Дело № 2а-1366/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 мая 2018 года г. Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Кузнецова А.Ю.
при секретаре Емельяновой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» к службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры, государственному инспектору ХМАО – Югры в области охраны окружающей среды Пономареву Е.Ю. о признании незаконными предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушении природоохранного законодательства: № от 28.12.2017 г.; № от 22.12.2017г.; № от 22.12.2017г.; № от 22.12.2017г.; № от 22.12.2017г.,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «РН-Юганскнефтегаз» (далее Общество, ООО «РН-ЮНГ») обратилось в суд к службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры (далее - Природнадзор Югры), государственному инспектору ХМАО – Югры в области охраны окружающей среды Пономареву Е.Ю. с вышеуказанными административными исками, в которых просит признать незаконными и отменить предписания Природнадзора Югры № от 28.12.2017 г.; № от 22.12.2017г.; № от 22.12.2017г.; № от 22.12.2017г.; № от 22.12.2017г., и взыскать с Природнадзора Югры госпошлину в размере 2000 рублей по каждому иску.
Определением от 19.04.2018 года административные дела по вышеуказанным административным исковым заявлениям соединены в одно производство.
Общество мотивирует свои требования тем, что 12.01.2018 года административному истцу поступили вышеуказанные предписания, вынесенные Природнадзором Югры.
Согласно предписаниям № от 28.12.2017 г.; № от 22.12.2017г.; № от 22.12.2017г.; № от 22.12.2017г.; № от 22.12.2017г. Общество обязано в срок до 01.06.2018 года освободить от горючих веществ участки лесного фонда в квартале:
- (адрес) ТО - Юганское лесничество в районе кустовой площадки № Салымского месторождения нефти (координаты: (иные данные).);
- (адрес) ТО-Юганское лесничество в районе № Петелинского месторождения нефти (координаты: (иные данные).);
- (адрес) ТО - Юганское лесничество в районе кустовой площадки № Салымского месторождения нефти (координаты: (иные данные).);
- (адрес) ТО-Нефтеюганское лесничество в районе ДНС «ЮВ» № Мамонтовского месторождения нефти (координаты: (иные данные) в.д.);
- (адрес) ТО-Нефтеюганское лесничество в районе кустовой площадки № Мамонтовского месторождения нефти (координаты: (иные данные)").
Общество считает предписания незаконными по следующим основаниям.
Природнадзором Югры нарушены требования нормативных актов, устанавливающих порядок выдачи предписания, так как оно может быть вынесено только по результатам проведения проверок, что следует из норм Лесного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства ХМАО-Югры №299-п от 24.08.2012г. (Положение о службе), Постановления Правительства РФ от 22.06.2007г. №394, Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008г., при этом проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
Однако распоряжения руководителя Природнадзора Югры о проверках в отношении Общества не издавались, и проверки не проводились, ввиду чего вынесенные должностными лицами вне процедуры проверки предписания являются незаконными.
В части проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах также необходимо руководствоваться Законом №294-ФЗ. Исходя из норм которого, следует, что должностное лицо госоргана по результатам проведения мероприятий по контролю при выявлении нарушений требований законодательства объявляет юридическому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, и предлагает ему принять меры по обеспечению соблюдения соответствующих тебований, либо принимает при необходимости решение о назначении внеплановой проверки юридического лица.
Таким образом, выдача предписаний по результатам проведения мероприятий по контролю также не предусмотрена.
При выявлении в ходе проверки или мероприятий по контролю в лесах нарушений требований лесного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность, должностным лицом, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор, возбуждается дело об административном правонарушении, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Так, Природнадзором Югры в августе - сентябре 2017 года были проведены мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах на территории указанных лесных фондов, по результатам которых Общество в декабре 2017 года, феврале 2018 года привлечено к административной ответственности. При этом оспариваемые предписания выданы Природнадзорам Югры в указанный период (декабрь 2017 года), следовательно, предписания выданы в рамках рассмотрения административных дел.
