ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1361/20 от 16.12.2020 Приволжского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2020 года с. Началово

Приволжский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Бавиевой Л.И., при секретаре Нурбековой Р.А., рассмотрев административное дело №2а-1361/2020 по административному иску администрации муниципального образования «Евпраксинский сельсовет» Приволжского района Астраханской области к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора), главному государственному инспектору ОНАДОВП УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора Иванов В.М. о признании незаконным инспекторского предписания №0340 от 03.09.2020 об устранении выявленных нарушений законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования «Евпраксинский сельсовет» Приволжского района Астраханской области обратилась в суд с административным иском, указав, что в их адрес поступило инспекторское предписание УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора от 03.09.2020 № 000340 «Об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации» о приведении правил землепользования и застройки поселений муниципального образования «Евпраксинский сельсовет» Приволжского района Астраханской области в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории аэропорта Астрахань (Нариманово), в срок до 28.12.2020.

С указанным предписанием административный истец не согласен, так как в соответствии с ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по утверждению правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений, а следовательно, исполнение инспекторского предписания УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора от 03.09.2020 № 000340 «Об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации» входят в компетенцию муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области.

В связи с чем, административный истец просил признать незаконным инспекторское предписание УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора от 03.09.2020 № 000340 «Об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации».

В судебном заседании представитель административного истца глава администрации МО «Евпраксинский сельсовет» Мартынов А.М. пояснил, что у МО «Евпраксинский сельсовет» отсутствуют полномочия на внесение изменений в правила землепользования и застройки, поскольку это относится к компетенции МО «Приволжский район». Не знал, что на территории Евпраксинский сельсовет имеется приаэродномная территория.

Представитель административного ответчика УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора Зуева О.Е., действующая на основании доверенности №76 от 24.12.2019, в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, представила возражения, в которых просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.

Административный ответчик – главный государственный инспектор Иванов В.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие

В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административных ответчиков (представителей).

Суд, выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом в силу ч.11 указанной статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что 29.10.2020 в адрес главы администрации МО «Евпраксинский сельсовет» Астраханской области поступило инспекторское предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, вынесенное главным государственным инспектором ОНАДОВП УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора Ивановым В.М. от 03.09.2020 №000340, согласно которому предписано привести правила землепользования и застройки поселений муниципального образования «Евпраксинский сельсовет» Приволжского района Астраханской области в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленной приаэродромной территории аэродрома Астрахань (Нариманово). Окончательный срок устранения нарушения- 28.12.2020. В период приведения в соответствие правила землепользования и застройки поселения, не применять действующие утвержденные правила землепользования и застройки поселения, в части, противоречащей ограничениям использования земельных участков и (иди) расположенных на них экономической и иной деятельности, установленным на приаэродромной территории.

Судом установлено, что обжалуемым инспекторским предписанием на административного истца возложена обязанность устранить выявленные нарушения законодательства, а именно, привести правила землепользования и застройки поселений муниципального образования «Евпраксинский сельсовет» Приволжского района Астраханской области в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленной приаэродромной территории аэродрома Астрахань (Нариманово). Срок обращения в суд административным истцом соблюден.

Оснований для признания инспекторского предписания незаконным суд не усматривает.

Судом установлено, что выписано инспекторское предписание, исходя из требований пункта 7 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, в соответствии с компетенцией, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2019 № 164 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на осуществление функций, предусмотренных абзацем вторым пункта 7 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации».

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. N 164 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на осуществление функций, предусмотренных пунктом 7 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации" федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций, предусмотренных п. 7 ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, в отношении приаэродромных территорий аэродромов гражданской авиации является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор).

Согласно абзаца 2 пункта 7 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в течение десяти дней со дня поступления заключения о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности обязан направить в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования предписание об устранении нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории, в том числе о сносе самовольной постройки.

Инспекторское предписание было дано на основании заключения о нарушениях установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности от 25.08.2020, подготовленого и направленного за №36-42-42-4-001147 оператором аэродрома Астрахань (Нариманово) акционерным обществом «Аэропорт Астрахань».

