ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1368/2022 от 05.05.2022 Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

«05» мая 2022 года дело

<...> УИД

Октябрьский районный суд <...> в составе судьи Боровских О.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кочерьян А.А.,

с участием: представителя административного истца помощника военного прокурора гарнизона Ростова-на-Дону Лаврова В.А. (поручение от 30.03.2022 , удостоверение ВО );

представителя административного ответчика ФГЮУ «ЦЖКУ» Минобороны Р.Шевкопляс Л.Ю. (доверенность от ... г., диплом от ... г.);

представителя заинтересованного лица – Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» Подшибякина П.Ю. (доверенность от ... г./д/010/21-91, диплом от ... г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Заместителя военного прокурора гарнизона Ростова-на-Дону к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, заинтересованное лицо ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации, начальник Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации ЖдановА. А. о признании незаконными бездействия должностных лиц, организации, наделенной отдельными государственными полномочиями, обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель военного прокурора гарнизона Ростова-на-Дону (далее – административный истец, прокурор) обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – административный ответчик, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Р.), к заинтересованные лица ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации, начальник Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации ЖдановА. А. (далее – заинтересованное лицо), о признании незаконными бездействия должностных лиц, организации, наделенной отдельными государственными полномочиями, обязании совершить действия.

В обоснование административных исковых требований, ссылается на то, что Военной прокуратурой гарнизона Ростова-на-Дону по поступившей из военной прокуратуры Южного военного округа информации проведена проверка исполнения должностными лицами ЖКС филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Р. по ЮВО требований законодательства об охране окружающей среды и о природопользовании.

В результате проверки установлено, что на территории военного городка , расположенного в <...>, расположена система водоотведения, состоящая из канализационной насосной станции, водонасосной станции, очистных сооружений, сетей канализации, которая передана на баланс и эксплуатируется ЖКС .

Очистные сооружения предназначены для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод жизнедеятельности жителей названного военного городка.

Кроме того, ЖКС является водопользователем, для сброса сточных вод использует водный объект - реку Егорлык (Егорлычек) на основании решения предоставлении водного объекта в пользование от ... г.-... г..001-Р-РСБХ-С-2018-01783/00.

Согласно приказу Минобороны Р. от ... г. функции содержания объектов военной и социальной инфраструктуры Минобороны Р. возложены на ФГБУ «ЦЖКУ».

В силу ст. 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие водоотведение, обязаны обеспечивать водоотведение, а также осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоотведения путем эксплуатации централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями названного Федерального закона.

Системы водоотведения введены в эксплуатацию в 1996 году, то есть более 25 лет назад, в связи с ненадлежащей эксплуатацией они находятся в крайне неудовлетворительном состоянии.

Так, по результатам проведенного ... г. представителями ЖКС осмотра вышеуказанной системы водоотведения составлена ведомость дефектов на коммунальных объектах военного городка , согласно которой подлежат капитальному ремонту и замене следующие позиции:

1) В здании канализационной насосной станции: ремонт кровли здания Приемного колодца, лестницы стальной, перил, площадки, замена фекального насоса ИС» 160-456, пожарного насоса К80-654-160, 10 задвижек, 6 вентилей запорных муфтовых, 6 клапанов обратных поворотных фланцевых, тали ручной червячной в оборе ТУ 24.00.4911-88, датчика стока воды РО-001.

2) В здании очистных канализационных сооружений инв. : штукатурка стен фасада и окраска водоэмульсионной краской с расчисткой, замена 3 фильтрующих насосов SА6195 на КМ 100-80-160, 2 насосов обратной промывки фильтров SА9130 на КМ 80-60-160, 2 насосов перекачки уплотненного ила SLG 11/2/С на КМ 80-60-160, 2 иловых рециркулярных насосов SА9130-С, дренажного насоса RТ 807 на ЦМК 16-16, 2 погружных насосов пескоголовок 50 ТR 1 на МС 30/50, рубильника вводного Р-100 на ВР 32-35-В31250, 2 смесителя (миксера) аэротенка RW3034 (для движения бактерий но аэротенку).

3) На внутреннем трубопроводе: замена трубопровода диаметром 250 мм, воздуховодов аэротенков, фильтров напорных песчаных.

При этом степень износа названных конструкций, узлов и агрегатов составляет от 80 до 100 процентов.

Таким образом, на территории военного городка <...> расположены очистные сооружения 1996 года постройки, которые в настоящее время надлежащим образом не функционируют.

