Дело № 2а-1375/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Сочи 26 марта 2018 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Вергуновой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Бочковской Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края гражданское дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Краснодарского края – прокурора г. Сочи к администрации города Сочи о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Сочи в части непринятия в полном объеме мер по увеличению мест в дошкольных образовательных организациях города Сочи и возложении обязанности на администрацию муниципального образования город Сочи дополнительно создать места в дошкольных образовательных организациях города Сочи путем строительства (приобретения) новых зданий детских садов, капитального ремонта и реконструкции существующих зданий, аренды зданий под дошкольные образовательные организации согласно реальной потребности несовершеннолетних в возрасте от 2 месяцев до 8 лет, проживающих на территории г.Сочи, в целях обеспечения доступного общего образования на территории муниципального образования г.Сочи до 2025 года дополнительно ввести 10000 новых мест для дошкольного образования несовершеннолетних: до 01.01.2019 года 1000 мест; с 01.01.2020 года по 01.01.2025 года 9 000 мест, т.е. ежегодно по 1500 мест,
УСТАНОВИЛ:
В Центральный районный суд г. Сочи с административным исковым заявлением к администрации г. Сочи о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Сочи в части непринятия в полном объеме мер по увеличению мест в дошкольных образовательных организациях города Сочи и возложении обязанности на администрацию муниципального образования город Сочи дополнительно создать места в дошкольных образовательных организациях города Сочи путем строительства (приобретения) новый зданий детских садов, капитального ремонта и реконструкции существующих зданий, аренды зданий под дошкольные образовательные организации согласно реальной потребности несовершеннолетних в возрасте от 2 месяцев до 8 лет, проживающих на территории г.Сочи, в целях обеспечения доступного общего образования на территории муниципального образования г.Сочи до 2025 года дополнительно ввести 10000 новых мест для дошкольного образования несовершеннолетних: до 01.01.2019 года 1000 мест; с 01.01.2020 года по 01.01.2025 года 9 000 мест, т.е. ежегодно по 1500 мест обратился первый заместителя прокурора Краснодарского края – прокурор г. Сочи Грязнов И.М.
Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города Сочи проведена проверка исполнения законодательства в сфере образования, по результатам которой установлено, что численность мест в функционирующих муниципальных дошкольных образовательных бюджетных учреждениях города (далее по тексту МДОБУ) не позволяет покрыть потребность детского населения в получении дошкольного образования. Данное обстоятельство вызвано тем, что принимаемые органом местного самоуправления меры, направленные на увеличение числа мест в МДОБУ путем внедрения новых форм кратковременного пребывания, строительства пристроек к существующим образовательным учреждениям и строительство новых детских садов за счет бюджетных средств являются недостаточными для полноценной реализации права детей на получение доступного дошкольного образования. В настоящее время в городе Сочи функционируют 79 МДОБУ с числом воспитанников более 20 557 детей. В тоже время, образовательных учреждений, осуществляющих воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев, в г. Сочи не имеется. В 2016 году было введено 445 мест, из которых: 135 мест полного дня, 300 мест в группах кратковременного пребывания и 10 мест в группах семейного воспитания. В 2017 году планируется завершение строительства детского сада на 210 мест по ул. Астраханской в г. Сочи, реконструкция МОБУ СОШ № 88 в селе Верхняя Беранда с дошкольной ступенью на 40 мест, открытие групп кратковременного пребывания на 300 