Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 28 мая 2018 года
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Воронцовой Е.С.,
при секретаре Дмитриевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1379/18 по административному иску Мухаммаджонова Исмоилжона Санъатжона угли к УМВД России по Тамбовской области о признании незаконным решения об устном отказе в принятии заявления об оформлении патента и устранении допущенных нарушений, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 у. подал административный иск в суд к УМВД России по Тамбовской области, в котором указал, что 23.04.2018 он обратился в УВМ УМВД России по Тамбовской области с заявлением об оформлении патента. В устном порядке ему отказано в приеме указанного заявления.
Административный истец считает, что считает устный отказ в приеме заявления нарушающим ст. 13.3. Федерального закона от 24.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которым установлено, что территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина заявления о выдаче патента обязан выдать данному иностранному гражданину патент или уведомление об отказе в его выдаче.
ФИО1 у. просит суд указанный отказ признать незаконным, обязать УМВД России по Тамбовской области принять заявление об оформлении патента и взыскать с УМВД России по Тамбовской области судебные расходы по оплате госпошлины.
В судебное заседание ФИО1 у. не явился.
В адрес административного истца судом направлялась телеграмма с уведомлением о месте и дате рассмотрения дела, однако почтовая корреспонденция адресатом получена не была, возвращена с отметкой почтового отделения связи - "адресат по извещению за телеграммой не является".
Применительно к правилам части 2 статьи 100 КАС РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по причине неявки адресата по извещению, следует считать надлежащим извещением о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
В соответствии со статьей 150 КАС РФ, статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
В связи с изложенным суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО1 у.
Его представитель по доверенности ФИО2 требования административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО3 с заявленными требованиями не согласилась, указав, что 23.04.2018 около 16 час. 30 мин. в административное здание УМВД России по Тамбовской области, расположенное по адресу: <...>, обратился с заявлением об оформлении патента гражданин Республики Узбекистан ФИО1 у. В ходе изучения данного заявления были выявлены несоответствия в персональных данных заявителя. В графе «срок постановки на учет по месту пребывания» было указано по 24.08.2018. При этом фактический срок постановки на учет ФИО1 у. – до 24.04.2018. Кроме того, в заявлении имелись орфографические ошибки, на что ФИО1 у. было указано и предложено устранить имеющиеся недостатки и подать заявление повторно. Однако, в дальнейшем ФИО1 у. с заявлением об оформлении патента не обращался. Согласно п. 43 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, утвержденного приказом МВД России от 20.10.2017 № 800, в случае если нарушены требования к форме, содержанию заявления и прилагаемым к нему документам (п.п. 34-37 Административного регламента), при наличии ошибок в указанных заявителем персональных данных или при наличии в представленных документах записей, исполненных карандашом или имеющих подчистки, приписки, зачеркнутых слов, неоговоренных исправлений, а также при отсутствии в них необходимых сведений, подписей, печатей, заявителю предлагается устранить имеющиеся недостатки и подать документы повторно. Таким образом, оспариваемые ФИО1 у. действия являются законным и обоснованными. Решение об отказе в принятии заявления об оформлении патента не принималось.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
КАС РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (часть 1 статьи 1). В том числе дел: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (пункт 2 части 2 статьи 1).
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из административного иска, материалов дела и установленных в судебном заседании обстоятельств следует, что ФИО1 у. желает осуществлять трудовую деятельность на территории Тамбовской области.
В этих целях он 23.04.2018 обратился в УМВД России по Тамбовской области, а именно к начальнику отделения по вопросам трудовой миграции управления по вопросам миграции УМВД России по Тамбовской области М.Э.В., для подачи заявления на оформление патента.
В данном заявлении ФИО1 у. неверно указал наименование Тамбовской области, а также допустил иные орфографические ошибки. Также в графе «срок постановки на учет по месту пребывания» административный истец определил по 24.08.2018 (в представленном в материалы дела заявлении указано 24.04.2018 (л.д. 19). При этом фактический срок постановки на учет ФИО1 у. – не по, а до 24.04.2018, т.е по 23.04.2018.
В связи с указанными недостатками ФИО1 у. предложено их устранить и подать заявление повторно.
В силу п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Согласно п. 1 ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ правом осуществления трудовой деятельности на основании патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом обладают иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет.
Для получения патента иностранный гражданин в течение тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию представляет лично или через уполномоченную субъектом Российской Федерации организацию, указанную в пункте 9 статьи 13 настоящего Федерального закона, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции заявление и документы, перечень которых приведен в ч. 2 ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ.
Сроки и последовательность административных процедур при предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации определены утвержденным приказом МВД России от 20.10.2017 № 800 Административным регламентом.
В соответствии с п. 43 данного регламента в случае, если нарушены требования к форме, содержанию заявления и прилагаемым к нему документам (пункты 34-37 настоящего Административного регламента), при наличии ошибок в указанных заявителем персональных данных или при наличии в представленных документах записей, исполненных карандашом или имеющих подчистки, приписки, зачеркнутых слов, неоговоренных исправлений, а также при отсутствии в них необходимых сведений, подписей, печатей, заявителю предлагается устранить имеющиеся недостатки и подать документы повторно.
Поскольку действия должностных лиц УМВД России по Тамбовской области совершены в строгом соответствии с законом, оснований для удовлетворения административного иска не усматривается.
Кроме того, оспариваемые действия не нарушают и не препятствуют в реализации каких-либо прав административного истца, т.е. в рассматриваемом случае совокупность предусмотренных ст. 227 КАС РФ условий как несоответствие решений, действий (бездействие) закону и нарушение этими решением, действиями (бездействием) прав и свобод административного истца отсутствует.
В административном иске ФИО1 у. ошибочно полагает, что ему было отказано в принятии заявления об оформлении патента. Такого решения административный ответчик не принимал, поскольку для этого решения п. 42 Административного регламента предусмотрены иные основания.
Поскольку в удовлетворении административного иска следует отказать, в силу ст. 111 КАС РФ оснований для взыскания с административного ответчика судебных расходов не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Мухаммаджонова Исмоилжона Санъатжона о признании незаконным решения об устном отказе в принятии заявления об оформлении патента и обязании УМВД России по Тамбовской области принять данное заявление, взыскании судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Воронцова
Решение в окончательной форме изготовлено 29.05.2018
Судья Е.С. Воронцова