ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1378/19 от 10.07.2019 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

79RS0002-01-2019-002474-53

Дело № 2а-1378/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Биробиджан 10 июля 2019 года

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Хроленок Т.В.,

при секретаре Леонтьевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области, Федеральной службе судебных приставов России, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о снятии запрета на совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства, обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

ФИО5 обратился в суд с иском к УМВД России по Еврейской автономной области, УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о снятии запрета на регистрационные действия в отношении транспортного средства марки <данные изъяты>, государственный регистрационный номер . Свои требования мотивировал тем, после оплаты задолженности, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП № 1 ФИО1 было вынесено, но за запрет по настоящее время не снят. Просит снять запреты на регистрационные действия автомобиля марки <данные изъяты>, государственный регистрационный номер .

ДД.ММ.ГГГГ данное исковое заявление было принято судом к своему производству.

В судебном заседании 19.06.2019 представитель ответчика УМВД России по Еврейской автономной области ФИО6, действующий на основании доверенности, суду пояснил, что ограничение поставлено в очередь на проверку, снятие запрета не проходит из-за несоответствия данных по номерам исполнительного производства, которое надлежит устранить УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, просил в удовлетворении иска в части требований к УМВД России по Еврейской автономной области отказать.

Представитель ответчика УМВД России по Еврейской автономной области ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ против удовлетворения иска возражала по доводам письменного отзыва, просила суд исковые требования к УМВД России по Еврейской автономной в части снятия запрета на регистрационные действия отказать.

Определением суда от 27.06.2019 суд перешел к рассмотрению искового заявления в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), в качестве административных ответчиков привлечены: МВД России, ФССП России.

Административный истец ФИО5 в судебное заседание не явился, обеспечив явку своего представителя.

Представитель административного истца – ФИО8, действующий на основании доверенности исковые требования уточнил, просил обязать административных ответчиков снять запрет на совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства марки <данные изъяты>, государственный регистрационный номер Суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отмене запрета на регистрационные действия в отношении транспортного средства марки <данные изъяты>, государственный регистрационный номер . Однако до настоящего времени запрет на регистрационные действия не снят, чем нарушено право административного истца. В ГИБДД УМВД по Еврейской автономной области постановление на бумажном носителе не принимают. В настоящее время исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением. Просил административный иск удовлетворить.

Представитель административных ответчиков МВД России, УМВД России по Еврейской автономной области ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске в части требований к МВД России, УМВД России по Еврейской автономной области о снятии запрета отказать. Суду пояснила, что на сегодняшний день на регистрационные действия указанного автомобиля имеется запрет от ДД.ММ.ГГГГ. В ФИС ГИБДД-М хранятся полученные от ФССП России электронные копии постановлений о наложении запретов и отмене запретов на регистрационные действия в отношении транспортных средств, о чем должностным лицам Госавтоинспекции предоставляется соответствующая информация, в том числе при регламентных проверках. Информация об отмене запрета может быть представлена должностным лицам при наличии в ФИС ГИБДД-М соответствующего электронного документа. Для предоставления должностным лицам ГИБДД электронной копии постановления об отмене запрета необходимо наличие в ней ссылки на электронную копию постановления о наложении соответствующего запрета. Для чего копия постановления об отмене запрета в электронном виде содержит необходимые системные реквизиты отменяемого постановления о запрете, что позволяет однозначно идентифицировать запрет, подлежащий отмене. Копия указанного постановления на бумажном носителе не содержит информацию, предназначенную для однозначной идентификации электронной копии постановления о запрете, подлежащем отмене, что не позволяет использовать ее в информационном обмене между ФССП России и МВД России. Положениями об УМВД России по ЕАО, МРЭО ГИБДД УМВД России по ЕАО, функция по снятию запретов и (или) ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных судебными приставами-исполнителями в отношении транспортных средств, не предусмотрена. В данный момент постановление находится в обработке в ФИС ГИБДД-М.

Представитель административного ответчика УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО9 суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем запрет на регистрационные действия в отношении транспортного средства ФИО5 отменен, постановление направлено в ГИБДД посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Поскольку запрет на регистрационные действия не был снят, ФИО5 обратился к судебному приставу-исполнителю, который вынес постановление на бумажном носителе и направил в ГИБДД. Кроме того, в июле 2019 года судебным приставом направлены заявки на линию техподдержки и Центральный аппарат с просьбой о содействии в отмене запрета. Однако решения данной проблемы не поступило. Пункт 2 Приказа № 178/565 от 29.08.2018 предусматривает, что обмен информацией, представляемый на бумажном носителе и (или) электронном виде, осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также с использованием средств почтовой, факсимильной, электронной и телеграфной связью. В материалах дела имеется скриншот, где указано, что постановление о снятии запрета отправлено электронно и в базе ГИБДД оно находится «в обработке». Просила в удовлетворении исковых требований ФИО5 к УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области отказать.

