ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1361/19 от 23.04.2019 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

№ 2а-1361/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 апреля 2019 года Томск

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Ткаченко И.А.,

при секретаре Буриловой А.Н.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1– ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика департамента архитектуры и строительства Томской области ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица ЖСК «Нефтяная,3» председателя ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное исковое заявление ФИО1 к департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании незаконным решения от 18.03.2019 № 08-15-07/2019 об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, возложении обязанности включить в реестр пострадавших граждан,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании незаконным решения Департамента архитектуры и строительства Томской области от 18.03.2019 № 08-15-07/2019 об отказе ФИО4 во включении в реестр пострадавших граждан, возложении обязанности включить в реестр.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключила с ООО ... договор участия в строительстве 14-этажного жилого здания со встроенными помещениями по , предметом которого является порядок и условия участия сторон в строительстве одной однокомнатной квартиры , площадью ... кв.м. Договор прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ. По условиям договора истец оплатила 719 450 руб., однако застройщик свои обязательства по передаче квартиры не исполнил. До настоящего времени жилой дом не построен. Постановлением следователя от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана потерпевшей в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов. ДД.ММ.ГГГГ ООО ... признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. ДД.ММ.ГГГГ конкурсное производство в отношении ООО ... завершено. 11.10.2018 истец обратилась в Департамент архитектуры и строительства Томской области с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан, приложив все необходимые документы. Однако решением Департамент архитектуры и строительства Томской области от 18.03.2019 № 08-15-07/2019 истцу было отказано во включении в указанный реестра в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016 № 560/пр, в связи с несоответствием одному из критериев, установленных пунктом 2 Приложения № 1 к Приказу, а именно подпунктам 3, 5 пункта 2 Приложения к Приказу. Истец считает решение от 18.03.2019 № 08-15-07/2019 об отказе во включении в реестр пострадавших граждан незаконным и необоснованным.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ЖСК «Нефтяная, 3» (ИНН <***>).

Административный истец ФИО1, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается телефонограммой от ДД.ММ.ГГГГ, в суд не явилась, направила для участия в судебном заседании своего представителя.

На основании ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Представитель административного истца ФИО2, являясь также представителем заинтересованного лица ЖСК «Нефтяная,3», в судебном заседании требования административного истца поддержала. Пояснила, что основанием для отказа во включении ФИО1 в реестр пострадавших граждан послужило наличие правопреемника в лице ЖСК «Нефтяная, 3» и неисполнение обязательств по договору о долевом участии в строительстве со стороны административного истца. Полагала, что отказ во включении в реестр пострадавших граждан на основании пункта 3 Приложения № 1 к Приказу от 12.08.2016 № 560/пр является незаконным, а административный истец соответствует критерию отнесения граждан к числу пострадавших, установленному указанным пунктом, так как административным истцом не допущено ненадлежащего исполнения обязательств по договору о долевом участии в строительстве, поскольку объект не введен в эксплуатацию в установленный договором срок, площадь квартиры по данным технической эксплуатации ОГУП ... не определена, а, соответственно, не определен размер необходимой доплаты либо переплаты за квадратные метры, в связи с чем у административного истца не возникло обязанности по оплате за неопределенные оставшиеся квадратные метры. Отказ во включении в реестр по подпункту 5 пункта 2 Приказа от 12.08.2016 № 560/пр также является необоснованным, так как ЖСК «Нефтяная, 3» не является правопреемником ООО ..., с которым у административного истца был заключен договор долевого участия в строительстве. Застройщик ООО ДД.ММ.ГГГГ было ликвидировано без перехода его прав и обязанностей к другим лицам. Объект незавершенного строительства и земельные участки были переданы ЖСК «Нефтяная, 3» в качестве отступного в счет погашения требований о передаче жилых помещений, следовательно, отсутствует лицо, являющееся правопреемником прав и обязанности по строительству проблемного объекта. Считает, что ФИО1 соответствует всем критериям отнесения к пострадавшим граждан.

Представитель административного ответчика ФИО3 в судебном заседании требования административного иска не признала, полагая принятое Департаментом архитектуры и строительства Томской области решение от 18.03.2019 № 08-15-07/2019 законным и обоснованным, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве. Пояснила, что истец не соответствует п. 3 и 5 критериев отнесения граждан к числу пострадавших, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства № 560/пр от 12.08.2016, поскольку истец не полностью оплатила сумму по договору долевого участия в строительстве, недоплата составляет 9 880 руб., а также имеется лицо, которое является правопреемником застройщика по строительству проблемного объекта - это созданный в рамках процедуры банкротства ЖСК «Нефтяная, 3».

