ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-136/2022 от 02.06.2022 Сковородинского районного суда (Амурская область)

Производство № 2а-136/2022

Дело (УИД) 28RS0012-01-2021-001163-10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сковородино 02 июня 2022 г.

Сковородинский районный суд Амурской области в составе:

судьи Федорчук Н.Б.,

при секретаре Бей О.Н.,

с участием помощника Сковородинского транспортного прокурора Титовой Ю.М.,

представителя ответчика администрации Магдагачинского района – ФИО1, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сковородинского транспортного прокурора к администрации Магдагачинского района, администрации Гудачинского сельсовета о возложении обязанности обеспечить независимыми резервными источниками электроснабжения социально значимые объекты,

у с т а н о в и л:

Сковородинский транспортный прокурор обратился с иском к администрации Магдагачтнского района, ООО «Комфорт» о возложении обязанности обеспечить независимыми резервными источниками электроснабжения социально значимые объекты, в обоснование которого указал, что по поручению Генеральной прокуратуры РФ Сковородинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований федерального законодательства, регулирующего порядок поставки электрической энергии па социально значимые объекты коммунальной инфраструктуры, расположенные в с. Гудачи Магдагачинского района Амурской области. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на территории с. Гудачи Магдагачинского района Амурской области имеются социально значимые объекты коммунальной инфраструктуры, в том числе котельная, расположенная по адресу: <...> которая находится в собственности муниципального образования Гудачинский сельсовет Магдагачинского района. В соответствии с Концессионным соглашением в отношении муниципального имущества, представляющего собой объект теплоснабжения муниципального образования Гудачинского сельсовета от 13.05.2020, заключенным между администрацией Гудачинского сельсовета, министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и ООО «Комфорт», Концессионер обязуется за свой счет реконструировать имущество - котельную, расположенную по пер. Клубный в с. Гудачи, право собственности на которое, принадлежит Концеденту, и осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии с использованием объекта Соглашения, сроком до 13.05.2029. 01.01.2021 между ООО «КОМФОРТ» и администрацией Гудачинского сельсовета, заключен Контракт на теплоснабжение № 05/2021-Т, в соответствии с которым Теплоснабжающая организация обязуется подавать Потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию для нужд объектов, перечисленных в пункте 1.1. данного Договора. Поставка тепловой энергии от котельной, обслуживаемой ООО «Комфорт», осуществляется на следующие объекты с. Гудачи Магдагачинского района: 10 жилых квартир; общеобразовательную школу села; дошкольное образовательное учреждение; фельдшерско-акушерский пункт; здание администрации; помещение сельского клуба; отделение почты; помещение церкви; помещение Прихода; помещение табельной ПЧ-14 станции Магдагачи; помещения гаражей ПЧ-14 станции Магдагачи; помещение магазина; помещение гаража администрации Гудачинского сельсовета. В целях поставки электрической энергии в котельную села Гудачи между ООО «КОМФОРТ» и ПАО «ДЭК» заключен договор энергоснабжения от 01.10.2020 № ЗЕ0000002524, согласно которому ПАО «ДЭК» является Гарантирующим поставщиком электрической энергии на котельную. Для реализации своих обязательств по поставке электрической энергии населению с. Гудачи, в том числе на котельную села ПАО «ДЭК», как Гарантирующий поставщик электрической энергии, заключило с АО «ДРСК» договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 09.12.2016 № 420, в соответствии с которым Сетевая организация обязуется оказывать Гарантирующему поставщику услуги по передаче электрической энергии до точек поставки, предусмотренных в Перечне, содержащемся в Приложении №№1.1.-1.4 данного Договора (пункт 2.1). Для передачи электрической энергии (мощности) до точек отпуска электрической энергии, посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих готовность технических устройств электрических сетей к передаче электрической энергии в пределах величины максимальной мощности в точках отпуска, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства потребителей и Смежных сетевых организаций к объектам Исполнителя, между АО «ДРСК» и ОАО «РЖД» в интересах и в пользу третьих лиц - Гарантирующего поставщика/Энергосбытовой организации и в целях обеспечения их потребителей электрической энергией на основании заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) (пункт 1.2 Договора), заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 28.12.2016 №471. Согласно условиям Договора № 471 ОАО «РЖД», является исполнителем и самостоятельно урегулирует отношения с владельцами энергооборудования (в том числе с ССО) по технологическому присоединению электроустановок к электрической сети Исполнителя, в том числе с владельцами электроустановок, энергопринимающие устройства которых были присоединены к электрической сети Исполнителя для заключения настоящего договора, руководствуясь действующим законодательством (пункт 1.3 Договора). Исполнитель обязуется оказать услуги по передаче электрической энергии (мощности) до точек отпуска электрической энергии. Проверкой установлено, что энергоснабжение населенного пункта Гудачи и социально значимых объектов, расположенных в с. Гудачи, в т.