мест и групп семейного воспитания на 10 мест, что в общем размере составляет 560 мест. Между тем, предпринятые меры не позволяют обеспечить полноценный доступ к дошкольному образованию детей в г. Сочи. На городской очереди по состоянию на 11 августа 2017 года согласно информации Управления по образованию и науки администрации города Сочи от 0 до 3 лет состоит 16 367 детей, от 3 до 7 лет – 5 457 детей. В среднем по городу переуплотненность МДОБУ составляет 28%. Приведенные обстоятельства свидетельствует о том, что свыше 5 000 детей остро нуждаются в дошкольном образовании, а запланированные мероприятия не позволят их обеспечить. Применяемые административным ответчиком меры не способны предоставить нужное количество мест в МДОБУ. В ряде детских садов города переуплотненность достигает 50% и более. Так, в МДОБУ детский сад № 36 она достигает +60,4%; в МДОБУ детский сад № 134 +85,4%; в МОБУ ООШ № 56 +95%; в МДОБУ детский сад № 128 + 68,3%; в МДОБУ детский сад №80 +64,2%. В результате сложившейся в городе ситуации в сфере дошкольного образования нарушаются права и законные интересы малолетних воспитанников МДОБУ и их родителей на получение детьми качественных услуг в области дошкольного образования, воспитания. Таким образом, отсутствие достаточных мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях для покрытия нуждаемости, свидетельствуют о ненадлежащей работе администрации город Сочи по организации предоставления дошкольного образования, кроме того, принятые мероприятия являются недостаточными и не соответствуют имеющимся потребностям жителей города Сочи в детских садах. По фактам выявленных нарушений прокуратурой города Главе города Сочи вносились представления, последнее 25.01.2016г., направлялись информационные письма. Однако в нарушение требований ст. ст. 6, 22, 24 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органом местного самоуправления должных мер, направленных на создание достаточного числа мест в дошкольных образовательных учреждениях, принято не было, нереализованная потребность в получении дошкольного образования велика. По информации управления по образованию и науке администрации г. Сочи от 25.01.2017г. для покрытия потребности населения в услугах дошкольного образования необходимо расширить сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений на 3000 мест для детей от 3 до 7 лет. Кроме того, на очереди состоит примерно 16000 детей в возрасте от 0 до 3 лет, из них, согласно базе «Информика», в возрасте от 2 до 3 лет примерно 5 000 детей. Учитывая, что предпринимаемые органом местного самоуправления меры не соответствуют имеющейся потребности детского населения города Сочи в дошкольном образовании, административный истец просит обязать администрацию города Сочи дополнительно создать места в дошкольных образовательных организациях города Сочи путем строительства (приобретения) новых зданий детских садов, капитального ремонта и реконструкции существующих зданий, аренды зданий под дошкольные образовательные организации согласно реальной потребности несовершеннолетних в возрасте от 2 месяцев до 8 лет, проживающих на территории города Сочи, и в целях обеспечения доступного общего образования на территории муниципального образования город Сочи до 2025 года дополнительно ввести 10000 новых мест для дошкольного образования несовершеннолетних: до 01.01.2019 года 1000 мест; с 01.01.2020 года по 01.01.2025 года 9000 мест, т.е. ежегодно по 1500 мест.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 05.10.2017г. по делу №2а-4315/2017 исковые требования первого заместителя прокурора Краснодарского края – прокурора г. Сочи были удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда по делу № 33а-1023/2018 от 01.02.2018г. решение Центрального районного суда г. Сочи от 05.10.2017г. отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение со стадии подготовки к судебному разбирательству в тот же районный суд в ином составе суда.
