ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1370/20 от 23.09.2020 Батайского городского суда (Ростовская область)

№2а-1370/2020

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2020 года город Батайск

Батайский городской суд в составе

председательствующего судьи Акименко Н.Н.,

при секретаре Пузенко Т.А.,

с участием Чуркина Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковым требованиям Слепаковой <данные изъяты> к МИФНС России по <адрес> об оспаривании действий по начислению земельного налога, о понуждении пересчитать земельный налог,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратилась Слепакова Т.В. с административным иском к МИФНС России по <адрес> об оспаривании действий по начислению земельного налога, и о понуждении пересчитать земельный налог. В обоснование исковых требований указала, что в соответствии с налоговым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России по <адрес> был рассчитан земельный налог на принадлежащие ей земельные участки с кадастровыми номерами К указанным земельным участкам административным ответчиком применена налоговая ставка в размере 1,5 % от кадастровой стоимости. Истец находит действия административного ответчика по применению указанной налоговой ставки незаконными. Спорные участки используются для нужд потребителей жилищного комплекса муниципальный образований - <данные изъяты>. Согласно решения Собрания депутатов А. городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ земельный налог не взимается с земельных участков общего пользования, а на участки, занятые объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, подлежит применению ставка налогообложения в размере 0,3 % от кадастровой стоимости. Аналогичные положения содержатся в решении собрания депутатов <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. Так, земельные участки с кадастровыми номерами относятся к землям общего пользования, и, по мнению истца, к настоящим земельным участкам при исчислении налога должна быть применена льгота об освобождении от уплаты земельного налога. Земельные участки с кадастровыми номерами относятся к землям, занятыми объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. По мнению истца, в отношении данных земельных участков подлежит применению ставка земельного налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости. Кроме того, согласно ответа Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером была допущена ошибка, которая исправлена органом кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ, в результате кадастровая стоимость земельного участка составила <данные изъяты>. В связи с указанным исчисление земельного налога в размере 3,0 % от кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> не соответствует данным кадастрового учета.

С учетом уточненных исковых требований истец просит

признать незаконным начисление земельного налога из расчета 1,5% от кадастровой стоимости в отношении указанных выше земельных участков;

обязать Межрайонную ИФНС России по <адрес> пересчитать сумму налога (освободить от налогов) на земельные участки с кадастровыми номерами

применить ставку земельного налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости к земельным участкам с кадастровыми номерами ,

пересчитать земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером исходя из кадастровой стоимости земельного участка <данные изъяты>.

Административный истец Слепакова Т.В., ее представитель в судебное заседание не явились, были уведомлены о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Исходя из положений части 9 статьи 96, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также учитывая, что административный истец не просил об отложении слушания дела, не сообщил суду о причине своей неявки, его явка не признана обязательной, суд, признав причину неявки неуважительной, провел судебное разбирательство в его отсутствие.

Представитель административного ответчика МИФНС России по <адрес> по доверенности Чуркин Д.С. заявленные исковые требования не признал.

Представитель Администрации Аксайского городского поселения, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в суд не явились, уведомлены судом о дне и времени рассмотрения надлежащим образом.

Выслушав доводы представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Земельный налог относится к местным налогам и сборам и регламентирован главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно статье 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации, физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В силу пункта 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Пунктом 1 статьи 403 НК РФ регламентировано, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена главой 32 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Статьей 409 НК РФ определено, что налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2). Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3). Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 4).

