Дело N 2а-1362/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2017 года г. Зеленогорск
Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи К.М. Жукова
при секретаре Петренко А.Н.,
при участии помощника прокурора Середа Е.Н.,
представителя административного ответчика работника юридического отдела Администрации ЗАТО г. Зеленогорска ФИО1, действующей на основании доверенности № 7 от 01.02.2016 г., диплом о высшем образовании ВСГ 626753, квалификация юрист,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора ЗАТО г.Зеленогорска к Администрации ЗАТО г. Зеленогорска о признании не действующим и не подлежащим применению распоряжения Администрации ЗАТО г. Зеленогорска №2249-р от 26.09.2017г.,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском (с уточнениями в ходатайстве от 18.12.2017) о признании не действующим и не подлежащим применению распоряжения Администрации ЗАТО г. Зеленогорска №2249-р от 26.09.2017г. «Об утверждении состава и порядка деятельности комиссии по принятию решения о необходимости проведения ремонта в жилых помещениях, ремонта печного отопления и (или) электропроводки в жилых помещениях».
Свои требования прокурор мотивирует тем, что прокуратурой города была проведена проверка соответствия ФЗ нормативных правовых актов Администрации ЗАТО, в частности была проведена антикоррупционная экспертиза распоряжения Администрации ЗАТО г. Зеленогорска №2249-р от 26.09.2017г. «Об утверждении состава и порядка деятельности комиссии по принятию решения о необходимости проведения ремонта в жилых помещениях, ремонта печного отопления и (или) электропроводки в жилых помещениях».
В соответствии с пунктом 4 утвержденного Порядка деятельности комиссии, комиссия проводит обследования жилого помещения, печного и электрического оборудования, составляет акты обследования( с выводами о наличие или отсутствии необходимости ремонта) или о невозможности обследования.
В соответствии с пунктом 8 утвержденного Порядка деятельности комиссии, секретарь комиссии согласовывает с заявителем время обследования, оповещает членов комиссии и приглашенных лиц о месте и времени обследования, оформляет акты, обеспечивает доведение до сведения участвующих лиц информации о деятельности комиссии.
Вместе с тем Порядок не устанавливает сроки в течении которых все выше указанные мероприятия будут проводиться, а так же не указаны основания для проведения обследования жилых помещений.
В соответствии с методиками проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов, по мнению прокурора в выше приведенном распоряжении №2249-р усматривается коррупционный фактор, а именно необоснованно широкие дискреционные полномочия, в частности отсутствие сроков, условий или оснований принятия решений, надлежащей процедуры действий органов власти.
В судебное заседание пом.прокурора Середа Е.Н. поддержала исковые требования Прокурора и пояснила, что спорным распоряжением в Порядке работы комиссии не установлены основания и сроки проведения обследования, сроки составления актов, сроки их передачи и оформления.
Представитель административного ответчика ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что распоряжение Администрации города «Об утверждении состава и порядка деятельности комиссии по принятию решения о необходимости проведения ремонта в жилых помещениях, ремонта печного отопления и (или) электропроводки в жилых помещениях» не является нормативным правовым актом, оно не затрагивает интересы неопределенного круга лиц, регулирует только деятельность комиссии и ее членов. В силу этого это распоряжение не подлежит антикоррупционной проверки и оспариванию в порядке КАС. Распоряжение нельзя полностью признать недействующим, поскольку им утвержден состав комиссии и другие пункты, не оспоренные прокурором. Администрация города не уполномочена устанавливать процедуру и сроки разрешения заявлений граждан об обследовании жилого помещения, печного и электрического оборудования, процедура и сроки установлены Государственной Краевой Программой, которые исполняются специально уполномоченным органом на территории города УправлениемСЗН. Администрация города уполномочена лишь создать комиссию для обследования жилых помещений и определения нуждаемости в ремонте, по заявлению граждан.
Заслушав прокурора в процессе, представителя административного ответчика, исследовав материалы настоящего административного дела, проанализировав и оценив собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Настоящее дело подлежит рассмотрению в порядке Кодекса административного судопроизводства /далее - КАС РФ/, поскольку настоящие отношения возникли из публичных правоотношений, связаны с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных полномочий.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом.
Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Судом установлено, что на основании Закона Красноярского края №5-1959 от 19.12.013г. «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями», Распоряжением Администрации ЗАТО г. Зеленогорска № 2249-р от 26.09.2017г. «Об утверждении состава и порядка деятельности комиссии по принятию решения о необходимости проведения ремонта в жилых помещениях, ремонта печного отопления и (или) электропроводки в жилых помещениях» была создана соответствующая комиссия и утвержден порядок ее деятельности. Указанным Распоряжением утвержден состав комиссии и порядок ее деятельности по принятию решения о необходимости проведения ремонта в жилых помещениях, ремонта печного отопления и (или) электропроводки в жилых помещениях.
