ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1360/2021 от 25.03.2021 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0004-01-2021-000786-14

Дело № 2а-1360/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 марта 2021 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе

председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.

при секретаре Дорофеевой К.А.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного истца ФИО2,

представителя административного ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании решения незаконным,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, просит признать незаконным уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование своих требований указала, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <Адрес>. На указанном земельном участке до его приобретения был построен садовый домик. В рамках процедуры «дачной амнистии» обратилась в Управление Росреестра по <Адрес>» с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав. ДД.ММ.ГГГГ вынесено уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, поскольку земельный участок с кадастровым номером отнесен к землям сельхозназначения и образован путем изъятия у ООО «Совхоз Всходы» пашни общей площадью 26,47 га. Считает данный отказ незаконным, поскольку садовый дом был построен в 2012г., а п.6 ст.79 ЗК РФ, запрещающий строительство садовых домов на землях сельскохозяйственного назначения был введен с ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец в судебном заседании на требованиях настаивала.

Представитель административного истца в судебном заседании на требованиях настаивал, а также поддержал письменные дополнения.

Представитель административного ответчика в судебном заседании требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д.41-43).

Суд, выслушав административного истца и его представителя, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <Адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения садоводства (л.д. 21-23).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к административному ответчику с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на объект недвижимости: здание (садовый дом), назначение здания: нежилое, расположенный в пределах земельного участка с кадастровым номером , приложив технический план от ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу сообщено, что принято решение о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права на основании п.п. 7,22 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" поскольку земельный участок с кадастровым номером имеет категорию – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для садоводства и возведение на таких землях объектов недвижимости законом не предусмотрено. Кроме того, технический план, представленный с заявлением, выполнен с нарушением п.34 Требований к подготовке технического плана. Предложено кадастровому инженеру доработать технический план, заявителю представить дополнительные документы, необходимые для осуществления регистрационных действий.

В соответствии с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления в части отсутствия документов о переводе земельного участка с кадастровым номером из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов» и истечением срока приостановления, указанного в уведомлении (л.д. 24-26).

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений.

Статья 27 Федерального закона № 218-ФЗ предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.

В силу п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовым земельным участком является земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

На основании ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.

Сводом правил «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» СП 53.13330.2011, утвержденным Приказом Минрегиона России от 30.12.2020 № 849, определено, что на садовом, дачном участке могут возводиться жилое строение или жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения, в том числе – теплицы, летняя кухня, баня (сауна), душ, навес или гараж для автомобилей (пункт 6.4). При этом в приложении Б «Термины и определения» к указанному Своду правил, жилое строение определено как здание, возводимое на садовом, дачном земельном участке для временного проживания без права регистрации, жилой дом – здание, возводимое на дачном земельном участке для временного или постоянного проживания с правом регистрации.

Согласно ч. 10 ст. 40 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки Краснослудского сельского поселения, утвержденными решением Совета депутатов Краснослудского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями, внесенными Решением Земского Собрания Добрянского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне, занятой объектами сельскохозяйственного назначения Сх2 и имеет вид разрешенного использования – ведение садоводства, код 13.2.

Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 1.9.2014 г. № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который предусмотрено что земельные участки с видом разрешенного использования – «Ведение садоводства», код 13.2 могут использоваться для осуществления деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений.

Проанализировав представленные доказательства в совокупности с нормами права, по правилам, установленным ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение административного ответчика об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав не может быть признано законным и обоснованным, поскольку разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером и назначение территориальной зоны позволяют возводить на нем объекты капитального строительства.

Тот факт, что спорный земельный участок, образован из земельного участка, который ранее образован из состава сельскохозяйственных угодий, и то обстоятельство, что выбытие земель сельскохозяйственного назначения и образование земельных участков с разрешенным использованием, допускающим возведение объектов капитального строительства, осуществлено в отсутствие земельного контроля со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, не может повлечь нарушение права ФИО1 на владение и пользование принадлежащим ей земельным участком в соответствии с установленным видом разрешенного использования.

Согласно ч. 1, ч. 6 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

Приказом Росреестра от 31.12.2020 № П/0528 утвержден Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному земельному надзору, согласно которому в числе указанных нормативных правовых актов указана ч. 6 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Таким образом, проверка соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, использующими земельные участки, положений ч. 6 ст. 79 ЗК РФ осуществляется при проведении мероприятий по государственному земельному надзору, а не при осуществлении органом регистрации государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, соответственно, выводы административного ответчика о возведении садового дома на земельном участке, относящемся к категории «Земли сельскохозяйственного назначения», не могли послужить основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Кроме того, ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 218-ФЗ установлена компетенция органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Проверка законности возведения на земельном участке объекта недвижимости не входит в компетенцию органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Также судом учитывается, что сведения, содержащиеся в ЕГРН о виде разрешенного использования – для садоводства, внесены административным ответчиком.

Иных оснований отказа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав оспариваемое уведомление не содержит.

При таких обстоятельствах требования ФИО1 о признании уведомления об отказе незаконным, подлежат удовлетворению.

Поскольку само по себе признание решения об отказе государственного кадастрового учета незаконным, будет свидетельствовать о восстановлении нарушенных прав административного истца, необходимость указания административному ответчику о совершении каких-либо действий, в целях устранения нарушений, отсутствует.

На основании п. 4 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, настоящее решение опубликованию в печатных изданиях не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий - подпись Л.Ю. Дульцева

<данные изъяты>

<данные изъяты>