ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1372/16 от 09.03.2016 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 09 марта 2016 г.

Решение в окончательной форме изготовлено 10 марта 2016 г.

г.Выборг 09 марта 2016 года

Дело N 2а-1372/2016

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Гомзякова А.Г., с участием представителя административного истца открытого акционерного общества «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» ФИО1, представителя административного ответчика помощника Выборгского городского прокурора Шарковой О.А., при секретаре Жеребцовой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» к исполняющему обязанности Выборгскому городскому прокурору юристу первого класса ФИО2, Ленинградской областной прокуратуре о признании незаконным и отмене представления прокурора от 03.11.2015 г. N7-21-2015 об устранении нарушений жилищного законодательства, законодательства в сфере энергоснабжения и законодательства в сфере раскрытия информации,

установил:

Открытое акционерное общество «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» (далее – ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области») обратилась в суд с указанным административным иском, в обоснование которого указало, что Выборгской городской прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО3, ФИО4 по вопросу нарушения ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» сроков рассмотрения обращений граждан, а также по обращению ФИО5 по вопросу установки общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме N45 по улице Центральная в пос.Семиозерье Выборгского района Ленинградской области. По результатам проверки в адрес ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» Выборгским городским прокурором внесено представление, в котором указано на то, что в нарушение действующего законодательства ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» не приняты меры по установке коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов в доме <адрес>, по предоставлению ответа на коллективные обращения жильцов дома <адрес> в адрес заявителей в установленный законом 10-ти дневный срок, а также по размещению информации в полном объеме на официальном сайте в сети Интернет, предназначенном для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами – www.reformagkh.ru.

Полагает, данное представление незаконным и подлежащим отмене, поскольку перечисленные в представлении факты основаны на предположениях, доказательства того, что жителями были предприняты конкретные меры для установки прибора учета тепловой энергии в рассматриваемом представлении отсутствуют, доводы прокурора, изложенные в представлении о нарушении жилищного законодательства, нарушение сроков дачи ответов на обращение изложены без учета фактических и юридически значимых обстоятельств, в связи с чем, оспариваемое представление нарушает права и законные интересы административного истца.

Считает, что при таких обстоятельствах оснований для вынесения оспариваемого представления у Выборгского городского прокурора не имелось.

Административный истец просил признать незаконным и отменить представление Выборгского городского прокурора от 03.11.2015 г. N7-21-2015, вынесенного в отношении ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» об устранении нарушений жилищного законодательства, законодательства в сфере энергоснабжения и законодательства в сфере раскрытия информации.

В ходе рассмотрения, в порядке ч.2 ст.44 КАС РФ произведена замена административного ответчика на процессуального правопреемника – действующего исполняющего обязанности Выборгского городского прокурора юриста первого класса ФИО2; в порядке ч.2 ст.221 КАС РФ к участию в деле в качестве второго административного ответчика была привлечена Ленинградская областная прокуратура.

Представитель административного истца ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» по доверенности ФИО1 в судебном заседании поддержал требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика помощник Выборгского городского прокурора Шаркова О.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, ссылаясь на то обстоятельство, что представление прокурора вынесено в строгом соответствии с Законом и на основании результатов прокурорской проверки, выявившей нарушения со стороны административного ответчика жилищного законодательства, законодательства в сфере энергоснабжения и законодательства в сфере раскрытия информации. Просила в удовлетворении административного иска отказать, за отсутствием правовой состоятельности.

Представитель второго административного ответчика Ленинградской областной прокуратуры в судебном заседании участия не принимал.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя второго административного ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом.

Изучив материалы дела, заслушав представителя административного истца ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области»ФИО1, представителя административного ответчика помощника Выборгского городского прокурора Шарковой О.А., исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.ст.59,60,61 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), вступившего в силу с 15.09.2015, настоящее дело относится к административным делам, связанным с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

Согласно статье 3 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15.09.2015 апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно абзацу 2 п. 2 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" вносит представление об устранении нарушений закона (ч. 3 ст. 22 Закона).

В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

Пунктом 1 статьи 24 вышеназванного Закона установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из материалов дела следует, что прокурорская проверка, результатом которой стало оспариваемое представление, была проведена проверка по обращению ФИО3 по вопросу нарушения ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» сроков рассмотрения обращений граждан, ФИО4 по вопросу нарушения ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» требований законодательства в сфере раскрытия информации, а также по обращению ФИО5 по вопросу установки общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме <адрес>

Из текста представления и приложенных к нему документов следует, что надзорными мероприятиями установлено, что коллективное обращение жильцов дома <адрес> от Дата по вопросу ознакомления с актом весеннего осмотра дома <адрес> поступило в ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» Дата и зарегистрировано за вх..

По результатам рассмотрения указанного обращения, ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» в адрес заявителей направлен ответ за исх от Дата

Коллективное обращение жильцов дома <адрес>Дата по вопросу предоставления информации об общей площади дома <адрес> и его придомовой территории поступило в ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» Дата и поступило за вх..

По результатам рассмотрения указанного обращения, ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» в адрес заявителей направлен ответ за исх. от Дата

В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.

Согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных данным Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 названного Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, который содержит перечень информации, подлежащей раскрытию управляющей организацией с детализацией сведений, ее составляющих (п. п. 3, 8, 9, 10, 11, 13, 14).В соответствии с п. 3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: а) общую информацию об управляющей организации; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

В силу п. 14 Стандарта в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат сведения о перечне коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций.

Согласно п. 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем:

1) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; 2) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность;

3) размещения на информационных стендах (строках) в помещении управляющей организации;

4) представления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

В нарушение вышеуказанного законодательства ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» ответы на коллективные обращения жильцов дома <адрес> в адрес заявителей не направило в установленный законом срок.

Проверкой по обращению ФИО4 установлено, что в нарушение ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.3,5,8 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.04.2013 N124 «Об утверждении регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», п.3 Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.04.2013 N124, ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» на официальном сайте в сети Интернет, предназначенном для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами – www.reformagkh.ru. информация, подлежащая раскрытию, в соответствии со стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, размещена не в полном объеме, а именно отсутствуют сведения о способе управления многоквартирным домом <адрес>, договор управления многоквартирным домом от Дата УПР-А находится в управлении ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области».

Проверкой по обращению ФИО5 установлено, что дом N45 по ул.Центральная в п.Семиозерье на основании договора управления многоквартирным домом от Дата УПР-А находится в управлении ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области».

Вышеуказанный многоквартирный жилой дом не оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии, в связи с чем, ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области N313 от 24.11.2010 и в соответствии с тарифами, установленными для ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» Приказами Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области (ЛенРТК).

В соответствии с ч. 6.2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, оплачиваются ресурсоснабжающим организациям.

Законодательство обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункты 1, 2 статьи 13 Закона об энергосбережении, часть 4 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).

Собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009 г., обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012 года.

Согласно ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (далее ОПУ) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

При этом как следует из статей 161, 162 Жилищного кодекса РФ для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставлению коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме могут выбрать управляющую организацию, которая отвечает перед ними за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Услуги управляющей организации должны соответствовать требованиям правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту б, подпункту "ж", пункта 10, пункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме (к которому относятся и общедомовые приборы учета) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета. При этом собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.

Таким образом, после 01 июля 2012 года обязанность по установке общедомового прибора учета в многоквартирном жилом доме лежит на домоуправляющей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом, либо собственниках, если ими избран способ управления домом посредством образования ТСЖ.

Данные требования закона не исполнены, в жилом доме <адрес> не установлены необходимые приборы учета.

Таким образом, в ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение вышеуказанного законодательства ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» не приняты меры по установке коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов в доме Дата, по предоставлению ответа на коллективные обращения жильцов дома <адрес> адрес заявителей в установленный законом 10-ти дневный срок, а также по размещению информации в полном объеме на официальном сайте в сети Интернет, предназначенном для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами – www.reformagkh.ru.

В представлении прокурор потребовал: 1)безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры с обязательным ведения протокола рассмотрения; 2)в течение месяца принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений федерального законодательства, их причин и условий, им способствующих; 3)рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности ответственного за надлежащее рассмотрение коллективных обращений жильцов дома N5 по Выборгскому шоссе в г. Приморске – начальника эксплуатационного участка N1 ОАО «Управляющая компания по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» ФИО6; ответственного по надлежащему исполнению функций в сфере теплоснабжения и повышения энергетической эффективности – технического директора ОАО «Управляющая компания по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» ФИО7; ответственного за размещение информации на официальном сайте в сети Интернет, предназначенном для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами – www.reformagkh.ru. – ведущего специалиста общего отдела ОАО «Управляющая компания по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» ФИО8 и (или) иных лиц, виновных в допущенных нарушениях; 4) о результатах принятых мер сообщить в Выборгскую городскую прокуратуру в письменной форме (с приложением копии протокола рассмотрения и приказа о наложении дисциплинарного взыскания).

Судом не приняты во внимание доводы административного истца в обоснование иска, изложенные в тексте административного искового заявления и его представителя ФИО1 в судебном заседании, не опровергают законность вышеуказанных действий прокурора, соответствуют обстоятельствам дела.

Таким образом, нарушения, отраженные в представлении прокурора, нашли свое подтверждение, доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности свидетельствующих об обратном со стороны административного истца в нарушений ст.ст. 59, 60,61,62 КАС РФ представлено не было, представление прокурора, вынесено строго в пределах предоставленных полномочий, является ясным и четким, поскольку в тексте представления перечислены допущенные нарушения и законодательство, регулирующее спорные отношения, которое подлежит применению при устранении нарушений.

В этой связи, суд приходит к выводу о законности требований представления, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" вносит представление об устранении нарушений закона (ч. 3 ст. 22 Закона), а пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 прокурор или его заместитель вправе требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности.

В соответствии со ст.84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района Ленинградской области» к исполняющему обязанности Выборгскому городскому прокурору юристу первого класса ФИО2, Ленинградской областной прокуратуре о признании незаконным и отмене представления прокурора от 03.11.2015 г. N7-21-2015 об устранении нарушений жилищного законодательства, законодательства в сфере энергоснабжения и законодательства в сфере раскрытия информации отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца через Выборгский городской суд.

Судья А.Г.Гомзяков