ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1369/2021 от 31.08.2021 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-1369/2021

УИД 23RS0008-01-2021-002100-58

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 августа 2021 года Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Волковой Н.А.,

при секретаре Сидоренко Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению адвоката Миронова Дмитрия Геннадьевича к начальнику МРЭО №6 ГИБДД (по обслуживанию г.Горячий Ключ, Белореченского и Апшеронского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю ФИО1, МРЭО №6 ГИБДД (по обслуживанию г.Горячий Ключ, Белореченского и Апшеронского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю и ГУ МВД России по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в предоставлении сведений,

У С Т А Н О В И Л:

Адвокат Миронов Д.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным ответа МРЭО №6 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю №7/16-1046/02 от 06.05.2021 года в части отказа в предоставлении запрашиваемых сведений адвокату Миронову Д.Г., обязании МРЭО №6 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю предоставить адвокату Миронову Д.Г. сведений о дате документа-основания (договора купли-продажи или иного документа), на основании которого была прекращена регистрация 04.07.2019 года автомобиля АУДИ А5, государственный регистрационный знак регион за Н.И., а также обязании предоставить заверенную копию договора, согласно которому прекращена 04.07.209 года регистрация автомобиля АУДИ А5, государственный регистрационный знак регион за Н.И..

В ходе рассмотрения дела по существу административный истец адвокат Миронов Д.Г. уточнил исковые требования и просит суд признать незаконным ответ должностного лица - начальника МРЭО №6 ГИБДД (по обслуживанию г.Горячий Ключ, Белореченского и Апшеронского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю ФИО1 №7/16-1046/02 от 06.05.2021 года в части отказа в предоставлении запрашиваемых сведений адвокату Миронову Д.Г., обязать должностное лицо - начальника МРЭО №6 ГИБДД (по обслуживанию г.Горячий Ключ, Белореченского и Апшеронского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю ФИО1 предоставить адвокату Миронову Д.Г. сведения о дате документа – основания (договора купли-продажи или иного документа), на основании которого была прекращена регистрация 04.07.2019 года автомобиля АУДИ А5 государственный регистрационный знак регион, а также обязать предоставить адвокату заверенную копию указанного договора.

Административный истец адвокат Миронов Д.Г. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, в обоснование чего пояснил, что он состоит в реестре адвокатов Краснодарского края, 26.04.2021 года им как адвокатом был направлен адвокатский запрос №08/04 в МРЭО №6 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю. Данный адвокатский запрос был направлен в интересах Е.Н., с которым у адвоката заключено соглашение, в рамках которого он вправе от имени своего доверителя направлять в различные организации запросы. В производстве Кореновского районного суда Краснодарского края находится дело по иску о разделе совместно нажитого имущества между супругами Е.Н. и Н.И. В ходе рассмотрения настоящего дела Н.И. предоставила копию договора купли-продажи транспортного средства автомобиля АУДИ А5 государственный регистрационный номер , в подтверждение того, что указанное имущество она перепродала иному лицу. Чтобы подтвердить или опровергнуть указанную информацию административный истец, являясь адвокатом, действуя в интересах Е.Н., и направил вышеуказанный запрос, в котором просил предоставить ему в соответствии с п.1 ст.6.1 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» сведения о дате документа-основания (договора купли-продажи или иного документа), на основании которого была прекращена регистрация 04.07.2019 года автомобиля АУДИ А5 государственный регистрационный номер за Н.И.. Также в указанном запросе содержалось требование предоставить заверенную копию договора, согласно которому прекращена 04.07.2019 года регистрация автомобиля АУДИ А5 государственный регистрационный номер за Н.И.. К адвокатскому запросу были приложены ордер №566028 от 26.04.2021 года, заверенная копия удостоверения адвоката Миронова Д.Г. и заверенная копия свидетельства о заключении брака между Е.Н. и Н.И. 08.05.2021 года на указанный выше адвокатский запрос административный истцом был получен ответчик №7/16-1046/02 от 06.05.2021 года за подписью начальника МРЭО №6 ГИБДД (по обслуживанию г.Горячий Ключ, Белореченского и Апшеронского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю ФИО1, в соответствии с которым адвокату было отказано в предоставлении запрашиваемых сведений. Административный истец считает отказ должностного лица по отказу в предоставлении запрашиваемой информации незаконным, нарушающим право адвоката на оказание профессиональной юридической помощи.

Административный ответчик – начальник МРЭО №6 ГИБДД (по обслуживанию г.Горячий Ключ, Белореченского и Апшеронского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю ФИО1, представляя свои интересы как должностного лица, а также являясь представителем административного ответчика - МРЭО №6 ГИБДД (по обслуживанию г.Горячий Ключ, Белореченского и Апшеронского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю, в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, пояснил, что в части предоставления сведений о транспортном средстве, о его собственнике, а также о предоставлении сведений относительно сделок, на основании которых производится регистрации транспортного средства он обязан руководствоваться ФЗ «О персональных данных». Адвокату Миронову Д.Г. было отказано в предоставлении запрашиваемых сведений, поскольку сведения были запрошены в отношении транспортного средства Н.И.. При этом, адвокат Миронов Д.Г. представил документы, подтверждающие его право действовать от имени Е.Н.. Административный ответчик, являясь должностным лицом, не вправе делать вывод о том, является транспортное средство, сведения по которому запрашиваются, совместным имуществом супругов или нет, такой вывод может сделать только суд. Поскольку запрашиваемые сведения касались Н.И., при отсутствии согласия указанного лица на предоставление таких сведений, при этом запрашиваемые сведения могли содержать информацию о третьих лицах, с которыми заключался договор, было принято законное и обоснованное решение об отказе в предоставлении такой информации. Также следует учесть, что адвокат имел право обратиться в суд с ходатайством об истребовании такой информации. По запросу суда испрашиваемые сведения были бы предоставлены незамедлительно.

