Дело № 2а-137/2020
26RS0002-01-2019-006818-83
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Петровский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Ромась О.В.,
при секретаре – Портянко А.С.,
с участием:
истцов ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, их представителя ФИО10, действующего по доверенности ...1 от ***,
истца ФИО11, его представителя ФИО12, действующего по доверенности ...7 от ***,
представителя административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ФИО13, действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6, ФИО11, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... о признании незаконным действия государственного органа,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6, ФИО11, ФИО7, ФИО8, ФИО14 обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконным действия государственного органа, мотивируя свои требования следующим.
Участники долевой собственности земельного участка с кадастровым номером ---, в том числе и истцы: ФИО6, ФИО11, ФИО8, ФИО7, ФИО9, на общем собрании участников долевой собственности, состоявшемся ***, голосовали по второму вопросу повестки собрания «ПРОТИВ» заключения договора аренды земельного участка с ЗАО СХП «Заря».
В связи с голосованием на общем собрании 18.10.2016 г. «ПРОТИВ» передачи земельного участка в аренду ЗАО СХП «Заря» такие участники долевой собственности, в силу п. 5 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2002 № 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон №101-ФЗ), приобрели право выделить земельный участок в счет принадлежащих им земельных долей по правилам, установленным пунктом 4 статьи 13 Закона №101-ФЗ, и распорядиться выделенным в счет земельных долей земельным участком по своему усмотрению. При этом согласие арендатора земельного участка на выдел в счет земельных долей земельного участка не требуется и договор аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается.
ООО «Заря», в соответствии п. 4 ст. 13 и п. 2 ст. 13.1 Закона №101-ФЗ, заключило с кадастровым инженером ФИО15 договор по подготовке проекта межевания земельного участка по выделению земельных долей, принадлежащих участникам долевой собственности на Земельный участок, голосовавшим «ПРОТИВ» по второму вопросу на общем собрании ***.
В соответствии с п. 10 ст. 13.1 Закона №101-ФЗ в газете «Петровские вести» ---(---) от *** опубликовано извещение --- о согласовании проекта межевания земельного участка, выделяемого в счет земельных долей выделяющихся участников долевой собственности.
ФИО2, ФИО3, ФИО1 и ФИО4 заявлены «Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельных долей земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ---».
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в орган регистрации прав поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, отсутствуют документы, подтверждающие снятие указанных возражений.
Согласно п. 15 ст. 13.1 Закона №101-ФЗ споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде.
Решением Петровского районного суда Ставропольского края от 28.05.2018 по делу №2-10/2018 «Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельных долей земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ---» ФИО2, ФИО3, ФИО1 и ФИО4 признаны необоснованными, а проект межевания земельного участка с кадастровым номером --- - согласованным. Апелляционным определением Ставропольского краевого суда от 03.10.2018 г. по делу --- решение Петровского районного суда Ставропольского края от 28.05.2018 по делу №2-10/2018 оставлено без изменения.
Таким образом, размер и местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельных долей истцов из земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:102 является согласованным.
Правом на обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка обладает лицо, уполномоченное общим собранием на совершение соответствующих действий.
Лицом, уполномоченным от имени участников долевой собственности земельного участка с кадастровым номером 26:08:000000:102 без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка, соглашения об установлении сервитута, об осуществлении публичного сервитута в отношении данного земельного участка или соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, согласно п.п. 6 п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» избрана ФИО5 (вопрос --- повестки собрания участников долевой собственности от 18.10.2016 г.).
06.08.2019 года ФИО5 от имени участников долевой собственности земельного участка с кадастровым номером --- обратилась через Многофункциональный центр в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка, образованного в счет земельных долей земельного участка с кадастровым номером ---, и о государственной регистрации прав на образованный земельный участок (расписка в приеме документов от ***---).
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... (далее по тексту также Административный ответчик, регистрирующий орган) уведомлением от ***--- сообщено о возврате документов без рассмотрения.
Административные истцы считают действия Административного ответчика по возврату документов, поданных с заявлениями ----117 от ***, без рассмотрения незаконными ввиду нижеследующего.
В качестве основания возврата документов без рассмотрения Административным ответчиком приведена ссылка на п. 1 ст. 25 Федерального закона от *** №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и указано, что «заявление и документы, представленные в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствуют формату, установленному органом нормативно-правового регулирования. А именно, файл ----d7ae-409e-bb26-3fl874262d6c.xml. Проверка на соответствие сведениям ГКН - в файле найдены ошибки - межевой план с GKUZU_1466f622-d7ae-409e-bb26-3fl874262d6c уже был загружен в заявлении ---. Файл ----d7ae-409e-bb26-3fl874262d6c.xml. Сопоставление сведений о кадастровом инженере в представленном XML-документе и файле электронной подписи - Ошибка при проверке данных о кадастровом инженере. При проверке файла произошла критическая ошибка: ASN1 bad tag value met.».