Заключение подготовлено АО «Аэропорт Астрахань» в соответствии с требованиями первого абзаца пункта 7 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно которому, в случае выявления в правилах землепользования и застройки поселения нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, оператор аэродрома гражданской авиации обязан подготовить заключение о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности и направить его в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В Заключении указано, что не все муниципальные образования Астраханской области, в том числе и МО «Евпраксинский сельсовет», в нарушение требований пункта 8 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым срок приведения утвержденных правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, не может превышать шесть месяцев, внесли необходимые изменения в правила землепользования и застройки.

Решение об установлении приаэродромной территории в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду и с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения принято Приказом Росавиации от 23.12.2019 № 1391-П «Об установлении приаэродромной территории аэродрома Астрахань (Нариманово)». Копии указанного Решения направлены в сроки, установленные пунктом 15 «Правил установления приаэродромной территории» (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460, далее ПП-1460): не превышающий 5 рабочих дней со дня вступления в силу решения, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, а также в органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория.

УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора, в соответствии с третьим абзацем пункта 7 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации уведомил высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительство Астраханской области, на территории которого расположены соответствующие муниципальные образования, о нарушениях, установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселений и выдаче инспекторских предписаний исходящим от 09.09.2020 № 05.04-5950.

Правительство Астраханской области, согласно части 1 статьи 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим контроль законодательства о градостроительной деятельности, в том числе за соответствием муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности, соблюдение установленных федеральными законами сроков приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, соблюдение процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения правил землепользования и застройки.

Таким образом, УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора, выполнило установленные процедуры, связанные с обеспечением исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам приаэродромной территории.

Доводы администрации МО «Евпраксинский сельсовет» об отсутствии полномочий по утверждению Правил землепользования и застройки поселения, а так же внесению в них изменений и дополнений, являются несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 20 части 1 и частью 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к муниципальному району отнесены полномочия по утверждению правил землепользования и застройки, а не внесение в них изменений и дополнений.

В пункте 8 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации речь идет о приведении в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории утвержденных правил землепользования и застройки.

Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки установлен обязательными требованиями статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно пункта 6 которой, глава местной администрации после поступления от уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти предписания, указанного в пункте 1.1 части 2 настоящей статьи, обязан принять решение о внесении изменений в правила землепользования и застройки. При этом в соответствии с пунктами 3 и 7.1 указанной статьи общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки не требуется.

Кроме того, согласно пункта 9 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, со дня выявления предусмотренного пунктом 5 части 2 настоящей статьи основания (установление зоны с особыми условиями использования территории, каковой является приаэродромная территория) для внесения изменений в правила землепользования и застройки глава местной администрации обязан обеспечить внесение изменений в правила землепользования и застройки путем их уточнения в соответствии с таким требованием. При этом утверждение изменений в правила землепользования и застройки в целях их уточнения в соответствии с требованием, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, не требуется.

Таким образом, МО «Евпраксинский сельсовет» обладает полномочиями позволяющими исполнить инспекторское предписание УГАН НОТЕ ЮФО Ространснадзора от 03.09.2020 № 000340 и может это сделать.

В ответе УГАН НОТЕ ЮФО Ространснадзора от 09.11.20020 на письмо администрации МО «Евпраксинский сельсовет» №702А от 28.10.2020, указано, что конкретно должен сделать глава МО «Евпраксинский сельсовет» для исполнения инспекторского предписания.

Таким образом, судом установлено, что административный ответчик наделен полномочиями на принятие оспариваемого инспекторского предписания, порядок принятия оспариваемого предписания соблюден, имелись основания для его принятия, содержание оспариваемого предписания соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования администрации муниципального образования «Евпраксинский сельсовет» Приволжского района Астраханской области к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, главному государственному инспектору ОНАДОВП УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора Иванов В.М. о признании незаконным инспекторского предписания №0340 от 03.09.2020 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Резолютивная часть решения вынесена и отпечатана в совещательной комнате. Решение в окончательной форме изготовлено 24 декабря 2020 г.

Судья подпись Л.И. Бавиева

Копия верна

Судья

Секретарь