ч. котельной, осуществляется через фидер продольного электроснабжения 10 кВ, находящегося на балансе Магдагачинской дистанции электроснабжения-структурного подразделения Забайкальской дирекции по энергообеспечению-структурного подразделения Трансэнерго-филиала ОАО «РЖД». Данная линия электропередач является единственным источником электроснабжения для всего населенного пункта Гудачи. Вместе с тем, продольная линия электропередач 10 кВ, является технологической и предназначена для электроснабжения тяговых потребителей ОАО «РЖД». Линия электропередач, от которой осуществляется поставка электрической энергии на котельную села Гудачи, через сети, принадлежащие АО «ДРСК», расположена на одних опорах с линией автоблокировки, по которой осуществляется электроснабжение устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. При производстве работ на одной из линий по условиям электробезопасности, необходимо производить снятие напряжения с обеих линий. Котельная с. Гудачи, как социально значимый объект относится ко второй категории надежности электроснабжения и подразумевает наличие двух независимых взаимно резервирующих источников электрического питания, необходимого, чтобы избежать перерывов в электроснабжении и обеспечить бесперебойную поставку электрической энергии на данный объект. Вместе с тем, согласно акту разграничения балансовой принадлежности электросети и ответственности за эксплуатации: электроустановок между сетевой организацией и потребителем от 23.01.2014 № 41435, котельная с. Гудачи технологически подключена к источнику электроснабжения, относящемуся к третьей категории надежности. Электроприемники второй категории надежности, к которой относятся вышеуказанные в настоящем исковом заявлении социально-значимые объекты, подключенные к котельной с. Гудачи, должны обеспечиваться резервными источниками питания. Кроме того, теплоснабжение в жилых помещениях, зданиях социально-значимых объектов: школах, детских садах, больницах и др. должно производиться в соответствии с требованиями и нормативами СапПин о температурах воздуха внутри указанных помещений. В то же время, согласно информации Магдагачинской дистанции электроснабжения в истекшем периоде 2021 года в с. Гудачи допущено 6 отключений электроснабжения общей продолжительностью 58 часов 49 минут, в том числе 28.09.2021, когда продолжительность отключения электрической энергии превысила 24 часа. Факт отсутствия электроприемника второй категории надежности с взаимно резервирующим источником электрической энергии в с. Гудачи Магдагачипского района подтверждается Актом проверки от 20.12.2021, составленным Сковородинской транспортной прокуратурой по результатам проверки исполнения администрацией Магдагачипского района федерального законодательства об электроэнергетике с привлечением специалиста, главного инженера Магдагачинской дистанции электроснабжения ФИО2 и главы администрации Гудачинского сельсовета ФИО3. Таким образом, бездействие администрации Магдагачинского района и ООО «Комфорт», выразившееся в непринятии мер к обеспечению населения и социально значимых объектов коммунального хозяйства с. Гудачи независимым резервным источником снабжения электрической энергией, нарушает права жителей с. Гудачи па бесперебойную поставку электрической и тепловой энергии. На основании изложенного, просит возложить обязанность на администрацию Магдагчинского район Амурской области и ООО «Комфорт» обеспечить независимыми резервным источниками электроснабжения социально значимые объекты, расположенные в с. Гудачи Магдагачинского района Амурской области, а именно: котельную по адресу: <...>; Муниципальное общеобразовательное Казенное учреждение Гудачинскую общеобразовательную школу по адресу: ; Муниципальное дошкольное образовательное Казенное учреждение детский сад села Гудачи по адресу: ; фельдшерский акушерский пункт , в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определениями Сковородинского районного суда Амурской области от 11 марта 2022 года в части требований к ООО «Комфорт» прекращено производство по делу в связи с отказом Сковородинского транспортного прокурора от заявленных требований. ООО «Комфорт» освобождено от участия в деле в качестве соответчика и привлечено в качестве третьего лица.

