ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1361/20 от 30.06.2020 Белорецкого городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-1361/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июня 2020 года ..., РБ

Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Ручушкиной Г.В.,

при секретаре Кулдашевой Н.Т.,

с участием истца - зам. Белорецкого межрайонного прокурора РБ Елкина А.В.,

представителя ответчика – Администрации сельского поселения Ассинский сельсовет муниципального района ... РБ – Юсупова В.Г.,

представителя заинтересованного лица – Белорецкого межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации по ...Шаяхметова И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-1361/2020 по административному исковому заявлению Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения Ассинский сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия по устранению нарушений пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Белорецкий межрайонный прокурор Республики Башкортостан, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации сельского поселения Ассинский сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия по устранению нарушений пожарной безопасности.

В обоснование заявленных требований указал, что Белорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере лесопользования. Установлено, что с 26 апреля 2019 года по 30 мая 2019 года на основании поручения зам.председателя Правительства РФ № ЮБ-П4-628 от 29.01.2019 Белорецким МОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РБ проведена внеплановая проверка администрации Ассинского сельсовета Белорецкого района, территория которого подвержена угрозе лесных пожаров. Выявлены характерные нарушения. Главе администрации в 2019 году выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности в населенных пунктах со сроком исполнения до 01 апреля 2020 года. Во исполнение протокола совещания под председательством Зам.Председателя Правительства РФ от 06.02.2020 года № ВА-П11-5пр Белорецким МОНД и ПР УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РБ проведена внеплановая проверка вышеуказанной администрации, в ходе которой установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены. Вопреки требованиям ст. ст. 5, 14, 21 Федерального закона от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» добровольные пожарные не прошли обучение по программе первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных. Между тем, 82% площади Белорецкого района занимают леса, запасы древесины составляют 139,6 млн. м3. Согласно ст.ст. 51,84 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Вышеописанные бездействия администрации сельского поселения Ассинский сельсовет создают угрозу возникновения природных пожаров, а также причинения вреда жизни, здоровью, имуществу неопределенного круга лиц в виду невозможности обеспечения выполнения мероприятий по пожаротушению.

Просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Ассинский сельсовет муниципального района ... РБ по устранению нарушений требований пожарной безопасности в виде: отсутствия у добровольных пожарных обучения по программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных. Обязать администрацию сельского поселения Ассинский сельсовет муниципального района ... РБ устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно обеспечить: прохождение добровольными пожарными обучения по программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных. Обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании представитель истца - зам. Белорецкого межрайонного прокурора РБ Елкин А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель ответчика – Администрации сельского поселения Ассинский сельсовет муниципального района ... РБ – Юсупов В.Г. указал, что с заявленными административными исковыми требованиями не согласен. Представил письменное возражение на административный иск, согласно которого в силу ч. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. Первоначальное обучение и последующая подготовка добровольных пожарных осуществляются в подразделениях добровольной пожарной охраны в порядке, установленном руководителем соответствующего подразделения, или на базе учебных центров (пунктов) Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пожарно-технических образовательных учреждений, а также других организаций, имеющих соответствующую лицензию на обучение. (Постановление Правительства РБ от 11.04.2011 N 96 «О порядке проведения противопожарной пропаганды и обучения населения Республики Башкортостан мерам пожарной безопасности»). В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона № 100-ФЗ добровольная пожарная охрана относится к общественным объединениям. Статьей 19 Федерального закона № 82-ФЗ определено, что органы местного самоуправления не могут быть учредителями общественных объединений. Таким образом, в компетенцию органов местного самоуправления принятие документов в части создания, организации, порядка функционирования добровольной пожарной охраны, определения ее структуры не входит. Обязанность по обучению добровольных пожарных по программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки должна осуществляться органами государственной власти. Просил в удовлетворении требований, заявленных Белорецким межрайонным прокурором, действующим в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействий по устранению нарушений пожарной безопасности отказать, приобщить возражение на административное исковое заявление и договор поставки товара №5214 от 17 июня 2019 года о приобретении звуковой сигнализации у ООО «Безопасный дом Противопожарное Оборудование». Также в ходе судебного заседания представитель ответчика заявил, что дружина не сформирована, поскольку население при возникновении пожарной опасности собирается самостоятельно.

Представитель заинтересованного лица – Белорецкого межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации по ...Шаяхметов И.И., в судебном заседании указал, что административные исковые требования поддерживает, поскольку нарушения не устранены.

Выслушав лиц, участвующих в процессе, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положений ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.