Из материалов дела следует, что истец Слепакова Т.В. имеет в собственности земельные участки, расположенные в границах землепользования <данные изъяты>.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса налоговые ставки не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Ставки по уплате земельного налога установлены решением Собрания депутатов А. городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно раздела 2 данного решения в редакции от ДД.ММ.ГГГГ установлена ставка земельного налога в размере 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Аналогичные положения содержатся в решении Собрания депутатов Большелогского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с налоговым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России по <адрес> был рассчитан земельный налог из расчета 1,5% от кадастровой стоимости в отношении:

земельного участка с кадастровым номером ; указанный земельный участок принадлежит с истцу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, имеет разрешенное использование - «земельные участки спортивных и детских площадок, зеленных насаждений, скверов»,

земельного участка с кадастровым номером ; данный участок принадлежал истцу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имел вид разрешенного использования - земельные участки спортивных и детских площадок, зеленных насаждений, скверов; снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ;

земельного участка с кадастровым номером , принадлежал истцу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имел вид разрешенного использования - образование и просвещение;

земельного участка с кадастровым номером , принадлежит истцу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, доля в праве 1/2, имеет вид разрешенного использования - автомобильные дороги;

земельного участка с кадастровым номером , принадлежит истцу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, имеет вид разрешенного использования - образование и просвещение;

земельного участка с кадастровым номером , принадлежал истцу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имеет вид разрешенного использования - образование и просвещение;

земельного участка с кадастровым номером , принадлежит истцу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, доля-1/2, имеет вид разрешенного использования - автомобильные дороги;

земельного участка с кадастровым номером , принадлежит истцу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, доля 1/2, имеет вид разрешенного использования - сооружения и устройства сетей инженерно-технического обеспечения;

земельного участка с кадастровым номером , принадлежит истцу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, доля 1/2, имеет вид разрешенного использования - автомобильные дороги;

земельного участка с кадастровым номером , принадлежал истцу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имел вид разрешенного использования - земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков, парковок (парковочных мест) в пределах улично-дорожной сети;

земельного участка с кадастровым номером , принадлежит с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, имеет вид разрешенного использования - земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков, парковок (парковочных мест) в пределах улично-дорожной сети;

земельного участка с кадастровым номером , принадлежал истцу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имел вид разрешенного использования - блокированные жилые дома, жилые дома квартирного типа от 2-х до 4-х этажей, снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылка истца о применении к указанным земельным участкам налоговой льготы в виде освобождения от налогообложения со ссылкой на положения раздела 3 Решения собрания Депутатов А. городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении земельного налога» является необоснованной.

Указанная норма на основании Решения от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Решение собрания Депутатов А. городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении земельного налога» утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ.

В спорный налоговый период действовала редакция Решения от ДД.ММ.ГГГГ, в которой предоставление налоговых льгот не предусмотрено.

Также, истец ссылается на пункт 2 Решения собрания Депутатов А. городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому к земельным участкам, относящиеся к землям занятым объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, должна применятся ставка земельного налога в размере 0,3 процента.

Из материалов дела следует, что собственности Слепаковой Т.В. имеются:

земельный участок с кадастровым номером , принадлежит истцу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, имеет вид разрешенного использования - земельные участки для размещения объектов инженерной инфраструктуры (электростанции, подстанции, трансформаторы, водопроводные и канализационные насосные станции, водозаборы, артезианские скважины, водонапорные сооружения, колодцы, котельные, теплостанции, локальные сооружения инженерного обеспечения, газораспределительные станции, газораспределительные пункты, шкафы, телефонные станции, сооружения связи, телевидения и т.п. объекты),

земельный участок с кадастровым номером , принадлежит истцу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, имеет вид разрешенного использования - земельные участки для размещения объектов инженерной инфраструктуры (электростанции, подстанции, трансформаторы, водопроводные и канализационные насосные станции, водозаборы, артезианские скважины, водонапорные сооружения, колодцы, котельные, теплостанции, локальные сооружения инженерного обеспечения, газораспределительные станции, газораспределительные пункты, шкафы, телефонные станции, сооружения связи, телевидения и т.п. объекты),

земельный участок с кадастровым номером , принадлежал истцу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имел вид разрешенного использования - земельные участки для размещения объектов инженерной инфраструктуры (электростанции, подстанции, трансформаторы, водопроводные и канализационные насосные станции, водозаборы, артезианские скважины, водонапорные сооружения, колодцы, котельные, теплостанции, локальные сооружения инженерного обеспечения, газораспределительные станции, газораспределительные пункты, шкафы, телефонные станции, сооружения связи, телевидения и т.п. объекты); снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ.