Определением Сковородинского районного суда Амурской области от 14 апреля 2022 года к участию. В деле привлечен в качестве соовтоетчика администрация Гудачинского сельсовета Магдагачинского арйона

22 апреля от Сковородинского тарнспортного прокурора поступили уточненные требвоания. Просит обязать администрацию Магдагчинского района Амурской области обеспечить независимыми резервными источниками электроснабжения социально значимые объекты, расположенные в с. Гудачи Магдагачинского района Амурской области, а именно: Муниципальное общеобразовательное Казенное учреждение Гудачинскую общеобразовательную школу по адресу: ; Муниципальное дошкольное образовательное Казенное учреждение детский сад , в течение года со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию Гудачинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области обеспечить независимыми резервными источниками электроснабжения социально значимые объекты, расположенные в с. Гудачи Магдагачинского района Амурской области, а именно: котельную по адресу: ; фельдшерский акушерский пункт , в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.

02 июля 2022 года суд перешел к рассмотрению гражданского дела по иску Сковородинского транспортного прокурора к администрации Магдагачинского района, администрации Гудачинского сельсовета о возложении обязанности обеспечить независимыми резервными источниками электроснабжения социально значимые объекты по правилам административного судопроизводства.

В судебном заседании помощник Сковородинского транспортного прокурора Титова Ю.М. уточненные административные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске.

Представитель ответчика администрации Магдагачинского района ФИО1, действующая на основании доверенности в судебном заседании пояснила. Что с заявленными требованиями не согласна по следующим основаниям. Два объекта, а именно: котельная по адресу: <...> и помещение в котором расположен ФАП сельсовета на праве собственности, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости: Соответственно собственник вышеуказанных объектов несет обязанность соответствия таких объектов нормативно-техническим требованиям и их бесперебойную эксплуатацию. Также просит учесть, что администрация Магдагачинского района направила в сетевую организацию заявку о технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических лиц к электрическим сетям № 7677 от 12.12.2021, №7678 от 12.12.2021. В ответ на заявки ДРСК запросило недостающие документы, которые были незамедлительно предоставлены. Окончательного результата по рассмотрению вышеуказанных заявок нет до настоящего времени. Кроме того для обеспечения объектов независимым резервным источником энергоснабжения необходимо более 100.000.000 рублей. Дефицит бюджета района и поселений не позволяет на сегодняшний момент осуществить дополнительные расходы по подключению резервной линии. Районный бюджет является консолидированным и дотационным на 37 % из областного бюджета. Все расходы, принятые на очередной финансовый год распределены по статьям расходных обязательств. Принять решение о сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов не представляется возможным. Срок, который первоначально установил Сковородинский транспортный прокурор, заведомо делает решение суда неисполнимым.

Представители ответчиков – администрации Гудачинского сельсовета, третьи лица ООО «Комфорт», АО «ДРСК», ПАО «ДЭК» в лице филиала «Амурэнергосбыт», Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» в лице Магдагачинской дистанции электроснабжения надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились, согласно заявлений просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, руководствуясь положениями ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, третьих лиц.

Из отзыва администрации Гудачинского сельсовета следует, что с административными исковыми требованиями прокурора не согласны.