При этом возможность выдачи предписания при рассмотрении дел об административных правонарушениях законом не предусмотрена, так как в силу ст. 29.13 КоАП РФ предусмотрено право должностного лица вносить иной документ (представление).
Иного порядка выдачи предписания нормативными актами, регулирующими исполнение государственной функции по осуществлению государственного надзора (лесной охраны), не предусмотрено.
Так же Общество считает, что основания для выдачи оспариваемых предписаний отсутствуют.
Поскольку основанием для выдачи предписаний послужило нарушение пп. «в» п.33 главы 7, п.34, п.35 главы 8 Правил пожарной безопасности. Однако, исходя из содержания данных пунктов следует, что для квалификации нарушения правил пожарной безопасности подлежит установлению факт загрязнения территории горючими веществами (материалами) в период пожароопасного сезона.
На территории ХМАО-Югры пожароопасный сезон был установлен в период с 05.05.2017 по 01.10.2017 (приказы Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО- Югры от 24.04.2017 № 2-нп, от 20.09.2017 №11-нп). Оспариваемые предписания выданы госорганом, по истечении пожароопасного сезона.
Учитывая, что оспариваемые предписания затрагивают права и законные интересы Общества, а также влекут для него негативные последствия, то Общество в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства обратилось в Нефтеюганский районный суд с вышеуказанными исками, так как требования предписаний необходимо исполнить на территории Нефтеюганского района.
Согласно возражениям, поданным административным ответчиком в отношении заявленных требований, Природнадзор Югры отмечает, что оспариваемые предписания вынесены законно и обоснованно, доводы Общества не основаны на правильном применении процессуальных требований законодательства и противоречат нормам материального права, следовательно, заявленные требования не подлежит удовлетворению.
Природнадзор Югры считает ошибочной позицию Общества о том, что предписания могут быть выданы лишь на основании результатов проверок юридических лиц с учетом требований Закона №294-ФЗ.
К такому выводу приводит анализ ряда нормативных документов: Постановления Правительства РФ от 22.06.2007 № 394, ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации, пп. 8 «з», 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), ст.ст. 8.2, 8.3, 9-13 Федерального закона №294-ФЗ, Постановления Правительства ХМАО – Югры 24.08.2012 № 299-п «О Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», Положение «О Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (далее – Положение).
Согласно пункту 5.3 (п.п.5.3.3.) Положения, Служба осуществляет переданные полномочия Российской Федерации: федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда (в том числе государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений), федеральный государственный пожарный надзор в лесах.
С целью реализации указанных полномочий Служба проводит мероприятия по контролю: плановые (рейдовые) осмотры, обследования, патрулирования - в установленной сфере деятельности и имеет право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания (пункты 5.6.3 и 6.6 Положения).
При этом Федеральный закон №294-ФЗ согласно статьи 8.3, части 1 и 2, определяет, что к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора).
Таким образом, выдача предписаний об устранении лесного законодательства производится государственными лесными инспекторами в случае выявления таких нарушений, которые могут быть обнаружены (установлены, выявлены) в том числе и в ходе таких мероприятий по контролю как патрулирование, проведение которого не требует взаимодействия с юридическими лицами.
В спорном случае в ходе проведённых мероприятий по контролю, а именно патрулирования в лесах, на основании распоряжений и заданий на проведение такого рода мероприятия на территории лесного фонда ТО-Нефтеюганское лесничество обнаружено нахождение горючих веществ в виде нефти и нефтепродуктов. На территории нефтезагрязненного лесного участка расположена сухая травяная и сухая древесная растительность, основание корневой системы деревьев и кустарников пропитаны нефтью и нефтепродуктами. Нефтезагрязнённый участок покрыт нефтяной пленкой, нефтезагрязненная территория не обвалована по периметру или обвалована частично. Наличие признаков каких-либо работ по освобождению или очистке лесного участка от нефти и нефтепродуктов не обнаружено, нефть находится в текучем жидком состоянии, не битуминизирована, нефть и нефтепродукты впитались в почву. При обследовании присутствовал резкий, едкий запах нефтепродуктов. Наличие в составе обнаруженного вещества нефтепродуктов подтверждается исследованиями Сургутского филиала ФБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре. Территория лесного фонда, на которой обнаружены горючие вещества, - зона производственной деятельности ООО «PH-Юганскнефтегаз», что также установлено материалами дела.
