Дело №2а-1364/2022
УИД: 58RS0027-01-2022-00004433-20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд города Пензы в составе
председательствующего судьи Валетовой Е.В.,
при секретаре Плотниковой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (Приволжскнедра) о признании незаконным решения органа государственной власти об изъятии земельного участка для государственных нужд,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратился с иском указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 6 664 000 кв.м, местонахождение в 30 м на юго-восток от ориентира р., расположенного по адресу: , р., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для ведения сельскохозяйственного производства. Право собственности административного истца подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.12.2014 года, выпиской из ЕГРН от 28.02.2022 года. Ответчик издал Приказ от 29.04.2021 года №168, согласно которому: надлежит образовать из земель, принадлежащих Истцу два земельных участка с условными номерами № площадью 548 910,58 кв.м и с условным номером № площадью 489802,7 кв.м; изъять у Истца вновь образованные земельные участки для государственных нужд РФ с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет ООО «Азия Цемент».
Истец указывает, что в установленном законом порядке не извещен как о предстоящей процедуре изъятия, так и об издании Приказа от 29.04.2021 года №168. Приказ от 29.04.2021 года №168 ему не направлялся, в установленном законом порядке не опубликован официально на сайте Приволжскнедра, чем нарушен Указ Президента РФ №763 от 23.05.1996 года «О порядке опубликования и вступления в силу», а также правила подготовки нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением правительства РФ от 13.08.1997 года №1009. Текст приказа размещен на сайте Департамента по недропользованию по Приволжскому ФО по интернет-адресу: , что не является доказательством официального опубликования приказа. Для доступа к информации по указанному интернет-адресу необходимо обладать специальными познаниями, в т.ч. заранее знать сам адрес.
Истец лишён возможности в установленный срок обжаловать незаконное решение вследствие неправомерного действия (бездействий) Ответчика. Об изъятии земельных участков Истец узнал из электронного письма ООО "Азия Цемент", которое направило Истцу соглашение об изъятии земельный участков и копию приказа от 29.04.2021 года №168. Когда Истец сделал запрос на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и на сайте Департамента по недропользованию по Приволжскому ФО, поиск документа на указанных информационных ресурсах дал отрицательный результат.
Считает, что приказ от 29.04.2021 года №168 об изъятии земельных участков для государственных (муниципальных нужд) незаконным, изданным с нарушением положений ст. 56.4, 56.5 Земельного кодекса РФ, ст. 10, 168 Гражданского кодекса РФ, ст. 17, 19 Закона РФ «О Недрах» и нарушает права и законные интересы административного истца, а именно: изымаемый по Приказу от 29.04.2021 года №168 земельный участок с кадастровым номером №, состоящий из пяти контуров, находится в аренде у ИП ФИО2, который является сельхозпроизводителем. Ограничение прав и обременение объекта недвижимости в виде аренды зарегистрировано в ЕГРН. Административный Ответчик утвердил такую схему расположения земельных участков с условными номерами № и №, по которой они располагаются посередине двух контуров. Соответственно в случае изъятия будет затруднено использование арендатором по целевому назначению оставшихся частей двух контуров; административный ответчик, удовлетворяя ходатайство ООО «Азия Цемент» об изъятии земельных участков, подошло к его рассмотрению формально, не исследовав все обстоятельства и не установив, имеется ли у ООО «Азия Цемент» необходимость в дополнительных земельных участках, насколько ему необходимы дополнительные запасы ископаемых. Не учтено, что земельные участки изымаются в исключительных случаях. По информации из открытых источников ООО «Азия Цемент» уже обладает запасами общераспространенных полезных ископаемых, способных обеспечить стабильную работу как минимум 80 лет. ООО «Азия Цемент» летом 2020 года предлагал Истцу приобрести у него часть земельного участка площадью 418 365,8 кв.м. В ходатайстве об изъятии земельных участков, с которым ООО «Азия Цемент» обратилось к Ответчику, ООО «Азия Цемент» просит изъять уже два земельных участка общей площадью 1 038 713,28 кв.м. Ответчик, при принятии решения не выяснил, по какой причине и на основании чего произошло увеличение размере площади изымаемого земельного участка. Оспариваемым приказом необоснованно ограничено право административного истца использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые.