Заслушав представителей сторон и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 46 Конституции РФ, положениям главы 25 ГПК РФ, пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 2), к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

В соответствии с ч.1 ст.218, ч.1 ст.219 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Решение Департамента архитектуры и строительства Томской области об отказе во включении истца в реестр пострадавших граждан, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, принято 18.03.2019. ФИО1 обратилась в суд с административным иском 01.04.2019, то есть в пределах установленного законом срока для обжалования решения.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно п.9 ст.229 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно разъяснениям, данным в п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Частями 1, 2 статьи 62 КАС РФ установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

В соответствии с ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

В силу ч.2 ст.64 КАС РФ суд считает установленным и не подлежащим доказыванию вновь следующие фактические обстоятельства дела.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО ... в лице директора П. (Застройщик), и ФИО1 (Дольщик) заключен договор о долевом участии в строительстве 14-этажного жилого здания со встроенными помещениями административного назначения и встроенно-пристроенной автостоянкой , предметом которого является порядок и условия участия сторон в строительстве одной однокомнатной квартиры , площадью ... кв.м., расположенной по адресу . Срок окончания строительства – ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость жилого помещения составила 717 450 руб., которая подлежит оплате в следующем порядке: в день заключения договора – 717 450 руб. за ... кв.м, оставшиеся 11 880 руб. за ... кв.м по цене 18 000 руб. за 1 кв.м оплачивается Дольщиком после проведения технической инвентаризации, в случае соответствия указанной площади.

Согласно протоколу проведения зачета взаимных денежных требований от ДД.ММ.ГГГГ и акту сверки взаимных расчетов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ООО ... засчитывает оплату от ФИО1 по договору от ДД.ММ.ГГГГ о долевом участии в строительстве жилого здания со встроенными помещениями административного назначения и встроено-пристроенной автостоянкой в 1-комнатной квартиры (стр. номер) на сумму717 450 рублей за ... кв.м.

Постановлением следователя СЧ СУ УМВД России по Томской области капитана юстиции К. от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана потерпевшей по уголовному делу .

Из данного постановления следует, что данное уголовное дело возбуждено ДД.ММ.ГГГГ в отношении П. по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ. Предварительным следствием установлено, что П., являясь директором и учредителем ООО ..., ООО ..., выступающим в качестве заказчика по договору генподряда, а также заместителем председателя ..., выступающим в качестве подрядчика по указанному гражданско-правовому договору, имея умысел на хищение денежных средств неопределенного круга лиц, и не имея необходимых разрешительных документов для строительства жилого дома, находясь по адресу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заключил с юридическими и физическими лицами (не менее ... человек) предварительные договоры купли-продажи квартир в домах ,, по по части которых в дальнейшем были заключены договоры цессии, по которым в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получил от указанных граждан и юридических лиц посредством внесения в кассы, перечисления на расчетный счет средства в общей сумме 418 020 098,44 руб., которые должен был потратить на строительство жилых домов и по . Однако обязательства по строительству жилых домов не выполнил, частично полученные от граждан денежные средства в общей сумме 128 403 910, 75 руб. похитил, распорядившись по своему усмотрению.

Определением Арбитражного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу установлено, что определением Арбитражного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО ... введена процедура банкротства – наблюдение. Определением названного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу требование ФИО1 о передаче жилого помещения: однокомнатной квартиры, расположенной на третьем этаже в первом подъезде дома адресу: , номер квартиры , общей площадью ... кв.м, признано обоснованным и включено в реестр требований о передаче жилых помещений ООО .... Данным определением установлен размер исполненных обязательств участника строительства по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, - 719 450 руб., размер неисполненных обязательств участником строительства перед застройщиком по оплате договора, предусматривающего передачу жилого помещения, - 9 880 руб.

ДД.ММ.ГГГГ ООО ... признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на внешнего управляющего Ф. Определением названного суда от ДД.ММ.ГГГГ конкурсным управляющим ООО ... утвержден Ф.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось собрание участников строительства ООО ..., на котором принято решение о создании жилищно-строительного кооператива «Нефтяная, 3». ЖСК «Нефтяная, 3» зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Томской области ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Арбитражного суда Томской области ДД.ММ.ГГГГ по делу удовлетворено заявление (ходатайство) исполняющего обязанности конкурсного управляющего ОО ...Ф. о погашении требований участников строительства путем передачи прав застройщика на объект строительства, созданному участниками строительства ЖСК «Нефтяная, 3». Требования участников строительства ООО ... погашены, путем передачи прав застройщика (ООО ...) на объект незавершенного строительства: кадастровый номер , площадью ... кв.м, степень готовности 70%, расположенного по адресу: , и земельных участков, расположенных в г. Томске по адресам: , , , , созданному участниками строительства ЖСК «Нефтяная, 3».