При этом материалами дела подтверждается факт отсутствия каких - либо действий со стороны Общества по локализации нефтеразлива, сбора разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств на протяжении значительного периода времени, какие-либо действия, направленные на предотвращение пожароопасной ситуации, связанной с нефтеразливом, также не предприняты. Вышеуказанные обстоятельства отражены в соответствующих актах.
Таким образом, оспариваемые предписания выданы Обществу в пределах полномочий Службы, нарушений требований Федерального закона №294-ФЗ не допущено, поскольку проверка не назначалась и не проводилась, предписание выдано по результатам иного мероприятия по контролю - патрулирования в лесах, что предусмотрено действующим законодательством.
Утверждение Общества о том, что в части проведения мероприятий по контролю (патрулированию) необходимо руководствоваться Федеральным законом №294-ФЗ со ссылкой на часть 1 статьи 8.3 настоящего закона, подлежит отклонению как несостоятельное.
Как видно из содержания статьи 8.3 Федерального закона №294-ФЗ, к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся не только плановые (рейдовые) осмотры, но и ряд других мероприятий, в т.ч. другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.
К таким видам и относятся патрулирования в лесах, предусмотренные ЛK РФ и Положением об осуществлении федерального государственного лесного надзора, утвержденным постановлением Правительства РФ №394.
Кроме того, правовые последствия, установленные частью 5 статьи 8.3 и частью 5 статьи 8.2 Федерального закона №294-ФЗ, как видно из содержания указанных норм, наступают в случае угрозы или причинения вреда.
Направление предостережений юридическому лицу или направление мотивированных представлений руководителю органа государственного контроля (надзора) не заменяет обязанности государственного инспектора при выявлении нарушения лесного законодательства пресечь его путем выдачи предписания об устранении нарушений законодательства.
Таким образом, предписания об устранении нарушений законодательства может быть выданы по результатам мероприятий по контролю, в т.ч патрулирования в лесах, с единственной целью устранить нарушение законодательства при том, что Федеральный закон №294-ФЗ не содержит требований об обязательности выдачи предписаний только в рамках проведения проверок.
То обстоятельство, что Общество полагает, что выдача оспариваемых предписаний осуществлена в рамках дел об административных правонарушений, вовсе об этом не свидетельствует.
Действующим законодательством процессуальные сроки выдачи предписания не установлены, отсутствуют и ограничительные сроки его выдачи.
По своему содержанию обжалуемое предписание не содержит неясностей по формулировке. Текст предписания не допускает двойственного толкования вопроса об устранении какого нарушения идет речь, не создает правовой неопределенности относительно характера действий, которое должно совершить Общество для устранения выявленного нарушения.
Утверждение административного истца об окончании пожароопасного сезона (01.10.2017), и в связи с этим обстоятельством об отсутствии у Службы оснований для выдачи предписаний, также ошибочно, поскольку допущенные Обществом нарушения Правил пожарной безопасности выявлены государственным инспектором именно в период действия пожароопасного сезона. А потому момент выдачи предписания об устранении нарушения правового значения не имеет.
Полагают, что в силу ст. 220 КАС РФ требование об отмене предписания не могут быть удовлетворены судом, в виду нарушения требований данной статьи.
Кроме того, административным ответчиком заявлено ходатайство о не подведомственности спора по административному исковому заявлению ООО «РН-Юганскнефтегаз» Нефтеюганскому районному суду.
Определением Нефтеюганского районного суда в удовлетворении заявленного ходатайства отказано.
