ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-137/19 от 21.02.2019 Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

КОПИЯ

дело № 2а-137/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тарко-Сале ЯНАО 21 февраля 2019 года

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Сологуб М.В., при секретаре судебного заседания Гродецкой Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-137/2019 по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу к общественному объединению Пурпейский орган общественной самодеятельности о ликвидации некоммерческой организации и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Минюста РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу обратилось с административным иском о ликвидации общественного объединения Пурпейский орган общественной самодеятельности и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Административный иск мотивирован тем, что в нарушение п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», Федерального закона от 23.12.2004 № 185 –ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей общественное объединение Пурпейский орган общественной самодеятельности не представило сведения по внесению кодов общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее – ОКВЭД) в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), что согласно ст. 44 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», а также пп. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ является основанием для ликвидации юридического лица по решению суда.

Представитель административного истца при надлежащем извещении о судебном заседании в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.

Представитель административного ответчика при надлежащем извещении в соответствии с ч. 5 ст. 96 КАС РФ по адресу регистрации юридического лица в заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

В соответствии со ст. 151 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей административного истца и административного ответчика.

Оценив доводы иска, исследовав представленные административным истцом доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ " Об общественных объединениях "(далее-Федеральный закон №82-ФЗ).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "Об общественных объединениях " общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Согласно ст. 21 Федерального закона "Об общественных объединениях»" для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации (абз.2 ст. 21 Федерального закона " Об общественных объединениях ").

Статьёй 29 Федерального закона №82-ФЗ установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ и абзаца третьего части 1 статьи 44 Федерального закона №82-ФЗ основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.

В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию.

Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.

К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.

В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан; использование объединением граждан в своем наименовании наименований органов государственной власти, местного самоуправления; оказание объединением граждан услуг без получения соответствующей лицензии (статья 14 Закона об общественных объединениях, часть 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 9 и 19 Закона о свободе совести).

Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства.

Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения.

Из материалов дела следует и установлено судом, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Минюста РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу принято решение о государственной регистрации общественного объединения Пурпейский орган общественной самодеятельности.

На основании указанного решения ДД.ММ.ГГГГ Управлением ФНС России Ямало-Ненецкому автономному округу в ЕГРЮЛ внесены сведения о регистрации общественного объединения Пурпейский орган общественной самодеятельности с присвоением основного регистрационного номера .

ДД.ММ.ГГГГ Управлением ФНС России Ямало-Ненецкому автономному округу в Управление Минюста РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу направлено уведомление о необходимости проведения работы с общественным объединением Пурпейский орган общественной самодеятельности с целью представления последним информации о кодах ОКВЭД для внесения в ЕГРЮЛ.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Минюста РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу председателю общественного объединения Пурпейский орган общественной самодеятельности направлено предупреждение (представление) от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости в 30-дневный срок со дня получения предупреждения представить в Управление Минюста РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме № Р140001 с приложением листа «Н» - «Сведения о кодах ОКВЭД» и листа «Р»- «Сведения о заявителе».

Предупреждение (представление) адресатом получено не было, возвращено отправителю.

Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учёт юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Согласно внесённым изменениям с 01.01.2004 в состав сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, включены сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Между тем, несмотря на предупреждение (представление), направленное Управлением Минюста РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу общественное объединение Пурпейский орган общественной самодеятельности не направил в адрес Управлением Минюста РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ с указанием кодов ОКВЭД, что является нарушением общественным объединением действующего законодательства.

Вместе с тем, согласно разъяснениям вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения. Совершение административным ответчиком после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона от 06.09.2018 аналогичного или иного нарушения действующего законодательства административным истцом не доказано, поскольку повторного предупреждения об устранении аналогичного выявленного нарушения либо вынесение предупреждения об устранении иного нарушения действующего законодательства в адрес административного ответчика не выносилось. Таким образом, обращение с указанным административным иском является преждевременным.

Грубых нарушений общественным объединением Пурпейский орган общественной самодеятельности Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов судом не установлено, на такие грубые нарушения административный истец не ссылается.

Суд в соответствии с ч. 1 ст. 179 КАС РФ принимает решение по заявленным требованиям.

Административный истец просит вынести решение о ликвидации общественного объединения в связи неоднократным нарушением закона и иных правовых актов. Поскольку неоднократного нарушения закона или иных правовых актов общественным объединением Пурпейский орган общественной самодеятельности не установлено и не подтверждено, основание для удовлетворения заявленного иска отсутствует.

При таких обстоятельствах суд находит административный иск Управления Минюста РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу к общественному объединению Пурпейский орган общественной самодеятельности о ликвидации некоммерческой организации и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме- 26 февраля 2019 года.

Председательствующий: подпись М.В. Сологуб

"КОПИЯ ВЕРНА" Судья Сологуб М.В. __________секретарь судьи Пуровского районного суда ЯНАО Гродецкая Д.И.________«_____» _________________20 ______г.

Подлинник документа хранится

в материалах дела № 2а-137/2019

в Пуровском районном суде