ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1364/2021 от 10.06.2021 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2а- 1364/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Иваново в составе председательствующего судьи Уенковой О. Г., при ведении протокола секретарем Гусейновой Л.В.,

с участием представителя истца ФИО1,

представителя ответчиков ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново

материалы дела по административному иску ФИО3 к Управлению жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иваново, начальнику Управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иваново ФИО4 о признании решения незаконным,

установил:

административный истец обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчикам по тем основаниям, что в ее собственности находится жилой дом с кадастровым № , площадью 402, 5 кв.м, количеством этажей - 3. Данный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым № , площадью 583 кв.м, с разрешенным использованием: дошкольное, начальное и среднее общее образование, по адресу: <адрес>

09.02.2021 представитель административного истца по доверенности ФИО5 обратился в Управление Росреестра по Ивановской области за изменением вида разрешенного использования жилого дома с кадастровым № на нежилое помещение. На данное заявление поступило уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета от 16.02.2021 № ввиду отсутствия документа, подтверждающего изменение назначения «жилое» на «нежилое» жилого дома с кадастровым № , выдаваемого органом местного самоуправления.

22.03.2021 представителем по доверенности ФИО5 на личном приеме в холле здания администрации города Иваново, по адресу: <...> присутствии специалиста Управление жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иваново - ФИО6 было составлено и подано заявление о переводе жилого дома с кадастровым № в нежилое. Данное заявление было заполнено вручную по установленной форме и со всеми приложениями положено в ячейку для приема входящей корреспонденции.

19.04.2021 на вышеуказанное заявление поступил отказ в переводе жилого дома с кадастровым № в нежилое помещение (письмо от 19.04.2021 № ) по тем основаниям, что действующим жилищным законодательством не регулируется вопрос смены назначения жилых домов (объектов индивидуального жилищного строительства) в целях их использования под отдельно стоящие нежилые здания, либо перевода таких домов из жилых в отдельно стоящие нежилые здания, а также было указанно на то, что административным истцом было подано заявление в нарушение Административного регламента, а именно: заявление не подано через МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Иваново».

По мнению административного истца, данное решение принято с нарушениями требований статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, Главы 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой урегулирован порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.

Истец настаивает, что обращение истца было осуществлено в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое», утв. Постановлением Администрации г. Иванова от 28.06.2012 N 1477.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 218 КАС Российской Федерации, истец просит суд признать решение Управление жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иваново об отказе в переводе жилого дома с кадастровым № в нежилое помещение, изложенное в письме от 19.04.2021 № незаконным.

Административный истец ФИО3, уведомленная о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, в судебное заседание не явилась, направила представителя по доверенности ФИО1, который исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 против удовлетворения иска возражала, полагая его необоснованным, по следующим основаниям. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит ФИО3 на праве собственности.

Согласно части 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ), перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается учетом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности.

Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления - часть 1 статьи 23 ЖК РФ.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга — деятельность, предоставляемая органом местного самоуправления, по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Статьей 3 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 12 указанного закона нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной услуги и стандарт ее предоставления, является административный регламент.

Во исполнение данного требования муниципальная услуга «выдача решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое» осуществляется на основании Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое» (далее по тексту - Административный регламент), утвержденного постановлением Администрации города Иванова от 28.06.2012 № 1477 (в действующей редакции).

В соответствии с пунктом 1.5 Административного регламента заявление о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое должно подаваться лично заявителем непосредственно в орган, предоставляющий муниципальную услугу (Управление), либо в МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Иванове».

В случае невозможности личной явки заявителя, претендующего на осуществление перевода жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое, его интересы при подаче документов и получении уведомления о результате предоставления муниципальной услуги может представлять иное лицо при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, и согласно полномочиям, определенным в доверенности либо в ином документе, представленном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, выданном представляемым.

В соответствии с пунктом 3.6 Административного регламента Специалист Управления или специалист МКУ МФЦ, осуществляющий прием и консультацию граждан по вопросам предоставления муниципальной услуги, принимает на личном приеме представляемый Заявителем в целях перевода жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое полный пакет документов, осуществляет их регистрацию в журнале регистрации и выдает расписку в получении от Заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения.

Решение о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое должно быть принято на основании рекомендации комиссии по жилищным вопросам Администрации города Иванова (далее по тексту - Комиссия) путем издания соответствующего постановления Администрации города Иванова в срок не позднее чем через 45 дней со дня представления в Управление заявления и документов, обязанность по предоставлению которых возложена на Заявителя.

Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача или направление Заявителю уведомления о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое (по итогу принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое); выдача или направление Заявителю уведомления об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое (по итогу принятия решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое) (п. 2.3 Административного регламента).