Участвующий в деле прокурор Барахович С.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика администрации г. Сочи по доверенности ФИО1 в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении требований, пояснив, что административным истцом не доказан факт бездействия администрации г. Сочи при реализации полномочий в соответствующей сфере. Так, согласно доводам возражения, администрация г.Сочи во исполнение положений ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях развития системы дошкольного образования и увеличения количества мест для детей дошкольного возраста были изданы: муниципальная программа г.Сочи «Развитие инфраструктуры муниципального образования города-курорта Сочи», утвержденная постановлением администрации г.Сочи от 18.12.2015г., план мероприятий по строительству, ремонту и реконструкции общеобразовательных организаций на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденный постановлением администрации г.Сочи от 03.11.2015г. №3088, план мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы муниципального образования город- курорт Сочи, направленные на повышение эффективного образования, утвержденный постановлением администрации г.Сочи от 01.07.2013г. №1445. Указанные программы финансируются как бюджетом города-курорта Сочи на соответствующий период, так и субсидиями краевого бюджета. Так, в рамках указанных программ, в 2013г. было введено 667 дополнительных мест для детей дошкольного возраста, в 2014г. – 740 дополнительных мест, 2015г. – 2745 мест для дошкольников, в 2016г. - 445 мест, кроме того, начато строительство нового детского сада в пос. Лоо на 210 мест, а в 2017г. продолжается строительство нового детского сада в пос. Лоо. Кроме того, Департаментом строительства администрации г.Сочи, в целях участия муниципального образования г. Сочи в 2018г. в программе «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» в адрес департамента строительства Краснодарского края направлена заявочная информация по строительству объектов социальной инфраструктуры. Таким образом, администрация г.Сочи в полном объеме исполняет решение о бюджете, соблюдая всю совокупность процедур. Представитель ФИО1 полагает, что требования прокурора по сути направлены на вмешательство в бюджетный процесс, подмену полномочий представительных органов к исключительной компетенции которых относится соответствующее бюджетное планирование. Требование о возложении обязанности на администрацию г.Сочи увеличить число дошкольных мест в муниципальных учреждениях дошкольного образования на 10 000 мест является нарушением бюджетного законодательства. В связи с невозможностью одномоментного объективного решения данного вопроса, административный ответчик просит суд отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – Городского собрания г. Сочи по доверенности ФИО2 в судебном заседании против заявленных прокурором требований возражал, пояснив, что возражения администрации города Сочи являются обоснованными, поскольку денежные средства администрацией города Сочи могут расходоваться в соответствии с бюджетом города на очередной год, который комплектуется, проходит слушания, на которых присутствует прокурор, после утверждения этот нормативный акт с сопроводительным письмом направляется прокурору, представление прокурором города относительно составления местного бюджета не вносилось.
Представитель заинтересованного лица администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – Законодательного Собрания Краснодарского края в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил суд о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Суд, с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, пришел к выводу о возможности рассмотрения административного дела в отсутствие представителей заинтересованных лиц – администрации Краснодарского края и представителя Законодательного собрания Краснодарского края.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Сочи проведена проверка исполнения администрацией города Сочи законодательства в сфере образования.
По результатам проведенной проверки установлено, что численность мест в функционирующих муниципальных дошкольных образовательных бюджетных учреждениях города не позволяет обеспечить потребность детского населения в получении дошкольного образования, а именно образовательных учреждений, осуществляющих воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев в г. Сочи не имеется, на городской очереди по состоянию на 11 августа 2017 года, согласно информации управления по образованию и науки администрации города Сочи, в возрасте от 0 до 3 лет состоит 16 367 детей, в возрасте от 3 до 7 лет - 5 457 детей, в среднем по городу переуплотненность МДОБУ составляет 28%. Для покрытия потребности населения в услугах дошкольного образования необходимо расширить сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений на 3 000 мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Между тем, на очереди состоит примерно 16000 детей в возрасте от 0 до 3 лет, из них, согласно базе «Информика», в возрасте от 2 до 3 лет примерно 5 000 детей.
Указанные сведения не оспариваются ответчиком, поскольку являются официальными данными его структурного подразделения.
Суд также не усматривает оснований не доверять данным сведениям, поскольку они получены прокурором в результате проведенной проверки на основании статистических данных, предоставленных органом местного самоуправления.
При этом, отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд исходит из следующего.
Статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) определено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8-9 статьи 226 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Статьей 62 КАС РФ определено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Учитывая изложенное, административный истец должен указать в административном исковом заявлении, в чем выражается бездействие органа публичной власти, осуществляющего публичные полномочия, указать, каким нормативным актом такая обязанность закреплена, что указывало бы на незаконность такого бездействия органа местного самоуправления.
Порядок исполнения расходных обязательств, размеры таких обязательств и их сроки определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Вместе с тем, статья 28 Бюджетного кодекса РФ указывает, что бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на следующих принципах: полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, сбалансированности бюджета; эффективности использования бюджетных средств; прозрачности (открытости); адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов.
Статья 171 Бюджетного кодекса РФ указывает, что составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.
Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Статьей 185 Бюджетного кодекса РФ определен порядок внесения проекта бюджета на рассмотрение представительного органа местного самоуправления.
