УИН38RS0003-01-2021-001441-82
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Братск 19 апреля 2021 года
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Павловой Т.А.,
при помощнике судьи Миличенко Т.И.,
с участием административного истца - представителя администрации муниципального образования города Братска Иркутской области ФИО1, действующей на основании доверенности от 22.12.2020 № Д-454/01/20,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1367/2021 по административному исковому заявлению администрации муниципального образования города Братска Иркутской области к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным пункта 3 акта проверки готовности к отопительному периоду 2020-2021 г.г. от 23.10.2020 № 177/РП-361-3056-о/2020 в части несоответствия п.п. 4 п. 18 Правил оценки готовности к отопительному периоду, и об обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец - администрация муниципального образования города Братска Иркутской области (далее администрация МО г. Братска) обратилась в Братский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным пункт 3 акта проверки готовности к отопительному периоду 2020-2021 г.г. от 23.10.2020 № 177/РП-361-3056-о/2020 в части несоответствия п.п. 4 п. 18 Правил оценки готовности к отопительному периоду, и об обязании устранить допущенные нарушения.
В обосновании заявленных требований представитель административного истца указал, что согласно п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения (ч. 5 ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении»).
Таким образом, для того, чтобы муниципальное образование было признано подготовленным к отопительному сезону, оно как минимум должно иметь техническую возможность электронного моделирования аварийных ситуаций, систему мониторинга состояния системы теплоснабжения, оперативно-диспетчерское управление.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду (далее Правила оценки).
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.07.2013 № 314 утверждены Методические рекомендации по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду (далее Методические рекомендации).
Требования по готовности к отопительному периоду для муниципальных образований установлены п. 18 раздела V Правил оценки, а именно в целях проверки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:
1) наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций;
2) наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения;
3) наличие механизма оперативно-диспетчерского управления - в системе теплоснабжения;
4) выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.
Пунктом 23 раздела VI Методических рекомендаций установлен круг вопросов, проверяемых при оценке готовности муниципальных образований к отопительному периоду.
Положения п. 23.4 Методических рекомендаций коррелируют с положениями п.п. 4 п. 18 раздела V Правил оценки.
Согласно п. 23.4 Методических рекомендаций при оценке готовности муниципальных образований к отопительному периоду проверяется выполнение требований Правил оценки готовности к отопительному периоду теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также потребителями тепловой энергии, что подтверждается:
- актами проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспортов готовности всех теплоснабжающих организаций к работе в отопительный период (п. 23.4.1);
- актами проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспортов готовности всех теплосетевых организаций к работе в отопительный период (п. 23.4.2);
- проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспортов готовности потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период (п. 23.4.3).
При этом отмечено, что исходя из системного толкования положений Правил оценки и Методических рекомендаций понятие «акт проверки готовности к отопительному сезону» не тождественно понятию «паспорт готовности к отопительному сезону».
В акте проверки готовности к отопительному сезону отражаются следующие выводы комиссии по итогам проверки:
- объект проверки готов к отопительному периоду;
- объект проверки будет готов к отопительному периоду, при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;
- объект проверки не готов к отопительному периоду.
В свою очередь паспорт готовности к отопительному периоду выдается на основании акта проверки.
Таким образом, положения п.п. 4 п. 18 Правил оценки не содержат указания на то, что отсутствие паспортов готовности к отопительному периоду у теплоснабжающей, теплосетевой организации, а также потребителя тепловой энергии, в том числе, многоквартирных домов (далее МКД) является основанием для отказа в выдаче паспорта готовности к отопительному периоду муниципальному образованию.
К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении образований составляется акт, с приложением Перечня с указанием сроков устранения замечаний, относится несоблюдение требования по применению электронного моделирования аварийных ситуаций, указанного в п.п. 1 п. 18 Правил оценки (п. 19 Правил оценки).
23.10.2020 комиссией, образованной распоряжением Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.09.2020 № РП-361-3056-О, по итогам проведения проверки готовности к отопительному периоду 2020-2021 годов МО г. Братска составлен акт № 177/РП-361-3056-о/2020, согласно которому МО г. Братска не готово к работе в отопительном периоде.