Согласно пункту 2.2.7. Положения об Управлении, утвержденного решением Ивановской городской Думы от 01.11.2006 № 266, одной из его функций является подготовка документов для принятия Администрацией города Иванова в установленном порядке решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое, выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое.

В настоящее время в соответствии с распоряжением Администрации города Иванова от 26.03.2020 № 131-р личный прием граждан в здании Администрации г. Иванова не ведется.

Прием граждан в рамках муниципальной услуги по переводу жилых помещений в нежилые или нежилых помещений в жилые на территории города Иванова и прием необходимых для оказания вышеуказанной муниципальной услуги документов осуществляется специалистами МКУ МФЦ в городе Иванове по адресам: <...> Д.144А (телефон: <***>), <...> (телефон: <***>), <...> (телефон: <***>), <...> (телефон: <***>).

Таким образом, заявление ФИО3 было подано не в указанном порядке, в связи, с чем не могло быть рассмотрено в соответствии с Административным регламентом

Ответом от 19.04.2021 № 8-03-11-385 ФИО3 были даны лишь разъяснения процедуры предоставления муниципальной услуги.

Вопросы смены назначения жилых домов (объектов индивидуального жилищного строительства) в целях их использования под отдельностоящие нежилые здания, либо перевода таких домов из жилых в отдельностоящие нежилые здания действующим жилищным законодательством не регулируются.

Реализовать такие намерения возможно путем проведения реконструкции индивидуального жилого дома. Для этого необходимо получить разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома в нежилое строение в соответствии с нормами статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, в порядке, определенном регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации», утвержденным постановлением Администрации города Иванова от 05.03.2019 № 271.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти при предполагаемом нарушении прав административного истца предусмотрена ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судом установлено, что административный истец является собственником жилого дома с кадастровым № площадью 402, 5 кв.м, количеством этажей – 3, расположенного на земельном участке с кадастровым № площадью 583 кв.м, с разрешенным использованием: дошкольное, начальное и среднее общее образование, по адресу: <адрес>.

Истцом было принято решение об изменении вида разрешенного использования жилого дома, в связи с чем, она обратилась в Управление Росреестра по Ивановской области с соответствующим заявлением.

Уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета от 16.02.2021 № государственный кадастровый учет был приостановлен ввиду отсутствия документа, подтверждающего изменение назначения «жилое» на «нежилое» жилого дома с кадастровым № , выдаваемого органом местного самоуправления.

Установлено также, что заявление о переводе жилого дома в нежилое помещение было подано в Администрацию города Иваново 22.03.2021 представителем истца по доверенности ФИО5 через ячейку для приема входящей корреспонденции, расположенную в холле Администрации города Иваново.

Установлено, что в связи с ненадлежащей формой подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги, обращение ФИО3 было рассмотрено в порядке Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и письмом за подписью начальника Управления жилищной политики и ипотечного кредитования ФИО4 от 19.04.2021 № ФИО3 были даны разъяснения процедуры предоставления муниципальной услуги. В письме было обращено внимание заявителя на ненадлежащую форму подачи подобного заявления, а также было указано о том, что вопросы смены назначения жилых домов (объектов индивидуального жилищного строительства) в целях их использования под отдельно стоящие нежилые здания, либо перевода таких домов из жилых в отдельно стоящие нежилые здания, действующим жилищным законодательством не регулируются.

Вопреки доводам административного истца, суд находит оспариваемое решение начальника Управления жилищной политики и ипотечного кредитования ФИО4 законным и обоснованным,

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга — деятельность, предоставляемая органом местного самоуправления, по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Статьей 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 12 указанного закона нормативно-правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной услуги и стандарт ее предоставления, является административный регламент.

Во исполнение данного требования муниципальная услуга «выдача решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое» осуществляется на основании Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача решения о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое», утв. Постановлением Администрации г. Иванова от 28.06.2012 N 1477.

В соответствии с пунктом 1.5 Административного регламента заявление о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое должно подаваться лично заявителем непосредственно в орган, предоставляющий муниципальную услугу (Управление), либо в МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Иванове».

В случае невозможности личной явки заявителя, претендующего на осуществление перевода жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое, его интересы при подаче документов и получении уведомления о результате предоставления муниципальной услуги может представлять иное лицо при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, и согласно полномочиям, определенным в доверенности либо в ином документе, представленном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, выданном представляемым.

В соответствии с пунктом 3.6 Административного регламента Специалист Управления или специалист МКУ МФЦ, осуществляющий прием и консультацию граждан по вопросам предоставления муниципальной услуги, принимает на личном приеме представляемый Заявителем в целях перевода жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое полный пакет документов, осуществляет их регистрацию в журнале регистрации и выдает расписку в получении от Заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения.

Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача или направление Заявителю уведомления о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое (по итогу принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое); выдача или направление Заявителю уведомления об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое (по итогу принятия решения об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое) (п. 2.3 Административного регламента).