Просил суд восстановить пропущенный процессуальный срок для обжалования нормативного правового акта, признать незаконным и отменить приказ Приволжскнедра от 29.04.2021 года №168 об изъятии земельных участков для государственных нужд РФ с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет ООО «Азия Цемент», взыскать с Приволжскнедра судебные расходы.
В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, представленные в своих письменных пояснениях по делу, просил иск удовлетворить, дополнил, что изымаемые земельные участки арендует ФИО2, договор заключен 20.02.2019 и действует до 31.12.2023, оспариваемый приказ не ставит вопрос о прекращении данного договора аренды; административный ответчик не совершил никаких действий по выявлению лиц, которым принадлежат изымаемые участки, в связи с чем доводы ответчика о ненаправлении копии приказа ввиду отсутствия почтового адреса истца и адреса его электронной почты противоречат фактическим обстоятельствам дела. Вместе с тем пояснял, что ему давно известно о том, что часть принадлежащего ему земельного участка расположена в границах горного отвода для разработки полезных ископаемых и подлежали изъятию с предоставлением в пользование ООО «Азия Цемент» в соответствии с лицензией. Однако он не предполагал, что изъятие произойдет так скоро.
Представитель административного ответчика Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (Приволжскнедра) ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, представила письменные возражения на исковое заявление, в которых исковые требования не признала, указала, что ООО «Азия Цемент» является обладателем лицензии ПНЗ 00970 ТЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ «для геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств» на участке недр, расположенном в Никольском муниципальном районе, Пензенской области (дата регистрации 06.03.2007, дата регистрации изменений к лицензии 14.01.2016), следовательно, является недропользователем и относится к организациям, на основании ходатайств которых осуществляется принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд в целях недропользования. ООО «Азия Цемент» обратилось в Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу с ходатайством об изъятии для государственных нужд Российской Федерации земельных участков с условными номерам № площадью 548910,58 кв.м. и 58:22:0000000:437:ЗУ2 площадью 489802,70 кв.м. При рассмотрении ходатайства Департаментом установлено, что контуры земельных участков, подлежащих изъятию (образованные из земельного участка с кадастровым номером 58:22:0000000:437) не выходят за границы лицензионного участка ПНЗ 00970 ТЭ (ответ ФБУ «ТФГИ по ПФО» от 01.04.2021 № 200/01-05/03). Таким образом, изымаемые земельные участки расположены в контуре проекции на земную поверхность границ участка недр, предоставленного в пользование ООО «Азия Цемент» в соответствии с лицензией ПНЗ 00970 ТЭ.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 6644000 +/-22554 кв.м. расположен по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: в 30 м на юго-восток от ориентира р.п. Сура, расположенного по адресу; . В соответствии с выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, земельный участок находится в собственности ФИО7 (права зарегистрированы 05.12.2014 №). Категория земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». Действующее законодательство не ставит правомерность издания приказа об изъятии земельного участка для государственных нужд в зависимость от категории и (или) вида разрешенного использования земельного участка. По результатам рассмотрения ходатайства недропользователя Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу принят приказ от 29.04.2021 № 168 об изъятии земельных участков с кадастровыми номерами № площадью 548910,58 кв.м. и 58:22:0000000:437:ЗУ2 площадью 489 802,70 кв.м. для государственных нужд Российской Федерации. Факт наличия необходимости для государственных нужд Российской Федерации в земельных участках подтверждается фактом выдачи государством недропользователю (ООО «Азия Цемент») лицензии на право пользования недрами, при выдаче которой государство подтвердило необходимость геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку и добычу полезных ископаемых в границах территории, на которую распространяется сфера действия лицензии. Доказательств наличия обстоятельств, при которых принятие решения об изъятии земельных участков по заявлению недропользователя невозможно, ФИО1 вопреки требованиям части 1 статьи 62 КАС РФ не представлено. Факт нахождения изымаемого земельного участка в границах горного отвода является достаточным основанием для принятия решения об изъятии. Права и законные интересы административного истца оспариваемым приказом не нарушены, поскольку при изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации правообладателю земельного участка и объектов, расположенных на них, подлежит выплате соответствующее возмещение. Довод Административного истца о том, что он не извещен в законном порядке об издании приказа от 29.04.2021 № 168, не соответствует действительности. В целях соблюдения ч.10 ст. 56.6 ЗК РФ (а также в целях исполнения