Административный истец указывает, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Р. по ЮВО в 2019 году составлено тактико-техническое задание на выполнение полного комплекса работ по объекту «Реконструкция локальных очистных канализационных сооружений по адресу: <...>, в/г , однако должного результата не принесло. Поскольку согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости, очистные сооружения (<...>, военный городок ) находятся в собственности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Р., административный истец просит суд признать незаконным бездействие ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Р., выразившееся в непринятии действенных мер, направленных на организацию проведения капитального ремонта очистных сооружений, расположенных в военном городке по адресу: <...>; обязать ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Р. принять меры к проведению капитального ремонта комплекса очистных сооружений, расположенных в военном городке по адресу: <...>; решение суда обратить к немедленному исполнению.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал административные исковые требования, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФГЮУ «ЦЖКУ» Минобороны Р. просила отказать в удовлетворении административных исковых требований, с учетом представленных возражений.

Представитель заинтересованного лица поддержал представленные возражения, просил отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы настоящего административного дела, представленные и собранные по делу доказательства, дав им правовую оценку в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке гл. 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца либо лиц, в интересах, которых административным истцом подано административное исковое заявление, в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).

Исходя из положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, в интересах которых подано административное исковое заявление.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения должностных лиц органа государственной власти, их действия (бездействие), не могут быть признаны незаконными.

Согласно ст.42,58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об охране окружающей природы» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и некоммерческим организациям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом блйгополучии населения» водные объекты, расположенные в границах городских больских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В силу ст. 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие водоотведение, обязаны обеспечивать водоотведение, а также осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоотведения путем эксплуатации централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями названного Федерального закона.

В соответствии с ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федераций сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В судебном заседании установлено, что Военной прокуратурой гарнизона Ростова-на-Дону по поступившей из военной прокуратуры Южного военного округа информации проведена проверка исполнения должностными лицами ЖКС филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Р. по ЮВО требований законодательства об охране окружающей среды и о природопользовании. В результате проверки установлено, что на территории военного городка , расположенного в <...>, расположена система водоотведения, состоящая из канализационной насосной станции, водонасосной станции, очистных сооружений, сетей канализации, которая передана на баланс и эксплуатируется ЖКС .

Очистные сооружения предназначены для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод жизнедеятельности жителей названного военного городка.

Системы водоотведения введены в эксплуатацию в 1996 году, то есть более 25 лет назад, в связи с ненадлежащей эксплуатацией они находятся в крайне неудовлетворительном состоянии.

Так, по результатам проведенного ... г. представителями ЖКС осмотра вышеуказанной системы водоотведения составлена ведомость дефектов на коммунальных объектах военного городка , согласно которой подлежат капитальному ремонту и замене следующие позиции:

1) В здании канализационной насосной станции: ремонт кровли здания Приемного колодца, лестницы стальной, перил, площадки, замена фекального насоса ИС» 160-456, пожарного насоса К80-654-160, 10 задвижек, 6 вентилей запорных муфтовых, 6 клапанов обратных поворотных фланцевых, тали ручной червячной в оборе ТУ 24.00.4911-88, датчика стока воды РО-001.

2) В здании очистных канализационных сооружений инв. : штукатурка стен фасада и окраска водоэмульсионной краской с расчисткой, замена 3 фильтрующих насосов SА6195 на КМ 100-80-160, 2 насосов обратной промывки фильтров SА9130 на КМ 80-60-160, 2 насосов перекачки уплотненного ила SLG 11/2/С на КМ 80-60-160, 2 иловых рециркулярных насосов SА9130-С, дренажного насоса RТ 807 на ЦМК 16-16, 2 погружных насосов пескоголовок 50 ТR 1 на МС 30/50, рубильника вводного Р-100 на ВР 32-35-В31250, 2 смесителя (миксера) аэротенка RW3034 (для движения бактерий но аэротенку).

3) На внутреннем трубопроводе: замена трубопровода диаметром 250 мм, воздуховодов аэротенков, фильтров напорных песчаных.

При этом степень износа названных конструкций, узлов и агрегатов составляет от 80 до 100 процентов.

Из объяснений специалиста-начальника 716 Регионального экологического центра Минобороны Р. Н. Е.А. следует, что очистные сооружения имеющие указанную степень износа, являются ограниченно работоспособными и невыполняющими возложенные функции по очистке сточных вод.

Таким образом, на территории военного городка <...> расположены очистные сооружения 1996 года постройки, которые в настоящее время надлежащим образом не функционируют.