Представитель административного ответчика – ГУ МВД России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, обратившись в суд с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В предоставленных суду письменных возражениях относительно исковых требований представитель ГУ МВД России по Краснодарскому краю указал, что административный истец 26.04.2021 года обратился в МРЭО № 6 с письмом о предоставлении ему сведений об основаниях прекращения государственной регистрации транспортного средства АУДИ А5 г.р.з. а также заверенной копии договора купли-продажи, на основании которого прекращена регистрация спорного автомобиля. В установленном порядке и сроки в соответствии с положениями ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» адвокату Миронову Д.Г. направлен ответ от 06.05.2021 года с указанием того, что запрашиваемая информация содержит персональные данные лиц, предоставление которых невозможно в соответствии со ст.7 ФЗ «О персональных данных». Кроме того, в силу ст.6 указанного Федерального закона «О персональных данных» МРЭО №6 не располагало согласием от собственника транспортного средства на распространение его персональных данных. Согласно ст.7 Федерального закона «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст.9 Федерального закона от 03.08.2018 года №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственный реестр транспортных средств – федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о транспортных средствах, совершаемых в отношении их регистрационных действиях, регистрационные данные транспортных средств и иные данные. Форма, порядок ведения государственного реестра транспортных средств и перечень содержащихся в нем сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п.14 Правил ведения государственного реестра транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 года №1874, расширенная выписка выдается: владельцу транспортного средства, в отношении которого запрашивается выписка, его законному представителю или представителю, действующему на основании доверенности; судам, органам прокуратуры, следствия, дознания; правоохранительным органам иностранных государств и международным организациям в соответствии с международными договорами. Кроме того, запрашиваемая информация необходима административному истцу для разрешения вопроса по иску о разделе совместно нажитого имущества ФИО2 информацию адвокат может получить заявив ходатайство перед судом об истребовании любых документов, не затрагивая при этом интересы третьих лиц, охраняемые ФЗ «О персональных данных».

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым в удовлетворении административного иска отказать по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.

Как установлено в судебном заседании, 26.04.2021 года адвокатом Мироновым Д.Г. в МРЭО №6 ГУ МВД России по Краснодарскому краю был направлен адвокатский запрос, в котором в целях оказания квалифицированной юридической помощи Е.Н. адвокат Миронов Д.Г. просил предоставить сведения о дате документа-основания (договора купли-продажи или иного документа) на основании которого была прекращена регистрация 04.07.2019 года автомобиля АУДИ А5, государственный регистрационный номер за Н.И., а также предоставить заверенную копию договора, согласно которому прекращена 04.07.2019 года регистрация автомобиля АУДИ А5 государственный регистрационный номер за Н.И. (л.д.8).

К указанному запросу была приложена копия ордера №566028 на право направлять запросы в интересах Е.Н., а также копия удостоверения адвоката №7164 на имя Миронова Дмитрия Геннадьевича (л.д.9,10).

Согласно сообщению начальника МРЭО ГИБДД (по обслуживанию г.Горячий Ключ, Белореченского и Апшеронского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю ФИО1 от 06.05.2021 года №7/16-1046/02 в предоставлении сведений о транспортном средстве АУДИ А5 государственный регистрационный знак было отказано, поскольку на основании Федерального закона РФ «О персональных данных» сведения о транспортном средстве, совершенных регистрационных действиях, зарегистрированных транспортных средствах, собственниках и владельцах транспортных средств, а также документы (копии документов), послужившие основанием для совершения регистрационных действий, на основании письменного запроса выдаются: при личном посещении гражданина с письменным заявлением, судам, органам прокуратуры, следствия, дознания в связи с находящимися с их производстве делами, судебным приставам-исполнителям, а также налоговым, таможенным и другим органам и лицам в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (л.д.11).

В соответствии со статьей 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Деятельность адвоката регламентируется Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 6 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" предусмотрено, что адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в частности, запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей 6.1 данного Закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 6.1 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном данным Законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее - адвокатский запрос). Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

Пунктом 4 статьи 6.1 Федерального закона РФ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" установлены случаи, когда адвокату может быть отказано в предоставлении запрошенных сведений, а именно: 1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями; 2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке; 3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

По смыслу указанных норм право адвоката на получение информации не является безусловным, осуществляется в определенных целях и ограничивается обязательными требованиями законодательства, регулирующими отношения по поиску, получению, передаче и распространению информации, а также ее защиты.

Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.

В силу части 1 и 2 статьи 5 Федерального закона РФ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Исходя из положений частей 1, 2 и 2.1 статьи 9 Федерального закона РФ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Порядок идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, требования к способам (методам) ограничения такого доступа, применяемым в соответствии с данным Законом, а также требования к размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

При этом указанная норма не содержит закрытый перечень сведений, относящихся к персональным данным гражданина, однако, критерием ограничения доступа к таким сведениям является их относимость к конкретному субъекту и возможность его идентификации.

В силу статьи 7 Федерального закона РФ "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено Законом.

Частью 1 статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

Исходя из изложенного, к персональным данным лица следует относить, прежде всего, его фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессию, доходы, а также другую информацию, при которой возможно идентифицировать конкретное лицо.

Правовые и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств установлены Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В целях реализации положений Федерального закона РФ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приказом МВД России от 21 декабря 2019 года N 950 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации транспортных средств (далее - Административный регламент).

Пунктом 120 Административного регламента установлено, что выписка из государственного реестра транспортных средств в зависимости от состава запрашиваемой информации, а также субъекта, ее запрашивающего, может содержать расширенный перечень информации о транспортном средстве (расширенная выписка) либо сокращенный перечень информации о транспортном средстве (сокращенная выписка).

Расширенная выписка выдается следующим лицам:

а) владельцу транспортного средства, на которое запрашивается расширенная выписка, а также его законному представителю или представителю, действующему на основании доверенности;

б) судам, органам прокуратуры, следствия, дознания в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими делами, делами об административных правонарушениях, судебным приставам-исполнителям в связи с осуществлением ими функций по исполнению судебных актов или актов других органов, а также налоговым, таможенным и другим органам и лицам в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также на основании соглашений, заключенных с оператором государственного реестра для исполнения возложенных на них функций;

в) правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Аналогичное положение закреплено в пункте 14 Правил ведения государственного реестра транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1874.

Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года N 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера.

Исходя из пункта 1 Перечня, к сведениям конфиденциального характера относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

Как установлено из информации, предоставленной ГУ МВД России по Краснодарскому краю, за Н.И. с 23.08.2016 года по 04.07.2019 года зарегистрирован автомобиль АУДИ А5 государственный регистрационный номер (л.д.13).

В своем запросе адвокат Миронов Д.Г. просил предоставить ему сведения и копии документов, на основании которых прекращена регистрация спорного автомобиля АУДИ А5 государственный регистрационный номер , то есть фактически адвокат просил предоставить информацию в отношении третьих лиц, с указанием их персональных данных, а также информацию, характеризующую имущественное положение граждан, которые зарегистрировали свое право на спорный автомобиль в МРЭО №6 ГИБДД ГУ МВД по Краснодарскому краю.

Таким образом, суд приходит к выводу, что запрашиваемая адвокатом Мироновым Д.Г. информация относится к персональным данным и ограничена в доступе, поскольку содержит информацию о третьих лицах. Учитывая, что доказательства, свидетельствующие о том, что лица, в отношении которых была запрошена информация, дали свое согласие на распространение и предоставление информации об их персональных данных третьим лицам, представлены не были, при этом действующим законодательством установлен особый режим их получения и обработки, они отнесены к информации с ограниченным доступом, что является обстоятельством, исключающим возможность ее получения на основании адвокатского запроса, суд приходит к выводу о правомерности отказа начальника МРЭО №6 в предоставлении информации по запросу адвоката Миронова Д.Г.

При этом следует учесть, что настоящим отказом не нарушаются права и законные интересы административного истца, поскольку судом установлено, что обращаясь в МРЭО № 6 адвокат Миронов Д.Г. действовал не своих интересах, а в интересах доверителя Е.Н. При этом, сам административный истец подтвердил в судебном заседании, что он имеет возможность в рамках рассмотрения в суде дела по иску о разделе совместно нажитого имущества обратиться с ходатайством об истребовании запрашиваемых им сведений, однако полагает, что запрашиваемые сведения должны быть предоставлены именно по запросу адвоката.

Вместе с тем, как пояснил административный ответчик ФИО1 в судебном заседании, испрашиваемые сведения по запросу суда были бы предоставлены незамедлительно,

Следовательно, оспариваемый отказ не создает препятствий к осуществлению и реализации прав и законных интересов административного истца.

По смыслу ст. ст. 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействия) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов.

С учетом изложенного, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения должностного лица незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административного истца.

Однако, в судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы административного истца о противоправности принятого начальником МРЭО №6 решения об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление следует оставить без удовлетворения, ввиду необоснованности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Адвокату Миронову Дмитрию Геннадьевичу в удовлетворении административного иска к начальнику МРЭО №6 ГИБДД (по обслуживанию г.Горячий Ключ, Белореченского и Апшеронского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю ФИО1, МРЭО №6 ГИБДД (по обслуживанию г.Горячий Ключ, Белореченского и Апшеронского районов) ГУ МВД России по Краснодарскому краю и ГУ МВД России по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в предоставлении сведений отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 07.09.2021 года.

Судья Н.А. Волковая