пунктов 4 и 5 Приказа Приволжскнедра от 29.04.2021 № 168) сопроводительными письмами направлена копия приказа от 29.04.2021 № 168 в Управление Росреестра по Пензенской области (Никольский отдел), ФБУ «ТФГИ по Приволжскому федеральному округу» (для дальнейшего опубликования) и по электронной почте ООО «Азия Цемент» (в последующем приказ передан недропользователю нарочно). Приказ от 29.04.2021 № 168 опубликован по месту нахождения земельных участков в информационном бюллетене Никольского района № 33 (674) от 20.08.2021 года «Вестник Никольского района» на стр. 66-70, что подтверждается письмом Администрации Никольского района Пензенской области от 24.08.2021 № 3585. Также Приказ размещен на сайте Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу. Данные о почтовом адресе правообладателя земельного участка ФИО1 в выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 01.04.2021 отсутствовали. Согласно документам, которые приложены Административным истцом к административному исковому заявлению – ФИО1 получил Приказ от 29.04.2021 №168 от ООО «Азия Цемент» по электронной почте 27.09.2021 года. Заявителем без уважительной причины пропущен, установленный п. 14 ст. 56.6 ЗК РФ, п. 1 ст. 219 КАС РФ, трехмесячный срок для подачи заявления о признании недействительным приказа от 29.04.2021 № 168 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя». Документы, подтверждающие уважительность пропуска срока Административным истцом не представлены. Просила отказать в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
Представители заинтересованного лица ООО «Азия Цемент» ФИО8, ФИО9, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании просили в удовлетворении исковых требований отказать, пояснили, что 29.04.2021 года Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу принято решение, оформленное Приказом №168 от 29.04.2021 года «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя». Приказ размещен на сайте Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу. Приказ опубликован по месту нахождения земельных участков в информационном бюллетене Никольского района № 33 (674) от 20.08.2021 года «Вестник Никольского района». В сведениях ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером № отсутствует информация о местожительстве собственника земельного участка, поэтому его извещение Департаментом не произведено, что не нарушает пп.3 п.10 ст. 56.6 ЗК РФ в части извещения собственника. Приволжскнедра по Пензенской области направило Приказ в Управление Росреестра по Пензенской области. ООО Азия Цемент получило приказ нарочно в Приволжскнедра по Пензенской области. Несмотря на то, что у ООО «Азия Цемент» нет обязанности разыскивать адрес, тем не менее ООО «Азия Цемент» для уточнения адреса ФИО1 запрашивало в Управлении Росреестра по Пензенской области копию договора аренды от 20.02.2019 года, заключенного между Истцом и ФИО2 Управление Росреестра по Пензенской области в своём ответе пояснило, что запрашиваемая информация является конфиденциальной и может предоставляться самому правообладателю земельного участка (Истцу), либо его представителю законному или по доверенности. У Администрации Никольского района ООО «Азия Цемент» запрашивал информацию о том, является ли ФИО1 сельхозпроизводителем, что он выращивает и в каких объемах. Администрация Никольского района в своем ответите пояснила, что ФИО1 среди сельскохозяйственных товаропроизводителей Никольского района не числится. 27.09.2021 года ООО «Азия Цемент» по имеющейся у него электронной почте ФИО1 направил ему письмо, соглашение об изъятии земельных участков, приказ №168 от 29.04.2021 года, отчет об оценке, выписки на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами № и № В электронном письме ООО «Азия Цемент» просило сообщить почтовый адрес для направления ФИО1 соглашения об изъятии земельных участков или прибыть в ООО «Азия Цемент» для его подписания. 28.09.2021 года ФИО1 получил электронное письмо, что подтверждается его ответом в электронной почте. Также в своем ответе он указал адрес для направления ему почтовой корреспонденции: 440047, . Кроме того, в своем электронном письме от 28.09.2021 года ФИО1 пояснил, что Приказ №168 от 29.04.2021 года ему ранее не направлялся, и он будет решать вопрос о действительности данного документа. Отказался от подписания соглашения об изъятии земельных участков. 06.10.2021 года ООО «Азия Цемент» направил ФИО1 почтой России письмо от 06.10.2021 года, соглашение об изъятии земельных участков, приказ №168 от 29.04.2021 года, отчет об оценке, выписки на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами № и №. 14.10.2021 года письмо ФИО1 получено. Таким образом, ФИО1 ознакомился с Приказом 28.09.2021 года, получив его от ООО «Азия Цемент» по электронной почте, а затем 14.10.2021 года получив Приказ нарочно. Истец в своем исковом заявлении указывает, что узнал о приказе из письма ООО «Азия Цемент». В трехмесячный срок (до 28.12.2021 года), предусмотренный для обжалования Приказа об изъятии земельных участков, ФИО1 не воспользовался своим правом на оспаривание и не обратился в суд с обжалованием Приказа, тем самым пропустил срок для его обжалования.