Представитель административного ответчика ФССП России в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть данное административное дело в его отсутствие.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 статьи 219 КАС РФ предусмотрено, что гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

В судебном заседании установлено, что о нарушении своих прав ФИО5 узнал в начале мая 2019 года. С административным иском о признании незаконным бездействия органов государственной власти и должностного лица истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ срока.

Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности указанных решений, действий (бездействия) суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Статей 12 ФЗ «О судебных приставах» определены полномочия судебного пристава-исполнителя службы судебных приставов. Так, в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в числе прочего: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого; объявляет и осуществляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества и др.

Исполнительные действия, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель в процессе исполнения требований исполнительных документов, перечислены в статье 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Мерами принудительного исполнения являются в числе прочих, иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом (пункт 11 части 3 статьи 68 Федерального закона № 229-ФЗ).

Из материалов дела установлено, что ФИО5 является собственником транспортного средства марки Lexus RX 350, государственный регистрационный номер <***>.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Биробиджану № 1 УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области на основании исполнительного документа постановления СПИ от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ФИО2 возбуждено исполнительное производство -ИП, после реорганизации номер исполнительного производства изменен на -ИП о взыскании исполнительского сбора в размере 1 000 рублей.

В рамках данного исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя установлен запрет регистрационных действий в отношении транспортного средства марки <данные изъяты>, государственный регистрационный номер

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Биробиджану № 1 УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО1 вынесено постановление об отмене мер о запрете на регистрационные действия в отношении указанного транспортного средства.

Данное постановление посредством электронного документооборота направлено в МВД России-ГИБДД, взыскателю, должнику, центральный аппарат (ФССП).

ДД.ММ.ГГГГ информация о снятии запретов на регистрационные действия в отношении транспортных средств направлялось заместителем начальника отдела УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области в ГИБДД УМВД России по и Еврейской автономной области по средством СМЭВ.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ информация об автоматическом изменении номера исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ на -ИП направлялось судебным приставом–исполнителем ФИО3 в ГИБДД УМВД России по Еврейской автономной области на бумажном носителе.

В судебном заседании также установлено, что административный истец предоставлял в МРЭО ГИБДД УМВД России по Еврейской автономной области подлинник постановления судебного пристава о снятии запрета на регистрационные действия транспортного средства на бумажном носителе, который не был принят для его исполнения.

Вместе с тем, информация об отмене запрета в ФИС ГИБДД-М не размещена, запрет на регистрационные действия с автомобилем продолжает действовать для пользователей данного специального программного обеспечения.

В соответствии со статьёй 62 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» сотрудники органов внутренних дел в пределах предоставленных им федеральным законом полномочий оказывают содействие судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, в порядке, установленном совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, и федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Пунктом 41 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возложена обязанность оказывать содействие судебным приставам в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, при осуществлении розыска гражданина - ответчика по гражданскому делу, а также должника, имущества должника или розыска ребенка по исполнительным документам.

Совместным приказом Минюста России и МВД России от 29.08.2018 № 178/565 утвержден Порядок оказания сотрудниками органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, а также при розыске на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина-ответчика.

Согласно данному Порядку от 29.08.2018 № 178/565 обмен информацией, представляемой на бумажном носителе и (или) в электронной форме, осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также с использованием средств почтовой, факсимильной, электронной, телеграфной связи и связи специального назначения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных (абзац 2 пункта 2).

В целях создания условий для оказания содействия сотрудниками органов внутренних дел ФССП России, ее территориальные органы направляют в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в территориальные органы МВД России по месту совершения исполнительных действий копии постановлений о наложении (снятии) запрета на проведение регистрационных действий в отношении транспортных средств, зарегистрированных за должником (подпункт 1 пункта 4).

Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 утверждено Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, которая представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам, о программных и технических средствах, обеспечивающих единый документированный способ взаимодействия информационных систем органов и организаций посредством технологии очередей электронных сообщений, обеспечивающей взаимодействие программ в асинхронном режиме, не требующей установки между ними прямой связи и гарантирующей получение передаваемых электронных сообщений, и сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие (пункт 2).

Система взаимодействия предназначена для обеспечения исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме (абзац 2 пункта 4).

Одной из основной функции системы взаимодействия является обеспечение обмена электронными сообщениями между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия, при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций (подпункт «б» пункта 6).

Согласно пункту 7 данного Положения в целях исполнения своих функций система взаимодействия обеспечивает:

а) доступ к единому электронному сервису системы взаимодействия и электронным сервисам информационных систем, подключенных к системе взаимодействия;

б) получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия органов и организаций с обеспечением фиксации времени передачи, целостности и подлинности электронных сообщений, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме;

в) возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к системе взаимодействия;

г) защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, ее искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в систему взаимодействия до момента передачи ее в подключенную к системе взаимодействия информационную систему;

ж) присвоение и использование уникальных кодов электронных сообщений, передаваемых в системе взаимодействия при осуществлении межведомственного электронного взаимодействия в рамках процесса предоставления государственной или муниципальной услуги или исполнения государственной или муниципальной функции, в соответствии с техническими требованиями.