Так, местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года, который рассматривается представительным органом местного самоуправления – Городским собранием Сочи га территории муниципального образования город-курорт Сочи.
Статьей 184.1. Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что в решении представительного органа муниципального района (городского округа с внутригородским делением) о бюджете муниципального района (городского округа с внутригородским делением) должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетами городских, сельских поселений (внутригородских районов) в случае, если они не установлены настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
Законом (решением) о бюджете утверждаются в том числе:
-распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов либо по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов и (или) по целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов в случаях, установленных соответственно настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования;
-общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств.
Исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования, что закреплено положениями статьи 215.1. Бюджетного кодекса РФ.
Таким образом, исходя из системного толкования принципов бюджетного законодательства, следует, что администрация муниципального образования город-курорт Сочи, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи, при исполнении расходных обязательств, в том числе и по реализации федеральных целевых программ, ограничена и руководствуется бюджетом муниципального образования город-курорт Сочи, принятым на плановый период.
Превышение лимитов расходования или перераспределение таких бюджетных средств в целях исполнения каких-либо иных обязательств означало бы нарушение бюджетного законодательства, а потому являлось бы незаконным.
Вместе с тем, установлено, что утверждение бюджета муниципального образования город-курорт Сочи относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления – Городского собрания Сочи, а составление проекта бюджета относится к исключительно компетенции финансового органа муниципального образования – департамента по финансам и бюджету администрации города Сочи.
Кроме того, формирование проекта бюджета, его утверждение и реализация относятся к исключительной компетенции органов местного самоуправления, которые самостоятельны в выборе приоритетов расходования денежных средств, направленных на решение вопросов местного значения, что не указывает на недопустимость вмешательства федеральных органов власти или надзорных органов власти в процесс определения и решения вопросов местного значения. Иное означало бы лишение органов местного самоуправления самостоятельности при принятии таких решений.
Совокупность данных обстоятельств указывает на отсутствие в действиях административного ответчика нарушений, которые бы противоречили действующему законодательству, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ представительным органом местного самоуправления принимается решение об утверждении проекта бюджета муниципального образования, которым предусматриваются соответствующие расходные обязательства, предусмотренные на решение вопросов местного бюджета.
Во исполнение бюджета принимаются муниципальные программы в рамках и пределах доведенных бюджетных лимитов.
В муниципальном образовании город – курорт Сочи в установленном законом порядке принят бюджет, во исполнение которого были приняты и реализованы муниципальные программы, направленные на совершение всех необходимых действий по реализации детских дошкольных образовательных учреждений.
Так, административным ответчиком были представлены доказательства исполнения соответствующих муниципальных программ, в том числе:
- муниципальная программа г. Сочи «Развитие инфраструктуры муниципального образования город-курорт Сочи», утвержденная постановлением администрации города Сочи от 18.12.2015 №3544 (приложение 1).
- план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы муниципального образования город-курорт Сочи, направленные на повышение эффективного образования, утвержденный постановлением администрации города Сочи от 01.07.2013 №1445 (приложение 2);
- план мероприятий («дорожная карта») по строительству, ремонту и реконструкции общеобразовательных организаций на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденный постановлением администрации г. Сочи от 03.11.2015 №3088 (с изменениями от 28.08.2017) (приложение 3).
Согласно материалов дела, финансирование указанных программ предусматривается как в бюджете города-курорта Сочи на соответствующий период, так и в рамках субсидий краевого бюджета.
Кроме того, суд принимает во внимание, что на протяжении длительного времени администрацией города Сочи направляются заявки на получение субсидирования из краевого бюджета: 19.05.2014 №01-18/2587, 17.06.2014 №01-18/3173, 22.07.2014 №01-18/5861, 22.07.2014 №01-18/5860, 31.07.2014 №01-18/6143, 15.08.2014 №01-18/6473, 25.08.2014, 03.10.2014 №01-18/7681, 16.10.2014 №01-9/7920, 16.10.2014 №01-18/7919, 24.11.2014 №01-18/7750, 24.11.2014 №01-18/8751, 04.12.2014 №01-18/9044, 04.12.2014 №01-18/9045, 16.03.2015 №01-18/1231, 27.03.2015 №01-18/1510, 16.06.2015 №01-18/3285, 29.06.2015 №01-18/3780, 21.01.2016 №439/07-02-12, 25.01.2017 №738/07-02-12 (приложение 4).