В соответствии с пунктами 4-5,8 Порядка, комиссия проводит обследование жилого помещения, печного отопления и (или) электропроводки в жилом помещении. Составляет акт обследования жилого помещения, подтверждающего необходимость или отсутствие необходимости проведения ремонта в жилом помещении, с расчетом стоимости необходимых материалов и работ. Составляет акт о необходимости проведения ремонта печного отопления и (или) электропроводки в жилых помещениях или об отсутствии необходимости проведения такого ремонта. Составляет акт о невозможности проведения обследования жилого помещения, печного отопления и (или) электропроводки в жилом помещении в случаях, не зависящих от комиссии, или при наличии обстоятельств, препятствующих проведению обследования. Акты комиссии, указанные в пунктах 4.2 - 4.4 настоящего порядка, передаются в Управление социальной защиты населения Администрации ЗАТО г. Зеленогорска. Секретарь комиссии согласовывает с заявителем время обследования жилого помещения, печного отопления и (или) электропроводки в жилом помещении, оповещает членов комиссии и приглашенных лиц о времени и месте обследования жилого помещения, печного отопления и (или) электропроводки в жилом помещении, уведомляет заявителя и членов комиссии об измененных дате и времени проведения обследования жилого помещения, печного отопления и (или) электропроводки в жилом помещении, оформляет акты, указанные в пунктах 4.2 - 4.4 настоящего порядка, обеспечивает доведение до сведения членов комиссии предложений комиссии и иной информации о деятельности комиссии, осуществляет иные полномочия, предусмотревши "Настоящим порядком.
Государственной программы Красноярского края «Развития системы социальной поддержки граждан» утвержденной Постановлением правительства Красноярского края №507-п от 30.09.2013г. установлены процедура, основания, критерии и сроки принятия решения по заявлению гражданина об оказании материальной помощи, которыми обязаны руководствоваться Специальный уполномоченные органы в субъектах края и созданные ими комиссии при рассмотрении заявлений граждан и актов обследования. В частности Государственной Программой установлено, что решение о назначении материальной помощи на ремонт жилого помещения или об отказе принимается в течение 30 календарных дней со дня получения заявления. Решение о назначении материальной помощи на ремонт печного или электрического оборудования или об отказе принимается не позднее 10 рабочих дней после регистрации обращения заявителя и предоставления им соответствующих документов(п.4.4.5,4.4.6). Программой установлено, что комплекс мероприятий по установлению необходимости ремонта производится специально созданными в МО комиссиями, решения о назначении и выплате материальной помощи принимается специально уполномоченным органом УСЗН.
Из приведенного следует, что гражданин, руководствуясь положениями Государственной Программы, обратившись с соответствующим заявлением и соответствующими документами в УСЗН или Единый центр по месту жительства, имеет право на получение, в месячный срок, по ремонту жилого помещения, и в десятидневный срок, по ремонту печного и электрического оборудования, решения Уполномоченного органа о предоставлении ему материальной помощи или об отказе в этом. Созданная и утвержденная Распоряжением Администрации города комиссия по принятию решения о необходимости проведения ремонта, с учетом установленного порядка, обязана в соответствии с Государственной Программой действовать и организовывать свою работу таким образом, что бы заявления граждан рассматривались по критериям и в сроки, установленные этой Программой. Организация эффективной работы комиссии, по установленным для нее Гос.программой критериям и срокам, является ее внутренней задачей.
При выше изложенных обстоятельствах, с учетом требований ст.62 КАС РФ, у суда нет оснований для удовлетворения исковых требований Прокурора.
Судом установлено, что распоряжение Администрации ЗАТО г. Зеленогорска №2249-р от 26.09.2017г. «Об утверждении состава и порядка деятельности комиссии по принятию решения о необходимости проведения ремонта в жилых помещениях, ремонта печного отопления и (или) электропроводки в жилых помещениях» вынесено уполномоченным на то органом местного самоуправления в рамках его компетенции и во исполнение Государственной Программы «Развития системы социальной поддержки граждан».
Утвержденный Распоряжением 2249-р Порядок деятельности комиссии по принятию решения о необходимости проведения ремонта не содержит необоснованно широких дискреционных полномочий комиссии, ее членов и секретаря, которые могли бы повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц.
При осуществлении своей деятельности, установленной Порядком, комиссия и Уполномоченный орган УСЗН руководствуются процедурой, критериями и сроками, установленными Государственной Программой «Развития системы социальной поддержки граждан», утвержденной Правительством края.
Необходимо отметить, что при осуществлении надзорных и судебных функций соответствующие государственные органы и суды не должны вмешиваться в хозяйственно-административную деятельность участников правоотношений, в том числе и органов местного самоуправления. В данном случае дифференциация в Порядке деятельности комиссии сроков, оснований и критериев, в рамках уже установленных Государственной Программой, будет мешать нормальной, эффективной работе комиссии и Специального уполномоченного органа.
На основании вышеизложенного, статьями 218 - 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Прокурору ЗАТО г.Зеленогорск в удовлетворении административного искового заявления о признании не действующим и не подлежащим применению распоряжения Администрации ЗАТО г. Зеленогорска №2249-р от 26.09.2017г. «Об утверждении состава и порядка деятельности комиссии по принятию решения о необходимости проведения ремонта в жилых помещениях, ремонта печного отопления и (или) электропроводки в жилых помещениях».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Зеленогорский городской суд в течение месяца.
Судья К.М. Жуков