Приказом МВД России от 05.02.2016 № 60 утверждена Инструкция по эксплуатации специального программного обеспечения федеральной информационной системы Госавтоинспекции (ФИС ГИБДД-М), согласно которой в ФИС ГИБДД-М входит подсистема «Транспортные средства» - предназначенная для автоматизации проведения регистрационных действий с транспортными средствами в целях обеспечения предоставления подразделениями Госавтоинспекции государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, включая межведомственное информационное взаимодействие в ходе предоставления государственной услуги (пункт 5.1).

Общий контроль за функционированием ФИС ГИБДД-М осуществляет ГУОБДД МВД России (пункт 44).

Приказом ФССП России от 09.04.2018 № 148 утверждены требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица ФССП, вынесенного в форме электронного документа.

Из анализа приведенных норм права следует, что при нормальном функционировании информационных систем ФССП России и МВД России, а также создание судебным приставом-исполнителем документов в электронном виде в правильном, в соответствии с установленными требованиями, формате с присвоением и использованием уникальных кодов, исполнение постановлений о снятии запрета (внесение информации в ФИС ГИБДД-М) происходило бы в автоматическом режиме либо вручную.

Свидетель ФИО4, занимающий должность старшего государственного инспектора ОГИБДД УМВД России по Еврейской автономной области, в судебном заседании показал, что согласно Административному регламенту МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним не производятся регистрационные действия, в связи с действующими в наличии запретами и ограничениями на совершение регистрационных действий. В скриншоте с автоматизированной базы данных видно, что судебный пристав действительно пытался снять запрет в отношении транспортного средства марки <данные изъяты>, государственный регистрационный номер . Однако на сегодняшний день запрет на регистрационные действия является действующим. В 2017 году при наложении ограничения в электронном виде, номер исполнительного производства был , после реорганизации УФССП по ЕАО номер исполнительного производства изменился на , в связи с чем и возникла проблема.

В соответствии с пунктом 3 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 26.06.2018 № 399, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации наложены запреты и (или) ограничения на совершение регистрационных действий.

Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России на постоянной основе обеспечивается получение посредством системы межведомственного электронного взаимодействия и последующая автоматизированная обработка в специальном сервисе ФИС ГИБДД-М поступающих без участия человека копий в электронном виде постановлений судебных приставов о наложении и отмене запретов на регистрационные действия в отношении транспортных средств согласно пункту 4 Порядка оказания сотрудниками органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, а также при розыске на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина-ответчика, утвержденного совместным приказом Министерства юстиции и МВД России от 29.08.2018 № 178/565, ФССП России и МВД России.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами административного дела, что УФССП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области при наличии информации о том, что запрет не снят, обращалось в техническую поддержку АИС ФССП России, а также о возникшей проблеме информировало Управление организации исполнительного производства ФССП России.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административным ответчиком УФССП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области произведена отмена запрета на регистрационные действия в отношении транспортного средства ФИО5, постановление направлено в МВД России – ГИБДД выполнены необходимые действия в соответствии с положениями Порядка оказания сотрудниками органов внутренних дел содействия судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, а также при розыске на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина-ответчика, утвержденного совместным приказом Министерства юстиции и МВД России от 29.08.2018 № 178/565, ФССП России и МВД России.

Из ответа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ следует, что изменение статуса запрета на регистрационные действия в отношении транспортного средства, ранее наложенного на основании постановления судебного пристава-исполнителя в электронном виде, представляется возможным исключительно в случае поступления в адрес ГУ ОБДД МВД России обращения ФССПА России с указанием реквизитов электронного документа, однозначно идентифицирующих данный запрет.

Вместе с тем, согласно пункту 44 Инструкции общий контроль за функционированием ФИС ГИБДД-М осуществляет ГУОБДД МВД России, который является структурным подразделением МВД России (пункт 1 Положения о ГУОБДД, утверждённого приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ).

Учитывая, имеющиеся материалы дела, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по данному административному делу является МВД России. Следовательно, в удовлетворении требований ФИО5 к ФССП России, УМВД России по Еврейской автономной области, УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о снятии запрета на совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства надлежит отказать.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о восстановлении нарушенного права ФИО5, в связи с чем, считает необходимым возложить на МВД России обязанность по снятию запрета на регистрационные действия , имеющееся в Единой базе ГИБДД РФ на транспортное средство марки <данные изъяты>, государственный регистрационный номер , установленный ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства ИП) от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административные исковые требования ФИО5 к Министерству внутренних дел Российской Федерации об отмене запрета на совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства, обязании устранить допущенные нарушения, удовлетворить.

Обязать Министерство внутренних дел Российской Федерации снять запрет на совершение регистрационных действий от ДД.ММ.ГГГГ в отношении транспортного средства марки <данные изъяты>, государственный регистрационный номер , установленный в рамках исполнительного производства -ИП) от ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении административных исковых требований ФИО5 к Федеральной службе судебных приставов России, Управлению Министерства внутренних дел России по Еврейской автономной области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области.

Судья Т.В. Хроленок

Мотивированное решение составлено 12.07.2019