ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1373/2017 от 23.03.2017 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2017г. Кировский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего судьи Г.К. Шамшутдиновой

при секретере ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: <...>, административное дело № 2а- 1373/2017 по административному исковому заявлению ФИО2 ФИО9, ФИО3 ФИО10 к администрации МО «Город Астрахань» о признании незаконными решений, понуждении устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2, ФИО3 обратились в суд с административным исковым заявлением, указав, что 15 марта 2017 года ими, как организаторами, в администрацию МО «Город Астрахань» были представлены уведомления от 15 марта 2017 года о проведении 26 марта 2017 года в сквере ФИО4, а также в сквере Кирова публичного мероприятия, митинга, на тему: «Митинг в поддержку требования расследовать факты коррупции высших должностных лиц России».

Данные уведомления были поданы ими во исполнении требований ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в целях реализации конституционных прав граждан на свободу проведения мирных собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований, предусмотренных ст. 31 Конституции Российской Федерации.

Однако органом местного самоуправления им фактически отказано в реализации их конституционного права на свободу проведения мирных собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований, по мотивам того, что в указанный день в указанное время в указанном месте кем то будет проводиться иное публичное мероприятие, что подтверждается ответом от 16 марта 2017 года без предоставления альтернативного места проведения публичного мероприятия, как того требует ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (с изменениями и дополнениями).

Административные истцы просят признать незаконными решение администрации МО «Город Астрахань» № 07-05-02-54 от 16 марта 2017 года, решение администрации МО «Город Астрахань» № 07-05-02-60 от 17 марта 2017 года и обязать администрацию МО «Город Астрахань» согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.

В судебном заседании административные истцы ФИО3, ФИО2, являющийся также представителем ФИО3, исковые требования поддержали.

Представитель администрации муниципального образования «Город Астрахань» ФИО5 заявленные требования не признала.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, приходит к следующему выводу.

В соответствии с положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Гарантированное статьей 31 Конституции Российской Федерации право является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Согласно статье 2 названного Федерального закона под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (статья 4).

В соответствии с частью 4 и 5 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 данного Федерального закона, а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

В силу части 1 статьи 3 Закона Астраханской области от 27 ноября 2012 года № 80/2012-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования проведения публичных мероприятий на территории Астраханской области» уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в администрацию городского, сельского поселения, городского округа, на территории которого планируется проведение публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 и с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения, и довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий доведения публичного мероприятия требованиям этого Федерального закона.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

В силу части 1 статьи 6 Закона Астраханской области от 27 ноября 2012 года №80/2012-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования проведения публичных мероприятий на территории Астраханской области» в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, в том числе если проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, дополнительно к местам, в которых Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» запрещено проведение публичных мероприятий, определяются следующие места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций: 1) детские учреждения, образовательные организации (за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам и образовательным программам высшего образования), медицинские организации; 2) вокзалы, аэропорты; 3) объекты военного назначения; 4) официальная резиденция Губернатора Астраханской области; 5) места, расположенные ближе 150 метров от зданий и других объектов, указанных в пунктах 1 - 4 настоящей части.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 2 апреля 2009 года № 484-О-П, по смыслу части 5 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.

Понятие «мотивированное предложение» означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов.

В административном исковом заявлении истцами указано на несогласие с принятым администрацией города решением от 16 марта 2017 года, в то же время они просят признать незаконным также решение от 17 марта 2017 года.

В судебном заседании истцом ФИО2 уточнено, что ими оспариваются оба решения по одним и тем же основаниям.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что 15 марта 2017 года ФИО2 и ФИО3 обратились в администрацию МО «Город Астрахань» с уведомлением о проведении публичного мероприятия: « Митинг в поддержку требования расследовать факты коррупции высших должностных лиц России», планируемого к проведению 26 марта 2017 года с 10.00 часов до 12.00 часов в сквере У-вых г. Астрахани с количеством участников до 1000 человек.

В тот же день те же лица обратились в администрацию МО «Город Астрахань» с уведомлением о проведении публичного мероприятия: « Митинг в поддержку требования расследовать факты коррупции высших должностных лиц России», планируемого к проведению 26 марта 2017 года с 10.00 часов до 12.00 часов в сквере им.С.М.Кирова г. Астрахани с количеством участников до 1000 человек.