Согласно Выпискам из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на земельные участки по адресам: , , , зарегистрированы за ЖСК «Нефтяная,3» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания ЖСК «Нефтяная, 3» ФИО1 является членом ЖСК «Нефтяная, 3».

11.10.2018 ФИО1 обратилась в Департамент архитектуры и строительства Томской области с заявлением о включении в Реестр пострадавших граждан.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлено уведомление согласно которому в отношении нее принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включение в реестр пострадавших граждан, на основании подпункта 1 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра пострадавших граждан», в связи с несоответствием одному из критериев, установленных пунктом 2 Приложения № 1 к Приказу.

Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску ФИО1 к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, возложении обязанности включить в реестр пострадавших граждан.

Названным решением признано незаконным решение незаконным решение Департамента архитектуры и строительства Томской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 во включении в реестр пострадавших граждан. На Департамент архитектуры и строительства Томской области возложена обязанность в течение 14 дней со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление ФИО1 от 11.10.2018 и принять по нему законное и обоснованное решение в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан». В удовлетворении требования о возложении обязанности на департамент архитектуры и строительства Томской области включить ФИО1 в реестр пострадавших граждан отказано.

Из материалов настоящего дела следует, что Департамент архитектуры и строительства Томской области, рассмотрев, с учетом решения Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, поступившее 11.10.2018 заявление ФИО1 о включении в реестр пострадавших граждан, принял решение от 18.03.2019 № 08-15-07/2019 об отказе во включении ФИО1 в реестр пострадавших граждан, указав в качестве основания для отказа на несоответствие заявителя подпунктам 3 и 5 пункта 2 Приложения № 1 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства № 560/пр от 12.08.2016.

Оценивая доводы сторон относительно законности принятого административным ответчиком решения, суд исходит из того, что отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Согласно частям 4 и 7 статьи 23 названного Федерального закона уполномоченный орган, в том числе устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 № 560/пр утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правила ведения реестра пострадавших граждан.

Указанным Приказом, который начал действовать с 30.07.2017 признан не подлежащим применению раннее действовавший приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены».

Департамент архитектуры и строительства Томской области являясь исполнительным органом государственной власти Томской области согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» осуществляет государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах своей компетенции.

Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.

Контролирующий орган, в частности Департамент архитектуры и строительства Томской области, признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

В соответствии с Правилами включению в реестр подлежит гражданин-участник долевого строительства проблемного объекта, чьи денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, после исполнения которого у гражданина возникает право собственности на жилое помещение и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и чьи права нарушены, соответствующий критериям, установленным пунктом 2 настоящего приложения, относится к числу пострадавших граждан.

Согласно пункту 2 Критерия основанием для отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются следующие обстоятельства:

1) неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в течение более 6 месяцев с даты, установленной в таком договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство объекта строительства в течение двух последовательных отчетных периодов или введение в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:

а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов;

б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;

в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом № 214-ФЗ;

г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;

2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ;

3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;

4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;

5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;

6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом № 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду введения одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве и (или) ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;

7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта;

8) отсутствие факта привлечения денежных средств двух и более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе проблемного объекта.

В соответствии с п.5 Правил ведения реестра решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина.

В соответствии с п. 8, п. 11 Правил ведения реестра решение о включении заявителя в реестр либо об отказе во включении в реестр принимается контролирующим органом в течение 14 рабочих дней с даты поступления заявления.

Пунктом 10 Правил ведения реестра установлен перечень условий, при наличии одного из которых заявитель не подлежит включению в реестр.

В пункте 2 приложения № 1 к Приказу содержится 8 критериев, которым должен соответствовать заявитель.

Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В частности в соответствии с п.п. 1 п. 10 Правил ведения реестра заявитель не подлежит включению в реестр при несоответствии заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 Приложения № 1 к настоящему приказу.

В приложении № 3 к Правилам ведения реестра установлен рекомендуемый образец уведомления о принятом решении, который контролирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения направляет в адрес заявителя.