Протоколом №2236 заседания Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ Роснедра) утвердили запасы полезных ископаемых на участках Павловский и Сурский-1 Сурско-Маисского лицензионного участка в Никольском районе Пензенской области и поставлены на государственный баланс. На участке ФИО1 залегает мел, который числится на государственном балансе на основании Протокола ГКЗ № от 09.06.2010 года, который передан ООО «Азия Цемент» для добычи на основании лицензии на право пользования недрами серии ПНЗ №00970 ТЭ, зарегистрированной Пензаземнедра РАН «Приволжскнедра» МПР России 06.03.2007 года. Затем этот добытый мел будет использоваться в цементной промышленности. В связи с чем противоречат действующему законодательству доводы истца о принадлежности ему общераспространенных полезных ископаемых под изымаемыми земельными участками. Факт нахождения изымаемого земельного участка в границах горного отвода является достаточным основанием для принятия решения об изъятии. Кроме того, процедура оформления изъятия земельных участков длительная, в производстве Никольского районного суда Пензенской области находится иск ООО «Азия Цемент» к ФИО1 о принудительном изъятии земельных участков, при изъятии земельного участка подлежит выплате соответствующее возмещение, затем необходимо проведение межевания участков, все это время собственник и арендатор изымаемых земельных участков продолжают ими пользоваться.
Представитель заинтересованного лица Администрации Ильминского сельсовета Никольского района Пензенской области – глава администрации ФИО10 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия, представил в суд письменный отзыв на исковое заявление, в котором возражал против изъятия земель, указал, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 6 664 000 кв.м, местонахождение в 30 м на юго-восток от ориентира р.п. Сура, расположенного по адресу: Пензенская область, Никольский район, р.п. Сура, из которого были образованы два участка с кадастровыми номерами №, №, принадлежащие Истцу на праве собственности. Участки относят к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства. Участок используется по назначению сельхозпроизводителем ИП ФИО2, с которым у ФИО1 заключен договор аренды. ИП ФИО2 участвует в производственной программе, используя эти участки для производства зерновых, зернобобовых, кормовых культур для кормления и содержания крупного рогатого скота. В районе изымаемых земельный участков в 6,5 км к югу от с. Усть-Инза располагается особо охраняемая природная территория – памятник природы регионального значения «Ильминское клюквенное болото» (утвержден Постановлением Законодательного собрания Пензенской области от 19.12.2003 года №381-17/3 ЗС). ООО «Азия Цемент» не представило доказательств того, что извлечение общераспространенных полезных ископаемых на изымаемых участках не нанесет вред памятнику природы регионального значения, не будет нарушен водоносный горизонт, обеспечивающий водой населенные пункты и может привести к исчезновению клюквенного болота, а также к исчезновению водных ресурсов в селе Усть-Инза, в рабочем поселке Сура, в с. Павловка (в общей сложности 3000 человек), т.к. под клюквенным болотом находится озеро, которое держит водный баланс в артскважинах, колодцах, колонках, которое снабжается население четырех населенных пунктов. ООО «Азия Цемент», в пользу которого изымаются участки, арендует у Администрация Ильминского сельсовета земельные участки площадью 532 га. Из них к землям сельскохозяйственного назначения относятся земельные участки общей площадью 407 га, к землям промышленности, транспорта и связи относятся земельные участки общей площадью 124 га. И это кроме земель, имеющихся в собственности ООО «Азия Цемент» и его дочерних организаций. ООО «Азия Цемент» в полном объеме не освоило принадлежащие ему земельные участки в части извлечения полезных ископаемых, поэтому не имеется оснований для изъятия дополнительных участков. Также ООО «Азия Цемент», имея огромное количество земель сельскохозяйственного назначения, не является сельхозпроизводителем. Просил суд удовлетворить административный иск ФИО1