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии с п. 9 Приказа Минэкономразвития России от 26.11.2015 № 883 «Об установлении порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядка представления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.01.2016 № 40613) необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, направляемые в форме электронных документов, представляются в одном из следующих форматов:
- в виде файлов в формате XML-документов, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных;
- в виде электронных образов документов в формате PDF.
Документы и заявление, возврат которых был произведен Административным ответчиком, были направлены в регистрирующий орган в формате XML-документов, созданных с использованием XML-схем, что подтверждается и самим Административным ответчиком в уведомлении о возврате документов без рассмотрения от ***---.
Таким образом, заявителями соблюдены требования, предъявляемые законом к формату документов, представляемых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Указания Административного ответчика в уведомлении о возврате документов на то, что при открытии отдельного файла произошла критическая ошибка, а так же на то, что один из файлов уже загружен, не является ни основанием для возврата документов, ни обстоятельством, возникновение либо исправление которого зависит от заявителя. Закон наделяет заявителя лишь обязанностью по предоставлению документов в электронном виде в строго определенной форме/формате. В данном случае, заявителем указанная обязанность исполнена и документы предоставлены в регистрирующий орган в установленном законом формате - в формате PDF, что подтверждается и содержанием уведомления от ***--- о возврате документов без рассмотрения Административным ответчиком.
Статьей 25 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» такое основание как возврат заявления в связи с тем, что файл с данными уже был загружен в заявлении № ----74, а также то, что при открытии отдельного файла произошла критическая ошибка, не предусмотрено.
Соответственно, предусмотренные п. 1 ст. 25 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основания для возврата документов без рассмотрения отсутствуют, в связи с чем действия Административного ответчика по возврату документов являются незаконными.
Аналогичная правовая позиция сформирована судами при рассмотрении дела № 32-35464/2018 и отражена в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2019 г.
На основании вышеизложенного просят суд признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по возврату ФИО5 документов, оформленные уведомлением о возврате документов без рассмотрения от *** №----117 и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю рассмотреть заявление от *** №. 26/163/002/2019-117.
До принятия решения по существу суд в соответствии со ст. 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, ГКУ СК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ...», кадастрового инженера ФИО15
Административные истцы ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, их представитель ФИО16, административный истец ФИО11, его представитель ФИО12, в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить. Пояснили, что административный ответчик неправомерно возвратил заявителю документы без рассмотрения, сославшись на пункт 1 статьи 25 Закона о регистрации от 13.07.2015 № 218-ФЗ, тем самым нарушив права и интересы заявителей.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю ФИО13, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, представила отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении требований по следующим основаниям.
Процедура одновременного государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав осуществляются в соответствии с требованиями статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) и включает в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На всей территории Российской Федерации введена и осуществляется Единая учетно-регистрационная процедура, а также организовано ведение ЕГРН в соответствии с положениями Закона о регистрации. Решение о кадастровом учете объектов недвижимости и государственной регистрации прав принимает государственный регистратор.
Согласно части 2 статьи 7 Закона о регистрации ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), который состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (далее - кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее - реестр прав на недвижимость).
В силу части 1 статьи 8 Закона о регистрации в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости; части 1 статьи 9 Закона о регистрации в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Росреестром издан приказ от 28.11.2017 № П/0548/17 «О вводе в эксплуатацию Федеральной государственной информационной системы ведения единого государственного реестра недвижимости», положения которого соответствуют постановлению Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 № 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации».
Вывод из эксплуатации программы для ЭВМ «Программный комплекс Информационная система ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ПК ЕГРП), программы для ЭВМ «Автоматизированная информационная система государственного кадастра недвижимости» (АИС ГКН), программы для ЭВМ Автоматизированная информационная система «Юстиция» (АИС «Юстиция») осуществляется в соответствии с приказом Росреестра от 28.11.2017 № П/0549-дсп/17.