С учетом вышеприведенных нормативных положений заявление административного истца от 11.10.2018 рассмотрено Департаментом архитектуры и строительства Томской области в пределах предоставленной ему законом компетенции, в установленный законом срок, решение об отказе во включении в реестр пострадавших граждан мотивировано, подписано уполномоченным должностным лицом, что свидетельствует о соблюдении административным ответчиком процедуры рассмотрения заявления указанной категории.

Оценивая принятое Департаментом архитектуры и строительства Томской области решение от 18.03.2019 № 08-15-07/2019 об отказе во включении ФИО1 в реестр пострадавших граждан по существу, суд полагает необоснованным содержащееся в нем указание на несоответствие административного истца критерию для отнесения граждан к числу пострадавших, установленному подпунктом 3 пункта 2 Приложения № 1 к Приказу № 560/пр, в связи с ненадлежащим исполнением обязательства по договору о долевом участии в строительстве ввиду неподтверждения факта оплаты суммы в размере 9 880 руб.

Согласно ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в договоре указывается цена договора, то есть размер денежных средств, подлежащих уплате участником долевого строительства для строительства (создания) объекта долевого строительства. Цена договора может быть определена как произведение цены единицы общей площади жилого помещения или площади нежилого помещения, являющихся объектом долевого строительства, и соответствующей общей площади или площади объекта долевого строительства.

По соглашению сторон цена договора может быть изменена после его заключения, если договором предусмотрены возможности изменения цены, случаи и условия ее изменения.

Исходя из системного толкования приведенных выше правовых норм, стороны в договоре участия в долевом строительстве вправе предусмотреть возможность изменения цены договора, случаи и условия ее изменения.

Согласно пункту 3.2 договора о долевом участии в строительстве 14-этажного жилого здания со встроенными помещениями административного назначения и встроенно-пристроенной автостоянкой в , заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО ..., стоимость квартиры на день заключения договора составляет 729 330 (семьсот двадцать девять тысяч триста тридцать) рублей. Стоимость квартиры уточняется и определяется путем суммирования фактических платежей, произведенных по настоящему договору.

В соответствии с п. 3.3. договора, оплата по договору производится денежными средствами следующим образом:

- в день заключения и государственной регистрации договора – 717 450 (семьсот семнадцать тысяч четыреста пятьдесят) рублей за ... кв. м.;

- оставшиеся – 11 880 (одиннадцать тысяч восемьсот восемьдесят) рублей за ... кв.м по цене 18 000 (восемнадцать тысяч) рублей за 1 кв.м оплачивается «Дольщиком» до ДД.ММ.ГГГГ, что является датой ввода объекта в эксплуатацию (п. 4.1.2. договора).

В силу п. 9.1. договора, номер квартиры, подлежащей передаче Дольщику по

настоящему Договору, а также ее площадь (в т.ч. общая жилая площадь, площадь кухни, комнат, лоджий, балконов, кладовых) устанавливается на основании данных проектной документации, технической инвентаризации жилого дома (квартиры), проводимой ОГУП ... при вводе Объекта в эксплуатацию.

Исходя из п.9.2 договора, сторонами предусмотрена возможность изменения цены в случае расхождения в размерах общей площади квартиры, указанной в п. 2.2 указанного договора, и фактической общей площадью квартиры по данным технической инвентаризации, производимой ОГУП ... после ввода многоквартирного дома в эксплуатацию.

Как установлено судом, в соответствии с условиями договора административный истец оплатила денежную сумму в размере 719 450 руб. за квартиру. До настоящего времени строительство дома не завершено, дом в эксплуатацию не сдан.

Таким образом, поскольку объект в установленный договором срок не был введен в эксплуатацию, площадь квартиры по данным технической инвентаризации ОГУП ... не определена, соответственно, не определен размер необходимой доплаты либо переплаты за квадратные метры, то, у административного истца не возникло обязанности по оплате за неопределенные оставшиеся квадратные метры, а, значит, ненадлежащего исполнения либо нарушения условий договора о долевом участии в строительстве со стороны административного истца не имеется, в связи с чем отказ во включении в реестр пострадавших граждан на основании подпункта 3 пункта 2 Приложения № 1 Приказа № 560/пр от 12.08.2016 нельзя признать законным и обоснованным.

Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами административного истца о необоснованности отказа во включении в реестр пострадавших граждан на основании подпункта 5 пункта 2 Приложения № 1 Приказа № 560/пр от 12.08.2016, предусматривающего в качестве критерия отнесения к числу потерпевших граждан отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательства застройщика по договору участия в долевом строительстве.