Из отзыва филиала ОАО «РЖД» Трансэнерго Забайкальской дирекции по энергообеспечению следует, что ОАО «РЖД» в сфере электроэнергетики является сетевой организацией и на территории Амурской области оказывает услуги по передаче электроэнергии по электросетям, находящимся в правообладании ОАО «РЖД». ОАО «РЖД» не является гарантирующим поставщиком электроэнергии, не является энергоснабжающей организацией и не является участником правоотношений по предоставлению коммунальных услуг гражданам, не заключает договоров энергоснабжения, купли- продажи электроэнергии с потребителями электроэнергии и не осуществляет начислений и расчетов оплаты за потребленную электроэнергию ни с населением, ни с юридическими лицами. ОАО «РЖД» не имеет договорных отношений ни по оказанию коммунальных услуг, ни по продаже электроэнергии, ни по передаче электроэнергии ни с населением, проживающим в с. Гудачи, ни с ПАО «ДЭК», ни по социально значимым объектам с. Гудачи. Договор на оказание услуг по передаче электроэнергии ОАО «РЖД» заключен с АО «ДРСК», являющимся смежной сетевой организацией и «котлодержателем» на территории Амурской области в вопросах расчетов за оказанную услугу по передаче электроэнергии в границах области. Электроустановки социально значимых объектов, указанных в рассматриваемом иске, не имеют непосредственного технологического присоединения к электросети ОАО «РЖД». На балансе ОАО «РЖД» находится указанная в иске тяговая подстанция Гонжа: ПС-220/27, 5/10 кВ «Гонжа-тяга и, запитанная от неё ВЛ-10 кВ ф №1 «ПЭ-Запад», протяженностью от тяговой подстанции до опоры б/н. ВЛ -10 кВ ф.№1 «ПЭ-Запад» от опоры б/н и далее находится на балансе АО «ДРСК» (акт технологического присоединения от 08.08.21г. № 15-10/230). Линии ВЛ 0,4 в с.Гудачи не имеют непосредственного технологического присоединения к электросети ОАО «РЖД». Отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) к определенной категории надежности осуществляется заявителем самостоятельно. Отнесение энергопринимающих устройств ко второй категории надежности осуществляется в случае, если необходимо обеспечить надежное функционирование. Таким образом, обеспечение наличия независимых резервных источников снабжения электрической энергией допускается для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, при этом, категория надежности определяется потребителем самостоятельно в момент технологического присоединения электроустановок, с учетом определенных в законе критериев отнесения энергопринимающих устройств к соответствующей категории.

2

Из отзыва третьего лица АО ДРСК» следует, что 15.12.2021 администрация Магдагачинского района обратилась в АО «ДРСК» с заявками на технологическое присоединение в связи с изменением схемы присоединения или категории надёжности электроснабжения следующих объектов: Муниципальное общеобразовательное Казенное учреждение Гудачинскую общеобразовательную школу по адресу: ; Муниципальное дошкольное образовательное Казенное учреждение детский сад . На данные заявки был неоднократно направлены письма о предоставлении недостающей информации. Также 15.12.2021 администрацией Гудачинского сельсовета была подана заявка на технологическое подсоединение в связи с изменением схемы присоединения или категории надежности электроснабжения котельной, расположенной по адресу: В связи со сложным характером технологического присоединения данного объекта для подготовки технических условий АО «ДРСК» подало заявку в «Желдорэнерго» - филиал ООО «Энергопромсбыт». В администрацию Магдагачинского района направлено письмо от 20.01.2022 об увеличении срока рассмотрения заявки. Таким образом, на сегодняшний день договоры об осуществлении технологического присоединения по вышеуказанным объектам с. Гудачи Магдагачинского района пока не заключены.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поскольку указанные обстоятельства нарушают права неопределенного круга лиц – жителей с. Гудачи Магдагачинского района на благоприятные и безопасные условия проживания, то Сковородинский транспортный прокурор вправе обратиться в суд с данным административным исковым заявлением.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Сковородинский транспортный прокурор обратился с административным иском с учётом уточнений об обязании администрации Магдагчинского района Амурской области обеспечить независимыми резервными источниками электроснабжения социально значимые объекты, расположенные в с. Гудачи Магдагачинского района Амурской области, а именно: Муниципальное общеобразовательное Казенное учреждение Гудачинскую общеобразовательную школу по адресу: ; Муниципальное дошкольное образовательное Казенное учреждение детский сад , и обязании администрации Гудачинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области обеспечить независимыми резервными источниками электроснабжения социально значимые объекты, расположенные в с. Гудачи Магдагачинского района Амурской области, а именно: котельную по адресу: ; фельдшерский акушерский пункт .