В целях продолжения начала поэтапной эксплуатации ФГИС ЕГРН в Управлении изданы приказы Росреестра от 06.02.2020 № П/0034 «О внесении изменений в приказ Росреестра от 28.11.2017 № П/0548 «О вводе в эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости» и о признании утратившим силу приказа Росреестра от 20.08.2018 № П/0350-дсп «О приостановлении действия отдельных положений приказов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 06.02.2020 № П/ООЗЗ-дсп «О внесении изменений в приложение к приказу Росреестра от 28.11.2017 № П/0549-дсп/17 «О выводе из эксплуатации программы для ЭВМ «Программный комплекс Информационная система ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ПК ЕГРП), программы для ЭВМ «Автоматизированная информационная система государственного кадастра недвижимости» (АИС ГКН), программы для ЭВМ Автоматизированная информационная система «Юстиция» (АИС «Юстиция»)».
В соответствии с вышеуказанными приказами осуществляется начало плановой эксплуатации ФГИС ЕГРП по Ставропольскому краю и планомерный вывод унаследованных информационных систем из эксплуатации соответственно.
Приказом Росреестра от 18.10.2016 г. № П/0515 (далее - Приказ № П/0515) установлено, что ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение ЕГРП и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП.
В том числе полномочиями по ведению ЕГРП в части загрузки содержащихся в документах, поступивших для осуществления государственного кадастрового учета основных и дополнительных сведений об объекте недвижимости в информационные системы ведения ЕГРП, в том числе осуществления проверок на соответствие таких сведений актуальным записям ЕГРП, отсутствие причин, препятствующих внесению соответствующих сведений в запись об объекте недвижимости (п. 2 ч. 1.1. Приказа № П/0515).
Принимая во внимание вышеизложенное, помимо государственного регистратора при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав участвует сотрудник ФГБУ «ФКП Росреестра». Документы о постановке на государственный кадастровый учет поступают в Управление, в том числе в информационные системы, в следующем порядке.
В соответствии с ч.1 ст.18 Закона о регистрации заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1)в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
2)в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием - информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1376 утверждены Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Во исполнение Приказа Управления от 25.05.2015 № П/148 «О прекращении приема и выдачи документов в структурных подразделениях Управления», с момента подписания приказа - 25.05.2015 прекращены прием и выдача документов в Управлении.
В соответствии с Приложением № 1 к Соглашению от 15.12.2016 г. № 37/С/025/С/004/16 о взаимодействии между государственным казенным учреждением Ставропольского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае», Управлением и ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю (далее - Филиал, Соглашение), государственная услуга по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предоставляется в многофункциональных центрах по предоставлению государственных и муниципальных услуг.
Следовательно, заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимого имущества (установленного образца) представляется в МФЦ по месту нахождения заявителя, либо по месту нахождения имущества.
Порядок организации предоставления государственных услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в МФЦ установлен в Приложении № 4 Соглашения.
Согласно абз. 2 п. 2 Приложения № 4 к Соглашению перечень документов, необходимых для предоставления государственных услуг, требования к ним, требования к заявлениям и необходимым документам установлены Законом о регистрации, административными регламентами предоставления государственных услуг, иными нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление государственных услуг.
В соответствии с п. 8 Приложения № 4 к Соглашению в случае, если заявитель самостоятельно не заполнил форму заявления, по его просьбе работник, осуществляющий прием документов, заполняет заявление с использованием АИС МФЦ или ПК ПВД.
Работник, осуществляющий прием документов, комплектует заявление и необходимые документы (далее - комплект документов), составляя опись принятых заявления и документов, а также осуществляет сканирование комплекта документов и прикрепляет его к заявлению (запросу), сформированному в электронном виде посредством АИС МФЦ (п. 10 Приложения № 4 к Соглашению).
Согласно п. 12 Приложения № 4 к Соглашению:
- заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, подлежат передаче в Управление;
- заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, подлежат передаче в Управление.
- заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и представленные заявителем документы, необходимые для предоставления государственной услуги, подлежат передаче в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю.
Комплекты документов, принятые в офисах МФЦ передаются с сопроводительными реестрами в Управление (Филиал) не позднее 13-00 рабочего дня, следующего за днем приема комплектов документов (п. 14 Приложения № 4 к Соглашению).
В силу положений Приказа Росреестра от 18.10.2016 г. № П/0515 Филиал осуществляет загрузку основных и дополнительных сведений об объекте недвижимости, содержащихся в документах, поступивших для осуществления государственного кадастрового учета, в информационные системы.
По вопросам о том, каким образом используется диск с межевым планом, и возможности представления в форме РDF или на бумаге, полагает необходимым отметить следующее.
