ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1377/19 от 20.05.2019 Индустриального районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

№ 2а-1377/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 мая 2019 года г.Ижевск

Индустриальный районный суд г. Ижевска

в составе судьи Суворовой В.Ю.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат УР» о признании действий, приказа незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ «Военный комиссариат УР», в котором просит признать действия ФКУ «Военный комиссариат УР» по запрету использования мобильных устройств в Военном комиссариате УР, сборном пункте УР, а также на территориях военных комиссариатов муниципальных образований незаконными, признать незаконным приказ военного комиссара УР от -Дата-. Требования мотивированы тем, что -Дата- ФИО1 был получен официальный ответ ФКУ «Военный комиссариат УР» от -Дата-, в котором было указано, что на сегодняшний день в Военном комиссариате УР, сборном пункте УР, а также на территориях военных комиссариатов муниципальных образований запрещено пользоваться мобильными телефонами на основании Инструкции по порядку использования терминалов спутниковой, сотовой, транкинговой радиосвязи и беспроводного доступа к информационным сетям общего пользования в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной указаниями начальника Генерального Штаба ВС РФ -Дата-, приказа командующего войсками Центрального военного округа от -Дата-, приказа военного комиссара Удмуртской Республики от -Дата-. Данные правовые акты регламентируют вопросы противодействия техническим средствам разведки. В связи с принятыми нормативными актами, при явке в военный комиссариат, административному истцу устанавливается запрет на использование каких-либо устройств, в том числе запрет на использование мобильных устройств. Вместе с тем, на территории Российской Федерации в отношении граждан Российской Федерации подлежат применению только те нормативно-правовые акты, затрагивающие права и свободы гражданина, которые имеют официальное опубликование на территории Российской Федерации. Источники официального опубликования нормативно-правовых актов установлены Указом Президента и не имеют других аналогов.

-Дата- в адрес суда ФИО1 представлены дополнительные пояснения, согласно которым административный истец считает, что запрет на пользование мобильными устройствами на территории военного комиссариата для граждан является незаконным. Кроме того, приказ, который установил данный запрет, подлежит отмене в части запрета пользования мобильным устройством обычными гражданами на территории военных комиссариатов. Запрет на пользование мобильными устройствами, которые позволяют ознакомиться с документами, сделать их копии, прямо противоречит положению п.2 ст.24 Конституции Российской Федерации. Ограничение прав граждан возможно только через установление данного ограничения посредством указания в Федеральном законе. Просит признать действия ФКУ «Военный комиссариат УР» по запрету использования мобильных устройств в Военном комиссариате УР, сборном пункте УР, а также на территориях военных комиссариатов муниципальных образований незаконными, признать незаконным и отменить приказ военного комиссара Удмуртской Республики от -Дата-

В судебное заседание не явились административный истец ФИО1, представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат УР», извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомили, просили о рассмотрении дела в их отсутствии.

В соответствии с п. 7 ст. 150, п. 4 ст. 291, ст. 292 КАС РФ настоящее административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований).

Суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства в письменной форме, приходит к выводу, что административное исковое заявление ФИО1 не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В данном случае заявитель просит признать действия ФКУ «Военный комиссариат УР» по запрету использования мобильных устройств в Военном комиссариате УР, сборном пункте УР, а также на территориях военных комиссариатов муниципальных образований незаконными, признать незаконным и отменить приказ военного комиссара УР от -Дата-

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:

-Дата- ФИО1 обратился в Военную прокуратуру Ижевского гарнизона с жалобой по использованию телефонов в государственных учреждениях, из которой следует, что по адресу ... находится отдел Военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому, Индустриальному, Устиновскому районам г.Ижевска. На входной двери установлена табличка, где сообщается, что использование телефонов сотовой связи с приемников персонального вызова запрещается. Указано, что ФИО1 явился в Военный комиссариат по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам, где ему было сообщено о запрете пользования мобильным телефоном, без каких-либо объяснений. Считает данные действия незаконными.

-Дата- ФКУ «Военный комиссариат УР» в адрес ФИО1, а также в адрес Военного прокурора Ижевского гарнизона был направлен ответ , в котором было сообщено о том, что порядок использования телефонов сотовой связи на территории военного комиссариата Удмуртской Республики, сборного пункта Удмуртской Республики, а также военных комиссариатов муниципальных образований определен Инструкцией по порядку использования терминалов спутниковой, сотовой, транкинговой радиосвязи и беспроводного доступа к информационным сетям общего пользования в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной указаниями начальник Генерального Штаба ВС РФ от -Дата-, приказа командующего войсками Центрального военного округа от -Дата- и приказа военного комиссара Удмуртской Республики от -Дата-, регламентирующими вопросы противодействия техническим средствам разведки.