Решение о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое должно быть принято на основании рекомендации комиссии по жилищным вопросам Администрации города Иванова (далее по тексту - Комиссия) путем издания соответствующего постановления Администрации города Иванова в срок не позднее чем через 45 дней со дня представления в Управление заявления и документов, обязанность по предоставлению которых возложена на Заявителя.

Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства регламентирована главой 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в частности реконструкция объектов капитального строительства урегулирована ст. 51.1 Гр К РФ.

Судом установлено, что в соответствии с распоряжением Администрации города Иванова от 26.03.2020 № 131-р личный прием граждан в здании Администрации г. Иванова не ведется.

Прием граждан в рамках муниципальной услуги по переводу жилых помещений в нежилые или нежилых помещений в жилые на территории города Иванова и прием необходимых для оказания вышеуказанной муниципальной услуги документов осуществляется специалистами МКУ МФЦ в городе Иванове по адресам: <...> Д.144А (телефон: <***>), <...> (телефон: <***>), <...> (телефон: <***>), <...> (телефон: <***>).

При указанных обстоятельствах, учитывая ненадлежащую форму поданного истцом заявления, ответчиком по результатам рассмотрения заявления в порядке Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» истцу было разъяснено право на обращение с подобным заявлением в установленном законом порядке, и, учитывая отсутствие оснований для предоставления такой услуги, поскольку данном случае истцу не требуется изменять разрешенный вид использования жилого помещения, на что указано также в отзыве на иск административного ответчика, истцу был разъяснен порядок дальнейших действий.

Исходя из положений части 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования объектов капитального строительства, их правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Следовательно, по общему правилу правообладатель вправе самостоятельно, без разрешений и согласования органов местного самоуправления, выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования из тех видов, которые предусмотрены зонированием территорий. При этом в соответствии с положениями ГрК РФ размещение объекта капитального строительства на земельном участке допустимо только при соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка.

Соответственно, для целей осуществления государственного кадастрового учета в части смены назначения объекта капитального строительства, правообладатели вправе самостоятельно обратиться в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением.

Кроме того, как верно указано в оспариваемом решении, действующим законодательством не предусмотрена процедура перевода индивидуального жилого дома в нежилое строение. Реализовать такие намерения возможно путем проведения реконструкции индивидуального жилого дома, для чего необходимо получить разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома в нежилое строение в соответствии с нормами статьи 51 ГрК РФ, в порядке, определенном регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации», утвержденным постановлением Администрации города Иванова от 05.03.2019 № 271.

Вопреки доводам административного иска, суд соглашается с позицией административного ответчика о том, что заявление ФИО3 было подано за рамками установленной регламентом административной процедуры, кроме того, вид муниципальной услуги был избран заявителем неправильно.

Таким образом, доводы ФИО1 о том, что административный истец, подавая заявление о переводе жилого дома с кадастровым № в нежилое помещение, не обязан был знать о наличии или отсутствии административного регламента предоставления данной муниципальной услуги, о порядке в котором соответствующие заявления должны быть поданы, не основаны на нормах действующего законодательства.

Исходя из положений части 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования объектов капитального строительства, их правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Следовательно, по общему правилу правообладатель вправе самостоятельно, без разрешений и согласования органов местного самоуправления, выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования из тех видов, которые предусмотрены зонированием территорий. При этом в соответствии с положениями ГрК РФ размещение объекта капитального строительства на земельном участке допустимо только при соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка.

Соответственно, для целей осуществления государственного кадастрового учета в части смены назначения объекта капитального строительства, правообладатели вправе самостоятельно обратиться в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением.

Кроме того, как верно указано в оспариваемом решении, действующим законодательством не предусмотрена процедура перевода индивидуального жилого дома в нежилое строение. Реализовать такие намерения возможно путем проведения реконструкции индивидуального жилого дома, для чего необходимо получить разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома в нежилое строение в соответствии с нормами статьи 51 ГрК РФ, в порядке, определенном регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации», утвержденным постановлением Администрации города Иванова от 05.03.2019 № 271.

При таких обстоятельствах, истец не лишен возможности обратиться за соответствующей муниципальной услугой в установленном законодательством порядке.

Согласно статье 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействия) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).

Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Вместе с тем, в данном случае условия, указанные в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС РФ для удовлетворения иска отсутствуют.

Судом не установлено нарушения прав, законных интересов ФИО3, равно как и незаконного возложения на нее какой-либо обязанности.

Как следствие, требования административного истца удовлетворению не подлежат, как необоснованные.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174, 175 – 180, 226 КАС Российской Федерации,

Решил :

отказать ФИО3 в удовлетворении административного иска к Управлению жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иваново, начальнику Управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иваново ФИО4 о признании решения незаконным.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Уенкова О. Г.

В окончательной форме решение изготовлено 25 июня 2021 г.