Представитель заинтересованного лица Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, министр лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области ФИО11 представил в суд письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя Министерства, указав, что административному истцу стало известно об изъятии у него земельных участков 27.09.2021 года при получении по электронной почте Приказа Департамента по недропользованию по Приволжскому ФО от 29.04.2021 года №168 от недропользователя ООО «Азия Цемент». Вопреки нормам, установленным ч. 1,8 ст. 219 КАС РФ, административным истцом пропущен трехмесячный срок для подачи заявления об обжаловании указанного приказа, документы, подтверждающие уважительность пропуска срока ФИО1 не представлены. Просил суд в удовлетворении требований, изложенных в административном исковом заявлении ФИО1, отказать.
Представитель заинтересованного лица Государственного казенного учреждения «Центр особо охраняемых и иных природных территорий, и акваторий Пензенской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, начальник Учреждения ФИО12 просил рассмотреть дело без его участия.
Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, указал, что между ним и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка от 20.02.2019 г., согласно которому ему в аренду передан земельный участок общей площадью 6 644 000 кв.м., местонахождение: в 30 м. на юго-восток от ориентира р.п. Сура, расположенного по адресу: Пензенская область, Никольский район, р.п. Сура, кадастровый номер 58:22:0000000:437. Указанный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства. Участок арендуется в соответствии с целевым назначением — для производства зерновых, зернобобовых, кормовых культур, для содержания и откорма крупного рогатого скота. Срок действия договора установлен до 31.12.2023г. С изъятием земельного участка у ФИО1 не согласен, т.к. ФИО1 устраивает как арендодатель, и взаимоотношения с ним. Имеет намерение продлить срок действия аренды земельного участка ещё на пять лет. В случае изъятия земельного участка из оборота будет исключен значительный участок земли, уменьшится количество производимой сельхозпродукции, что существенно снизит предпринимательский доход. С ним никто не общался по поводу изъятия арендуемого земельного участка. Никаких предложений, извещений и распоряжений относительно досрочного прекращения аренды земли не поступало. В Администрации Ильминского сельсовета Никольского района Пензенской области, на территории которого расположен земельный участок ФИО1, отсутствуют какие-либо сведения о планируемом изъятии земельного участка у ФИО1: ни на сайте Администрации, ни на информационном стенде в 2021 г. информация не размещалась. Содержание приказа от 29.04.2021 г. № 168 Департамента по недропользованию по Приволжскому ФО стало известно в апреле 2022 г. при ознакомлении в Никольском районном суде Пензенской области с материалами гражданского дела № 2-167/2022 по иску ООО «Азия цемент» к ФИО1 о принудительном изъятии земельных участков. В данном приказе ничего не говориться о прекращении договора аренды, заключенного с ФИО1 Копия приказа ему для сведения не присылалась. Просил суд иск удовлетворить.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу ч.1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно ст. 7 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Статьей 25.1 Закона о недрах предусмотрено, что земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и данным Законом.
В соответствии с п.2 ст.235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, оно производится в частности для государственных и муниципальных нужд.
В силу п.1 ст.279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Статьей 49 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: выполнением международных договоров Российской Федерации; строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов; иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
В соответствии с подп.3 п.2 ст.56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, должно быть обоснованно, в том числе, лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
В п.3 ст.56.3 ЗК РФ закреплено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 Кодекса.
В соответствии с подп.3 п.10 ст.56.6 ЗК РФ в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется.
