ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1361/17 от 18.05.2017 Московского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2а-1361/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2017 года г. Казань

Московский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи З.Н.Замалетдиновой, при секретаре К.К.Селюковой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Палутина М.В. к Федеральному агентству воздушного транспорта о признании отказа в замене свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна и возложении обязанности заменить свидетельство пилота сверхлегкого воздушного суда на новое свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна,

у с т а н о в и л:

М.В.Палутин обратился в суд с административным иском к Федеральному агентству воздушного транспорта о признании отказа в замене свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна и возложении обязанности заменить свидетельство пилота сверхлегкого воздушного суда на новое свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна, указывая в его обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ направил ответчику заявление о замене пришедшего в негодность свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна , выданного ДД.ММ.ГГГГ территориальной квалификационной комиссией Татарского межрегионального территориального Управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, которое было получено ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ему в предоставлении государственной услуги по выдаче свидетельства со ссылкой на пункт 17 Постановления Правительства РФ от 06.08.2013 № 670 «Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации» (далее Правила).

Считает отказ незаконным и необоснованным, поскольку является пилотом-любителем. В связи изменением законодательства, в соответствии с пунктом 1 Приказа Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке к выполнению полетов по уведомительному порядку использования воздушного пространства РФ и порядке замены свидетельств пилотов-любителей и пилотов сверхлегких летательных аппаратов» свидетельство «пилота-любителя» от ДД.ММ.ГГГГ на его имя было заменено территориальной квалификационной комиссией Татарского межрегионального территориального Управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта на свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна , выданного ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ он прошел очередное медицинское освидетельствование в врачебно-летной экспертной комиссии ЗАО «АВИАМЕДСЕРВИС», признан годным к полетам сверхлегкого воздушного судна.

В связи с тем, что в ранее выданном ему свидетельстве было указано в соответствии с ранее действовавшими требованиями «самолет сухопутный однодвигательный. Командир ВС», он обратился к ответчику за заменой свидетельства как пришедшего в негодность.

Считает ссылку ответчика на пункты 9 и 17 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ неправомерной, поскольку пунктом 9 регламентируется порядок выдачи свидетельств, а не порядок замены ранее выданного свидетельства, пришедшего в негодность на свидетельство по действующей форме.

Считает, что документы, предусмотренные пунктом 12 вышеуказанного постановления им были направлены по почте ответчику и в соответствии с пунктом 13 указанного постановления запрещено требовать от кандидата на получение свидетельства предоставление документов и совершения действий, не предусмотренных настоящими Правилами.

Просит суд признать отказ ответчика в замене свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна , выданного ДД.ММ.ГГГГ территориальной квалификационной комиссией Татарского межрегионального территориального Управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта и возложить обязанность заменить свидетельство пилота сверхлегкого воздушного суда , выданного ДД.ММ.ГГГГ территориальной квалификационной комиссией Татарского межрегионального территориального Управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта на новое свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна.

В ходе судебного заседания административный истец и его представитель поддержали административные исковые требования и при этом пояснили, что отказ ответчика является незаконным, поскольку свидетельство пилота сверхлегкого воздушного суда недействительное, пришло в негодность в связи со сменой законодательства.

Представитель административного ответчика с административным иском не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д.).

Выслушав стороны, исследовав письменные документы по делу, суд считает административные исковые требования подлежащими отклонению.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГМ.В.Палутин направил ответчику заявление о замене пришедшего в негодность свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна , выданного ДД.ММ.ГГГГ территориальной квалификационной комиссией Татарского межрегионального территориального Управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, приложив к нему ксерокопию свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ территориальной квалификационной комиссией Татарского межрегионального территориального Управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, ксерокопию медицинского заключения 2 класса, квитанцию об оплате госпошлины.

которое было получено административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ (л.д.).