земельный участок с кадастровым номером , принадлежал истцу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ, имел вид разрешенного использования - земельные участки для размещения объектов инженерной инфраструктуры (электростанции, подстанции, трансформаторы, водопроводные и канализационные насосные станции, водозаборы, артезианские скважины, водонапорные сооружения, колодцы, котельные, теплостанции, локальные сооружения инженерного обеспечения, газораспределительные станции, газораспределительные пункты, шкафы, телефонные станции, сооружения связи, телевидения и т.п. объекты),

земельный участок с кадастровым номером , принадлежит истцу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, имеет вид разрешенного использования - земельные участки для размещения объектов инженерной инфраструктуры (электростанции, подстанции, трансформаторы, водопроводные и канализационные насосные станции, водозаборы, артезианские скважины, водонапорные сооружения, колодцы, котельные, теплостанции, локальные сооружения инженерного обеспечения, газораспределительные станции, газораспределительные пункты, шкафы, телефонные станции, сооружения связи, телевидения и т.п. объекты).

Заявляя в ходе рассмотрения дела требования о перерасчете к указанным земельным участкам налога в размере 0,3%, представитель административного истца указывал на то, что на земельных участках, являющихся объектами налогообложения, расположены принадлежащие истцу на праве собственности объекты инженерной инфраструктуры, относящиеся, как он полагал, к объектам жилищно-коммунального комплекса.

Понятие "объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса" в Налоговом кодексе и иных нормативных правовых актах налогового законодательства не определено, поэтому с учетом статьи 11 названного Кодекса данное понятие следует применять в том значении, в каком оно применяется в соответствующих отраслях законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" система коммунальной инфраструктуры представляет собой совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Понятие "жилищный фонд" раскрыто в пункте 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Как следует из указанных положений, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.

В настоящем деле не имеются доказательства, свидетельствующие о том, что на участках земли, являющихся объектами обложения названным налогом, расположены принадлежащие обществу сооружения инженерной инфраструктуры коммунального комплекса. Не имеется доказательств и тому, что эти земельные участки заняты жилищным фондом и расположенные на них сооружения являются объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, предназначенными для обслуживания жилищного фонда и используемыми для нужд потребителей жилищного комплекса муниципального образования.

Ответчиком представлено информационное письмо заместителя <данные изъяты> городского поселения Бобкова Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что информация об объектах инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства по данным земельным участкам в Администрации отсутствует, определить относится ли данные земельные участки к категории инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, не представляется возможным.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела истцом не представлены сведения, подтверждающие использование спорных земельных участков под сооружения инженерной инфраструктуры коммунального комплекса и принадлежность указанных объектов недвижимого имущества к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности применения административным ответчиком к спорным земельным участками налоговой ставки в размере 1,5 процента.

Кроме того, истцом заявлены требования о перерасчете земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером который находился в ее собственности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В спорный налоговый период ДД.ММ.ГГГГ в отношении данного участка истцу налог не рассчитывался, так как участок не находился в ее собственности.

Также, истцу принадлежит земельный участок с кадастровым номером Сторонами не оспаривался факт того, что при определении кадастровой стоимости земельного участка была допущена реестровая ошибка. В связи с этим, налоговым органом произведен перерасчет земельного налога на указанный земельный участок за ДД.ММ.ГГГГ, который отражен в налоговом уведомлении за ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ. При таком положении права истца нельзя признать нарушенными.

Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что действия инспекции по начислению земельного налога в отношении спорных земельных участков основаны нормах права, регулирующих спорные правоотношения, и не ущемляют права и законные интересы административного истца, в связи с чем, исковые требования Слепаковой Т.В. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь с.175 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Слепаковой <данные изъяты> к МИФНС России по <адрес> об оспаривании действий по начислению земельного налога, о понуждении пересчитать земельный налог

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено 1 октября 2020 года