В ходе проведения оценки готовности к отопительному периоду комиссией выявлены нарушения требований Правил оценки, в том числе, отсутствие положительных актов проверки готовности и паспорта готовности у потребителей тепловой энергии - собственников помещений в объектах, управление которыми осуществляется ООО «ПКК», ООО УК «Гидростроитель», ООО ЖЭК «45 квартал», ООО ЖЭК «Осиновка», ООО УК «Жилсервис», чем нарушен п.п. 4 п. 18 Правил оценки (пункт 3 акта № 177/РП-361-3056-о/2020 от 23.10.2020).
Администрация МО г. Братска с указанным пунктом акта от 23.10.2020 № 177/РП-361-3056-о/2020 о неготовности муниципального образования, г. Братска к отопительному периоду 2020-2021 г.г. не согласна, считает его незаконным и необоснованным в связи со следующим.
Как было указанно выше, пунктом 18 Правил оценки установлены требования по проверки готовности к отопительному периоду муниципального образования в том числе - выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии (п.п. 4 п. 18).
Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (ч. 6 ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении»).
Постановлением администрации МО г. Братска от 06.05.2019 № 823 «О проверке готовности потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения, к отопительному периоду 2020/2021 года» утверждены состав комиссии и программа проверки готовности отдельных категорий потребителей тепловой энергии, потребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения, к отопительному периоду 2020/2021 годов.
Согласно установленной программе проверке готовности к отопительному периоду 2020/2021 годов проверка в отношении МКД осуществляется путем определения соответствия требованиям Правил:
- лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения. В отношении указанных лиц также осуществляется проверка проводимых ими мероприятий по подготовке к отопительному периоду;
- лиц, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, заключивших в соответствии с жилищным законодательством договоры теплоснабжения с теплоснабжающей организацией.
Объектами, подлежащими проверке, являются:
1) теплопотребляющие системы и установки;
2) тепловые сети;
3) центральные и индивидуальные тепловые пункты;
4) приборы учета и автоматические регуляторы тепловых энергоустановок;
5) здания и сооружения.
По результатам проведенной проверки ряду управляющих организаций не выданы акты с оценкой «Готов», по причине отсутствия актов готовности у 387 МКД, в число которых входят также ветхие и аварийные дома.
Отсутствие актов готовности у ветхих и аварийных домов, ставит администрацию муниципального образования г. Братска в положение, при котором для получения паспорта готовности к отопительному периоду, администрация в нарушение действующего законодательства должна выдать паспорта готовности в отношении указных домов.
Таким образом, административный истец изначально лишен права на беспрепятственное осуществление полномочий в сфере теплоснабжения, свободное решение вопросов местного значения.
Кроме того, правилами оценки установлено, что при наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний с указанием сроков их устранения.
К акту от 23.10.2020 № 177/РП-361-3056-о/2020 проверки готовности к отопительному периоду 2020-2021 годов, в нарушение Правил оценки, перечень замечаний с указанием сроков их устранения не приложен.
Следует отметить, что все замечания Ростехнадзора в отношении теплоснабжающих и теплосетевых организаций в соответствии с планом мероприятий были устранены, указанные организации получили паспорта готовности в срок до 01.11.2020.
Более того, 16.09.2020 в соответствии с постановлением администрации МО г. Братска от 14.09.2020 № 1756 «О начале отопительного периода 2020-2021 годов в городе Братске» весь жилищный фонд и объекты социальной сферы были подключены к отоплению. До настоящего времени отопительный период проходил без технических нарушений и перерывов.
Таким образом, администрацией МО г. Братска надлежащим образом исполнена обязанность по организации и обеспечению надежного теплоснабжения, горячего водоснабжения в период прохождения отопительного сезона 2020-2021 г.г., выполнены требования по готовности к отопительному периоду для муниципальных образований, установленные п. 18 раздела V Правил оценки.
В связи с чем, отсутствуют основания для не выдачи муниципальному образованию г. Братска акта о готовности к отопительному периоду.