В силу ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, права и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 16 августа 2004 года №1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Согласно Указу Президента РФ от 07 декабря 2012 года №1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» военные комиссариаты в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующих войсками военных округов, актами федеральных органов исполнительной власти, актами федеральных государственных органов и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также настоящим Положением (п.3).

Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов (п.4).

Руководство служебной деятельностью военных комиссариатов осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через командующих войсками военных округов (п.7).

В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе военные комиссариаты муниципальных образований, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения (п.9).

Военный комиссар издает приказы в пределах своих полномочий, в необходимых случаях - совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, организует и проверяет их исполнение (п.п.3 п.21).

Военный комиссар обеспечивает проведение мероприятий по защите государственной тайны и создание условий для правильной организации режима секретности, ведения секретного и мобилизационного делопроизводства (п.п.10 п.21).

Согласно приказу Командующего войсками Центрального военного округа от -Дата- «О порядке использования абонентских терминалов спутниковой, сотовой, транкинговой радиосвязи и беспроводного доступа к информационным сетям общего пользования в органах военного управления, соединениях и воинских частях Центрального военного округа», в целях совершенствования противодействия техническим средствам разведки, единого понимания и определения порядка использования абонентских терминалов спутниковой, сотовой, транкинговой радиосвязи и беспроводного доступа к информационным сетям общего пользования в органах военного управления, соединения и воинских частях Центрального военного округа, неукоснительного выполнения указаний Министра обороны Российской Федерации от -Дата- и «Инструкции по порядку использования абонентских терминалов спутниковой, сотовой, транкинговой радиосвязи и беспроводного доступа к информационным сетям общего пользования в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденной начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первым заместителем Министра обороны Российской Федерации -Дата-, утверждена и с -Дата- введена в действие Инструкция по порядку использования абонентских терминалов спутниковой, сотовой, транкинговой радиосвязи и беспроводного доступа к информационным сетям общего пользования в органах военного управления, соединениях и воинских частей Центрального военного округа (п.1).

Согласно приказу Командующего войсками Центрального военного округа от -Дата- «Об ограничении использования средств мобильной связи и других технических устройств личного пользования в органах военного управления, соединения, воинских частях и организациях Центрального военного округа», во исполнение Инструкции по порядку использования абонентских терминалов спутниковой, сотовой, транкинговой радиосвязи и беспроводного доступа к информационным сетям общего пользования в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первым заместителем Министра обороны Российской Федерации -Дата- с -Дата- запрещены внос, нахождение и использование на территориях органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Центрального военного округа технических средств личного пользования (телефонов сотовой связи, смартфонов, коммуникаторов, ноутбуков, планшетных компьютеров, средств спутниковой связи и навигации, модемов, диктофонов, фото- и видеокамер, видеорегистраторов, «умных» часов, фитнес-браслетов и других), имеющих расширенные мультимедийные возможности (функции аудиозаписи, фото- и видеосъемки, геолокации, навигации, передачи данных по сети интернет, модули Wi-Fi и Bluetooth, инфракрасный порт, разъем внешней памяти и т.д.), в том числе программные средства установки сторонних приложений и работы с ними (п.1).

Ответственность за соблюдение требований по противодействию техническим средствам разведки и технической защите информации при организации хранения и использования средств мобильной связи в органах военного управления, соединений, воинских частей и организаций Центрального военного округа возложить лично на заместителей командующего войсками Центрального военного округа, начальников управлений, отделов и служб объединенного стратегического командования Центрального военного округа, командующих объединениями, командиров соединений и воинских частей, руководителей организаций.

Внос, нахождение и использование средств мобильной связи и технических средств с расширенным мультимедийными возможностями на территории органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Центрального военного округа в связи с возможным нахождением в составе таких технических средств устройств перехвата информации расценивать как создание технических каналов утечки информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения (п.3).

С получением настоящего приказа издать приказы командующих (командиров) и руководителей организаций (военных комиссаров субъектов Российской Федерации), имеющих подчиненные соединения, воинские части и территориально обособленные структурные подразделения, организовать их доведение в установленном порядке (п.4).

Приказом Министра обороны РФ от 04 апреля 2017 года №170 утверждена Инструкция по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, которая определяет порядок приема, первичной обработки, учета, составления, оформления, изготовления, размножения, отправки, доведения, хранения, уничтожения и использования служебных документов, а также контроля за их исполнением в органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях, военных комиссариатах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.

