ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1363/16 от 15.03.2016 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

����������������������������������������������������������������

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 15 марта 2016 г.

Решение в окончательной форме изготовлено 18 марта 2016 г.

г.Выборг 15 марта 2016 года

Дело N2а-1363/2016

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Гомзякова А.Г., с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Содействие» Машарипова С.Х., административного ответчика главного инженера – начальника отделения на Многостороннем Автомобильном Пункте Пропуска Торфяновка Санкт-Петербургского филиала Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» Бородаенко А.А., представителя второго административного ответчика Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» Стабровской Т.С., при секретаре Жеребцовой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Содействие» к главному инженеру – начальнику отделения на Многостороннем Автомобильном Пункте Пропуска Торфяновка Санкт-Петербургского филиала Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» Бородаенко А.А., Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» об оспаривании действий должностного лица, наделенного публичными полномочиями,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Содействие» (далее ООО «Содействие», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к главному инженеру – начальнику отделения на Многостороннем Автомобильном Пункте Пропуска Торфяновка Санкт-Петербургского филиала Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее главный инженер – начальник отделения на МАПП Торфяновка Санкт-Петербургского филиала ФГКУ Росгранстрой) Бородаенко А.А., ФГКУ Росгранстрой о признании незаконными действия главного инженера – начальника отделения на МАПП Торфяновка Санкт-Петербургского филиала ФГКУ Росгранстрой Бородаенко А.А., выразившиеся в части отказа выдачи пропуска работнику ООО «Содействие», возложении обязанности на ФГКУ Росгранстрой не чинить препятствия ООО «Содействие» в выдаче пропусков в зону таможенного контроля Выборгской таможни при осуществлении согласованной с таможенным органом хозяйственной деятельности, а также взыскании с главного инженера – начальника отделения на МАПП Торфяновка Санкт-Петербургского филиала ФГКУ Росгранстрой Бородаенко А.А. в пользу ООО «Содействие» расходов на оплату услуг представителя в размере рублей, расходов на оплату государственной пошлины в размере рублей, при недостаточности средств взыскать недостающую денежную сумму с ФГКУ Росгранстрой (ОГРН 1097746150292, ИНН 7709827266).

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Дата года общество через обособленное отделение Санкт-Петербургского филиала ФГКУ Росгранстрой на МАПП Торфяновка подало заявку на выдачу разового пропуска для посещения отдела таможенного досмотра таможенного поста МАПП Торфяновка Выборгской таможни. Указанная заявка была согласована с государственным контрольным органом в лице заместителя начальника таможенного поста МАПП Торфяновка Смирнова В.В. Однако главным инженером – начальником отделения на МАПП Торфяновка Санкт-Петербургского филиала ФГКУ Росгранстрой Санкт-Петербургский Бородаенко А.А. в выдаче пропуска административному истцу было отказано, о чем была сделана запись в указанной заявке по мотиву того, что согласно Распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.06.2008 N907-р «разгрузочно-погрузочные работы» не входят в перечень видов хозяйственной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Общество полагает отказ незаконным, поскольку погрузочно-разгрузочная деятельность административного истца является составной частью деятельности таможенного органа, предусмотренного п.1 раздела 1 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 24.06.2008 N907-р.

Административный истец считает, что в результате незаконных действий со стороны главного инженера – начальникам отделения на МАПП Торфяновка Санкт-Петербургского филиала ФГКУ Росгранстрой Бородаенко А.А., выразившиеся в отказе выдачи пропуска в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Торфяновка были нарушены права и законные интересы ООО «Содействие», в части исполнения государственного контракта и принятых обязательств в рамках договора от Дата г., заключенного с Выборгской таможней СЗТУ ФТС России об оказании услуг хранения товаров, признанных вещественными доказательствами по административным и уголовным делам, возбужденных должностными лицами Выборгской таможни.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Содействие» Машарипов С.Х., действующий на основании доверенности, требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик главный инженер – начальник отделения на МАПП Торфяновка Санкт-Петербургского филиала ФГКУ Росгранстрой Бородаенко А.А. и представитель второго административного ответчика ФГКУ Росгранстрой по доверенности Стабровская Т.С. в заседании суда, каждый в отдельности, с заявленными требованиями не согласились по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление ООО «Содействие», указывая на то, решение об отказе в выдаче административному истцу пропуска в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Торфяновка должностным лицом Санкт-Петербургского филиала ФГКУ Росгранстрой Бородаенко А.А. принято в строгом соответствии с действующим федеральным законодательством, регулирующим спорные правоотношения, на основании ст.22 Закона РФ от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", пункта 9 Правил режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденных Приказом Федерального агентства по обустройству Государственной границы Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 451-ОД, Распоряжения Правительства РФ от 24 июня 2008 г. N 907-р «Об утверждении перечня видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации», ч. 2 ст. 163 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и статьи 116 Таможенного кодекса Таможенного союза. В удовлетворении административного иска просили отказать за отсутствием правовой состоятельности.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст.59,60,61 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" режим в пунктах пропуска через Государственную границу включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.