В судебном заседании административный истец - представитель администрации МО г. Братска Иркутской области ФИО1 заявленные административные исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнив, что выданный акт должен содержать элементы исполнимости, что в действительно не возможно, так как законодательство повлиять на управляющие компании администрация МО г. Братска не может, только возможен рекомендательный характер по устранению допущенных нарушений.
В судебное заседание представитель административного ответчика Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2, действующая на основании доверенности № 8 от 11.01.2021, не явилась, будучи надлежаще извещена, направила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве на административное исковое заявление указала, что на основании распоряжения руководителя Енисейского управления Ростехнадзора ФИО3 от 24.09.2020 № РП-361-3056-О «О проведении проверки муниципального образования город Братск» была проведена проверка с целью проверки готовности муниципального образовании к отопительному периоде 2020-2021 г.г., на основании плана проверок готовности муниципальных образований к отопительному периоду 2020-2021 годов, утвержден Приказом Енисейского управления Ростехнадзора от 08.09.2020 № ПР-361-670-О.
По результатам проверки был составлен акт от 23.10.2020 № 177/РП-361-3056-О/2020. В ходе проверки готовности к отопительному периоду комиссией установлена неготовность к работе.
Комиссией выявлены нарушения требований Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, в том числе пункт 3 - отсутствие положительных актов проверки готовности и паспорта готовности у потребителей тепловой энергии - собственников помещений в объектах, управление которыми осуществляется ООО «ПКК» (95 многоквартирных жилых домов), ООО УК «Гидростроитель» (297 многоквартирных жилых домов), ООО ЖЭК «45 Квартал» (39 многоквартирных жилых домов), ООО ЖЭК «Осиновка» (34 многоквартирных жилых дома), ООО УK «Жилсервис» (5 многоквартирных жилых дома), чем нарушен п.п. 4 п. 18 Правил.
Согласно п.п. 4 п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
Часть 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту Федеральный закон от 27.07.2010 №190-ФЗ) предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях, в том числе, относится: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
В силу ч. 5 ст. 20 указанного Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (ч. 6 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ).
Частью 1 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверке готовности к отопительному периоду подлежат:
1) муниципальные образования;
2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации;
3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки, которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.
Приказом Министерства энергетики РФ от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» определен порядок проверки готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.
К потребителям тепловой энергии, объекты которых подлежат проверке, относятся лица, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее - потребители тепловой энергии) (п. 2 Правил).
Проверку муниципальных образований осуществляет Ростехнадзор, проверку теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляют органы местного самоуправления поселений, городских округов (п. 2 Правил).
Согласно п.п. 4 п. 18 Правил в целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:
1) наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций;
2) наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения;
3) наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе
теплоснабжения;
4) выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.
При этом следует отметить, что проверка потребителей тепловой энергии проводится в отношении лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения, комиссией созданной муниципальным образом, то есть администрацией МО г. Братска.
Постановлением администрации МО г. Братска от 06.05.2020 № 823 «О проверке готовности потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения, к отопительному периоду 2020-2021 годов» утверждены состав комиссии и программа проверки готовности отдельных категорий потребителей тепловой энергии, потребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения, к отопительному периоду 2020-2021 годов.
Согласно установленной программе проверке готовности к отопительному периоду 2020-2021 годов подлежат лица, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках, либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения, расположенные на территории муниципального образования города Братска.
Согласно официального письма заместителя мэра по городскому хозяйству и строительству администрации муниципального образования города Братск от 16.11.2020 № Ис-25950/05/20 по результатам проверки получили оценку «не готов» следующие потребители тепловой энергии:
- 95 индивидуальных тепловых пунктов многоквартирных жилых домов, управление которых осуществляется ООО «ПКК»,
- 297 индивидуальных тепловых пунктов многоквартирных жилых домой, управление которых осуществляется ООО УК «Гидростроитель»,
- 39 индивидуальных тепловых пунктов многоквартирных жилых домов, управление которых осуществляется ООО ЖЭК «45 Квартал»,
- 34 индивидуальных тепловых пунктов многоквартирных жилых домов, управление которых осуществляется ООО ЖЭК «Осиновка»,
- 5 индивидуальных тепловых пунктов многоквартирных жилых домов, управление которых осуществляется ООО УК «Жилсервис».
