Дело № 2а-13783/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] в г. Нижний Новгород Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Буруновой С.В., при секретаре Мудряковой Е.И., с участием: представителя административного истца – помощник прокурора Кокорева С.Н., представителя административного ответчика – ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о признании незаконным бездействия по неустановлению границ водоохранной зоны и прибрежной полосы реки Рахма и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о признании незаконным бездействия по неустановлению границ водоохранной зоны и прибрежной полосы реки Рахма и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование требований указал следующее: на территории г.о.г. Нижний Новгород и Кстовского района Нижегородской области расположена река Рахма общей протяженностью 18 км; границы водоохранной зоны и границы прибрежной полосы указанного водного объекта не установлены; соответствующие сведения в публичной кадастровой карте отсутствуют; информация о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосе водного объекта в Государственном водном реестре отсутствует; по факту непринятия мер в адрес Министерства экологии и природных ресурсов природоохранной прокуратурой в [ 00.00.0000 ] вносилось представление об устранении отмеченных нарушений закона, однако до настоящего времени действительных мер по устранению нарушений закона не принято.
По этим основаниям Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор просит признать незаконным бездействие Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее – Министерство), выразившееся в не установлении границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы р. Рахма, возложить на Министерство в отношении р. Рахма обязанность по: определению ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; описанию границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, их координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических материалах; предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы, включающих картографические материалы, в Нижегородский отдел Верхне-Волжского бассейнового водного управления для внесения их в государственный водный реестр.
В судебном заседании помощник прокурора Кокорев С.Н. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ФИО1 поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления и его должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ).
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.8 и 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме. Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п.17 ст.1 Водного кодекса РФ, охрана водных объектов – система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных ресурсов.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Частями 15 - 17 статьи 65 Водного кодекса РФ установлены ограничения и запреты на использование земель в пределах границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
В соответствии с частью 18 статьи 65 Водного кодекса РФ установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (границы), в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 № 17 утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (далее – Правила).
Согласно пункту 4 Правил, в целях установления границ органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивается: а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса РФ; б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
В соответствии с пунктом 5 Правил сведения о границах, в том числе картографические материалы, в месячный срок представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр.
Судом установлено и административным ответчиком не оспаривается, что водный объект - река Рахма (расположенный на территории городского округа город Нижний Новгород и Кстовского района Нижегородской области) - находится в федеральной собственности, до настоящего времени границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы указанного водного объекта не установлены, соответствующие сведения в федеральное агентство водных ресурсов не переданы, таким образом приведенные выше требования федерального законодательства в отношении реки Рахма не выполнены.
Частью 2 статьи 7 Водного кодекса РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 55 Водного кодекса РФ охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 данного Кодекса.
Пунктом 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса РФ предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 Правил установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1. Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 года № 965 Министерство является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды, в том числе использования и охраны водных объектов, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в данной сфере всоответствии с федеральным законодательством.
Таким образом, органом государственной власти Нижегородской области, реализующим полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Нижегородской области является Министерство; именно на него возложена обязанность выполнения требований федерального законодательства по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта, которая в отношении реки Рахма до настоящего времени не выполнена; в течение длительного времени, в частности – в [ 00.00.0000 ] и первого полугодии [ 00.00.0000 ] (до дня обращения прокурора с административным иском – [ 00.00.0000 ] ) Министерством не предприняты необходимые и достаточные меры, направленные на выполнение требований федерального законодательства по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта, доказательств обратного вопреки требованиям ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ административным ответчиком не представлены.
Административный ответчик, соглашаясь с тем, что до настоящего времени возложенные на него вышеуказанные обязанности не выполнены, ссылается на то, что работы проводятся исходя из объема средств, выделяемых из федерального бюджета, и все необходимые меры были предприняты, Минэкологии Нижегородской области в течение [ 00.00.0000 ] . неоднократно предпринимало попытки согласовать выделение субвенций федерального бюджета у главного распорядителя бюджетных средств – Федерального агентства водных ресурсов; в итоге перечень на определение водоохранных зон ряда водных объектов, в том числе и реки Рахма, и их прибрежных защитных полос в [ 00.00.0000 ] был согласован Федеральным агентством [ 00.00.0000 ] .
Принимая во внимание, что, не смотря на согласование [ 00.00.0000 ] перечня на определение водоохранных зон ряда водных объектов (в том числе р. Рахма) и заключение государственного контракта, требования федерального законодательства по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта в отношении р. Рахма до настоящего времени не выполнены, суд находит требования природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Полагая допущенное бездействие нарушающим права, свободы и законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, суд исходит из положений пункта 2 Правил, в силу которых установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.
Бездействие, выразившееся в неустановлении границ, не позволяет предотвратить указанные негативные последствия, чем нарушает гарантированное статьёй 42 Конституции Российской Федерации, статьей 6 Водного кодекса РФ право каждого на благоприятную окружающую среду и на доступ к водным объектам общего пользования, их беспрепятственное использования для личных и бытовых нужд, создает условия для неправомерного занятия и использования территории водоохранных зон.
В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В целях устранения допущенного нарушения на административного ответчика следует возложить обязанности обеспечить: определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта на картографических материалах, а также обязать в месячный срок представить сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос, в том числе картографические материалы, в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр. Выполнение названных мероприятий предусмотрено законом в целях установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Предложенный прокурором срок выполнения предусмотренных законом мероприятий суд считает разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, выразившееся в неустановлении границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Рахма, расположенной в границах городского округа город Нижний Новгород и в Кстовском районе Нижегородской области.
Обязать Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской областив целях установления границ реки Рахма, расположенной в границах городского округа город Нижний Новгород и в Кстовском районе Нижегородской области, в течение двух лет со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить:
определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;
описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;
отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта на картографических материалах.
Обязать Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области в месячный срок представить сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос реки Рахма, расположенной в границах городского округа город Нижний Новгород и в Кстовском районе Нижегородской области, в том числе картографические материалы, в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр.
Обязать Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской областисообщить об исполнении настоящего решения в суд и лицу, которое являлось административным истцом по административному делу, в течение одного месяца со дня исполнения решения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья С.В. Бурунова