ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1372/19 от 04.03.2019 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Сочи 04 марта 2019 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

судьи Круглова Н.А.,

при секретаре судебного заседания Леонтьевой Ю.А.,

с участием: административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи о признании незаконными решения по отказу в предоставлении муниципальной услуги,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи о признании незаконными решения по отказу в предоставлении муниципальной услуги, в котором просит: 1) признать незаконным и отменить решение Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности» на земельный участок, принадлежащий административному истцу на праве собственности с кадастровым номером , расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, г.Сочи, Центральный район, <адрес> с/т ""Груша" с участком из земель неразграниченной государственной собственности ; 2) обязать Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для садоводства по <адрес> с/т «Груша» в Центральном районе г.Сочи, выполненную с целью образования земельного участка площадью 758 кв.м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, г.Сочи, Центральный район, <адрес>, с/т «Груша» посредством перераспределения земель находящихся в государственной собственности, в границах кадастрового квартала (97 кв.м) и земельного участка с кадастровым номером ), находящегося в частной собственности ФИО1.

В обоснование своих требований истец указывает следующее, что ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение .01-21/51257 об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности».

Отказ административного ответчика мотивирован тем, что перераспределение земельного участка с кадастровым номером (собственник ФИО1), расположенного по <адрес> с/т Груша» в Центральном районе города Сочи невозможно произвести, в силу того, что перераспределяемый земельный участок из земель неразграниченной государственной собственности является землями общего пользования садоводческого товарищества «Груша». Кроме того, образование земельного участка предусматривается за смет земли, расположенной вдоль проезда общего пользования и может быть использована как коридор для существующих инженерных сетей, так и для прокладки па перспективу, для благоустройства зеленых зон вдоль дорог или расширения существующего проезда, в рамках реализации различных муниципальных программ.

В соответствии со п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить в вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использования и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.

Учитывая вышеизложенное, в соответствии с п.п. 11 п.31 Административного регламента «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», ему отказано в предоставлении муниципальной услуги.

Административный истец считает решение от ДД.ММ.ГГГГ.01-21/51257 незаконным, поскольку оно противоречит Административному регламенту о предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденному Постановлением Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ.

Административным регламентом утвержден исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении Муниципальной услуги, а именно:

Основания для приостановления предоставления Муниципальной услуги отсутствуют.

Основаниями для отказа в предоставлении Муниципальной услуги являются:

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 12 Административного регламента;

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого ие завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением размещения нестационарных торговых объектов и установки и эксплуатации рекламных конструкций), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований к образуемым и измененным земельным участкам, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ. за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 18 Административного регламента;

10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, а именно:

несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным земельным законодательством;

полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам;

несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории;

12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории;

14) в случае если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.

Департамент до ДД.ММ.ГГГГ вправе принять решение об отказе в предоставлении Муниципальной услуги при наличии хотя бы одного из следующих оснований (при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории): 1) отсутствует согласие в письменной форме землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при перераспределении образуются земельные участки, а также собственников объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках, за исключением случаев образования земельных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, либо образования таких земельных участков на основании решения суда; 2) заявление об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории подано в отношении земельного участка или земельных участков, границы которых подлежат уточнению; 3) земельный участок образуется из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев; 4) размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков; 5) сведения в Государственном кадастре недвижимости об исходном земельном участке, в отношении которого подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, носят временный характер; 6) отсутствуют документы, предусмотренные федеральным законодательством, подтверждающие полномочия лиц, обратившихся с заявлением о подготовке или об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков, а также давших согласие в письменной форме от лица землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при перераспределении образуются земельные участки, а также собственников объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках; 7) наличие противоречий между сведениями о земельном участке, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями об этом земельном участке, полученными органом местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; 8) в заявлении об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории отсутствует обоснование образования земельного участка или земельных участков.

Вывод административного ответчика о том, что перераспределяемый земельный участок является. местом общего пользования садоводческого -товарищества «Груша» не состоятелен и не соответствует действительности. Земли общего пользования с/т «Груша» не поставлены на кадастровый учет и определить их местоположение невозможно, поэтому административный ответчик не вправе делать однозначный вывод о принадлежности участка к местам общего пользования. Кроме того, из графической части схемы видно, что перераспределяемый земельный участок не пересекает дорожное полотно, которое безусловно является местом общего пользования с/т «Груша» поскольку является территорией, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Также несостоятельны доводы административного ответчика о том, что перераспределяемый земельный участок может быть в дальнейшем использован муниципалитетом. Все земельные участки, которые администрация планирует использовать в дальнейшем зарезервированы, в отношении перераспределяемого земельного участка такой информации нет.

Отказ административного ответчика нарушает право административного истца на перераспределение земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности с земельным участком, находящимся в муниципальной собственности с целью упорядочения землепользования и приведение нормативным размерам в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Сочи. Данное право закреплено Земельным кодексом РФ, в соответствии со ст. 39.29. ЗК РФ - Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, пункт 8 указанной ст. предусматривает следующий порядок действий:

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков предусмотренные п.9 ст. 39.29 идентичны основаниям для отказа указанным в административном регламенте о предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности» утвержденному Постановлением Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ.

Соответственно, административный ответчик отказывая административному истцу в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205017:1234, расположенного по <адрес> с/т «Груша» в Центральном районе города Сочи с землями неразграниченной государственной собственности 23:49:0205017, нарушил правила ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.

В судебном заседании ФИО1 поддержал заявленные требования и настаивал на их удовлетворении.