Основными причинами не готовности вышеуказанных потребителей явились:
- отсутствие предохранительных клапанов в системах отопления;
- отсутствие регуляторов температуры в системах горячего водоснабжения;
- отсутствие приборов учета тепловой энергии и расчетные шайбы;
- не проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок и теплового пункта на прочность и плотность;
- отсутствие тепловой изоляции тепловых пунктов.
Именно административный истец анализировал и оценивал ход подготовки управляющих компаний к работе в зимних условиях в соответствии с п. 16 Правил и полагал, что потребители не обеспечат в полном объеме выполнение нормативных мероприятий по обеспечению готовности МКД к отопительному периоду, обращаясь с соответствующими письмами в Службу государственного жилищного надзора Иркутской области и Министру жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области для принятия мер для понуждения управляющих компаний к исполнению законодательства о теплоснабжении.
Пунктом 12 Правил, установлено, что организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требовании по готовности.
После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.
Пунктами 23.4.1-23.4.3 Методических рекомендаций по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 17.07.2013 № 314, выполнение требований Правил считается, в том числе и наличие актов проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспортов готовности теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии.
Целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.
Подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).
Котельные, тепловые пункты и узлы должны быть обеспечены средствами автоматизации, контрольно-измерительными приборами (КИП), запорной регулирующей аппаратурой, схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС, приточно-вытяжной вентиляции, конструкциями с указанием использования оборудования при различных эксплуатационных режимах наполнении, подпитке, спуске воды из систем отопления и др.), техническими паспортами оборудования, режимными каргами, журналами записи параметров, журналами дефектов оборудования.
Должна быть выполнена наладка внутриквартальных сетей с корректировкой расчетных диаметров дросселирующих устройств на тепловом (элеваторном) узле (п. 2.6.1, 2.6.5 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170).
Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения (ст. 23.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Тем самым можно сделать вывод, что муниципальное образование при проверке готовности теплоснабжающей, теплосетевой организации, потребителей тепловой энергии проверяют ход готовности управляющих компании и выдают акт готовности с оценкой «не готов».
Исполнитель самостоятельно должен принять все необходимые меры по совершению действий, направленных на устранение выявленных нарушений в пределах обязанностей, возложенных на него действующим законодательством. Каких-либо неясностей или неточностей оспариваемый акт не содержит.
Выслушав административного истца - представителя администрации МО г. Братска Иркутской области ФИО1, изучив доводы и основания административного иска, письменных возражений на административное исковое заявление, исследовав материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч. 9 указанной статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Согласно п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях, в том числе, относится: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
В силу ч. 5 ст.и 20 указанного Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (ч. 6 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ).
Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103 установлено, что проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Порядок проведения проверки регламентирован пунктами 5-12 раздела II Правил оценки.
Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - комиссия).
Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду (далее - программа), утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, в которой указываются: объекты, подлежащие проверке; сроки проведения проверки; документы, проверяемые в ходе проведения проверки.
В состав комиссии включаются представители уполномоченного органа, образовавшего комиссию.
В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и жилищной инспекции.
В целях проведения проверки потребителей тепловой энергии к работе комиссии по согласованию могут привлекаться представители единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, а также организации, к тепловым сетям которой непосредственно подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии.
В целях проведения проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
При проверке комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главами III - V настоящих Правил (далее - требования по готовности). Проверка выполнения теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований, установленных настоящими Правилами, осуществляется комиссиями на предмет соблюдения соответствующих обязательных требований, установленных техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения. В случае отсутствия обязательных требований технических регламентов или иных нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения в отношении требований, установленных настоящими Правилами, комиссии осуществляют проверку соблюдения локальных актов организаций, подлежащих проверке, регулирующих порядок подготовки к отопительному периоду.
В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки.
Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящим Правилам.