Законом о регистрации установлено, что межевой план подготавливается (часть 12 статьи 22) и представляется в орган регистрации прав (часть 4 статьи 21) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Данные нормы права являются императивными и расширенному толкованию не подлежат.
При этом, подготовка кадастровым инженером межевого плана в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, осуществляется только в том случае, если это предусмотрено договором подряда.
Межевой план подготавливается в форме электронного документа "b виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, и оформляется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных (п. 18 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказ Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921).
При этом, разделы, относящиеся к графической части межевого плана, акт согласования, а также документы, подготовленные на бумажном носителе, которые в соответствии с вышеуказанными требованиями подлежат включению в состав приложения, оформляются в форме электронных образов бумажных документов в виде файлов в формате PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего межевой план.
Пунктом 1 общих положений Приказа Росреестра от 10,07.2015 № ПУЗ 67 (далее - Приказ № ПУЗ 67) утверждена схема, предназначенная для формирования электронного документа - межевого плана, в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ГКН сведения о земельном участке или земельных участках.
Документ состоит из набора файлов, упакованных в один ZIP-архив (далее - Пакет), Один Документ соответствует одному Пакету. В Пакет должен всегда входить XML-файл, содержащий семантические сведения Документа, и один или несколько файлов графических разделов межевого плана и (или) документов Приложения.
Имя Пакета должно иметь следующий вид:
GKUZU_*.zip, где:
GKUZU - префикс, обозначающий файл со сведениями Документа;
* - уникальный набор символов, соответствующий GUID,
указанный в XML-файле (MP/@GUID).
XML-файл должен располагаться в корневом каталоге Пакета.
Согласно п.4.8 Приказа № П/367, глобальный уникальный идентификатор пакета GUID представляет собой строку, состоящую из 36 символов, сгруппированных в пять разделов и разделенных дефисами.
Формат четкой последовательности: 8-4-4-4-12. Первая группа состоит из 8 символов, следующие 3 группы по 4 символа и последняя группа - 12 символов. Символы - в диапазоне от нуля до девяти (О - 9), буквы латинского алфавита А, В, С, D, Е, F верхнего и нижнего регистра (a-fA-F);
[a-fA-F0-9]{8}-[a-fA-F0-9]{4}-[a-fA-F0-9]{4}-[a-Fa-F0-9]{4}-[a-fA-F0-
9]{12}
Например;
--- -45a3-B65d-8c9649bb7623;
3F2504E0-4F89-11D3-9A0C-0305E82C3301
Глобальный уникальный идентификатор пакета (GUID) основан на стандартных универсальных уникальных идентификаторах (UUID).
GUID присваивается файлу каждый раз при передаче файла в орган кадастрового учета (ОКУ).
При повторной подаче межевого плана в ОКУнеобходимо присвоить новый GUID, даже в случае, если сведения межевого плана не изменялись.
Помимо вышеизложенного, считает необходимым отметить следующее.
Статья 25 Закона о регистрации устанавливает исчерпывающий перечень оснований для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения.
При этом установлено, что возврат таких заявлений и документов является обязанностью органа регистрации прав.
Устанавливая основания для возврата заявления и документов без рассмотрения и основания приостановления регистрационных действий, законодатель определил особый правовой статус каждого из этапов порядка осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав отношению другим, как на то указано в ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации.
Буквальный анализ положений норм п. 1 ст. 25 (такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования) и п. 7 ч. 1 ст. 26 (форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации) Закона о регистрации свидетельствует о том, что возврат заявления и документов без рассмотрения применяется исключительно для электронных документов, электронных образов документов.
Поскольку межевой план представлен в форме электронного документа в формате, не обеспечивающим его считывание и контроль документа, положения статей 25, 29 Закона о регистрации, предусматривают возврат документов, а не приостановление по основанию п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации.
Оспариваемые действия Управления приняты в строгом соответствии с положениями норм действующего законодательства.
Исполнение органом государственной власти, наделенным отдельными государственными полномочиями, обязательных требований федерального закона не может характеризовать действия Управления как незаконные.
На основании выше изложенного, просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Заинтересованное лицо Кадастровый инженер ФИО15 в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения уведомлен надлежащим образом, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ... в судебное заседание не явился, предоставил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, а также отзыв, из которого следует, что свою деятельность Филиал осуществляет в соответствии с Положением о Филиале, утвержденным приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 30.12.2016 № П/533, в пределах полномочий, установленных приказом Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» (далее - Приказ № П/0515).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав в соответствии со ст.ст. 14, 18, 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке.