Администрацией МО «Город Астрахань» на уведомление о проведении митинга в сквере У-вых 16 марта 2017 года дан ответ № 07-05-02-54, в котором указано, что в указанное административными истцами время и место запланировано проведение иного публичного мероприятия, в связи с чем рекомендовано изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия.

На уведомление о проведении митинга в сквере им. С.М.Кирова администрацией МО «Город Астрахань» 17 марта 2017 года дан ответ № 07-05-02-60, в котором указано, что по поступившей информации из управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «Город Астрахань» в рамках весенней подготовки парков и скверов города к весенним посадкам, которые планируются 31 марта и 07 апреля 2017 года, майским праздникам, в соответствии с графиком производства работ МБУ г. Астрахань «Зеленый город» с 25 марта 2017 года с 14.00 часов начнутся работы в сквере им. С.М. Кирова. В частности, будут проводиться работы по частичной замене плиточного покрытия, подсадке деревьев и кустарников, частичному ремонту поливочного водопровода. В связи с производством работ проведение массовых мероприятий в сквере им. С.М. Кирова будет невозможно до 31 марта 2017 года, в связи с чем рекомендовано изменить место проведения публичного мероприятия.

17 марта 2017 года ФИО3 подано в администрацию МО «Город Астрахань» заявление, в котором указано, что учитывая, что место проведения митинга в сквере У-вых и сквере ФИО6 не согласовано, просит предоставить им для проведения запланированного мероприятия альтернативное место в центре г.Астрахани ( Братский сад, Морской сад, сквер Кирова, сквер ФИО7, пл.Ленина).

21 марта 2017 года администрацией МО «Город Астрахань» ФИО3 дан ответ, что в соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области «Об определении единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории Астраханской области» таковым местом на территории города является Парк культуры АТРЗ, расположенный в пределах территории, ограниченной улицами : Боевая, ФИО8, Волжская, ФИО14.

Из представленных материалов следует, что в тот же день 16 марта 2017 года в администрацию МО «Город Астрахань» подано уведомление ФИО15 о проведении в сквере У-вых митинга «Выражение общественного мнения в поддержку студенческой молодежи города Астрахани», планируемого к проведению 26 марта 2017 г. с 09.00 часов до 18.00 часов в сквере У-вых г. Астрахани с количеством участников до 300 человек.

Данное уведомление зарегистрировано ранее поданного истцами уведомления, администрацией принято решение о согласовании данного митинга и 22 марта 2016 года издано распоряжение «О согласовании проведения митинга ФИО13».

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования проведения публичных мероприятий на территории Астраханской области» использование одного и того же специально отведенного места для проведения в нем в одно и то же время более одного публичного мероприятия не допускается, за исключением проведения в одном и том же специально отведенном месте в одно и то же время пикетирований, осуществляемых одним участником без использования быстро возводимой сборно-разборной конструкции, при условии соблюдения участниками указанных публичных мероприятий минимально допустимого расстояния, указанного в статье 4 настоящего Закона.

Исходя из указанных обстоятельств, административным ответчиком и был направлен административным истцам ответ за № 07-05-02-54.

Проведение двух вышеназванных мероприятий одновременно в одном месте, касаемо совершенно разных, не связанных друг с другом вопросов, заведомо препятствует достижению целей, поставленных каждым из организаторов мероприятий, а одновременное высказывание в одном месте не касающихся друг друга мнений и требований может ввести в заблуждение лиц, участвующих в мероприятиях, а также иных лиц, которые пожелают к ним примкнуть, относительно целей проведения мероприятий; этим создается угроза нарушения прав участников одного мероприятия со стороны участников другого мероприятия на свободу слова и участие в публичных мероприятиях, гарантированные статьями 29, 31 Конституции Российской Федерации, и нарушается принцип законности проведения публичного мероприятия, предусмотренный статьей 3 Федерального закона от дата № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Доводы административных истцов о несоответствии закону поданного уведомления и незаконности указанного распоряжения администрации не могут быть приняты во внимание, поскольку при рассмотрении настоящего административного иска суд не вправе входить в обсуждение принятых решений, не оспоренных в установленном порядке.