Статья 25.1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" определяет, что Перечень хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01 ноября 2007 года N 734, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации, создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу РФ и мест пересечения государственной границы Российской федерации, а также функции государственного заказчика в этой сфере.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 N 1308-р подведомственной Росгранице организацией является Федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы".

Согласно Уставу ФГКУ Росгранстрой, утвержденному приказом Росграницы от 04.02.2009 N 6, Дирекция является федеральным государственным казенным учреждением, предназначенным для обеспечения выполнения функций, связанных с техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации (пункт 1.2 Устава).

Как установлено судом и следует из материалов дела, что административный истец ООО «Содействие» осуществляет производственную и иную хозяйственную деятельность в пункте пропуска таможенного поста МАПП Торфяновка Выборгской таможни, в связи с исполнением государственного контракта и в рамках договора от Дата г., заключенного с Выборгской таможней СЗТУ ФТС России об оказании услуг хранения товаров, признанных вещественными доказательствами по административным и уголовным делам.

Дата года общество через обособленное отделение Санкт-Петербургского филиала ФГКУ Росгранстрой на МАПП Торфяновка обратилось с заявкой на выдачу разового пропуска для посещения отдела таможенного досмотра таможенного поста МАПП Торфяновка Выборгской таможни, указав цель посещения как «разгрузочно-погрузочные работы».

Согласно пункту 9 Приказа Федерального агентства по обустройству Государственной границы Российской Федерации от 27.12.2010 N 451-ОД "Об утверждении правил режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ", пропуска для въезда в пункты пропуска и выезда из них лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных оформляются на основании удостоверенных печатью письменных обращений руководителей организаций и предприятий, осуществляющих в пункте пропуска хозяйственную и иную деятельность, а также руководителей подразделений федеральных органов исполнительной власти, которые на законном основании осуществляют деятельность в пункте пропуска, о выдаче пропуска, заполняемых на русском языке разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машинки, компьютера), без сокращений слов, аббревиатур, исправлений и помарок. Пропуск для въезда в пункты пропуска и выезда из них работников учреждения, подведомственного Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации, и принадлежащих им транспортных средств оформляются руководителем филиала указанного учреждения по согласованию с соответствующими пограничными органами.

Перечень видов хозяйственной и иной деятельности в пределах автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 907-р не предусматривает деятельность по проведению погрузочно-разгрузочных работ.

Согласно части 1 статьи 163 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" места, являющиеся зонами таможенного контроля, определяются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и настоящим Федеральным законом.

Зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств - членов таможенного союза (статья 97 Таможенного кодекса Таможенного союза).

В силу ч. 23 ст. 163 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" производственная и иная хозяйственная деятельность, связанная с перевозкой, разгрузкой и перегрузкой (перевалкой), хранением товаров, находящихся под таможенным контролем; организацией и обслуживанием стоянок транспортных средств, перевозящих такие товары; обслуживанием юридических и физических лиц, перемещающих через Государственную границу Российской Федерации товары и транспортные средства; со строительством, с реконструкцией зданий и сооружений, а также их инженерных сетей, используемых для проведения таможенных операций; строительством и реконструкцией дорог и подъездных путей к пунктам пропуска, транспортно-инженерных сооружений, используемых для перемещения товаров и транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации (включая строительство автомобильных стоянок, установку дорожных ограждений, дорожных знаков) в зонах таможенного контроля, в том числе созданных вдоль Государственной границы Российской Федерации в пределах пятикилометровой зоны от Государственной границы Российской Федерации, допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором.

Таким образом, статья 163 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" устанавливает дополнительные требования для осуществления производственной и иной хозяйственной деятельности непосредственно в зоне таможенного контроля, в том числе проводимой в пункте пропуска.

Действуя строго в рамках предоставленных полномочий и руководствуясь требованиями Распоряжения Правительства РФ от 24 июня 2008 г. N 907-р не предусматривающего деятельность по проведению погрузочно-разгрузочных работ в пределах автомобильных пунктов пропуска через государственную границу, главным инженером – начальником отделения на МАПП Торфяновка Санкт-Петербургского филиала ФГКУ Росгранстрой Бородаенко А.А. работнику административного истца в выдаче разового пропуска было отказано и указано на то, что если необходимо забрать товар с зоны таможенного контроля, в связи с наличием договорных отношений с Выборгской таможней СЗТУ ФТС России, в заявке необходимо указать в качестве цели посещения отдела таможенного поста МАПП Торфяновка «для осуществления деятельности по хранению товаров на складах, владельцами которых являются таможенные органы», при этом новые бланки заявок и обращений постоянно находятся в свободном доступе в бюро пропусков.

Полагая указанный отказ главного инженера – начальника отделения на МАПП Торфяновка Санкт-Петербургского филиала ФГКУ Росгранстрой Бородаенко А.А. незаконным, ООО «Содействие» обратилось в суд с настоящим административным иском.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу приведенных норм, требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

До введения в действие КАС РФ, аналогичное правовое регулирование публичных правоотношений предусматривалось правилами, содержащимися в ГПК РФ.

Учитывая приведенные выше обстоятельства, проанализировав правовые нормы, регулирующие возникшие спорные правоотношения, бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, в соответствии с требованиями ч. 11 ст. 226 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что, решение об отказе работнику ООО «Содействие» в выдаче разового пропуска в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Торфяновка принято уполномоченным на то должностным лицом при наличии предусмотренных законом оснований в установленном законом порядке. Отказывая в выдаче пропуска должностное лицо - главный инженер – начальник отделения на МАПП Торфяновка Санкт-Петербургского филиала ФГКУ Росгранстрой Бородаенко А.А. действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий.

Каких-либо достаточных и допустимых доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца действиями главного инженера – начальника отделения на МАПП Торфяновка Санкт-Петербургского филиала ФГКУ Росгранстрой Бородаенко А.А. в процессе рассмотрения дела не представлено и в материалах дела не содержится.

Доводы представителя административного истца в судебном заседании об обратном, основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Поскольку заявленные административным истцом требования об обязании ФГКУ Росгранстрой не чинить препятствия ООО «Содействие» в выдаче пропусков в зону таможенного контроля Выборгской таможни при осуществлении согласованной с таможенным органом хозяйственной деятельности производны от требований о признании незаконными действия главного инженера – начальника отделения на МАПП Торфяновка Санкт-Петербургского филиала ФГКУ Росгранстрой Бородаенко А.А., выразившиеся в части отказа выдачи пропуска работнику ООО «Содействие», в отношении которого суд не нашел оснований для удовлетворения, то и данные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 поименованного кодекса.

Поскольку судом отказано ООО «Содействие» в удовлетворении исковых требований в полном объеме, то не подлежат удовлетворению и требования административного истца о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей и расходов по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.

В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ООО «Содействие» к главному инженеру – начальнику отделения на МАПП Торфяновка Санкт-Петербургского филиала ФГКУ Росгранстрой Бородаенко Андрею Алексеевичу, ФГКУ Росгранстрой о признании незаконными действия главного инженера – начальника отделения на МАПП Торфяновка Санкт-Петербургского филиала ФГКУ Росгранстрой Бородаенко Андрея Алексееевича, выразившиеся в части отказа выдачи пропуска работнику ООО «Содействие», возложении обязанности на ФГКУ Росгранстрой не чинить препятствия ООО «Содействие» в выдаче пропусков в зону таможенного контроля Выборгской таможни при осуществлении согласованной с таможенным органом хозяйственной деятельности, а также взыскании с главного инженера – начальника отделения на МАПП Торфяновка Санкт-Петербургского филиала ФГКУ Росгранстрой Бородаенко А.А. в пользу ООО «Содействие» расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей, расходов на оплату государственной пошлины в размере 2000 рублей, при недостаточности средств взыскать недостающую денежную сумму с ФГКУ Росгранстрой (ОГРН 1097746150292, ИНН 7709827266) отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца через Выборгский городской суд.

Судья А.Г.Гомзяков