Как следует из материалов дела, полученные виды финансирования мероприятий в данном направлении осваиваются в полном объеме и запрашиваются дополнительные средства на будущие периоды, что подтверждается письменным обращением к исполняющему обязанности руководителю департамента строительства Краснодарского края от 09.01.2017 №11/07-02-12.
Кроме того, суд учитывает представленные административным ответчиком доказательства того, что с 2002 по 2007 год в муниципальную собственность было принято 6 ведомственных детских садов:
- в 2002 году - ДОУ № 14 Всероссийского научно-исследовательского института цветоводства и субтропических культур (Постановление Главы города Сочи от 26.06.2002 № 574);
- в 2003 году - ДОУ № 136 ОАО «Норильский горно-металлургический комбинат им. А.П. Завенягина» (Постановление Главы города Сочи от 30.07.2003 № 442);
- в 2004 году - ДОУ №№ 23,32 Главного управления внутренних дел Краснодарского края (Постановления Главы города Сочи от 30.01.2004 №№ 118, 119);
- в 2006 год - ДОУ № 55 «Аэрофлот» (Постановление Главы города Сочи от 27.11.2006 № 2129);
- в 2007 году - ДОУ № 87 санатория «Чемитоквадже» (Постановление Главы города Сочи от 06.12.2007 №1373).
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 в городе Сочи была разработана муниципальная «дорожная карта» на 2013-2018 годы увеличения количества мест для детей дошкольного возраста в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Сочи для более полного удовлетворения потребности населения в получении общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Муниципальная «дорожная карта» утверждена постановлением администрации города Сочи от 01 июля 2013 года № 1445 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы муниципального образования город-курорт Сочи, направленных на повышение эффективности образования».
В соответствии с планом мероприятий «дорожной карты» в 2013 году в городе Сочи введено 667 дополнительных мест для детей дошкольного возраста: построен детский сад № 51 (с. Веселое, Адлерский район) на 140 мест; построены 2 пристройки к МДОУ № 84 (Лазаревский район) и к МДОУ № 136 (Центральный район), каждая на 80 мест (всего 160 мест); проведен капитальный ремонт помещений в детских садах с вводом 116 дополнительных мест: МДОУ № 118 – 25 мест; МДОУ № 125 – 25 мест; МДОУ № 57 – 25 мест; МДОУ № 67 – 25 мест; МДОУ № 14 – 16 мест; дополнительно открыты группы кратковременного пребывания на 211 мест и создано 40 мест в группах семейного воспитания.
В 2014 году введено 740 дополнительных мест для детей дошкольного возраста: построены 5 пристроек на 80 мест каждая (всего 400 мест) к детским садам №№ 4, 34, 28, 107, 76; дополнительно открыты группы кратковременного пребывания на 300 мест, создано 40 мест в группах семейного воспитания.
В 2015 году введено дополнительно 2745 мест для дошкольников: открыты группы кратковременного пребывания на 724 места; открыты группы семейного воспитания на 60 мест; проведена оптимизация свободных площадей в образовательных учреждениях, проведен капитальный ремонт этих помещений, в результате данных работ было создано дополнительно 1041 место в группах полного дня для детей дошкольного возраста; построено 3 новых детских сада (ДОУ №№ 127, 140, дошкольная ступень ООШ № 81) всего на 820 дополнительных мест; завершен капитальный ремонт нефункционирующего детского сада (ДОУ № 87), введено 100 мест.
В 2016 году в ходе реализации плановых мероприятий введены еще 445 дополнительных мест в образовательных учреждениях, из них 135 мест - полного дня за счет капитального ремонта внутренних помещений муниципальных образовательных организаций (ДОУ №№ 34, 35, 121, СОШ №№ 82, 89), и 310 мест в группах кратковременного пребывания, в 2016 году начато строительство нового детского сада по улице Астраханской в пос. Лоо на 210 мест.