В судебном заседании установлено, что 26.03.2021 ООО «Азия Цемент» обратилась в Департамент по недропользованию по Привожскому федеральному округу с письменным ходатайством об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с проведением работ, связанным с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет недропользователя - с кадастровыми номерами 58:22:0000000:437:ЗУ1 площадью 548910,58 кв.м. и 58:22:0000000:437:ЗУ2 площадью 416 744,03 кв.м., расположенных в р.п. Сура Никольского района Пензенской области.
Право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи цементного сырья на Сурско-Маисском участке в Пензенской области предоставлено ООО "Азия Цемент" в соответствии с лицензией ПНЗ 00970 ТЭ (дата регистрации – 06.03.2007 г., срок окончания лицензии – 06.03.2032 г., с изменениями от 14.01.2016)
Согласно ответа ФБУ «ТФГИ по ПФО» от 01.04.2021 № 200/01-05/03, контуры земельных участков, подлежащих изъятию с условными номерами 58:22:0000000:437:ЗУ1 площадью 548910,58 кв.м и 58:22:0000000:437:ЗУ2 площадью 489 802,70 кв.м (образованные из земельного участка с кадастровым номером 58:22:0000000:437) не выходят за границы лицензионного участка ПНЗ 00970 ТЭ.
Согласно выписке из ЕГРН от 26.02.2022, земельный участок с кадастровым номером 58:22:0000000:437 площадью 6644000 +/- 22554 кв.м., из которого образованы изымаемые земельные участки 58:22:0000000:437:ЗУ1 и 58:22:0000000:437:ЗУ2, находится в собственности ФИО1 с 05.12.2014, о чем в ЕГРН сделана запись № 58-58-22/010/2014-381.
Указанный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства.
20.02.2019 между ФИО1 и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка, согласно которому ФИО2 в аренду передан земельный участок общей площадью 6 644 000 кв.м., местонахождение: в 30 м. на юго-восток от ориентира р.п. Сура, расположенного по адресу: Пензенская область, Никольский район, р.п. Сура, кадастровый номер 58:22:0000000:437, о чем имеются сведения в ЕГРН от 15.04.2019.
Ходатайство об изъятии земельных участков и приложенные к ним документы рассмотрены на заседании Комиссии по рассмотрению ходатайств об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), отнесенных к компетенции Приволжекнедра, что подтверждается протоколом комиссии N 448 от 28.04.2021.
В связи с отсутствием оснований для отказа в принятии решения, установленных в п. 7 ст. 56.6 ЗК РФ, и на основании подп.3 п. 2 ст.56.3 ЗК РФ (в связи с наличием лицензии на право пользование недрами) Комиссией принято решение рекомендовать Приволжскнедра изъять у ФИО1 земельные участки с условными норами 58:22;0000000:437:ЗУ1 площадью 548 910,58 кв.м и 58:22:0000000:437:ЗУ2 площадью 489 802,70 кв.м, образованные из земельного участка с кадастровым номером 58:22:0000000:437 площадью 6 644 000 +/- 22 554 кв.м, принадлежащего на правах собственности и находящегося по адресу: Пензенская область, Никольский район, в 30м на юго-восток от ориентира р.п. Сура, для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств ООО «Азия Цемент» в соответствии с лицензией ПНЗ 00970 ТЭ (дата государственной регистрации 06.03.2007).
Приказом Приволжскнедра N 168 от 29.04.2021 постановлено
1.утвердить схему расположения изымаемых участков;
2.изъять у ФИО1 земельные участки с условными норами 58:22;0000000:437:ЗУ1 площадью 548 910,58 кв.м и 58:22:0000000:437:ЗУ2 площадью 489 802,70 кв.м, образованные из земельного участка с кадастровым номером 58:22:0000000:437 площадью 6 644 000 +/- 22 554 кв.м, принадлежащего на правах собственности и находящегося по адресу: Пензенская область, Никольский район, в 30м на юго-восток от ориентира р.п. Сура, для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств ООО «Азия Цемент» в соответствии с лицензией ПНЗ 00970 ТЭ (дата государственной регистрации 06.03.2007)
3.Поручить ООО «Азия Цемент»: выступать заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков в соответствии с утвержденной Схемой; представить в орган, осуществляющий постановку на государственный кадастровый объектов недвижимости заявление о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, которые предстоит образовать; выступать заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков, оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков; осуществлять переговоры с ФИО1 относительно условий изъятия земельных участков; осуществить подготовку проекта соглашения об изъятии земельных участков и направить его в Приволжскнедра для согласования и подписания; направить в установленном порядке, подписанное со стороны Приволжскнедра соглашение об изъятии земельных участков в адрес ФИО1 для подписания.