Судом установлено, что по поручению генеральной прокуратуры Российской Федерации Сковородинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований федерального законодательства, регулирующего порядок поставки электрической энергии па социально значимые объекты коммунальной инфраструктуры, расположенные в селе Гудачи Магдагачинского района Амурской области.

В ходе проверки установлено, что на территории села Гудачи Магдагачинского района Амурской области имеются социально значимые объекты коммунальной инфраструктуры, в том числе котельная, расположенная по адресу: , которая находится в собственности муниципального образования Гудачинский сельсовет Магдагачинского района (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с Концессионным соглашением в отношении муниципального имущества, представляющего собой объект теплоснабжения муниципального образования Гудачинского сельсовета от 13.05.2020, заключенным между администрацией Гудачинского сельсовета (концедент), министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (третья сторона) и ООО «Комфорт» (концессионер), концессионер обязуется за свой счет реконструировать имущество - котельную, расположенную по переулку Клубный в с. Гудачи, право собственности на которое, принадлежит концеденту, и осуществлять деятельность по производству, передаче и распределению тепловой энергии с использованием объекта соглашения, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

01.01.2021 между ООО «Комфорт» (теплоснабжающая организация») и администрацией Гудачинского сельсовета, заключен контракт на теплоснабжение в соответствии с которым теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию для нужд объектов, перечисленных в пункте 1.1. данного договора.

Как установлено судом, поставка тепловой энергии от котельной, обслуживаемой ООО «Комфорт», осуществляется на следующие объекты села Гудачи Магдагачинского района: 10 жилых квартир; общеобразовательную школу села; дошкольное образовательное учреждение; фельдшерско-акушерский пункт; здание администрации; помещение сельского клуба; отделение почты; помещение церкви; помещение Прихода; помещение табельной ПЧ-14 станции Магдагачи; помещения гаражей ПЧ-14 станции Магдагачи; помещение магазина; помещение гаража администрации Гудачинского сельсовета.

В целях поставки электрической энергии в котельную села Гудачи между ООО «Комфорт» и ПАО «ДЭК» заключен договор энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ (договор энергоснабжения), согласно которому ПАО «ДЭК» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на котельную.

В соответствии с пунктом 1.2. Договора энергоснабжения, объем взаимных обязательств определяется в точках поставки, которые находятся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики), определенной в документах о технологическом присоединении (Приложение № 1.1 к данному Договору).

В приложении № 1 к Договору энергоснабжения точкой присоединения, является Фидер 1 школа ТП 1 (тяговая подстанция) Гудачи, точка поставки - контактные соединения опоры №3 ВЛ -0,4 кВ Ф№1 ТП-10/0,4 кВ №1 ВЛ 10 кВ Ф№1 ПС-220/27,5/10 кВ Гонжа-тяга.

Для реализации своих обязательств по поставке электрической энергии населению села Гудачи, в том числе на котельную села Гудачи ПАО «ДЭК», как гарантирующий поставщик электрической энергии, заключило с Акционерным обществом «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (АО «ДРСК», сетевая организация) договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 09.12.2016 №420, в соответствии с которым сетевая организация обязуется оказывать гарантирующему поставщику услуги по передаче электрической энергии до точек поставки, предусмотренных в перечне, содержащемся в приложении № 1.1.-1.4 данного Договора (пункт 2.1).

В целях обеспечения своих обязательств перед гарантирующим поставщиком сетевая организация заключает договоры возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии со смежными сетевыми организациями.

Согласно пункту 3.4.1. данного Договора сетевая организация обязуется передать электрическую энергию, принятую в свою сеть, до точек поставки, перечисленных в приложениях к Договору №

Для передачи электрической энергии (мощности) до точек отпуска электрической энергии, посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих готовность технических устройств электрических сетей к передаче электрической энергии в пределах величины максимальной мощности в точках отпуска, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства потребителей и смежных сетевых организаций к объектам исполнителя, между АО «ДРСК» и ОАО «Российский железные дороги» (ОАО «РЖД» в интересах и в пользу третьих лиц - гарантирующего поставщика/ эпергосбытовой организации и в целях обеспечения их потребителей электрической энергией на основании заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) (пункт 1.2 Договора), заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 28.12.2016 № 471 ( Договор № 471).