В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки: объект проверки готов к отопительному периоду; объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией; объект проверки не готов к отопительному периоду.
При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний (далее - Перечень) с указанием сроков их устранения.
Паспорт готовности к отопительному периоду (далее - паспорт) составляется по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящим Правилам и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, а также в случае, если замечания к требованиям по готовности, выданные комиссией, устранены в срок, установленный Перечнем (Пункт 9 Правил оценки).
Сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
В случае устранения указанных в Перечне замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности в сроки, установленные в пункте 10 настоящих Правил, комиссией проводится повторная проверка, по результатам которой составляется новый акт.
Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.
Требования по готовности к отопительному периоду для муниципальных образований установлены пунктом 18 раздела V Правил оценки, а именно:
1) наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций;
2) наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения;
3) наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения;
4) выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.
Анализируя представленные доказательства, судом установлено, что на основании распоряжения руководителя Енисейского управления Ростехнадзора ФИО3 от 24.09.2020 № РП-361-3056-о «О проведении проверки муниципального образования город Братск» была проведена проверка с целью установления готовности муниципального образования к отопительному периоду 2020-2021 г.г., на основании плана проверок готовности муниципальных образований к отопительному периоду 2020-20201 годов, утвержденного Приказом Енисейского управления Ростехнадзора от 08.09.2020 № ПР-361-670-о.
23.10.2020 комиссией, образованной распоряжением Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.09.2020 № РП-361-3056-о, по итогам проведения проверки готовности к отопительному периоду 2020-2021 годов МО г. Братска составлен акт № 177/РП-361-3056-о/2020, согласно которому МО г. Братска не готово к отопительному периоду 2020-2021 годов.
В ходе проведения оценки готовности к отопительному периоду 2020-2021 гг. комиссией выявлены нарушения требований «Правил оценки готовности к отопительному периоду», утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, а именно:
1) не представлены подтверждающие документы о соответствии фактического запаса топлива на теплоисточниках Муниципального предприятия "Дирекция городской инфраструктуры" муниципального образования города Братска (котельная по ул. Геофизическая, 4) и Общества с ограниченной ответственностью «ЛТК» (котельная «45-го квартала») утвержденным нормативам (нормативы запасов топлива, утвержденные в установленном порядке, на источниках тепловой энергии на 2020 год у указанных организаций отсутствуют, чем нарушен пп. 4 п. 13 "Правил оценки");
2. выдача паспорта готовности теплоснабжающей организации - Муниципальному предприятию "Дирекция городской инфраструктуры" муниципального образования города Братска комиссией, образованной постановлением администрации муниципального образования города Братска от 20.05.2020 № 879, произведена при наличии у указанной организации не выполненных в полном объеме предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) органом государственной власти, чем нарушен пп. 13 п. 13 "Правил оценки".
3. отсутствуют положительные акты проверки готовности и паспорта готовности у потребителей тепловой энергии - собственников помещений в объектах, управление которыми осуществляется ООО «ПКК» (95 многоквартирных жилых домов), ООО УК «Гидростроитель» (297 многоквартирных жилых домов), ООО ЖЭК «45 Квартал» (39 многоквартирных жилых домов), ООО ЖЭК «Осиповка» (34 многоквартирных жилых дома), ООО УК «Жилсервис» (5 многоквартирных жилых домов), чем нарушен пп. 4 п. 18 "Правил оценки".
4. в актах проверки готовности потребителей тепловой энергии, выданных: МУП «Жилиищи-коммунальный сервис», ООО УК «Сибирский дом», ООО УК «Возрождение», ООО «УК Жилищный трест г. Братска», ООО «УК Эверест», ООО «ПКК», ООО УК «Жилсервис», ООО УК «Гидростроитель», объектам соцкультбыта (школы, детские сады - всего 90 актов), МКУ «Центр регистрации документов и материально-технического обеспечения» МО г. Братска, комитету по управлению Центральным районом администрации г. Братска, комитету по управлению Падунским районом администрации г. Братска, имеется отметка о наличии особого мнения члена комиссии по проверке готовности потребителей тепловой энергии (образованной постановлением администрации муниципального образования города Братска от 06.05.2020 № 823) - заместителя начальника Братского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» ФИО4, однако приложения с особым мнением (текстовая часть с изложением и обоснованием особой позиции при принятии решения) вместе с актами оценки готовности не представлены.