Приказом от 29.04.2021 Отделу геологии и лицензирования Приволжскнедра по Пензенской области также поручено направить в установленном порядке копию настоящего приказа ФИО1, в Управление Росреестра по Пензенской области (п.4); Пензенскому филиалу ФБУ ТФГИ по Приволжскому федеральному округу осуществить опубликование приказа (п.5).
В силу ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно п. 14 ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии.
В соответствии с ч.5 ст.279 ГК РФ правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
Согласно подп.2 п.10 ст.56.6 ЗК РФ в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию.
С 1 апреля 2015 г. установлена обязанность не только уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении об изъятии (п.5 ст.279 ГК РФ, подп.3 п.10 ст.56.6 ЗК РФ), но и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а в установленных законом случаях - и отчета об оценке стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемого (пункты 2, 4 ст.56.10 ЗК РФ).
Согласно ст. 56.6 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.
В ходе рассмотрения административного дела представитель административного ответчика ссылался на то обстоятельство, что данные о почтовом адресе правообладателя земельного участка ФИО1 в выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 01.04.2021 № КУВИ-002/2021-29527796 отсутствовали.
В случае отсутствия предусмотренных пп. 3 п. 10 ст. 56.6. ЗК РФ сведений о почтовом адресе и об адресе электронной почты правообладателя изымаемой недвижимости данный правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения об изъятии в порядке, установленном пп. 2 п. 10 ст. 56.6. ЗК РФ.
Приказ от 29.04.2021 № 168 опубликован по месту нахождения земельных участков в информационном бюллетене Никольского района № 33 (674) от 20.08.2021 года «Вестник Никольского района» на стр. 66-70, что подтверждается письмом Администрации Никольского района Пензенской области от 24.08.2021 № 3585.
Также Приказ размещен на сайте Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (https.html.).
Как следует из материалов дела и подтверждено сторонами в ходе рассмотрения дела, уведомление об изъятии земельного участка ответчиком ФИО1 по его почтовому, электронному адресу не направлялось.
Вместе с тем, судом с достоверностью установлено, подтверждено истцом в судебном заседании, что обжалуемый судебный приказ истец ФИО1 получил по электронной почте 28.09.2021, а затем 14.10.2021 года получил нарочно от ООО «Азия Цемент».
В связи с чем, предусмотренный законом трехмесячный срок для обжалования приказа об изъятии земельных участков истек 28.12.2021.
С административным исковым заявлением в Октябрьский районный суд г.Пензы ФИО1 обратился 06.04.2022 согласно отметке на почтовом отправлении.
Таким образом, предусмотренный законом трехмесячный срок для обжалования приказа об изъятии земельных участков ФИО1 пропущен.
В силу ч.1 ст.95, ч.7 ст.219 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок подачи административного искового заявления по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Уважительных причин пропуска указанного процессуального срока истцом не приведено.
В обоснование уважительности пропуска срока ФИО1 ссылается на ненадлежащее исполнение административным ответчиком обязанности по размещению оспариваемого приказа в общем доступе и по направлению приказа истцу.
Однако данные обстоятельства, по мнению суда, не препятствовали истцу обжаловать приказ в установленные законом сроки после получения им приказа 28.09.2021, вместе с тем с иском ФИО1 обратился спустя почти полгода после получения и ознакомления с приказом.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для восстановления пропущенного истцом процессуального срока на обращение в суд с административным иском об оспаривании решения госоргана об изъятии земельного участка.
При этом суд отмечает, что в судебных заседаниях доводы административного истца по существу фактически сводились к тому, что при вынесении оспариваемого приказа № 168 от 29.04.2021 Приволжскнедрами не учтено обременение земельных участков арендой по договору от 20.02.2019, заключённому между истцом и ФИО2; в целом вынесение приказа № 168 от 29.04.2021 явилось для истца неожиданностью, поставившей его как собственника земельных участков перед фактом об изъятии; административным ответчиком ненадлежаще исполнена обязанности по размещению приказа об изъятии и по направлению его истцу.
