования и в соответствии с установленными требованиями.

В пункте 1 Приказа от 09.01.2018 №10 установлено, что требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (далее - Требования) разработаны в целях структурирования и унификации информации об объектах федерального значения, объектах регионального значения и объектов местного значения (далее - объекты), необходимых для подготовки документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В пункте 2 Требований указано, что Основные понятия в целях Требований приведены в соответствии с ГОСТом 28441-99 «Картография цифровая. Термины и определения». При этом под системой координат понимаются установленные правила соотнесения цифровых значений координат и точек пространства; цифровая карта - цифровая (картографическая) модель, содержание которой соответствует содержанию карты определенного вида и масштаба; объект цифровой карты - структурная единица цифровой карты, характеризующая конкретный объект карты или местности и его признаки; линейный объект (цифровой карты) - объект цифровой карты, метрическое описание которого представлено последовательностью координат его точек.

Согласно пункту 3 Требования определяют правила цифрового описания и отображения объектов на картах, входящих в состав документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что определение планируемого размещения объектов осуществляется на картах в соответствии с установленными Требованиями. В связи с этим определение земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов, возможно именно с использованием такой информации.

Других требований - отображать планируемые для размещения линейные объекты в соответствии системой координат для ведения ЕГРН (пункт 4 статьи 6 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») - не содержится.

Суд учитывает, что вопрос о том, соответствует ли Генеральный план Города Томска, проект планировки территории жилого района «Восточный» в части отображения планируемого размещения объектов местного значения нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, предметом рассмотрения настоящего спора не является.

Вопросы подготовки и утверждения градостроительной документации как на дату принятия решения о Думы Города Томска от 27.11.2007 №687, так и на момент принятия решения Думы Города Томска от 01.07.2014 №1049 «О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город Томск» регламентировались кроме Градостроительного кодекса Российской Федерации также Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002 №150 (далее - Инструкция), которая утратила силу с 23.07.2018.

Согласно пункту 8 раздела 3.1.5 Инструкции графические материалы Генерального плана включают схему транспортной инфраструктуры. На схеме транспортной инфраструктуры показываются существующие и проектируемые: территории и сооружения внешнего транспорта - железнодорожные пути и станции, аэропорты, морские и речные порты, причалы, пристани, мосты, путепроводы, тоннели, трубопроводы и др.; классификация улично-дорожной сети; линии наземного и подземного общественного пассажирского транспорта; размещение сооружений и устройств для хранения и обслуживания транспортных средств, иные сооружения транспортной инфраструктуры (пункта 12 раздела 3.1.5 Инструкции).

Ни нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, ни Инструкцией не было предусмотрено отображение границ в виде координат либо красных линий застройки на схеме транспортной инфраструктуры генерального плана городского округа.

Таким образом, схема транспортной инфраструктуры, входящая в состав Генерального плана, содержит ориентировочное изображение планируемой автомобильной дороги и задает рамочные условия развития муниципального образования и последующей деятельности исполнительного органа при ее реализации. При этом линейные объекты представлены в виде линий разного цвета и толщины в зависимости от классификации и категории дорог, наименование и условные обозначения которых содержатся в названной схеме транспортной инфраструктуры. Сама схема транспортной инфраструктуры исполнена на картографической основе с использованием системы координат.

В соответствии с пунктом 2 Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.01.2018 №10 данный документ определяет требования к цифровому описанию и отображению объектов на картах, входящих в состав документов территориального планирования муниципальных образований.

Согласно пункту 3 Требований указанные Требования определяют правила цифрового описания и отображения объектов на картах, входящих в состав документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В частности, требование о том, что линейные объекты должны содержать метрическое описание в виде последовательности координат точек осевой линии объекта (пункт 16 Требований от 30.01.2012 №19 и пункт 12 Требований от 09.01.2018 №10), установлено применительно к правилам цифрового описания указанных объектов (раздел III Требований от 30.01.2012 №19; раздел II Требований от 09.01.2018 №10). Результаты цифрового описания содержатся в цифровой карте как цифровой (картографической) модели (представление в цифровой форме пространственных объектов и отношений между ними), содержание которой соответствует содержанию карты определенного вида и масштаба.

Кроме того, в соответствии с положениями пунктов 4 Требований от 30.01.2012 №19 и пункта 5 Требований от 09.01.2018 №10указанные правовые акты содержат требования к описанию и отображению пространственных данных, входящих в состав информации, указанной в части 2 статьи 57.1 ГрК РФ.

Частями 1, 2, 5 статьи 57.1 ГрК РФ предусмотрено, что доступ, в том числе, к документам территориального планирования, цифровым топографическим картам, не содержащим сведений, отнесенных к государственной тайне, обеспечивается посредством федеральной государственной информационной системы территориального планирования (информационно-аналитическая система, обеспечивающая доступ к сведениям, содержащимся в государственных информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных системах, в том числе в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности). Правила ведения информационной системы территориального планирования устанавливает Правительство Российской Федерации.

Согласно пунктам 6, 8 Правил ведения федеральной государственной информационной системы территориального планирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 №289, информацию, указанную в пунктах 1 - 3.1, 5.1 и 5.2 части 2 статьи 57.1 ГрК РФ, обладатели информации размещают в федеральной информационной системе.

Информацию, указанную в пунктах 5, 6 и 7 части 2 статьи 57.1 ГрК РФ, обладатели информации размещают по своему выбору в федеральной информационной системе либо в создаваемых ими государственных и муниципальных информационных системах с обязательным размещением в федеральной информационной системе данных, описывающих контекст, содержание, структуру информации и обеспечивающих управление ею (метаданные), и с обязательным предоставлением доступа к метаданным посредством портала федеральной информационной системы.

Обладатели информации обеспечивают достоверность, полноту и актуальность информации, доступ к которой обеспечивается посредством портала федеральной информационной системы, а также ее соответствие требованиям к структуре и форматам информации, утверждаемым оператором федеральной информационной системы.

В соответствии с пунктом 8 Требований к структуре и форматам информации, составляющей информационный ресурс федеральной государственной информационной системы территориального планирования, утвержденных приказом Минрегиона России от 02.04.2013 №127, требованиям разделов II - XII (в том числе пункта 16) Требований от 30.01.2012 №19 должны были соответствовать перечень слоев, структура атрибутивных данных, состав справочников, правила цифрового описания объектов карт, представленных с использованием электронных сервисов обмена данными в сети Интернет или для загрузки на программно-аппаратные средства оператора ФГИС ТП в векторной модели пространственных данных в составе проектов и документов территориального планирования.

Таким образом, предписание пункта 16 Требований от 30.01.2012 №19, равно как и пункта 12 Требований от 09.01.2018 №10 было установлено применительно к правилам цифрового описания объектов, которое необходимо для создания и ведения федеральной государственной информационной системы территориального планирования, государственных информационных ресурсов, государственных и муниципальных информационных систем, необходимых для обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области территориального планирования; организации информационного взаимодействия информационных систем с целью решения вопросов, связанных с развитием территорий на государственном и муниципальном уровне, что предусмотрено пунктом 3 Требований от 09.01.2018 №10.

При этом в пункте 1 Требований от 09.01.2018 №10основные понятия в целях названных Требований приведены в соответствии с ГОСТом 28441-99 «Картография цифровая. Термины и определения», введенным в действие постановлением Госстандарта России от 23.11.1999 №423-ст.

Согласно подпунктам 2, 3, 6 пункта 3.1 «Общие положения» раздела 3 «Термины и определения» ГОСТа 28441-99 «Картография цифровая. Термины и определения» цифровое картографирование - это комплекс мероприятий, направленных на создание цифровой картографической продукции. В свою очередь, цифровая картографическая продукция представляет собой продукцию, получаемую с использованием цифровой картографической информации. Картографическая информация - информация, представленная в цифровой форме.

Цифровая карта представляет собой цифровую картографическую модель (логико-математическое представление в цифровой форме объектов картографирования и отношений между ними), содержание которой соответствует содержанию карты определенного вида и масштаба (подпункты 7, 16).

Одновременно с этим в соответствии с пунктом 10 ГОСТа 21667-76 «Картография. Термины и определения» карта представляет собой построенное в картографической проекции, уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, иного небесного тела или внеземного пространства, показывающее расположенные на них объектов в определенной системе условных знаков.

Согласно пункту 9 раздела II «Правила цифрового описания объектов» Требований 2018 года (в состав которого входит и пункт 12) метрика объекта описывается координатами точек в заданной системе координат, определяющими его местоположение и плановые очертания с точностью, соответствующей ГОСТ Р 51605-2000 «Карты цифровые топографические. Общие требования».

