ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1377/2023 от 19.01.2024 Лениногорского городского суда (Республика Татарстан)

УИД 16RS0041-01-2023-002017-26

Дело №2а-57/2024

учет 3.022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2024 года г. Лениногорск Республика Татарстан

Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи А.Е. Борисовой,

при ведении протокола судебного заседания А.А. Панариной,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т.Р.Н. к административному ответчику Исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и обязании выдать уведомление о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства,

УСТАНОВИЛ:

Т.Р.Н. обратился в суд с административным иском к Исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и обязании выдать уведомление о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства, в обоснование заявленных требований, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. С целью осуществления планируемого строительства ДД.ММ.ГГГГ он направил в Исполнительный комитет муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан уведомление о планируемом строительстве жилого дома. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, административный ответчик указал на несоответствие параметров, указанных в уведомлении, установленным правилам землепользования и застройки муниципального образования Лениногорского муниципального района Республики Татарстан, а именно то, что указанный земельный участок находится в зоне с особыми условиями использования объектов компании ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина, поскольку на охранной зоне расположена ликвидированная скважина.

Сославшись на указанные обстоятельства, Т.Р.Н. просит суд признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и обязать выдать уведомление о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), АО «Сетевая компания» в лице филиала Бугульминские электрические сети.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МКУ ПИиЗО и ЭПУ «Лениногорскгаз».

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу по РТ.

В судебном заседании административный истец Т.Р.Н. исковые требования поддержал в полном объеме.

Административный ответчик Исполнительный комитет муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении административного искового заявления отказать. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина – ФИО в судебном заседании просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Представитель заинтересованного лица АО «Сетевая компания» - ФИО в судебном заседании пояснил, что данный участок находится в охранной зоне, в которой запрещено строительство.

Представитель заинтересованного лица МКУ ПИиЗО ЛМР РТ в суд не явился, в письменном отзыве просил в удовлетворении административного иска отказать.

Представители заинтересованных лиц Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и ЭПУ «Лениногорскгаз» в судебное заседание не явились.

Представитель заинтересованного лица Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу по РТ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Из материалов дела следует, что Т.Р.Н. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>

Согласно выписке, из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН земельный участок с кадастровым , поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о каких-либо ограничениях использования земельного участка отсутствуют.

Согласно Правилам безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденным Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности» и приложению Приказа Ростехнадзора земельный участок с кадастровым находится в зоне с особыми условиями использования, поскольку минимальное расстояние от устьев нефтяных скважин со станками – качалками, нагнетательных, ликвидированных до жилых зданий и сооружений составляет 150 метров.

ДД.ММ.ГГГГТ.Р.Н. обратился в ИК МО «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ИК МО «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан уведомило заявителя о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке на основании того, что земельный участок находится в зоне с особыми условиями использования и в соответствии с Правилами благоустройства МО «<адрес>», утвержденных решением Лениногорского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) расположен в охранной зоне.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с под. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Таким образом, размещение тех или иных объектов недвижимости осуществляется исходя из правового режима земельного участка, требований градостроительных регламентов, иных норм и требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации") или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 указанной статьи проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным названным Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (пункт 1 часть 7).

В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Учитывая вышеизложенное, суд исходит из того, что предметом доказывания является определение правового режима земельного участка, исходя из его принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования, а также наличие ограничений в его использовании.

Из материалов административного дела следует, что спорный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства. Данные сведения содержатся в ЕГРН, что подтверждается соответствующей выпиской, в котором отсутствуют сведения о каких-либо ограничениях в его использовании.

Правилами благоустройства МО «г. Лениногорск», утвержденных решением Лениногорского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что указанный земельный участок с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, частично в охранной зоне ВКЛ 0,4кВ ЗТП-29г, в охранной зоне газораспределительных сетей и охранной зоне ликвидированных нефтяных скважин.

В соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, в том числе в случаях, если необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения; необходимы установление, изменение или отмена красных линий.

В соответствии с п. 2 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в частности, со строительством, реконструкцией таких объектов государственного или местного значения, как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий;

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно глав 9 и 10 Правил землепользования и застройки Муниципального образования «город Лениногорск» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан, на карте градостроительного зонирования:

1) установлены территориальные зоны в соответствии со статьей 35 настоящих Правил;

2) отображены зоны с особыми условиями использования территории – отображение информации в главе 10.

Карты зон с особыми условиями использования территорий являются составной графической частью настоящих Правил, на которых отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий. Информация, отраженная на настоящих картах содержит:

санитарно-защитные зоны производственных и иных объектов;

санитарные разрывы автомобильных дорог и железнодорожных путей;

санитарные разрывы магистрального газопровода, промысловых трубопроводов;

охранная зона магистрального газопровода;

охранные зоны ликвидированных нефтяных скважин;

охранные зоны промысловых трубопроводов;

охранные зоны линий электропередачи;

охранная зона туберкулезного диспансера;

зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;

водоохранные зоны поверхностных водных объектов;

прибрежные защитные полосы поверхностных водных объектов;

береговые полосы поверхностных водных объектов;

приаэродромную территорию аэропорта ОАО «Ак Барс Аэро».

В соответствии с ч. 9 ст. 33 Правил землепользования и застройки Муниципального образования «город Лениногорск» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан Приложение 2 «Карта зон с особыми условиями использования территорий муниципального образования «Город Лениногорск», на которой отображены - охранные зоны ликвидированных скважин, установленные в соответствии с «Временным положением ОАО «Татнефть» по оборудованию устьев скважин при ликвидации», утвержденным ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 43 Правил землепользования и застройки Муниципального образования «город Лениногорск» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан использование земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в пределах зон, обозначенных на картах зон с особыми условиями использования территорий города Лениногорск настоящих Правил, определяется:

1) градостроительными регламентами, определенными статьей 35 применительно к соответствующим территориальным зонам, обозначенным на карте статьи 33 настоящих Правил, с учетом ограничений, определенных настоящей статьей;

2) ограничениями, установленными законами, иными нормативными правовыми актами применительно к санитарно-защитным, водоохранным и иным зонам ограничений.

Охранные зоны ликвидированных нефтяных скважин.

В соответствии с «Временным положением ОАО «Татнефть» по оборудованию устьев скважин» охранные зоны ликвидированных нефтяных скважин составляют 150 м.

Виды запрещенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах охранной зоны ликвидированной нефтяной скважины - любые виды строительства.

Таким образом, в силу императивных требований Правил землепользования и застройки г. Лениногорска строительство жилых домов в пределах охранных зон запрещено, в связи, с чем у административного ответчика исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан отсутствуют правовые основания для выдачи уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства в порядке, определенном статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ч.ч. 8 - 10 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

При этом строительство или реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии у административного ответчика оснований для вынесения оспариваемого решения в форме уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

Принимая во внимание, что у ИК МО «Лениногорский муниципальный район» имелись предусмотренные законом основания для принятия уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Т.Р.Н. к административному ответчику Исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметрам объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и обязании выдать уведомление о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме через Лениногорский городской суд Республики Татарстан.

Судья Лениногорского городского суда

Республики Татарстан подпись А.Е. Борисова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна. Судья А.Е. Борисова

Подлинник данного документа подшит в деле №2а-57/2024, хранящемся в Лениногорском городском суде Республики Татарстан.