В соответствии с заключением экспертной комиссии ФГУ «ГКЗ» от 09.06.2010 № 2236 и протоколом заседания государственной комиссии ГКЗ Роснедра от 21.07.2010, Сурско-Маисский лицензионный участок имеет статус горного отвода, содержит месторождения мела, мергеля и опоки, на основании лицензии ПНЗ № 00970 ТЭ ООО «Азия Цемент» осуществляет геологическое изучение, разведку и добычу цементного сырья в Сурско-Маисском участке.
Контуры земельных участков, подлежащих изъятию с условными номерами 58:22:0000000:437:ЗУ1 и 58:22:0000000:437:ЗУ2 (образованные из земельного участка с кадастровым номером 58:22:0000000:437) не выходят за границы лицензионного участка ПНЗ 00970 ТЭ.
Факт нахождения земельного участка в границах горного отвода в силу действующего законодательства является достаточным основанием для принятия решения об изъятии.
Как пояснил истец в судебном заседании, ему было известно о вхождении его земельного участка в горный отвод, на разработку которого выдана лицензия ООО «Азия Цемент», и о предстоящем когда-либо изъятии земель.
При таких обстоятельствах ФИО1, действуя добросовестно, а также с учетом того, что указанный участок входит в состав горного отвода, предоставленного ООО "Азия Цемент" на основании лицензии и у которого имеется исключительно право на использование недр на этом участке, должен был учитывать данное обстоятельство и предусмотреть риски при заключении с ФИО2 договора аренды земельного участка от 20.02.2020.
Размер денежной компенсации правообладателю за изымаемые у него земельные участки определяются в отдельном порядке с учетом рыночной стоимости земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, убытков, причиненных изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенной выгоды, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
Кроме того, как установлено судом, межевание изымаемых земельных участков в настоящее время не проводилось, что не лишает ФИО1 в последующем оспаривать результаты межевания в судебном порядке.
Учитывая, что ООО «Азия Цемент» является пользователем недр на основании лицензии, то оно в соответствии с подп.3 п.1 ст.56.4 Земельного кодекса РФ подпадает под категорию лиц, которые имеют право обратиться с ходатайством об изъятии земельных участков, что является достаточным основанием для удовлетворения такого ходатайства, в связи с чем решение об изъятии земельного участка принято обоснованно.
Перечисленные в п.11 ст.56.4 Земельного кодекса РФ основания для отказа в удовлетворении ходатайства об изъятии земельных участков отсутствовали.
Учитывая изложенное, суд, давая оценку указанным доводам ФИО1 по существу заявленных требований, приходит к выводу, что оспариваемый приказ вынесен административным ответчиком в рамках предоставленных полномочий, с соблюдением установленной процедуры, соответствует установленному законом порядку изъятия земель для государственных нужд.
Доводы Администрации Ильминского сельсовета Никольского района Пензенской области об отсутствии доказательств того, что извлечение общераспространенных полезных ископаемых на изымаемых участках не нанесет вред памятнику природы регионального значения, не направлены в защиту интересов административного истца, в связи с чем не подлежат рассмотрению в рамках заявленного иска, что не лишает возможности Администрацию Ильминского сельсовета Никольского района Пензенской области обратиться с самостоятельными требованиями.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25 мая 2017 г. N 1006-О указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснении, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).
Исходя из изложенного, административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
В нарушение требований приведенных норм ФИО1 не доказал факт нарушения оспариваемым приказом своих прав, свобод либо законных интересов.
Поскольку предусмотренная ст. 227 КАС РФ совокупность условий при рассмотрении дела не установлена, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Кроме того, в силу ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск административным истцом срока обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 175-177, 219 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 к Департаменту по недропользованию по Приволжскому федеральному округу о признании незаконным решения органа государственной власти об изъятии земельного участка для государственных нужд и отмене приказа Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу №168 от 29.04.2021 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 27.06.2022г.
Судья