ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1360/2016 от 26.02.2016 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-1360/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 февраля 2016 г., г. Пермь,

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Копылова-Прилипко Д.А.,

при секретаре Лесиной Е.А., с участием:

истца ФИО1,

представителей истцов ФИО2, на основании доверенностей /л.д.7,8,9,10/, диплома о высшем юридическом образовании /л.д.11, л.13 Дела /,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Управлению жилищных отношений администрации города Перми о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав,

У с т а н о в и л:

Истцы обратились в суд с административным иском к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми (далее по тексту – УЖО) о признании незаконными действий в части установления ФИО1 в составе семьи из четырех человек порядкового (учетного) номера очередности и (или) в списке нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав в части порядкового (учетного) номера очередности, путем восстановления истцов в составе семьи на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в общей очереди и льготной очереди среди участников боевых действий с номером очередности согласно даты постановки на учет – с ДД.ММ.ГГГГ.

Иск обоснован тем, что ФИО1 является ветераном боевых действий, постановлением Администрации Мотовилихинского района г. Перми в составе семьи поставлен на учет по списку УВОВ (ДРА) под , распоряжением начальника УЖО от ДД.ММ.ГГГГ, семья снята с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным, он (ФИО1) с членами семьи восстановлен на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях как участник боевых действий с даты исключения. Распоряжением начальника УЖО от ДД.ММ.ГГГГ распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ отменено, они (истцы) восстановлены с даты исключения, а именно, с ДД.ММ.ГГГГ на учете в общем списке и в списке ветеранов боевых действий. Согласно уведомлению, номер в общей очередности – , номер очередности ветеранов боевых действий – . Также в их (истцов) адрес поступило письмо УЖО от ДД.ММ.ГГГГ из содержания которого следует, что номер очередности по общегородскому списку -, по списку ветеранов – . В ответ на жалобу ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ УЖО сообщило, что: с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении; номер очередности ФИО1 по списку ветеранов на момент исключения его из указанного списка невозможно установить в связи с тем, что база данных «Жилищная очередь» показывает номер очередности только на текущую дату. Из письма Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с ДД.ММ.ГГГГ номер очередности по общегородскому списку – , по списку ветеранов – , также указано, что номер очередности на момент исключения из списка ветеранов установить невозможно, при этом, из ответа Прокуратуры г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ следует, что номер очередности ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ в едином списке – , по списку ветеранов – , по списку ветеранов боевых действий ДРА – ; на ДД.ММ.ГГГГ – в едином списке – , по списку ветеранов – , по списку ветеранов боевых действий ДРА – . При таких обстоятельствах, полагают, что ответчиком нарушаются права и законные интересы в части установления порядкового (учетного) номера очередности в списке нуждающихся в жилом помещении.

В судебном заседании истец ФИО1 и представитель истцов на требованиях настаивали в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Также пояснили, что в ДД.ММ.ГГГГ номер очередности ФИО1, как ветерана был , сейчас – , что явно свидетельствует о нарушении прав, т.к. фактически УЖО не восстановило истцов в жилищных списках, как по общегородскому списку, так и по списку ветеранов, а вновь поставило на учет.

Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела /л.д.75/ своего представителя в судебное заседание не направил, представил возражения на иск /л.д.31-32,58,60/ в которых иск не признал, поскольку решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ И-вы восстановлены на учете с даты исключения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Во исполнение указанного решения, УЖО издано распоряжение о восстановлении И-вых с даты исключения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с законом Пермской области от 30.11.2005 N 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», включение граждан в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется по дате постановки на учет. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очередности ФИО1 по общегородскому списку – , по списку ветеранов – , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и , соответственно.

Заинтересованное лицо Администрация г. Перми о времени и месте рассмотрения дела извещено /л.д.74/, своего представителя в судебное заседание не направило, каких-либо ходатайств не заявляло.

При таких обстоятельствах, на основании ч.6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав объяснения истца ФИО1, представителя истцов, исследовав материалы дела, материлы дела , рассмотренного Ленинским районным судом г. Перми (далее по тексту – Дело ), суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, в силу следующего.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является ветераном боевых действий на основании ст. 16 федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» /л.д.12/.

Постановлением Главы Администрации Мотовилихинского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с составом семьи из четырех человек, в том числе ФИО3, ФИО4, ФИО5 под номером 87 /л.д.13/.

Как следует из сообщения Прокуратуры г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.25-25об./ на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди в едином списке – , по списку ветеранов боевых действий в <Адрес>, перерегистрация электронной базы очередников производится один раз в год в течение апреля, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очередности в едином списке составлял , по списку ветеранов – , по списку ветеранов боевых действий в <Адрес>.