Ответом начальника Управления летной эксплуатации Росавиации М.Ю.Костылевым от ДД.ММ.ГГГГМ.В.Палутину было сообщено об отказе в предоставлении государственной услуги, со ссылкой на пункт 17 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в ответе было дополнительно сообщено, что сведения о выдаче М.В.Палутину свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна серии отсутствуют в Федеральной государственной информационной системе «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала», а также он был проинформирован, что для оказания государственной услуги ему необходимо представить в адрес Управления летной эксплуатации документы, предусмотренные пунктом 9 Правил (л.д.).

Суд, проанализировав положения ранее действовавшего и действующего в настоящее время законодательства, регулирующего правоотношения по выдаче и замене свидетельств авиационного персонала, а также с учетом вышеуказанных установленных по делу обстоятельств, приходит к выводу о том, что отказ Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении М.В.Палутину государственной услуги по выдаче свидетельства сверхлегкого воздушного судна является законным, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 53 Воздушного кодекса Российской Федерации к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства (пункт 1).

Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных в пункте 1 настоящей статьи свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, включающих в себя требования к подготовке авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1.1).

Требования, предъявляемые к оформлению и форме указанных свидетельств, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Правительством Российской Федерации принято 6 августа 2013 года постановление N 670, которым утверждены Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации" (далее Правил).

Пунктом 3 указанных Правил предусмотрено, что свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта (далее - орган по выдаче свидетельств) лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.

Проверка соответствия знаний лица, претендующего на получение свидетельства (далее - кандидат на получение свидетельства), требованиям федеральных авиационных правил (далее - проверка знаний) осуществляется высшей квалификационной комиссией или территориальными квалификационными комиссиями, образованными Федеральным агентством воздушного транспорта. По результатам проверки знаний оформляется протокол проверки знаний, в котором указывается фамилия, имя и отчество (при наличии) кандидата на получение свидетельства, вид свидетельства, для получения которого проводилась проверка знаний, дата, время, место проведения проверки знаний и информация о результате ее прохождения (пункт 5).

Кандидат на получение свидетельства проходит проверку соответствия навыков требованиям, установленным федеральными авиационными правилами (далее - проверка навыков), которая осуществляется по обращению кандидата на получение свидетельства к лицу, имеющему право проверки навыков. По результатам проведения проверки навыков лицо, осуществившее проверку, выдает кандидату на получение свидетельства справку (пункт 6).

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что для получения свидетельства в орган по выдаче свидетельств подается представление образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, работодателя кандидатов на получение свидетельств (далее - представление) или заявление на выдачу свидетельства кандидата на получение свидетельства.

В соответствии с пунктом 9 Правил заявление на выдачу свидетельства подписывается кандидатом на получение свидетельства. В случае направления по почте заявления на выдачу свидетельства подпись кандидата на получение свидетельства заверяется в установленном порядке.

В состав представленных документов входят:

представление (заявление на выдачу свидетельства);

копия документа, удостоверяющего личность кандидата на получение свидетельства;

копия документа (документов), подтверждающего прохождение подготовки кандидата на получение свидетельства;

копия протокола проверки знаний кандидата на получение свидетельства;

копия справки, подтверждающей прохождение проверки навыков кандидата на получение свидетельства;

копия документа (документов), подтверждающего опыт кандидата на получение свидетельства, в случае, когда федеральными авиационными правилами установлены требования к опыту обладателя вида свидетельства, заявляемого к получению;

копия медицинского заключения кандидата на получение свидетельства, в случае, когда федеральными авиационными правилами установлены требования к состоянию здоровья обладателя вида свидетельства, заявляемого к получению.

Копии представленных документов заверяются организацией, подавшей представление, или подписываются кандидатом на получение свидетельства.

Пунктом 12 Правил предусмотрено, что для получения свидетельства взамен утраченного или пришедшего в негодность кандидат на получение свидетельства направляет в орган по выдаче свидетельств заявление о замене свидетельства.

В заявлении о замене свидетельства указываются следующие данные:

фамилия, имя, отчество (при наличии) и дата рождения кандидата на получение свидетельства;

номер и дата выдачи утраченного свидетельства, а также наименование органа, выдавшего свидетельство (при наличии указанных данных);

телефон кандидата на получение свидетельства и при направлении свидетельства по почте - почтовый адрес для направления свидетельства.