Из п.56 указанного Приказа следует, что приказ - основной распорядительный служебный документ (нормативный акт) военного управления, издаваемый на правах единоначалия командиром (начальником) воинской части (организации), руководителем юридического лица и (или) по его решению руководителем филиала (обособленного структурного подразделения) юридического лица (форма №1 приложения №1 к настоящей Инструкции).

Командир (начальник) воинской части в соответствии со статьей 95 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации отдает письменные приказы по строевой части, по боевой подготовке и другим вопросам, право регламентировать которые ему предоставлено.

Во исполнение вышеуказанных приказов командующего войсками Центрального военного округа военным комиссаров Удмуртской Республики был издан приказ от -Дата- «О порядке использования абонентских терминалов спутниковой, сотовой, транкинговой радиосвязи и беспроводного доступа к информационных сетям общего пользования в военным комиссариате Удмуртской Республики», согласно которому, в том числе утверждена и с -Дата- введена в действие «Инструкция по порядку использования абонентских терминалов спутниковой, сотовой, транкинговой радиосвязи и беспроводного доступа к информационным сетям общего пользования в военном комиссариате Удмуртской Республики», утвержден и с -Дата- введен в действие «Регламент использования абонентских терминалов в административном здании и на сборном пункте военного комиссариата Удмуртской Республики», утверждена и с -Дата- введена в действие «Инструкция дежурному по контрольно-пропускному пункту административного здания и сборного пункта военного комиссариата Удмуртской Республики по временному хранению абонентских терминалов».

Согласно ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Приведенная конституционная норма конкретизирована в п.8 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», закрепляющем, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Согласно п.10 Указа Президента №763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Пунктом 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года №1009 (далее - Правила), определено, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

В силу пункта 17 Правил названные нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что приказ военного комиссара Удмуртской Республики от -Дата- издан в соответствии с приказами командующего войсками Центрального военного округа в целях совершенствования противодействия техническим средствам разведки в военном комиссариате Удмуртской Республике, в том числе на сборном пункте военного комиссариата Удмуртской Республики и направлен на обеспечение технической и информационной безопасности на особо охраняемых режимных объектах, в пределах предоставленных военному комиссару Удмуртской Республики полномочий.

Данный приказ направлен на регулирование конкретных правоотношений, является локальным актом, относится к организационно-распорядительным документам, распространяет свое действие на определенный круг лиц и не подлежит опубликованию в установленном законом порядке.

Таким образом, действия ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» по установлению правил использования технических средств в Военном комиссариате УР, сборном пункте УР, а также на территориях военных комиссариатов муниципальных образований являются законными, регламентированы приказом военного комиссара Удмуртской Республики от -Дата-, на основании приказов вышестоящего руководства в системе Министерства обороны Российской Федерации.

Пункт 2 ст.24 Конституции РФ устанавливает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Доводы административного истца о том, что запрет на пользование мобильными устройствами, которые позволяют ознакомиться с документами, сделать их копии, прямо противоречит вышеуказанному положению, являются несостоятельными.

Учитывая, что военные комиссариаты и здания, в которых они расположены, являются особо охраняемым режимными объектами, суд приходит к выводу о том, что проведение ознакомления с документами и материалами в них может производиться только после согласования и соответствующего разрешения руководителя организации.

В соответствии со ст.33 Конституции РФ, ст. 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Из содержания жалобы, направленной Военную прокуратуру Ижевского гарнизона следует, что ФИО1 явился в Военный комиссариат по Октябрьскому, Индустриальному и Устиновскому районам, где ему было сообщено о запрете пользования мобильным телефоном. С заявлением об ознакомлении с какими-либо документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, административный истец не обращался.

Так, принцип открытости, доступности и публичности государственных органов подлежит реализации в совокупности с правом гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, не создавая угрозу нарушения государственной безопасности.

Основанием для принятия решения суда о признании действий и приказа незаконными является одновременное их несоответствие закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Исходя из изложенного выше, в связи с отсутствием нарушения прав и свобод административного истца ФИО1 оспариваемыми действиями и приказом военного комиссара Удмуртской Республики, а также их соответствием закону, административный иск удовлетворению не подлежит.

Доказательств обратного, в нарушении ст. 62 КАС РФ, административным истцом, не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 175-180, 227, 294 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат УР» о признании незаконными действий ФКУ «Военный комиссариат УР» по запрету использования мобильных устройств в Военном комиссариате УР, сборном пункте УР, а также на территориях военных комиссариатов муниципальных образований незаконными, признании незаконным и отмене приказа военного комиссара УР от -Дата- - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2019 года.

Судья В.Ю.Суворова