Представитель Департамента имущественных отношений администрации города Сочи в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст.226 КАС РФ, с учетом мнения административного истца, суд счел возможным рассмотреть настоящее административное дело при данной явке сторон.

Выслушав доводы и пояснения административного истца, изучив материалы дела, и исследовав представленные доказательства, суд считает требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено в судебном заседании, что ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком на основании заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ было принято Решение .01-21/51257 об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности».

Отказ административного ответчика мотивирован тем, что перераспределение земельного участка с кадастровым номером (собственник ФИО1), расположенного по <адрес> с/т Груша» в Центральном районе города Сочи невозможно произвести, в силу того, что перераспределяемый земельный участок из земель неразграниченной государственной собственности 23:49:0205017 является землями общего пользования садоводческого товарищества «Груша». Кроме того, образование земельного участка предусматривается за смет земли, расположенной вдоль проезда общего пользования и может быть использована как коридор для существующих инженерных сетей, так и для прокладки па перспективу, для благоустройства зеленых юн вдоль дорог или расширения существующего проезда, в рамках реализации различных муниципальных программ.

В соответствии со п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить в вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использования и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.

Учитывая вышеизложенное, в соответствии с п.п. 11 п.31 Административного регламента «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности», ему отказано в предоставлении муниципальной услуги.

Согласно Административному регламенту о предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденному Постановлением Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, существует исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении Муниципальной услуги, а именно:

Основания для приостановления предоставления Муниципальной услуги отсутствуют.

Основаниями для отказа в предоставлении Муниципальной услуги являются:

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 12 Административного регламента;

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого ие завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением размещения нестационарных торговых объектов и установки и эксплуатации рекламных конструкций), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований к образуемым и измененным земельным участкам, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ. за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 18 Административного регламента;

10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, а именно:

несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным земельным законодательством;

полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам;

несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории;

12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории;

14) в случае если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.

Департамент до ДД.ММ.ГГГГ вправе принять решение об отказе в предоставлении Муниципальной услуги при наличии хотя бы одного из следующих оснований (при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории):

1) отсутствует согласие в письменной форме землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при перераспределении образуются земельные участки, а также собственников объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках, за исключением случаев образования земельных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, либо образования таких земельных участков на основании решения суда;

2) заявление об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории подано в отношении земельного участка или земельных участков, границы которых подлежат уточнению;

3) земельный участок образуется из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев;

4) размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;

5) сведения в Государственном кадастре недвижимости об исходном земельном участке, в отношении которого подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, носят временный характер;

6) отсутствуют документы, предусмотренные федеральным законодательством, подтверждающие полномочия лиц, обратившихся с заявлением о подготовке или об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков, а также давших согласие в письменной форме от лица землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при перераспределении образуются земельные участки, а также собственников объектов недвижимости, расположенных на данных земельных участках;

7) наличие противоречий между сведениями о земельном участке, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями об этом земельном участке, полученными органом местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;

8) в заявлении об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории отсутствует обоснование образования земельного участка или земельных участков.

Вывод административного ответчика о том, что перераспределяемый земельный участок является. местом общего пользования садоводческого -товарищества «Груша» не состоятелен и не соответствует действительности. Земли общего пользования с/т «Груша» не поставлены на кадастровый учет и определить их местоположение невозможно, поэтому административный ответчик не вправе делать однозначный вывод о принадлежности участка к местам общего пользования. Кроме того, из графической части схемы видно, что перераспределяемый земельный участок не пересекает дорожное полотно, которое безусловно является местом общего пользования с/т «Груша» поскольку является территорией, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Также несостоятельны доводы административного ответчика о том, что перераспределяемый земельный участок может быть в дальнейшем использован муниципалитетом. Все земельные участки, которые администрация планирует использовать в дальнейшем зарезервированы, в отношении перераспределяемого земельного участка такой информации нет.

Отказ административного ответчика нарушает право административного истца на перераспределение земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности с земельным участком, находящимся в муниципальной собственности с целью упорядочения землепользования и приведение нормативным размерам в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Сочи. Данное право закреплено Земельным кодексом РФ, в соответствии со ст. 39.29. ЗК РФ - Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, пункт 8 указанной ст. предусматривает следующий порядок действий:

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков предусмотренные п.9 ст. 39.29 идентичны основаниям для отказа указанным в административном регламенте о предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности» утвержденному Постановлением Администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ.

Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено следующее.

Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

При этом административный истец должен указать, каким образом спорный отказ нарушает его права со ссылкой на нормы действующего законодательства.

Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик отказывая административному истцу в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес> с/т «Груша» в Центральном районе города Сочи с землями неразграниченной государственной собственности 23:49:0205017, нарушает его права в области земельного законодательства РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (без действий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (без действий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи о признании незаконными решения по отказу в предоставлении муниципальной услуги, - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности» на земельный участок, принадлежащий административному истцу на праве собственности с кадастровым номером , расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, г.Сочи, Центральный район, <адрес> с/т ""Груша" с участком из земель неразграниченной государственной собственности 23:49:0205017.

Обязать Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для садоводства по <адрес> с/т «Груша» в Центральном районе г.Сочи, выполненную с целью образования земельного участка площадью 758 кв.м, расположенного по адресу: РФ, Краснодарский край, г.Сочи, Центральный район, <адрес>, с/т «Груша» посредством перераспределения земель находящихся в государственной собственности, в границах кадастрового квартала (97 кв.м) и земельного участка с кадастровым номером (661 кв.м), находящегося в частной собственности ФИО1.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течении месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Сочи.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Центрального

районного суда г.Сочи Н.А. Круглов