Дело № 2а-1371/2020Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 января 2020 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва, в составе: председательствующего, судьи Успуна И.И., при секретаре Сарыгларе Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
В Кызылский городской суд Республики Тыва обратился с административным исковым заявлением ФИО2 (с учетом уточнения) к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером № и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца.
В обоснование иска указано, что 26.06.2019 года ФИО2 подал заявление о предварительном согласовании предоставления для индивидуального жилищного строительства в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва. 02.08.2019 г. письмом № ОГ-1187 министерство отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка с утверждением схемы расположения со ссылкой на несоответствие представленной схемы к требованиям к ее подготовке, на отсутствие отображенных на схеме объектов искусственного и естественного происхождения. Министерство не проведя процедуры по данным нормам, необоснованно и незаконно отказало в утверждении схемы. Одним из оснований отказа является отсутствие отображения на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности. В данном случае испрашиваемый истцом земельный участок имеет картографическую основу. В 1993 году геодезическим предприятием г.Минусинска проведена аэрофотосъемка г.Кызыла, в том числе в том числе центральной части г. Кызыла. И соответственно отображение границ естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства) не требуется. Земельный участок расположен в границах городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», относится к землям государственная собственность на которые не разграничена. Полномочия по распоряжению не разграниченными землями находятся в ведении Минземимущества РТ. Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка с утверждением схемы расположения нарушает права и законные интересы ФИО2 в реализации прав по получению земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Просит признать отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в предварительном согласовании предоставления земельного участка на кадастровом плане территории с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства общей площадью 898 кв. м., находящегося по адресным ориентирам: <адрес> с кадастровым номером №, от 02 августа 2019 г., исх. № ОГ-1187, незаконным. Обязать ответчика принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО2 в аренду с утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании административный истец ФИО2 и его представитель по доверенности ФИО4 просили удовлетворить требования по указанным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 10 части 2 статьи 39 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего кодекса.
Статьей 39.18 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что принимается решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Как установлено судом, административный истец ФИО2 просил ответчика о предварительном согласовании предоставления земельного участка с утверждением схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, о чем направил ответчику заявление от 26.06.2019 года.
Уведомлением от 02.08.2019 года № ОГ-1187 Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании пп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, пп. «а», «в» п.1 раздела 2.10.3 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые разграничена, расположенных на территории городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от 12.05.2017 №, а именно: а) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 № «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участки тли земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе»; в) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам. В соответствии п.п. 1 п. 8 ст.39.12 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ. Согласно п. 7 Требований при подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства). Кроме того, в представленной схеме расположения земельного участка не учтены материалы и сведения о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях, о местоположениях границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, отсутствуют схематичное отображение границ территорий общего пользования, красных линий, а также не указаны местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
Вместе с тем, несмотря на то, что судом определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и распределено бремя их доказывания, представитель административного ответчика, вопреки требованиям ст. 226 КАС РФ, не представил в суд относимые, допустимые и достоверные доказательства о законности принятого им отказа в удовлетворении заявления административного истца.
Так, на основании каких именно документов административный ответчик пришел к выводу, что в схеме расположения земельного участка не учтены материалы и сведения о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях, о местоположениях границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, отсутствуют схематичное отображение границ территорий общего пользования, красных линий, а также не указаны местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
Вопросы предварительного согласования предоставления земельного участка регламентированы ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом в силу пп.1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В настоящем случае в ответе административного ответчика об отказе содержатся лишь выписки из нормативных положений, но не имеется указаний о конкретных причинах отказа, в частности не указано, в чем именно представленная истцом схема не соответствует требованиям закона, не имеется сведений о нахождении испрашиваемого участка в конкретной территориальной зоне, а также отсутствует решение по возможности предоставления данного участка в аренду.
При данных обстоятельствах, поскольку административный ответчик не разрешил по существу вопросы, поставленные истцом в заявлении, ограничившись лишь формальной отсылкой на нормы закона, то отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва следует признать преждевременным, не основанным на нормах Земельного кодекса Российской Федерации.
Поэтому требования истца о признании незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, изложенного в уведомлении от 02.08.2019 года, подлежит удовлетворению, с возложением на ответчика обязанности в течение 15 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу рассмотреть по существу заявление ФИО2 от 26.06.2019 года в установленном законом порядке.
Вместе с тем, оснований для возложения обязанности на ответчика по утверждению схемы расположения земельного участка в настоящее время не имеется в связи с тем, что ответчиком заявление по существу не рассмотрено.
Исходя из положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление ФИО2 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обязании устранить нарушения, удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва № ОГ-1187 от 02.08.2019 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в течение 15 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ФИО2, путем рассмотрения его заявления от 21.06.2019 года в установленном законом порядке и сообщить в месячный срок со дня вступления решения в законную силу об исполнении в Кызылский городской суд Республики Тыва и административному истцу.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения - 05.02.2020 года.
Судья И.И. Успун