В соответствии ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации От ... г.Минобороны Р. осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у подведомственных Минобороны Р. федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, а также по реализации полномочий Минобороны Р. в органах управления открытых акционерных обществ с федеральным участием.

Согласно п. 1 Положения о Минобороны Р., утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ... г., Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны Р. организаций.

В соответствии с пп. 71 п. 7 Положения Минобороны Р. осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, Вооруженных Сил.

Минобороны Р. осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны Р., в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (пп. 68 п. 7 Положения).

В силу пп. 33 п 10 Положения на Минобороны Р. возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.

Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости, очистные сооружения (<...>, военный городок ) находятся в собственности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Р..

В соответствии с приказом директора Департамента имзпцественных отношений Минобороны Р. от ... г. объекты недвижимого имущества закреплены на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Р..

Кроме того, Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Р. учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными целями деятельности учреждения является осуществление содержания (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ.

При таких обстоятельствах ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Р. как собственником имущества, мероприятия по капитальному ремонту очистных сооружений не проводятся.

Согласно принятым в Минобороны Р. решениям Департаментом -Строительства Минобороны Р. доведены лимиты бюджетных обязательства на счета военных округов, в том числе Южного военного округа, для планирования и проведения капитального ремонта объектов недвижимого имущества в 2021 году и на плановый период 2021-2022 годов.

Порядок представления исходных данных для планирования капитального ремонта (реконструкции) регламентирован указаниями начальника Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (исх. Т).

В целях недопущения необоснованных затрат по линии капитального ремонта о Минобороны Р. принято решение о проведении необходимого обследования объекта специализированной организацией в рамках его текущего содержания, по результатам которого заинтересованные органы военного управления должны принять решение о дальнейшем порядке эксплуатации фонда (списание, реконструкция, капитальный ремонт).

В соответствии с решением заместителя Минобороны Р. И. Т.В. от ... г. № Д-15012 для осуществления контроля и исключения повторного проведения работ на объектах, сплашфованных к капитальному }ремонту, командованиям военных округов, в том числе Южного военного округа, поручено разработанные перечни объектов представлять для согласования с Департаментом строительства Минобороны Р. не позднее 20 ноября года, предшествующего планируемому периоду.

Таким образом, решение о включении систем водоотведения, в том числе очистных сооружений, расположенных по адресу:<...>, военный городок , в перечень капитального ремонта на соответствующий период принимаются -командованиями военных округов по результатам рассмотрения оформленных установленным порядком тактико-технических заданий на планируемые к ремонту объекты, с приложением материалов обследования специализированной организацией в рамках текущего содержания, соответствующего решения, принятого по результатам указанного обследования, а также сведений, обосновывающих стоимость заявленных работ.

Указанные мероприятия ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Р. в лице филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Р. по ЮВО фактически были выполнены в 2019 году (составлено тактико-техническое задание (далее — ТТЗ) на выполнение полного комплекса работ по объекту: «Реконструкция локальных очистных канализационных сооружений по адресу: <...>, в/г »).

Изложенное свидетельствует, что названные мероприятия не выполняются с 2019 года по настоящее время.

Согласно заявочного перечня коммунальных объектов филиала ФОБУ «ЦЖКУ» Минобороны Р. по ЮВО, требующих капитального ремонта в 2022 году внесены, однако соответствующие государственные контракты не заключены, в связи с чем их ремонта не проводился, доказательств обратного суду не представлено.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, о том, что административные ответчики бездействуют, не принимают все возможные меры к проведению капитального ремонта комплекса очистных сооружений, расположенных в военном городке по адресу: <...>.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований полностью.

В силу части 2 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отсутствия прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.

Учитывая социальную значимость прав и интересов, за защитой которых обратится в суд прокурор, а также последствия, которые могут наступить для неопределенного круга лиц замедлением исполнения принятого по делу судебного акта, суд полагает возможным решение суда обратить к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Заместителя военного прокурора гарнизона Ростова-на-Дону к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, заинтересованное лицо ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации, начальник Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации ЖдановА. А., о признании незаконными бездействия должностных лиц, организации, наделенной отдельными государственными полномочиями, обязании совершить действия, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер, направленных на организацию проведения капитального ремонта очистных сооружений, расположенных в военном городке , расположенном по адресу: <...>.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации принять меры к организации проведения капитального ремонта очистных сооружений, расположенных в военном городке , расположенном по адресу: <...>

Решение суда об обязании принять меры к организации проведения капитального ремонта очистных сооружений, расположенных в военном городке , расположенном по адресу: <...>, подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено ... г..