Как установлено судом, в связи с банкротством застройщика ООО ... произошло изменение способа привлечения денежных средств граждан для строительства многоквартирного жилого дома, путем создания жилищно-строительного кооператива на базе имеющегося строительного комплекса, в частности земельные участки под строительство многоквартирного жилого дома были переданы созданному жилищно-строительному кооперативу «Нефтяная, 3», к нему же фактически перешел и объект незавершенного строительства, возведенный застройщиком за счет средств, внесенных участниками долевого строительства по договорам с ООО ...

Так, определением Арбитражного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу заявление (ходатайство) исполняющего обязанности конкурсного управляющего ОО ...Ф. о погашении требований участников строительства путем передачи прав застройщика на объект строительства, созданному участниками строительства ЖСК «Нефтяная, 3», удовлетворено. Требования участников строительства ООО ... погашены, путем передачи прав застройщика (ООО ...) на объект незавершенного строительства: кадастровый номер , площадью ДД.ММ.ГГГГ кв.м, степень готовности 70%, расположенного по адресу: , и земельных участков, расположенных в г. Томске по адресам: , , , , созданному участниками строительства ЖСК «Нефтяная, 3».

Исходя из системного токования положений параграфа 7 главы 9 Закона о банкротстве (в частности положений статьи 201.10 Закона о банкротстве), с даты вынесения арбитражным судом определения о передаче объекта незавершенного строительства созданным участниками строительства жилищно-строительным кооперативам все права и обязанности на объект незавершенного строительства и земельный участок под ним переходят жилищно-строительным кооперативам.

На момент передачи объекта незавершенного строительства ЖСК «Нефтяная, 3», многоквартирный жилой дом был частично выстроен, т.е. выполненные работы по строительству жилого дома в виде права на объект незавершенного строительства переданы ЖСК «Нефтяная, 3».

Согласно п.1.1. Устава ЖСК «Нефтяная, 3» основными целями деятельности

ЖСК «Нефтяная, 3» являются: завершение строительства многоквартирного дома со встроенно-пристроенными помещениями административного назначения и встроенно-пристроенной автостоянкой и предоставление в многоквартирном доме,

строительство которого завершено, членам указанного кооператива жилых (нежилых) помещений в соответствии с условиями договоров, ранее заключенных между участниками строительства и застройщиком-должником.

Членами ЖСК являются все участники строительства, требования которых включены в реестр требований о передаче жилых помещений (за исключением участников строительства, отказавшихся от передачи объекта незавершенного строительства).

В качестве паевых взносов члены ЖСК вносят при его создании переданные им права застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, а также в установленный срок денежные средства для завершения строительства.

Таким образом, участники строительства выразили свою волю на удовлетворение их требований путем передачи объекта для завершения строительства ЖСК «Нефтяная, 3».

При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что в настоящее время первоначальный застройщик ликвидирован, а ЖСК «Нефтяная, 3», осуществляющее в настоящее время завершение строительства объекта, не является стороной заключенного с истцом договора, поскольку смена застройщика в период длительного строительства дома не свидетельствует о прекращении ранее возникших обязательств по передаче жилого помещения истцу.

При таких обстоятельствах ЖСК «Нефтяная, 3» является лицом, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве, следовательно, оспариваемое решение в части указания на несоответствие ФИО1 критерию отнесения к числу потерпевших граждан, установленному подпунктом 5 пункта 2 Приложения № 1 Приказа № 560/пр от 12.08.2016, является законным и обоснованным.

Учитывая, что в соответствии с п.п. 1 п. 10 Правил ведения реестра заявитель не подлежит включению в реестр при несоответствии заявителя хотя бы одному из критериев, установленных пунктом 2 Приложения № 1 к Приказу № 560/пр от 12.08.2016, несоответствие административного истца критерию, установленному подпунктом 5 пункта 2 Приложения № 1 Приказа № 560/пр от 12.08.2016, препятствует ее включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в связи с чем требования о возложении на Департамент архитектуры и строительства Томской области обязанности включить ФИО1 в реестр пострадавших граждан удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании незаконным решения от 18.03.2019 № 08-15-07/2019 об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, возложении обязанности включить в реестр пострадавших граждан удовлетворить частично.

Признать незаконным решение департамента архитектуры и строительства Томской области от 18.03.2019 № 08-15-07/2019 в части признания ФИО1 несоответствующей критерию, установленному подпунктом 3 пункта 2 Приложения № 1 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан».

В удовлетворении требования о возложении обязанности на департамент архитектуры и строительства Томской области включить ФИО1 в реестр пострадавших граждан отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

На дату опубликования решение не вступило в законную силу.