Распоряжением начальника УЖО от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.14/ ФИО1 в составе семьи из четырех человек, в том числе: ФИО3, ФИО4, ФИО5 снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ввиду совершения сделки по отчуждению жилого помещения и ухудшения жилищных условий.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.5-18,64-71/, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ: признано незаконным распоряжение начальника УЖО от ДД.ММ.ГГГГ; восстановлены ФИО1 в составе семьи из четырех человек, в том числе: ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как участника боевых действий в Афганистане с даты исключения.

Во исполнение решения Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, УЖО издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.20/, которым: отменено распоряжение начальника УЖО от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии ФИО1, ФИО3, ФИО6 и др. с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях»; восстановлены с даты исключения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ на учете в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях ФИО1 с составом семьи из четырех человек, в т.ч.: ФИО3, ФИО4, ФИО5; восстановлен с даты исключения, а именно с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в списке ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как следует из уведомления УЖО от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.19/, ФИО1 сообщено, что распоряжением УЖО от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ и принятии на учет семьи с ДД.ММ.ГГГГ по спискам нуждающихся в жилых помещениях – под , по спискам ветеранов боевых действий – .

Согласно письму УЖО от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.21/, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был поставлен на учет с ДД.ММ.ГГГГ, номер очередности по общегородскому списку – , по списку ветеранов – .

Письмом УЖО от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.23/ ФИО1 сообщено, что: распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был поставлен на учет с ДД.ММ.ГГГГ, номер очередности по общегородскому списку – , по списку ветеранов – ; номер очередности ФИО1 по списку ветеранов на момент исключения его из указанного списка невозможно установить в связи с тем, что база данных «Жилищная очередь» показывает номер очередности только на текущую дату; в ДД.ММ.ГГГГ номер очередности по списку ветеранов – .

В письме Главы Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.24/ также указано на невозможность установления номера очередности по списку ветеранов, указано, что номер очередности по общегородскому списку – , по списку ветеранов – .

Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.30,34/, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди в едином городском списке – , по списку ветеранов – .

Указанные обстоятельства также подтверждаются Делом .

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия совершены УЖО в пределах полномочий указанного органа местного самоуправления.

Вместе с тем, разрешая дело по правилам ч.1 ст. 178 КАС РФ, суд считает, что УЖО были нарушены права и законные интересы истцов.

К такому выводу суд приходит по тем основаниям, что согласно положениям ст. 4, ст. 8, ст. 9 закона Пермской области от 30.11.2005 N 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договору социального найма предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет (ст. 4).Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения уполномоченным органом местного самоуправления. Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, включаются в отдельные списки (ст. 8).

Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилом помещении (далее - Книга учета), которая ведется в органе, осуществляющем принятие на учет.

На каждого гражданина, принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, заводится учетное дело, в котором содержатся все документы, послужившие основанием для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в Книге учета.

Орган, осуществляющий принятие на учет, обеспечивает надлежащее хранение книг учета, в том числе списков очередников и учетных дел граждан, стоящих на учете как нуждающиеся в жилом помещении (ст. 9).

В силу п.3.1, п.6.6 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 N 21-п, постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления Пермского края (далее - органы местного самоуправления) в соответствии с жилищным законодательством (п.3.1); контроль за исполнением настоящего Порядка осуществляют: органы местного самоуправления - в части формирования и представления списков и копий учетных дел граждан, выдачи, оплаты жилищных сертификатов, предоставления ЕДВ гражданам, целевого использования средств на предоставление субсидий (единовременной денежной выплаты) на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам (п.6.6).

Как установлено, истец в составе семьи был постановлен на учет Постановлением Главы Администрации Мотовилихинского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ под , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди в едином списке – , по списку ветеранов боевых действий в <Адрес>, состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очередности в едином списке составлял , по списку ветеранов – , по списку ветеранов боевых действий в <Адрес>. Впоследствии, распоряжением начальника УЖО от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.14/ ФИО1 был снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ семья истцов восстановлена на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, как участника боевых действий в <Адрес> с даты исключения.

Таким образом, во исполнение решения Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик был обязан восстановить ФИО1 в жилищных списках с ДД.ММ.ГГГГ, что означает, восстановление истцов в номерах очередности, в которых истцы состояли на ДД.ММ.ГГГГ.