Со дня подачи заявления о замене свидетельства утраченное (пришедшее в негодность) свидетельство утрачивает силу.

Согласно пункту 17 Правил в случае неполноты представленных документов, несоответствия представленных документов требованиям настоящих Правил, при наличии в представленных документах недостоверных сведений или сведений, указывающих на несоответствие кандидата на получение свидетельства требованиям федеральных авиационных правил, орган по выдаче свидетельств направляет (выдает) заявителю мотивированный отказ в выдаче свидетельства с указанием причины отказа.

Приказом Министерства транспорта РФ от 10 февраля 2014 года N 32 были утверждены Федеральные авиационные правила "Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации".

Пунктом 5 указанных Федеральных авиационных правил определено, что лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации выдаются виды свидетельств согласно приложению N 1 к настоящим Правилам, в том числе, свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна.

Как следует из содержания пункта 11 указанных Федеральных авиационных правил должностное лицо органа по выдаче свидетельств, ответственное за оформление свидетельства, рассматривает представление (заявление на выдачу свидетельства) и прилагаемые к нему документы, проводит проверку, предусмотренную Правилами проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 670, и в случае соответствия лица требованиям федеральных авиационных правил принимает решение о выдаче (обмене) свидетельства, о чем делает отметку на представлении (заявлении на выдачу свидетельства).

Согласно сообщению Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Федеральной государственной информационной системе «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала» сведения о выдаче М.В.ПалутинуДД.ММ.ГГГГ г.р. свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна серии отсутствуют, в Федеральном агентстве воздушного транспорта документы об основаниях выдачи М.В.Палутину свидетельства сверхлегкого воздушного суда серии отсутствуют.

Согласно пояснениям представителя административного ответчика следует, что Росавиацией по заявлению М.В.Палутина была проведена проверка и по результатам рассмотрения заявления установила неполному представленных документов, указанных в пункте 9 Правил.

В ходе судебного заседания вышеуказанные обстоятельства нашли свое подтверждение, действительно М.В.Палутиным не были представлены в Росавиацию все документы, указанные в пункте 9 Правил.

Таким образом, Управлением летной эксплуатации Росавиации правомерно было отказано М.В.Палутину в предоставлении государственной услуги по выдаче свидетельства по вышеуказанному основанию.

Кроме того, суд считает правильным указание Управления летной эксплуатации Росавиации заявителю на необходимость представления в орган по выдаче свидетельств документов, предусмотренных пунктом 9 раздела III Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы истца и его представителя о том, что Росавиация в соответствии с требованиями пункта 12 Правил обязана была заменить свидетельство серии как пришедшего в негодность в связи с его недействительностью являются несостоятельными, поскольку М.В.Палутин не имеет права получить свидетельство сверхлегкого воздушного судна в порядке, предусмотренном п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 года N 670, поскольку в таком порядке подлежат замене только действующие свидетельства авиационных специалистов в случае утери или пришедшие в негодность. В ходе судебного заседания не было установлено, что вышеуказанное свидетельство пришло в негодность.

Кроме того, сама формулировка пункта 12, не предусматривающая необходимости представления, кроме заявления кандидата на получение свидетельства, дополнительных документов, свидетельствующих о наличии у кандидата права на выполнение функций члена экипажа гражданского воздушного судна (перечисленных в п. 9 Правил), говорит о том, что подлежит замене, именно, действующее свидетельство, которое и является подтверждением данного права, и сведения о выдаче которого имеются в Федеральной государственной информационной системе "Реестр авиационного персонала".

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Палутина М.В. к Федеральному агентству воздушного транспорта о признании отказа в замене свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна и возложении обязанности заменить свидетельство пилота сверхлегкого воздушного суда на новое свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Московский районный суд г. Казани.

Судья З.Н.Замалетдинова