В 2017 году закончена реконструкция МОБУ средней общеобразовательной школы № 88 в селе Верхняя Беранда с дошкольной ступенью на 40 мест, в настоящее время проводится работа по оформлению документов для лицензирования. Начато строительство школы с дошкольной ступенью на 60 мест в пос. Совет - Квадже Лазаревского района, подписан договор о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества «Детский сад на 60 мест», расположенного на территории воинской части в селе Черешня Адлерского внутригородского района (общая площадь 2690,7 кв. м.) для размещения муниципального филиала дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 123 г. Сочи. В настоящее время проводится работа по оформлению документов для лицензирования образовательной деятельности по указанному адресу.
Материалами дела также установлено, что в ходе реализации муниципальной «дорожной карты» увеличения количества мест для детей дошкольного возраста в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Сочи выделены муниципальные земельные участки под строительство детских садов - новостроек, разработана и имеет положительное заключение Крайгосэкспертизы проектно-сметная документация на строительство еще 21 объекта дошкольного образования, что позволит при ее реализации за 2-3 года ввести 2300 дополнительных мест для обеспечения услугами дошкольного образования детей дошкольного возраста:
Наименование объекта | Кол-во вводимых мест | |
Блок ДДУ на территории ДОУ № 6 Центрального района | 80 | |
Блок ДДУ на территории ДОУ № 19 Центрального района | 80 | |
Блок ДДУ на территории ДОУ № 35 Центрального района | 80 | |
Блок ДДУ на территории ДОУ № 105 Центрального района | 80 | |
Блок ДДУ на территории ДОУ № 46 Адлерского района | 80 | |
Блок ДДУ на территории ДОУ № 53 Адлерского района | 80 | |
Блок ДДУ на территории ДОУ № 56 Адлерского района | 80 | |
Блок ДДУ на территории ДОУ № 117 Адлерского района | 80 | |
Блок ДДУ на территории ДОУ № 118 Лазаревского района | 80 | |
Блок ДДУ на территории ДОУ № 125 Лазаревского района | 80 | |
Блок ДДУ на территории ДОУ № 72 Лазаревского района | 80 | |
Блок ДДУ на территории ДОУ гимназия № 44 Центрального района | 80 | |
Строительство ДОУ по ул. Школьная Адлерского района | 60 | |
Строительство 2-й очереди ДОУ № 51 в Адлерском районе | 140 | |
Строительство ДОУ по ул. ЧекменеваХостинского района | 120 | |
Строительство ДОУ по ул. Октября Хостинского района | 280 | |
Строительство ДОУ в пос. Детляжка Лазаревского района | 250 | |
Строительство ДОУ в пос. Макопсе Лазаревского района | 140 | |
Строительство ДОУ в пос. Якорная Щель Лазаревского района | 210 | |
Строительство ДОУ по ул. Туапсинская Центрального района | 140 | |
Всего: | 2300 |
Административным ответчиком представлены суду доказательства того, что Департаментом строительства администрации города Сочи, в целях участия муниципального образования город-курорт Сочи в 2018 году в программе «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» в адрес департамента строительства Краснодарского края направлена заявочная информация по следующим объектам строительства социальной инфраструктуры: «Строительство дошкольного образовательного учреждения <...> (проектно-изыскательские работы, строительство)»; «Строительство блока начальной школы на 400 мест на территории МОБУ СОШ № 82 (<...>)»; «Строительство блока начальной школы на 400 мест на территории МОБУ гимназия № 15 (улица 60 лет ВЛКСМ, 12) Центрального района г.Сочи (проектно-изыскательские работы, строительство)»; «Строительство блока начальной школы на 400 мест на территории МОБУ СОШ № 11 (улица Чекменева, 45) Хостинского района г.Сочи (проектно-изыскательские работы, строительство)»; «Блок ДДУ на территории муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения центр развития ребенка-детский сад № 19 по ул. Абрикосовая, 11а Центрального района (проектно-изыскательские работы, строительство)»; «Строительство муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад № 4 по ул. Чекменева, 16 Хостинского района (проектно-изыскательские работы, строительство)»; «Строительство муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад № 7 Хостинского района (проектно-изыскательские работы, строительство)».