УЖО издано распоряжение ДД.ММ.ГГГГ, которым семья истцов восстановлена с ДД.ММ.ГГГГ на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и ФИО1 восстановлен с ДД.ММ.ГГГГ в списке ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что фактически УЖО совершены действия, связанные с невосстановлением ФИО1 в жилищных списках с ДД.ММ.ГГГГ, а связанные с постановкой на учет с ДД.ММ.ГГГГ Указанные обстоятельства объективно подтверждаются письмами УЖО от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ /л.д.21,23/, Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.24/, из которых следует, что распоряжением начальника ЖУО ФИО1 был подставлен с ДД.ММ.ГГГГ на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что номер очередности ФИО1 по списку ветеранов на момент исключения его из указанного списка невозможно установить в связи с тем, что база данных «Жилищная очередь» показывает номер очередности только на текущую дату.

При названых обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Управлением жилищных отношений администрации г. Перми ненадлежащим образом ведется хранение списков очередников, что привело к нарушению прав и законных интересов ФИО1 и членов его семьи.

Бесспорных доказательств обратного, в т.ч. доказательств того, что И-вы были именно восстановлены на жилищном учете, а не вновь поставлены на учет, ответчиком не представлено, как не представлено и доказательств того, что по общегородским спискам истцы восстановлены в соответствующем номере, при этом, из положений ч.9, ч.11 ст. 226 КАС РФ следует, что обязанность доказывания законности оспариваемых действий возложена на соответствующий орган – в рассматриваемом случае – УЖО.

С учётом установленных судом обстоятельств, исключительно наличие распоряжения начальника УЖО от ДД.ММ.ГГГГ о восстановлении И-вых на жилищном учете с ДД.ММ.ГГГГ, безусловно, не может свидетельствовать об отсутствии нарушений прав истцов.

При названых обстоятельствах, требования ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5 следует признать обоснованными, с учётом пояснений ФИО1 и представителя истцов относительно заявленных требований, следует признать незаконными действия УЖО, связанные с восстановлением с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в составе семьи из четырех человек на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и с восстановлением с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в списке ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в части установления порядкового (учетного) номера очередности.

Из положений п.2 ч.9 ст. 226 КАС РФ следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли сроки обращения в суд.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание, что действие носит длящийся характер, поскольку, как на момент обращения заявителей в суд в ДД.ММ.ГГГГ так и на день рассмотрения административного искового заявления, истцы не восстановлены в жилищных списках (а вновь поставлены на учет), при этом из распоряжения УЖО от ДД.ММ.ГГГГ данные обстоятельства установить невозможно, о нарушении прав истцам стало известно из писем, направленным в адрес ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, суд приходит к выводу о соблюдении истцами установленного законом срока обращения в суд за защитой нарушенного права.

В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ, суд обязан административному ответчику указать на устранение нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению.

С учётом изложенного, следует возложить обязанность на УЖО устранить допущенное нарушение прав истцов, путем восстановления в жилищных списках с ДД.ММ.ГГГГ с номером очередности, согласно даты, постановки на учет – с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч.9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Таким образом, следует возложить обязанность на УЖО сообщить ФИО7 и Ленинскому районному суду г. Перми об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании п.4 ч.3 ст. 227 КАС РФ настоящее решение опубликованию в печатных изданиях не подлежит.

При подаче административного искового заявления в суд, ФИО5, ФИО4, ФИО8 оплачена госпошлина в размере <руб.> (по <руб.> каждым из истцов) /л.д.2-4/, в связи с чем: на основании п.4 ч.6 ст. 180, ст. 111 КАС РФ с УЖО в пользу каждого из названных истцов следует взыскать по <руб.> – в качестве возмещения судебных расходов по оплате госпошлины.

Руководствуясь ст., ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд

Р е ш и л:

Требования ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5 удовлетворить:

- признать незаконными и не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5 действия Управления жилищных отношений администрации города Перми, связанные с восстановлением с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в составе семьи из четырех человек на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и с восстановлением с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в списке ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в части установления порядкового (учетного) номера очередности;

- возложить на Управление жилищных отношений администрации города Перми обязанность устранить допущенное нарушение прав ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, путем восстановления на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и в списке ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ с номером очередности, согласно даты, постановки на учет – с ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить обязанность на Управление жилищных отношений администрации города Перми сообщить ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и Ленинскому районному суду г. Перми об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Управления жилищных отношений администрации города Перми в пользу ФИО5 <руб.> – в качестве возмещения судебных расходов по оплате госпошлины.

Взыскать с Управления жилищных отношений администрации города Перми в пользу ФИО4 <руб.> – в качестве возмещения судебных расходов по оплате госпошлины.

Взыскать с Управления жилищных отношений администрации города Перми в пользу ФИО3 <руб.> – в качестве возмещения судебных расходов по оплате госпошлины.

Решение в течение месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий: Копылов-Прилипко Д.А.