В соответствии с ч. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу положений ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя среди прочих организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Из материалов дела следует, что постановлением и.о. зам. главного государственного инспектора Белорецкого и ...ов Республики Башкортостан по пожарному надзору Кобельковым А.Ю.№... от 19 мая 2020 года должностное лицо - глава Администрации СП Ассинский сельсовет Юсупов В.Г. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, выявленное в ходе внеплановой проверки в отношении Администрации сельского поселения Ассинский сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан – допустил нарушения требований, предусмотренных ст. 5, ст. 14, ст. 21 Федерального закона от ... № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» в форме бездействия, в связи с не прохождением добровольными пожарными обучения по программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки добровольных пожарных, разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Постановление вступило в законную силу 30 мая 2020 года.

Предписание № 68/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки, в срок до 01 апреля 2020 года должностным лицом - главой Администрации СП Ассинский сельсовет Юсуповым В.Г. получено 30 мая 2019 года.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» добровольная пожарная охрана создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» установлены правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулируются отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных, работников добровольной пожарной охраны и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных, работников добровольной пожарной охраны и оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Согласно ч.1 ст. 21 Федерального закона от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» не имеющие специального профессионального образования в области пожарной безопасности работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные в обязательном порядке проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки и программам повышения квалификации добровольных пожарных, разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Положениями ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» определено, что профессиональное обучение работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных осуществляется в подразделениях добровольной пожарной охраны в порядке, установленном руководителем соответствующего подразделения, с учетом особенностей охраняемых объектов и территорий муниципальных образований или на базе учебных центров (пунктов) и подразделений Государственной противопожарной службы, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

При этом, органами местного самоуправления (организациями) по согласованию с руководителями территориального подразделения государственной пожарной службы организуется и осуществляется последующая подготовка добровольных пожарных с привлечением специалистов подразделения государственной пожарной службы, которая проходит в подразделении добровольной пожарной охраны, а также может проводиться на ежегодных учебных сборах в подразделениях государственной пожарной службы.

Согласно ч.2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

В судебном заседании установлено, что главой муниципального образования Администрации сельского поселения Ассинский сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан допущены нарушения требований пожарной безопасности в форме бездействия, заключающиеся в том, что добровольные пожарные не прошли обучение по программам профессиональной подготовки добровольных пожарных, разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Данный факт установлен вступившим в законную силу постановлением должностного лица по делу об административном правонарушении от 19 мая 2020 года. Лицом, привлеченным к административной ответственности по данному факту - главой муниципального образования Администрации сельского поселения Ассинский сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан Юсуповым В.Г. в установленном законом порядке указанное постановление не обжаловано. Требование об устранении выявленных нарушений до настоящего времени не исполнено. При этом законом предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по разработке системы мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных, работников добровольной пожарной охраны, оказании поддержки при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

При указанных обстоятельствах, суд находит требование административного истца о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Ассинский сельсовет муниципального района ... РБ по устранению нарушений требований пожарной безопасности и обязании устранить данные нарушения подлежащими удовлетворению.

Довод административного ответчика об отсутствии его обязанности по обучению добровольных пожарных по программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки, в связи с тем, что такая подготовка должна осуществляться органами государственной власти, а в компетенцию органов местного самоуправления принятие документов в части создания, организации, порядка функционирования добровольной пожарной охраны, определения ее структуры не входит, суд не принимает, поскольку к административному ответчику не заявлено требований об обязании его создать, организовать, либо обеспечить функционирование добровольной пожарной охраны, ему вменено лишь нарушение требований пожарной безопасности, заключающееся в бездействии при оказании содействия в обучении добровольных пожарных по программам профессиональной подготовки. Оказание поддержки работников добровольной пожарной охраны при осуществлении ими своей деятельности в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» является обязанностью как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления. А обеспечение первичных мер пожарной безопасности относится к компетенции органов местного самоуправления, в силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Учитывая, что для исполнения решения суда потребуется длительный промежуток времени, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора к администрации сельского поселения Ассинский сельсовет муниципального района ... РБ, с установлением срока исполнения два месяца после вступления решения суда в законную силу.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождены.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения Ассинский сельсовет муниципального района ... Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия по устранению нарушений пожарной безопасности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Ассинский сельсовет муниципального района ... РБ по устранению нарушений требований пожарной безопасности в виде: отсутствия у добровольных пожарных профессионального обучения по программам профессиональной подготовки и программам повышения квалификации добровольных пожарных, разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Обязать администрацию сельского поселения Ассинский сельсовет муниципального района ... РБ устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно обеспечить: прохождение добровольными пожарными профессионального обучения по программам профессиональной подготовки и программам повышения квалификации добровольных пожарных, разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Решение суда обратить к исполнению по истечении двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.

Решение в окончательной форме изготовлено 02 июля 2020 года.

Председательствующий судья: Г.В. Ручушкина