Согласно условиям Договора № ОАО «РЖД» является исполнителем и самостоятельно урегулирует отношения с владельцами энергооборудования (в том числе с ССО) по технологическому присоединению электроустановок к электрической сети исполнителя, в том числе с владельцами электроустановок, энергонринимающие устройства которых были присоединены к электрической сети исполнителя до заключения настоящего договора, руководствуясь действующим законодательством (пункт 1.3 Договора).

Исполнитель обязуется оказать услуги по передаче электрической энергии (мощности) до точек отпуска электрической энергии.

Разделом 7 Договора предусмотрен перечень объектов межсетевой координации сторон.

Пунктом 7.1 данного раздела определены линии электропередач, среди которых под пунктом 1, в том числе, обозначена линия электропередач ПС-220/27,5/10 кВ «Гонжа-тяга» Ф-10 кВ №1 ПЭ «3» Гудачи, т.е. линия электропередач, от которой осуществляется поставка электрической энергии на котельную села Гудачи.

В ходе проведенной Сковородинской транспортной прокуратурой проверки установлено, что энергоснабжение населенного пункта Гудачи и социально значимых объектов, расположенных в селе Гудачи, в т.ч. котельной, осуществляется через фидер продольного электроснабжения 10 кВ, находящегося на балансе Магдагачинской дистанции электроснабжения структурного подразделения Забайкальской дирекции по энергообеспечению структурного подразделения Трансэнерго филиала ОАО «РЖД». Данная линия электропередач является единственным источником электроснабжения для всего населенного пункта Гудачи.

Из акта разграничения балансовой принадлежности электросети и ответственности за эксплуатации: электроустановок между сетевой организацией и потребителем от ДД.ММ.ГГГГ, котельная села Гудачи технологически подключена к источнику электроснабжения, относящемуся к третьей категории надежности.

Судом установлено, что Муниципальное общеобразовательное Казенное учреждение Гудачинская общеобразовательная школа по адресу: принадлежит на праве оперативного управления муниципальному образованию Магдагачинский район Амурской области (свидетельство о государственной регистрации права от 12.03.2012 и выписка из ЕГРП от 25.02.2022).

Муниципальное дошкольное образовательное Казенное учреждение детский сад принадлежит на праве оперативного управления муниципальному образованию Магдагачинский район Амурской области (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ).

Котельная по адресу: принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Гудачинский сельсовет Магдагачинского района Амурской области (свидетельство о государственной регистрации права от 05.06.2015 и выписка из ЕГРП от 17.03.2022).

Фельдшерский акушерский пункт принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Гудачинский сельсовет Магдагачинского района Амурской области (выписка из ЕГРП от 25.03.2022).

В силу п.4 ч.1 ст.14 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

П. 4 ст. 15 вышеуказанного закона устанавливает, что муниципальный район обязан в границах муниципального района организовать электро- и газоснабжение поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципального района ответственны за организацию соответствующих коммуникаций между поселениями в границах района.

Согласно п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения обязательств.

Ст. 210 ГК РФ устанавливает, то собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» определено, что целями государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, являются обеспечение ее устойчивого, надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.

В соответствии с п. 1.2.17 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 08.07.2002 №204 (далее - Правила 204), категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.

Пунктом 1.2.18. Правил 204 определено, что в отношении обеспечения надежности электроснабжения элсктроприемники разделяются на три категории:

-первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения;

-второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей;

-третьей категории - все остальные элсктроприемники, не подпадающие под определение первой и второй категории.

Согласно пункту 1.2.20. Правил 204, электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного источника питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного источника питания действиями дежурного персонала или выездной бригады.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила №861).

Согласно Правилам №861 вопрос определения категории электроприемника лежит на потребителе и реализуется путем направления заявки в сетевую организацию с приложением необходимых документов и сведений, в том числе, о запрашиваемой максимальной мощности энергопринимающих устройств, их технических характеристиках, величине и обоснованию технологической и аварийной брони и др.