Согласно постановления администрации города Сочи от 28 августа 2017 года № 1394 «О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от 3 ноября 2015 года № 3088 «Об утверждении Плана мероприятий (дорожной карты) по строительству, ремонту и реконструкции общеобразовательных организаций на территории муниципального образования город - курорт Сочи в Хостинском районе по ул. Я. Фабрициуса (Инвестпроект) в 2020 году планируется строительство школы на 1000 мест с дошкольной ступенью на 200 мест, в микрорайоне «Светлана» планируется строительство детского сада на 200 мест.
Изложенные выше обстоятельства позволяют суду прийти к выводу, что административным ответчиком исполняются решения о принятом бюджете с соблюдением совокупности соответствующих процедур.
Таким образом, факт незаконного бездействия административного ответчика мог быть доказан исключительно путем предоставления доказательств, указывающих и подтверждающих неисполнение исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципальных программ, на которые были выделены бюджетные средства.
Таким образом, требования административного истца о строительстве определенного числа мест в детских дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с представленным прокурором временным графиком по годам противоречат полномочиям представительного органа.
Разрешая требования о возложении обязанности на администрацию г.Сочи создать места в дошкольных образовательных организациях г.Сочи исходит из следующего.
Согласно п.1 ст.45 Устава муниципального образования город-курорт Сочи (далее по тексту Устав г.Сочи) администрация в сфере образования, социально-культурного обслуживания населения осуществляет следующие полномочия, в том числе, организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Частью 1 ст.27 Устава г. Сочи установлено, что в исключительной компетенции Городского Собрания Сочи находятся: утверждение бюджета города Сочи и отчета о его исполнении, а также принятие планов и программ развития города Сочи, утверждение отчетов об их исполнении.
Принимая во внимание, что указанные муниципальные программы были согласованы, денежные средства на их реализацию заложены в бюджет г. Сочи, а решения Городского собрания о бюджете на соответствующие годы не оспорены, оснований для возложения на административного ответчика обязанности по созданию мест в дошкольных образовательных организациях не имеется, поскольку данное требование фактически направлено на пересмотр статей бюджета и его целевого использования, а его удовлетворение приведет к нарушению принципов хозяйственной деятельности и бюджетного планирования.
В соответствии с ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Исходя из представленных администрацией г. Сочи доказательств, разрешение проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждений требует значительных денежных вложений. Учитывая отсутствие в местном и региональном бюджете необходимых сумм, принимая во внимание предпринятые ответчиком меры по разрешению сложившейся ситуации, суд приходит к выводу, что все виды финансирования мероприятий осваиваются административным ответчиком в полном объеме, в связи с чем, не усматривает в действиях администрации г. Сочи виновного бездействия.
При данных обстоятельствах, доводы прокурора г.Сочи о бездействии администрации муниципального образования города-курорта Сочи являются несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований первого заместителя прокурора Краснодарского края – прокурора г. Сочи к администрации города Сочи о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Сочи в части непринятия в полном объеме мер по увеличению мест в дошкольных образовательных организациях города Сочи и возложении обязанности на администрацию муниципального образования город Сочи дополнительно создать места в дошкольных образовательных организациях города Сочи путем строительства (приобретения) новых зданий детских садов, капитального ремонта и реконструкции существующих зданий, аренды зданий под дошкольные образовательные организации согласно реальной потребности несовершеннолетних в возрасте от 2 месяцев до 8 лет, проживающих на территории г.Сочи, в целях обеспечения доступного общего образования на территории муниципального образования г.Сочи до 2025 года дополнительно ввести 10000 новых мест для дошкольного образования несовершеннолетних: до 01.01.2019 года 1000 мест; с 01.01.2020 года по 01.01.2025 года 9 000 мест, т.е. ежегодно по 1500 мест – отказать.
В соответствии со ст.177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мотивированное решение составлено 30 марта 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий: Е.М. Вергунова