При этом, как следует из материалов дела 16 марта 2017 года ФИО3 в администрацию города подано заявление о внесении изменений в уведомление от 15 марта 2017 года в части места проведения публичного мероприятия - митинга: со сквера У-вых на сквер им ФИО6 с предполагаемым количеством участников 300 чел..

Администрацией МО «Город Астрахань» 17 марта 2017 года ФИО3 дан ответ (№ 07-05-02-57), что в соответствии с частью 5 статьи 3 Закона Астраханской области от 27 ноября 2013 года «Об отдельных вопросах правового регулирования проведения публичных мероприятий на территории Астраханской области», в случае, если публичное мероприятие планируется провести на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, уведомление о проведении данного публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в исполнительный орган государственной власти Астраханской области, определенный Правительством Астраханской области и Постановленном Правительства Астраханской области от 24.04.2006 № 123-П «О реализации Закона Астраханской области от 27 ноября 2013 года № 80/2012-ОЗ», согласно которым министерство культуры Астраханской области определено уполномоченным органом по приему уведомлений, в случае, если публичное мероприятие планируется провести на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, в связи с чем в целях согласования проведения митинга необходимо подать уведомление о проведении публичного мероприятия в министерство культуры и туризма Астраханской области.

Таким образом, вопреки доводам административных истцов после получения ответа 16 марта 2017 года истцами в связи с рекомендацией административного ответчика внесены изменения в ранее поданное уведомление, в связи с чем администрация МО «Город Астрахань» не полномочна была разрешать вопрос о согласовании проведения митинга по указанным выше основаниям. Соответственно, доводы истцов о нарушении их прав административным ответчиком суд признает несостоятельными.

Из представленных материалов также следует, что ответ администрации МО «Город Астрахань» в отношении сквера им С.М.Кирова дан административным истцам, исходя из поступившей информации из управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации муниципального образования «Город Астрахань» о начале производства с 25 марта 2017 года 14.00 часов работ в сквере им. С.М. Кирова до 31 марта 2017 года, что также подтверждается ответом руководителя управления, Уставом МБУ «Зеленый город», Муниципального задания для МБУ «Зеленый город», утв. приказом управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО «Город Астрахань» № 96 от 30 декабря 2016 года, Планом мероприятий по выполнению муниципального задания на март 2017 года, утв. 26 февраля 2017 года.

Таким образом, в письменном ответе на обращение истцов, вопреки доводам иска, приведены достаточные основания невозможности согласования уведомления по названному месту и времени.

При этом, в судебном заседании истцами не обосновано по каким причинам названное в ответе администрации 21 марта 2017 года место проведения мероприятия не соответствовало достижению поставленных организатором целей планируемого мероприятия. Законодательством не установлено безусловное право организатора на проведение публичного мероприятия в том месте, которое ему представляется наиболее адекватным по своему общественно-политическому значению.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в абз. 1 п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

В соответствии с частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из представленных документов и пояснений сторон, а также принимая во внимание приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что поступившие в адрес администрации МО «Город Астрахань» уведомления рассмотрены административным ответчиком в соответствии с требованиями Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», статьи 6 Закона Астраханской области от 27 ноября 2012 года № 80/2012-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования проведения публичных мероприятий на территории Астраханской области»; организаторам митингов администрацией МО «Город Астрахань» даны мотивированные ответы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Доводы иска о том, что истцам не была предложена альтернативная территория не свидетельствуют о нарушении конституционного права административных истцов, поскольку им было предложено учесть возможность проведения публичного мероприятия на иной территории, соответственно, они не были лишены возможности с целью достижения согласия на основе соблюдения баланса интересов, выразить свою волю относительно изменения времени или места проведения публичных мероприятий и не лишены возможности реализовать свое конституционное право проводить собрания, митинги, шествия и пикетирования в порядке, установленном Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

При этом суд также считает необходимым отметить, что подача одновременно двух заявлений о согласовании проведения публичных акций – митингов в разных местах в одно и то же время одними и теми же лицами не согласуется с принципами добросовестной реализации предоставленных истцам прав, поскольку не соответствует целям соблюдения при их проведении надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 ФИО11, ФИО3 ФИО12 к администрации МО «Город Астрахань» о признании незаконными решений и понуждении устранить допущенные нарушения отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Судья: