РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2017 года г. Зеленогорск
Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Жукова К.М.
при секретаре Петренко О.Н.,
с участием помощника прокурора Середа Е.Н.,
представителя административного ответчика работника юридического отдела Администрации ЗАТО г. Зеленогорска Родиной Н.А., действующей на основании доверенности № 7 от 01.02.2016 г., диплом о высшем образовании ВСГ 626753, квалификация юрист,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора ЗАТО г. Зеленогорска к Администрации ЗАТО г.Зеленогорска о признании не действующими и не подлежащими применению пунктов 4.1 и 4.2 Порядка деятельности комиссии по назначению адресной материальной помощи отдельным категориям граждан, утвержденного Распоряжением Администрации ЗАТО г.Зеленогорска № 2206-р от 22.09.2017 г.,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском (с уточнениями в ходатайстве от 18.12.2017) о признании не действующими и не подлежащими применению пунктов 4.1 и 4.2 Порядка деятельности комиссии по назначению адресной материальной помощи отдельным категориям граждан, утвержденного Распоряжением Администрации ЗАТО г. Зеленогорска №2206-р от 22.09.2017г. «Об утверждении Порядка деятельности и состава комиссии по назначению адресной материальной помощи отдельным категориям граждан».
Свои требования прокурор мотивирует тем, что прокуратурой города была проведена проверка соответствия ФЗ нормативных правовых актов Администрации ЗАТО, в частности была проведена антикоррупционная экспертиза распоряжения Администрации ЗАТО г. Зеленогорска № 2206-р от 22.09.2017 г. «Об утверждении Порядка деятельности и состава комиссии по назначению адресной материальной помощи отдельным категориям граждан».
В соответствии с пунктом 1 утвержденного Порядка деятельности комиссии, комиссия по назначению материальной помощи отдельным категориям граждан является органом, созданным в целях подготовки предложений о назначении или отказе и размере адресной материальной помощи: на оплату услуг вдовам (вдовцам), нетрудоспособным детям (достигшим определенного возраста и инвалидам) по изготовлению и установке (замене) памятников, благоустройству могил участников ВОВ; на проезд реабилитированным лицам; на изготовление и ремонт зубов ветеранам труда; на установку телефона ветеранам ВОВ и их вдовам (вдовцам).
В соответствии с пунктом 4.1 утвержденного Порядка деятельности комиссии, комиссия рассматривает вопрос о назначении (отказе в назначении) и размере адресной материальной помощи на компенсацию расходов указанных в пункте 1 настоящего порядка.
В соответствии с пунктом 4.2 утвержденного Порядка деятельности комиссии, комиссия подготавливает предложения для УСЗН о назначении или отказе и размере адресной материальной помощи на компенсацию расходов указанных в пункте 1 настоящего порядка.
Вместе с тем, Порядок не устанавливает сроки рассмотрения вопросов о назначении или отказе адресной материальной помощи, сроки подготовки предложений для УСЗН, а также основания назначения или отказа адресной материальной помощи.
В соответствии с методиками проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов, по мнению прокурора в выше приведенном распоряжении № 2206-р усматривается коррупционный фактор, а именно необоснованно широкие дискреционные полномочия, в частности отсутствие сроков, условий или оснований принятия решений, надлежащей процедуры действий органов власти.
В судебное заседание пом. прокурора Середа Е.Н. поддержала исковые требования прокурора и пояснила, что спорными пунктами 4.1 и 4.2 в Порядке работы комиссии не установлены сроки рассмотрения вопросов, сроки подготовки комиссией предложений, а также основания назначения или отказа адресной материальной помощи. В силу этого они должны быть признаны действующими и не подлежащими применению, поскольку нарушают права неопределенного круга лиц.
Представитель административного ответчика Родина Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что распоряжение Администрации города «Об утверждении Порядка деятельности и состава комиссии по назначению адресной материальной помощи отдельным категориям граждан» не является нормативным правовым актом, оно не затрагивает интересы неопределенного круга лиц, регулирует только деятельность комиссии и ее членов. В силу этого это распоряжение не подлежит антикоррупционной проверки и оспариванию в порядке КАС.
Администрация города не уполномочена устанавливать процедуру основания и сроки разрешения заявлений граждан о предоставлении адресной материальной помощи, процедура, основания и сроки установлены Государственной Краевой Программой и Административными регламентами, утвержденными Правительством и приказами Министерства социальной политики Красноярского края, которые исполняются специально уполномоченным органом на территории города, а именно Управлением СЗН, а так же созданной комиссией. Администрация города уполномочена лишь, создать комиссию для определения нуждаемости гражданина в адресной материальной помощи, по его заявлению.
Заслушав прокурора в процессе, представителя административного ответчика, исследовав материалы настоящего административного дела, проанализировав и оценив собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Настоящее дело подлежит рассмотрению в порядке Кодекса административного судопроизводства /далее - КАС РФ/, поскольку настоящие отношения возникли из публичных правоотношений, связаны с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных полномочий.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом.
Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Судом установлено, что на основании Закона Красноярского края № 5-1959 от 19.12.013 г. «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями», Распоряжением Администрации ЗАТО г. Зеленогорска № 2206-р от 22.09.2017 г. «Об утверждении Порядка деятельности и состава комиссии по назначению адресной материальной помощи отдельным категориям граждан» была создана соответствующая комиссия и утвержден Порядок ее деятельности. Указанным Распоряжением утвержден состав комиссии и Порядок ее деятельности по рассмотрению вопросов о назначении (отказе в назначении), размере адресной материальной помощи на компенсацию расходов определенной категории граждан, в том числе деятельность по подготовке рекомендательных предложений для УСЗН (пункт Порядка 13).
В соответствии с пунктом 1 утвержденного Порядка деятельности комиссии, комиссия по назначению материальной помощи отдельным категориям граждан является коллегиальным органом, созданным в целях подготовки предложений о назначении или отказе и размере адресной материальной помощи: на оплату услуг вдовам (вдовцам), нетрудоспособным детям (достигшим определенного возраста и инвалидам) по изготовлению и установке (замене) памятников, благоустройству могил участников ВОВ; на проезд реабилитированным лицам; на изготовление и ремонт зубов ветеранам труда; на установку телефона ветеранам ВОВ и их вдовам (вдовцам).
В соответствии с пунктом 4.1 утвержденного Порядка деятельности комиссии, комиссия рассматривает вопрос о назначении (отказе в назначении) и размере адресной материальной помощи на компенсацию расходов указанных в пункте 1 настоящего порядка.
В соответствии с пунктом 4.2 утвержденного Порядка деятельности комиссии, комиссия подготавливает предложения для УСЗН о назначении или отказе и размере адресной материальной помощи на компенсацию расходов указанных в пункте 1 настоящего порядка.
Государственной программой Красноярского края «Развития системы социальной поддержки граждан» утвержденной Постановлением правительства Красноярского края №507-п от 30.09.2013 г. (в редакции 2017 г.) установлены процедура, основания, критерии и сроки принятия решения по заявлению гражданина об оказании ему адресной материальной помощи, которыми обязаны руководствоваться Специальные уполномоченные органы в субъектах края и созданные ими комиссии при рассмотрении заявлений граждан. В частности Государственной Программой установлено, что решение о назначении (предоставлении) адресной материальной помощи или об отказе в ней принимается Уполномоченным органом в течение 10 дней со дня получения заявления. О принятом решении заявитель уведомляется в течение 5 дней со дня издания приказа Уполномоченным органом УСЗН (п. 4.4.1, 4.4.2, 4.4.3, 4.4.10). Программой установлено, что комплекс мероприятий по установлению необходимости и правомерности предоставления адресной материальной помощи осуществляется созданными в МО комиссиями, решения о назначении и выплате материальной помощи принимается специально уполномоченным органом УСЗН.
Административным регламентом предоставления органами местного самоуправления по переданным полномочиям государственной услуги по назначению адресной материальной помощи на компенсацию расходов, утвержденным Приказом Министерства социальной политики Красноярского края № 79-н от 23.12.2015 г., во исполнение государственной программы, по каждому виду адресной материальной помощи установлены основания и критерии для назначения или отказа адресной материальной помощи, а так же установлены сроки, порядок подачи, рассмотрения заявлений граждан.
Из приведенного следует, что гражданин, руководствуясь положениями государственной Программы и Административного регламента, обратившись с соответствующими заявлением и документами в УСЗН или Единый центр по месту жительства, имеет право на получение в десятидневный, максимум в пятнадцатидневный срок, решения Уполномоченного органа о предоставлении ему адресной материальной помощи или об отказе в этом. Созданная и утвержденная Распоряжением Администрации города комиссия по принятию решения о необходимости адресной материальной помощи, с учетом установленного порядка, обязана в соответствии с государственной Программой и Административным регламентом действовать и организовывать свою работу таким образом, чтобы заявления граждан рассматривались по критериям и в сроки, установленные этой Программой и Регламентом. Организация эффективной работы комиссии, по установленным для нее государственной программой и Регламентом критериям и срокам, является ее внутренней задачей.
При выше изложенных обстоятельствах, с учетом требований ст. 62 КАС РФ, у суда нет оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора.
Судом установлено, что распоряжение Администрации ЗАТО г. Зеленогорска №2206-р от 22.09.2017 г. «Об утверждении Порядка деятельности и состава комиссии по назначению адресной материальной помощи отдельным категориям граждан» вынесено уполномоченным на то органом местного самоуправления в рамках его компетенции и во исполнение Государственной Программы «Развития системы социальной поддержки граждан».
Пункты 4.1 и 4.2 Утвержденного Распоряжением 2206-р Порядка деятельности комиссии по принятию решения о назначении адресной материальной помощи не содержат необоснованно широких дискреционных полномочий комиссии, ее членов, которые могли бы повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц.
При осуществлении своей деятельности, установленной Порядком, комиссия и уполномоченный орган УСЗН руководствуются процедурой, критериями и сроками, установленными государственной Программой «Развития системы социальной поддержки граждан», утвержденной Правительством края, а также Административным регламентом, утвержденным Министерством социальной политики Красноярского края.
Необходимо отметить, что при осуществлении надзорных и судебных функций соответствующие государственные органы и суды не должны вмешиваться в хозяйственно-административную деятельность участников правоотношений, в том числе и органов местного самоуправления.
В данном случае, установление и дифференциация в Порядке деятельности комиссии сроков, оснований и критериев, в рамках уже установленных государственной Программой и Административным регламентом, будет мешать нормальной, эффективной работе комиссии и специального уполномоченного органа, кроме этого, будет необоснованно дублировать уже установленную вышестоящим нормативным правовым актом процедуру, при этом может привести к различному способу применения нормы права в субъектах Красноярского края.
На основании вышеизложенного, статьями 218 - 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Прокурору ЗАТО г. Зеленогорск в удовлетворении административных исковых требований к Администрации ЗАТО г. Зеленогорск о признании не действующими и не подлежащими применению пунктов 4.1 и 4.2 Порядка деятельности комиссии по назначению адресной материальной помощи отдельным категориям граждан, утвержденного Распоряжением Администрации ЗАТО г. Зеленогорска № 2206-р от 22.09.2017 г. «Об утверждении Порядка деятельности и состава комиссии по назначению адресной материальной помощи отдельным категориям граждан».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Зеленогорский городской суд в течение месяца.
Судья К.М. Жуков