Согласно п. 2 Правил проверку муниципальных образований осуществляет Ростехнадзор, проверку теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляют органы местного самоуправления поселений, городских округов.
Согласно п.п. 4 п. 18 Правил в целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:
1) наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций;
2) наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения;
3) наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе
теплоснабжения;
4) выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.
При этом, проверка потребителей тепловой энергии проводится в отношении лиц, осуществляющих в соответствии с жилищным законодательством управление многоквартирным домом и приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части отопления и горячего водоснабжения, комиссией созданной муниципальным образом, то есть администрацией муниципального образования города Братск.
Постановлением администрации МО г. Братска от 06.05.2020 № 823 «О проверке готовности потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения, к отопительному периоду 2020-2021 года» утверждены состав комиссии и программа проверки готовности отдельных категорий потребителей тепловой энергии, потребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения, к отопительному периоду 2020-2021 годов.
Согласно установленной программе проверке готовности к отопительному периоду 2020-2021 года подлежат лица, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках, либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения, расположенные на территории муниципального образования города Братска.
Согласно официальному письму заместителя мэра по городскому хозяйству и строительству администрации МО г. Братск от 16.11.2020 № Ис-25950/05/20 по результатам проверки получили оценку «не готов» следующие потребители тепловой энергии:
- 95 индивидуальных тепловых пунктов многоквартирных жилых домов, управление которых осуществляется ООО «ПКК»,
- 297 индивидуальных тепловых пунктов многоквартирных жилых домой, управление которых осуществляется ООО УК «Гидростроитель»,
- 39 индивидуальных тепловых пунктов многоквартирных жилых домов, управление которых осуществляется ООО ЖЭК «45 Квартал»,
- 34 индивидуальных тепловых пунктов многоквартирных жилых домов, управление которых осуществляется ООО ЖЭК «Осиновка»,
- 5 индивидуальных тепловых пунктов многоквартирных жилых домов, управление которых осуществляется ООО УК «Жилсервис».
Основными причинами не готовности вышеуказанных потребителей явились:
- отсутствие предохранительных клапанов в системах отопления;
- отсутствие регуляторов температуры в системах горячего водоснабжения;
- отсутствие приборов учета тепловой энергии и расчетные шайбы;
- не проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок и теплового пункта на прочность и плотность;
- отсутствие тепловой изоляции тепловых пунктов.
Таким образом, при наличии указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что оспариваемый пункт 3 акта проверки готовности к отопительному периоду 2020-2021 г.г. от 23.10.2020 № 177/РП-361-3056-о/2020 вынесен уполномоченным органом, порядок проведения проверки не нарушен, основания для принятия оспариваемого акта предусмотрен Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103, содержание оспариваемого акта соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Поскольку в силу ч. 11, п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ бремя доказывания нарушения своих прав и законных интересов оспариваемым решением возложено на административного истца, административным истцом не представлено доказательств в подтверждение данного обстоятельства.
При этом весомых доводов, позволяющих признать незаконность оспариваемого пункта 3 указанного акта, суду не приведено.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления администрации МО г. Братска к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным пункта 3 акта проверки готовности к отопительному периоду 2020-2021 г.г. от 23.10.2020 № 177/РП-361-3056-о/2020 в части несоответствия п.п. 4 п. 18 Правил оценки готовности к отопительному периоду, и об обязании устранить допущенные нарушения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований администрации муниципального образования города Братска Иркутской области, предъявленных к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным пункта 3 акта проверки готовности к отопительному периоду 2020-2021 г.г. от 23.10.2020 № 177/РП-361-3056-о/2020 в части несоответствия п.п. 4 п. 18 Правил оценки готовности к отопительному периоду, и об обязании устранить допущенные нарушения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2021 года.
Судья Т.А. Павлова