Дело №2а-1377/19
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе
председательствующего судьи Масленникова М.С.,
при секретаре Бивер А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Барнаула, Комитету по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г.Барнаула с административным исковым заявлением к Администрации г.Барнаула и Комитету по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, в котором просил признать незаконным и отменить решение об отказе во внесении изменений в «Правила землепользования и застройки городского округа – г.Барнаула Алтайского края» в части изменения территориальной зоны земельного участка, расположенного по адресу: г<данные изъяты>; возложить на надлежащего административного ответчика обязанность внести изменения в «Правила землепользования и застройки городского округа – г.Барнаула Алтайского края» в части изменения территориальной зоны земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты> с территориальной зоны садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС) на общественно-деловую зону (ОД).
Впоследствии административный истец уточнил заявленные требования и просил суд признать незаконным и отменить решение об отказе во внесении изменений в «Правила землепользования и застройки городского округа – г.Барнаула Алтайского края» в части изменения территориальной зоны земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>; возложить на надлежащего административного ответчика обязанность рассмотреть заявление ФИО1 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа – г.Барнаула Алтайского края в части изменения территориальной зоны земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты> с территориальной зоны садоводческих, огороднических и дачных хозяйств на общественно-деловую зону, в соответствии с требованиями закона и с учетом фактических обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником земельного участка площадью 1042 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты> (ДНТ «Поток). На данном участке находится двухэтажный жилой дом площадью 302 кв.м. принадлежащий на праве собственности также административному истцу. Участок административного истца расположен в непосредственной близости от автомобильной дороги, в связи с чем, использовать участок для дачи и отдыха стало невозможно. В связи с чем, административный истец намерен использовать дом в качестве объекта административного назначения для оказания услуг населению. Вместе с тем, земельный участок расположен в территориальной зоне садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС), не предусматривающей вид разрешенного использования земельного участка «для эксплуатации объектов административного назначения». 12.03.2019 года административный истец обратился в Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула с заявлением о внесении изменений в «Правила землепользования и застройки городского округа – г.Барнаула Алтайского края» в части изменения территориальной зоны земельного участка с ДС на зону застройки индивидуальными жилыми домами или общественно-деловую зону. Согласно письму председателя Комитета от 08.04.2019 года данный вопрос был рассмотрен на заседании комиссии по подготовке проекта Правил. При этом комиссией рекомендовано отклонить предложение об изменении территориальной зоны, ввиду того, что вид разрешенного использования земельного участка «для ведения гражданами садоводства и огородничества» соответствует основным видам территориальной зоны ДС. Установленная Правилами территориальная зона ДС соответствует сложившейся планировке территории и существующему землепользованию. Кроме того, территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
С отказом административный истец не согласен, полагает, что отказ является незаконным. Так, участок, принадлежащий административному истцу, расположен в непосредственной близости от дороги и его нельзя использовать в садовых либо огороднических целях. По сведениям публичной карты близлежащие земельные участки (в том числе находящиеся на территории ДНТ «Поток») имеют вид разрешенного использования «для объектов общественно-делового значения», что свидетельствует об их принадлежности к территориальной зоне ОД. Решение об отказе во внесение изменений в Правила было принято органом местного самоуправления без проведения общественных обсуждений. Более того, факт отнесения принадлежащего административному истцу земельного участка к территориальной зоне, которая не соответствует функциональной зоне, установленной Генеральным планом, свидетельствует о несоответствии Правил землепользования и застройки г.Барнаула Генеральному плану города, что является недопустимым.
В отзыве на административное исковое заявление Комитет по строительству, архитектуре и развитию города просил суд отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что согласно сведениям публичной кадастровой карты вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – «для ведения гражданами садоводства и огородничества». Разрешенное использование рассматриваемого земельного участка соответствует основным видам территориальной зоны садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС). Установленная Правилами в отношении земельного участка по адресу: г<данные изъяты> территориальная зона ДС соответствует сложившейся планировке территории и существующему землепользованию. Изменение территориальной зоны приведет к нарушению пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом в том числе сложившейся планировки территории и существующего землепользования). В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. При таких обстоятельствах отказ комитета является законным и обоснованным.
Администрация города Барнаула в возражениях на административное исковое заявление просила суд отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве Комитета по строительству, архитектуре и развитию город. Дополнительно административный ответчик указал, что административным истцом выбран ненадлежащий способ защиты своих прав: Правила землепользования и застройки являются нормативным правовым актом. В связи с чем, административному истцу надо оспаривать нормативно-правовой акт в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Кроме того, Администрация города Барнаула является ненадлежащим ответчиком, поскольку оспариваемый отказ не принимала.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено ДНТ «Поток».
Административный истец, административные ответчики и заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 на удовлетворении уточненных административных требований настаивала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и письменных дополнениях к нему.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок (кадастровый номер 22:63:010511:115) площадью 1042 кв.м. по адресу: <данные изъяты> с расположенным на нем домом площадью 302 кв.м.
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования земельный участок принадлежащий ФИО1 расположен в территориальной зоне садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС).
12 марта 2019 года административный истец обратился к председателю Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула с заявлением, в котором просил изменить территориальную зону земельного участка (кадастровый номер 22:63:010511:115) с территориальной зоны ДС на Ж4 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) или на ОД (общественно-деловая территориальная зона).
Письмом Комитета по строительству, архитектуре и развитию города от 08 апреля 2019 года №160/з-321-ж административному истцу было сообщено, что его обращение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края в части изменения территориальной зоны в отношении земельного участка, принадлежащего ФИО1 рассмотрено на заседании комиссии по подготовке проекта Правил. При этом комиссией рекомендовано отклонить предложение об изменении территориальной зоны земельного участка, принадлежащего административном истцу со ссылкой на п.4 ч.1 ст.34 и ч. 4 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Рассматривая заявленные административные исковые требования, суд исходит из следующего.
К вопросам местного значения городского округа относиться, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 42 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края к полномочиям городской Думы относится утверждение Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края и Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула.
В соответствии с процедурами, установленными статьями 24 - 25 и 31 - 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовлены проекты Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края и Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Решением Барнаульской городской Думы от 26 февраля 2010 г. N 245 "Об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края" утвержден Генплан городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 г. N 834 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края.
Статьями 8 и 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что утверждение правил землепользования и застройки относиться к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования в силу пункта 2 части 2 и части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса, содержащая границы территориальных зон.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки на соответствие его, в том числе генеральному плану, в соответствии с частью 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
С учетом изложенных норм права, суд полагает, что административным истцом выбран ненадлежащий способ защиты своих прав. Поскольку Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края являются нормативным правовым актом органа местного самоуправления (Барнаульская городская Дума) и утверждение вносимых изменений в указанные правила относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления (Барнаульской городской Думы), то признание незаконным отказа комиссии по подготовке проекта Правил и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 не влечет за собой автоматического восстановление нарушенных прав административного истца (изменению территориальной зоны в отношении земельного участка истца). При рассмотрении проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки Барнаульская городская Дума может как утвердить проект изменений в Правила, так и вернуть его на доработку.
При таких обстоятельствах административному истцу следует оспаривать в судебном порядке (глава 21 КАС РФ) решение Барнаульской городской Думы об утверждении правил землепользования и застройки в части установления в отношении земельного участка административного истца территориальной зоны ДС.
Исходя из того, что административным истцом выбран ненадлежащий способ защиты своих прав, суд отказывает ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.С. Масленников
Полный текст решения изготовлен 30 июля 2019 года