В соответствии с разделом 5 «Требования к процессу создания и обновления цифровых топографических карт» ГОСТа Р 51605-2000 «Карты цифровые топографические. Общие требования» цифровые топографические карты (ЦТК) формируют в виде массивов цифровой картографической информации. ЦТК предназначены для использования в геоинформационных системах и автоматизированных информационных системах создания и ведения кадастров различного назначения.

Учитывая, что приведенные требования касаются цифровой информации, то эта информация не может отражаться на бумажном носителе, в том числе на схеме транспортной инфраструктуры Генерального плана, на котором объекты транспортной инфраструктуры отображаются посредством использования условных обозначений.

Таким образом, утверждение схемы транспортной инфраструктуры Генерального плана с использованием условных обозначений не нарушает положений ГрК РФ и принятых в его исполнение подзаконных актов, в том числе пункта 16 Требований от 30.01.2012 №19 и пункта 12 Требований от 09.01.2018 №10.

Помимо этого, как было указано выше, под системой координат, согласно пункту 2 Приказа от 09.01.2018 №10, понимаются установленные правила соотнесения цифровых значений координат и точек пространства.

Отсутствии в Схеме транспортной инфраструктуры в составе генерального плана планируемое размещение линейного объекта координат характерных точек в системе координат, используемой для ведения ЕГРН, не означает, что отсутствует отображение планируемого размещения линейного объекта.

Необходимо принимать во внимание и то, что подготовка генерального плана городского округа осуществляется применительно ко всей территории городского округа (часть 1 статьи 23 ГрК РФ). То есть предметом генерального плана являются территории, не конкретные земельные участки.

Доводы административного истца о недоказанности факта нахождения спорного земельного участка в зоне планируемого строительства автомобильной дороги в связи с тем, что проект планировки, генеральный план не содержат координат, по которым можно было бы сопоставить местоположение земельного участка и место размещения объекта транспортной инфраструктуры, подлежит отклонению в силу изложенного.

Как уже было указано, согласно пункту 2 части 3, подпункту «б» пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ генеральный план должен содержать, в частности, карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа, на которой отображаются автомобильные дороги местного значения.

Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ). При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункт 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ).

Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 ГрК РФ).

В данном случае, часть земельного участка административного истца согласно Схеме транспортной инфраструктуры Генерального плана Города Томска, утвержденной решением Думы Города Томска от 01.07.2014 №1049 «О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город Томск», относится к территории планируемого размещения магистральной дороги районного значения.

Неотражение в правилах землепользования и застройки территориальной зоны городского наземного транспорта, в границы которой вошел спорный земельный участок, означало бы несоответствие нормативного правового акта генеральному плану города и противоречило бы требованиям ГрК РФ.

Соответствующий правовой подход изложен в пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018.

Суд также принимает во внимание правовую позицию, изложенную в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017, согласно которой для отказа в предоставлении земельного участка в собственность по основанию, предусмотренному пунктом 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

Из позиции Верховного Суда Российской Федерации следует отнесение карт планируемого размещения объектов в составе генерального плана к документам территориального планирования.

Суд также принимает во внимание правовую позицию, изложенную в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017, согласно которой для отказа в предоставлении земельного участка в собственность по основанию, предусмотренному пунктом 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

Из позиции Верховного Суда Российской Федерации следует отнесение карт планируемого размещения объектов в составе генерального плана к документам территориального планирования.

Тот факт, что согласно части 10 статьи 9 ГрК РФ схемы территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет, и при этом не подготовлен проект планировки территории, не может рассматриваться как исключающий действие другой нормы ГрК РФ – пункта 3 части 4 статьи 36 ГрК РФ, которая предусматривает, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.

Как следует из решения Думы г. Томска от 27.11.2007 № 687 «О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования; и застройки муниципального образования «Город Томск», Генеральный план Томска разработан с применением геоинформационных технологий (программный пакет ESRI) в виде компьютерной географической информационной системы (ГИС) и цифровых космических изображений (SPOT, Франция; IRS и др.).

Схема транспортной инфраструктуры, утвержденная решением Думы Города Томска от 01.07.2014 № 1049, и последующие изменения в неё были подготовлены с использованием географической информационной системы ДАиГ «Геокад». Таким образом, изначально Схема транспортной инфраструктуры Генерального плана муниципального образования «Город Томск» подготовлена в геоинформационной системе и представляет собой графику, соотнесенную с конкретной местностью, содержащую пространственные данные.

