ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-137(1)/18 от 07.02.2018 Пугачевского районного суда (Саратовская область)

№ 2а-137(1)/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2018 г. г. Пугачев

Пугачевский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Викторовой И.В.

при секретаре Соловьевой Е.В.

с участием помощника Пугачевского межрайонного прокурора Филатова Е.А.,

представителя административного ответчика Филиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя Пугачевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия по сносу аварийного дома,

установил:

Пугачевский межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия по сносу аварийного дома. В обоснование иска указал, что распоряжением администрации муниципального образования г. Пугачева Саратовской области от 27.11.2002 № 1276-р на основании заключения межведомственной комиссии от 13.11.2002 № 15 многоквартирный жилой дом по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. К.Маркса, д. 174 признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. В соответствии с Приложением № 1 к муниципальной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании г. Пугачева Саратовской области в 2013-2017 годах» планировалось к декабрю 2015 года переселение жителей указанного дома, к июню 2016 года - снос аварийного дома. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что жильцы данного дома полностью расселены в апреле 2017 года. Однако, аварийный дом не снесен, работы по его демонтажу не ведутся, территория вокруг дома не огорожена, предупредительные обозначения отсутствуют, доступ к нему не ограничен, при этом сохраняется угроза обрушения и разрушения аварийных помещений. Полагая, что бездействие администрации и неисполнение ею мероприятий по сносу аварийного дома может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц и их имуществу, прокурор просил признать бездействие незаконным, обязать администрацию в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу снести многоквартирный дом.

В судебном заседании помощник Пугачевского межрайонного прокурора Филатов Е.А. иск поддержал и уточнил. Просил признать незаконным бездействие администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области по сносу аварийного жилого дома, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. К.Маркса, д. 174, обязать администрацию Пугачевского муниципального района Саратовской области снести аварийный жилой дом по указанному адресу в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области Филина С.А. административный иск признала в полном объеме.

Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.

Согласно подп. 3, 6 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно пп. 6, 8 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

В соответствии с пунктами 8, 10 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа муниципального образования города Пугачева Пугачевского муниципального района, установленных федеральными законами, законами Саратовской области, Уставом муниципального образования, в полном объеме возложено на администрацию Пугачевского муниципального района Саратовской области (л.д. 31-38, 92-102).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения

пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, определяются в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

В соответствии с п. 7 этого Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно абз. 7 п. 7 Положения решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Согласно п. 47. Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу абз. 2 п. 49 Положения на основании полученного заключения орган местного самоуправления в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

До принятия Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 постановления порядок отнесения жилых домов к категории непригодных для постоянного проживания определялся Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 № 529, в соответствии с которым рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания должно возлагаться на междуведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов (п.1.2). В результате работы комиссии оформляется акт об отнесении здания или жилого помещения к категории непригодного для постоянного проживания (п.3.4). Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносится исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Утвержденные исполкомами акты служат основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке (п.3.5).

Из материалов дела видно, что заключением междуведомственной комиссии от 13.11.2002 № 45 двухэтажный жилой дом № 174 по ул. К.Маркса в г. Пугачеве был признан непригодным для проживания, требующим реконструкции (л.д.19).

Распоряжением главы объединенного муниципального образования Пугачевского района Саратовской области от 27.11.2002 № 1276-р указанный жилой дом был признан непригодным для постоянного проживания (л.д. 15-18).

Постановлением администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 28.05.2013 № 644 утверждена муниципальная адресная целевая программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании г. Пугачева Саратовской области в 2013-2015 годах». Впоследствии сроки и этапы реализации программы были установлены на период 2013-2017 годы.

Согласно Приложению № 2 к муниципальной адресной целевой программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании г. Пугачева Саратовской области в 2013-2017 годах» аварийный многоквартирный дом по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. К.Маркса, д. 174, включен в указанную адресную программу (л.д.58-77).

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).

Судом установлено, что переселение граждан из многоквартирного жилого дома по адресу: г. Пугачев, ул. К.Маркса, д. 174, завершено в апреле 2017 года. Данное обстоятельство подтверждается информацией администрации Пугачевского муниципального района от 26.09.2017 № 3296 (л.д.5); выписками из ЕГРН от 05.02.2018 о регистрации права собственности муниципального образования г. Пугачева Пугачевского муниципального района Саратовской области на жилые помещения в жилом доме по адресу: г. Пугачев, ул. К.Маркса, д. 174: <Адрес> на основании договора мены от 02.04.2015, заключенного с ФИО5; <Адрес> на основании договора мены от 29.10.2015, заключенного с ФИО6; <Адрес> на основании договора мены от 14.01.2016, заключенного с ФИО7; <Адрес> на основании договора мены от 24.04.2017, заключенного с ФИО8; <Адрес> на основании договора мены от 06.10.2014, заключенного с ФИО9, ФИО10, ФИО11 (л.д. 78-85); актами приема-передачи жилых помещений в собственность указанных граждан (л.д. 87-91).

В соответствии с заключением межведомственной комиссии от 30.03.2017 № 2 многоквартирный дом № 174 по ул. К.Маркса в г. Пугачеве подлежит сносу. Из акта видно, что дополнительное обследование дома проведено в связи с завершением переселения граждан. Состояние конструкций здания, отраженных в акте от 13.11.2002, значительно ухудшилось в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом и отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (абз. 2 п. 33 ч. III. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции) (л.д. 39).

20.04.2017 администрацией Пугачевского муниципального района Саратовской области было издано распоряжение № 79-р о сносе жилого дома № 174 по ул. К.Маркса в г. Пугачеве в связи с аварийным состоянием несущих и ограждающих конструкций расселенного дома и невозможностью его дальнейшей эксплуатации (л.д. 40).

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности здании и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Учитывая, что собственником жилых помещений в аварийном доме является администрация муниципального образования г. Пугачева, которая передала полномочия по распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также иные полномочия в области жилищного законодательства администрации Пугачевского муниципального района, которая в установлен порядке приняла решение о сносе аварийного дома, суд пришел к выводу, что обязанность по сносу аварийного дома несет администрация Пугачевского муниципального района Саратовской области.

В ходе проведенной прокурором проверки установлено, что, несмотря на распоряжение № 79-р от 20.04.2017, до настоящего времени администрация не предприняла никаких действий по сносу аварийного дома, что подтверждается актом проверки от 22.12.2017 и фототаблицей к нему (л.д.27-30). Более того, при наличии угрозы обрушения и разрушения аварийных помещений, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, администрацией не приняты меры препятствующие несанкционированному доступу людей в здание. Представителем административного ответчика в суде данное обстоятельство не оспаривалось.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что административным ответчиком, на которого возложена обязанность по сносу аварийного дома, допущено бездействие и нарушение прав неопределенного круга лиц. В связи с этим, иск прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

С учетом обстоятельств дела, позиции прокурора и административного ответчика, суд считает необходимым установить административному ответчику срок для сноса аварийного жилого дома – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административный иск заместителя Пугачевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области по сносу аварийного жилого дома, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. К.Маркса, д. 174.

Обязать администрацию Пугачевского муниципального района Саратовской области снести аварийный жилой дом, расположенный по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. К.Маркса, д. 174, в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через

Пугачевский районный суд Саратовской области.

Решение в окончательной форме принято 09.02.2017.

Судья