В судебное заседание представители административного истца, административного ответчика не явились, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Государственный инспектор Природнадзора Югры Пономарев Е.Ю. в судебное заседание не явились, о дне и месте слушания дела извещен надлежаще, не возражал против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства (заявления в деле).
В соответствии с требованиями ст.291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства.Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п.6.6 Положения о службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры, утвержденного Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 24.08.2012 N 299-п «О Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
В соответствии с п. 12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394 (ред. от 28.01.2015) федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со ст. 9 - 13 и 14 ФЗ № 294-ФЗ, а также проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах в порядке, установленном соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1.4 Административного регламента, утвержденного постановлением Губернатора ХМАО - Югры № 10 от 31.01.2012г., предметом федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах является деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, пожарной безопасности (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок (плановых, внеплановых), проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства.
Согласно п.п. 8 п. 1.5.1. Административного регламента при осуществлении государственной функции должностные лица Природнадзора Югры имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Статьями 9, 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определены организация и порядок проведения плановых и внеплановых проверок юридических и предпринимателей в процессе осуществления своей деятельности
Так в соответствии с требованиями ст.9 ФЗ № 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, о ее проведении юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
В свою очередь согласно ст.10 ФЗ № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основанием для проведения которой является поступление в органы в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Выдача предписаний предусмотрена пп.1 п.1 ст. 17 ФЗ № 294-ФЗ в соответствии с которым в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Как предусмотрено ч.2 ст.96 Лесного кодекса Российской Федерации Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с п.п..7,8 ч.3 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение; давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Анализ действующего законодательства регулирующего данные правоотношения указывает на то, что выдача предписаний должностными лицами, осуществляющими государственный контроль в число которых входит Природнадзор Югры регламентирована напрямую требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, проверки в отношении Общества в порядке, установленном ФЗ № 294-ФЗ Природнадзором Югры не проводились, распоряжения о их проведении не издавались и с прокуратурой не согласовывались, Общество о проведении проверок не уведомлялось. При этом обстоятельств, перечисленных в части 3 статьи 1 Законом от №294-ФЗ, не имелось.
Факт составления предписаний по результатам проведения мероприятий по контролю (патрулированию), а не в ходе проверки, организованной в соответствии с требованиями Закона №294 – ФЗ не оспаривается и самим административным ответчиком.
Довод административного ответчика о том, что патрулирование относится к другим видам и формам мероприятий по контролю, установленные федеральными законами, в частности Лесным кодексом Российской Федерации, суд находит не состоятельным, поскольку организация патрулирования лесов включается систему мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров (ст. 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации) и по его результату уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, данный перечень принимаемых решений четко определен, и составление предписаний об устранении нарушений лесного законодательства в него не входит.
Довод стороны административного ответчика о том, что требование об отмене предписаний не может быть удовлетворено судом, так как нарушает требования ст. 220 КАС РФ, суд не принимает во внимание, так как он не имеет значения для разрешения данного дела по существу.
Таким образом, доводы стороны ответчика основаны на неверном толковании законодательства в связи с чем, судом во внимание приняты быть не могут.
Согласно ч.1 ст. 20 Закона №294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктами 2, 4 и 6 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ указанные нарушения со стороны административного органа являются грубыми, в связи с чем оспариваемые предписания являются незаконными и подлежащими отмене.
В соответствии со ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд взыскивает с Природнадзора Югры в пользу административного истца в возмещение расходов по уплате госпошлины 10000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые заявления общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» удовлетворить
Признать незаконными предписания Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры № от 28.12.2017 г.; № от 22.12.2017г.; № от 22.12.2017г.; № от 22.12.2017г.; № от 22.12.2017г., об устранении нарушений лесного законодательства.
Обязать Службу по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры отменить предписания № от 28.12.2017 г.; № от 22.12.2017г.; № от 22.12.2017г.; № от 22.12.2017г.; № от 22.12.2017г., об устранении нарушений лесного законодательства.
Взыскать со Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры в пользу общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» в возмещение расходов по уплате госпошлины 10000 (десять тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.
Судья: подпись