Представленный Департаментом в материалы настоящего дела графический материал (информация из геоинформационной системы ДАиГ) представляет собой фрагмент листа 2.7 Схемы транспортной инфраструктуры Генерального плана муниципального образования «Город Томск», на котором отображены магистральные дороги районного и общегородского значения в масштабе, соответствующем масштабу отображения данных линий в условных обозначениях на Схеме транспортной инфраструктуры Генерального плана муниципального образования «Город Томск», в соотношении с границами земельного участка с кадастровым номером ....

Частью 1 статьи 56 ГрК РФ установлено, что государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности – это создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.

Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются, в том числе, сведения, содержащиеся в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ).

Ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях муниципальных округов, городских округов, и предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности (пункт 6 части 3 статьи 8 ГрК РФ).

В рассматриваемом случае сведения представлены уполномоченным органом и оснований не доверять им не имеется.

Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон. Аналогичная норма содержится в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями, которые подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относит автомобильные дороги к линейным объектам.

Понятие улично-дорожной сети дано в пункте 3.37 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1034/пр, как системы объектов капитального строительства, включающей улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.

Таким образом, красные линии призваны разграничить территории общего пользования и участки иного назначения.

Красные линии обозначают как существующие, так и планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.

Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 06.04.1998 №18-30).

Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт.

Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.

Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.

Такое толкование учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий, изложенную в определении от 25.02.2016 №242-О.

Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии.

Согласно части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории.

Представленным административным истцом заключением кадастрового инженера А. от 15.09.2023 №1 установлено, что земельный участок с кадастровым номером ... не расположен в зоне планируемого размещения автомобильной дороги ..., определенной границами единых землепользований с кадастровым номером ...; земельный участок с кадастровым номером ... не расположен в габаритах утвержденных красных линий ....

Экспертом в заключении судебной экспертизы от 29.12.2023 сделаны следующие выводы:

невозможно определить, предусмотрено ли проектом планировки жилого района «Восточный» в г. Томске, утвержденным Постановлением Мэра г. Томска от 21.11.2008 №2151-з, размещение уличной дорожной сети на земельном участке с кадастровым номером ...;

невозможно определить, расположен ли земельный участок с кадастровым номером ... в полосе отвода автомобильной дороги местного значения, в том числе планируемой согласно схеме транспортной инфраструктуры Генерального плана муниципального образования «Город Томск», утвержденной решением Думы Города Томска от 01.07.2014 №1049;

земельный участок с кадастровым номером 70... не расположен в границах красных линий ....

При этом экспертом при исследовании был принят во внимание градостроительный атлас Города Томска (https://map.admtomsk.ru), в котором не были отражены красные линии.

Вместе с тем согласно градостроительному атласу Города Томска (https://map.admtomsk.ru) земельный участок с кадастровым номером ... пересекает установленные красные линии в соответствии с проектом планировки жилого района «Восточный» в г. Томске, утвержденным постановлением Мэра г. Томска от 21.11.2008 №2151-з.

Вопреки позиции административного истца, тот факт, что на момент подачи заявления о выдаче ГПЗУ спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», на нем расположены капитальные строения, не исключает включение данного участка в зону планируемого размещения объекта транспортной инфраструктуры (Т-4).

Поскольку административному истцу в ходе рассмотрения дела 17.10.2023 выдан новый ГПЗУ, который отменяет действие ГПЗУ от 08.08.2023, в графической части которого не были отражены красные линии, суд не усматривает нарушений прав административного истцов в указанной части.

Таким образом, учитывая, что в ГПЗУ от 17.10.2023 отражены сведения, утвержденные в установленном порядке и позволяющие определить территорию, предназначенную для размещения улично-дорожной сети, в том числе магистральной дороги районного и общегородского значения, суд приходит к выводу, что Департамент правомерно отразил в ГПЗУ от 17.10.2023 сведения об отнесении спорного земельного участка к земельным участкам, на которые не распространяется действие градостроительного регламента в связи с нахождением данных участков в зоне планируемого размещения магистральной дороги районного и общегородского значения.

Нарушение прав и законных интересов административного истца в связи с внесением в ГПЗУ от 17.10.2023 указанных сведений в ходе судебного разбирательства не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации Города Томска о признании незаконными действий, обязании устранить допущенные нарушения отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска.

Судья С.С. Шишкина

Мотивированный текст решения изготовлен 08.02.2024

Судья С.С. Шишкина

Подлинный документ подшит в деле №2а-135/2024 в Октябрьском районном суде г.Томска.

УИД 70RS0003-01-2023-006199-75