В силу пункта 31 (6) Правил № 86,1 категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации но обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Допустимое число часов отключений в год для электроприемников третьей категории составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения.

Для второй категории надежности срок восстановления энергоснабжения определяется временем автоматического восстановления питания либо в случае отсутствия устройств автоматики для ввода резервного источника и временем выполнения оперативным персоналом сетевой организации переключений в электроустановках.

В силу п. 14 (1) для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией.

Таким образом, электроприемники второй категории надежности, к которой относятся указанные социально-значимые объекты, подключенные к котельной с. Гудачи, должны обеспечиваться резервными источниками питания.

При этом, если необходимость установки автономных резервных источников питания возникла после завершения технологического присоединения, то потребитель услуг (потребитель электрической энергии, в интересах которого заключен договор) обязан обеспечить его установку и подключение в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Кроме того, теплоснабжение в жилых помещениях, зданиях социально-значимых объектов: школах, детских садах, больницах и др. должно производиться в соответствии с требованиями и нормативами СапПин о температурах воздуха внутри указанных помещений.

Как следует из информации Магдагачинской дистанции электроснабжения, в 2021 года в с. Гудачи допущено шесть отключений электроснабжения общей продолжительностью 58 часов 49 минут, в том числе 28.09.2021, когда продолжительность отключения электрической энергии превысила 24 часа.

Из Устава муниципального образования Гудачинского сельсовета Магдагачинского района след к вопросам местного значения относится, в том числе, организация электро- и газоснабжение поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пп. 4 п. 1 ст. 5 Устава).

Судом установлено, что социально значимые объекты: расположенные в с. Гудачи Магдагачинского района Амурской области, а именно: Муниципальное общеобразовательное Казенное учреждение Гудачинская общеобразовательная школа по адресу: ; Муниципальное дошкольное образовательное Казенное учреждение детский сад ; котельная по адресу: ; фельдшерский акушерский пункт , относятся электроприемникам второй категории надежности, в связи см чем, они должны обеспечиваться резервными источниками питания.

Бездействие администрации Магдагачинского района и администрации Гудачинского сельсовета, выразившееся в непринятии мер к обеспечению социально значимых объектов коммунального хозяйства с. Гудачи независимым резервным источником снабжения электрической энергией, нарушает права жителей с. Гудачи па бесперебойную поставку электрической и тепловой энергии.

Поскольку, судом установлен факт необходимости обеспечения социально значимых объектов с. Гудачи Магдагачинского района Амурской области резервными источниками питания, то требования Сковородинского транспортного прокурора подлежат удовлетворению, причем на администрацию Магдагчинского района Амурской области необходимо возложить обязанность обеспечить независимыми резервными источниками электроснабжения Муниципальное общеобразовательное Казенное учреждение Гудачинскую общеобразовательную школу по адресу: Муниципальное дошкольное образовательное Казенное учреждение детский сад , а на администрацию Гудачинского сельсовета возложить обязанность обеспечить независимыми резервными источниками электроснабжения котельную по адресу: и фельдшерский акушерский пункт .

Учитывая время необходимое на вступление решения суда в законную силу и его исполнение, требования административного истца, суд считает необходимым установить срок для устранения допущенных нарушений законодательства – в течении года с момента вступления решения суда в законную силу, данный срок является разумным и достаточным для исполнения решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования Сковородинского транспортного прокурора к администрации Магдагачинского района, администрации Гуданского сельсовета о возложении обязанности обеспечить независимыми резервными источниками электроснабжения социально значимые объекты - удовлетворить.

Обязать администрацию Магдагчинского района Амурской области обеспечить независимыми резервными источниками электроснабжения социально значимые объекты, расположенные в с. Гудачи Магдагачинского района Амурской области, а именно: Муниципальное общеобразовательное Казенное учреждение Гудачинскую общеобразовательную школу по адресу: ; Муниципальное дошкольное образовательное Казенное учреждение детский сад , в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Гудачинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области обеспечить независимыми резервными источниками электроснабжения социально значимые объекты, расположенные в , а именно: котельную по адресу: ; фельдшерский акушерский пункт , в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Н.Б. Федорчук

Решение в окончательной форме изготовлено 07 июня 2022 года.