Начало оказания государственной услуги по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав осуществляется при личном обращении заявителя в офис многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в офисы Филиала, расположенные по адресам: ... а, ..., а также при подаче документов и заявления посредством сервиса интернет портала Росреестра.
После завершения процедуры приема документов, включая сканирование документов и загрузку межевого/технического плана или акта обследования и документов в электронном виде, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью с электронного носителя заявителя в АИС МФЦ, ПК ПВД или указание идентификационного номера файла для загрузки из личного кабинета кадастрового инженера, заявление и представленные для государственного кадастрового учета по внутриведомственной сети, поступают в унаследованную информационную систему АИС ГКН, и государственной регистрации прав поступают в унаследованную информационную систему АИС «Юстиция» (данный порядок действует до внедрения в ... федеральной государственной информационной системы единого государственного реестра недвижимости ФГИС ЕГРН). Обработка документов осуществляется поэтапно, в случае отсутствия оснований для приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав или возврата документов без рассмотрения, осуществляется кадастровый учет и затем регистрация прав.
Форма и состав сведений межевого плана, а также требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 № 921 (далее - Требования). В соответствии с ч. 12 ст.22 Закона о регистрации межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, а согласно п. 18 Требований, межевой план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, и оформляется в виде файлов в формате XML (далее - XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.
XML-схемы, используемые для формирования XML-документов, считаются введенными в действие по истечении двух месяцев со дня их размещения на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.rosreestr.ru. Действующим законодательством не предусмотрено представление в орган регистрации прав межевого плана в формате *.pdf и на бумажном носителе.
В случае, если диск ранее был загружен в унаследованную систему АИС ГКН и по заявлению, и представленным документам и по решению Государственного регистратора кадастровый учет и регистрация прав приостановлены, то для снятия приостановления требуется межевой план в форме электронного документа, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Межевой план в электронном виде представляет собой документ, который состоит из набора файлов, упакованных в один ZIP-архив, один документ соответствует одному пакету. В пакет должен всегда входить XML-файл, содержащий семантические сведения документа, и один или несколько файлов графических разделов межевого плана и (или) документов Приложения.
Имя Пакета должно иметь следующий вид:
GKUZU_*.zip, где, GKUZU - префикс, обозначающий файл со сведениями документа.
XML-файл содержит глобальный уникальный идентификатор пакета GUID, который представляет собой строку, состоящую из 36 символов, сгруппированных в пять разделов и разделенных дефисами. Формат четкой последовательности: 8-4-4-4-12. GUID присваивается файлу каждый раз при передаче файла в орган регистрации прав. При повторной подаче межевого плана необходимо присвоить новый GUID, даже если сведения межевого плана не изменялись (Приказ Росреестра от 10.07.2015 №П/367).
В соответствии со ст. 3 Закона о регистрации, положением о Филиале
Учреждения, утвержденным приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 30.12.2016
№ П/533, в пределах полномочий, установленных Приказом № П/0515, Филиал
является подведомственным учреждением федерального органа исполнительной
власти и осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, установленных
законодательством.
На основании вышеизложенных норм действующего законодательства государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на территории Ставропольского края осуществляется Государственными регистраторами прав Управления Росреестра по Ставропольскому краю.
Функции работника Филиала прописаны в должностных инструкциях. Работник Филиала при постановке земельного участка на кадастровый учет осуществляет ввод и проверку сведений об объекте недвижимости, формирует протокол проверки документов.
Загрузка межевых планов в унаследованную информационную систему
АИС ГКН осуществляется автоматически после поступления заявления в учетную
систему и в случае прохождения форматного логического контроля или путем
импорта сведений межевого плана, если указан идентификационный номера файла
для загрузки из личного кабинета кадастрового инженера, уполномоченным работником Филиала.
В орган регистрации права 05.06.2019 поступило заявление о постановке на
государственный кадастровый учет объекта недвижимости № ----74 (далее - заявление) об образовании земельного участка путем выдела в счет земельных долей из земельного участка с кадастровым номером ---, с местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир .... Участок находится примерно в 50 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: ..., с приложением межевого плана.
В рамках рассмотрения представленного с заявлением пакета документов, Филиалом подготовлен протокол проверки по п. 20 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, в связи с тем, что при внесении сведений о координатах характерных точек границы, представленных в межевом плане, было выявлено пересечение образуемого земельного участка с земельными участками с кадастровыми номерами ---, ---, ---, ---, а также с обособленным участком ---, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером 26:08:000000:265, и с обособленным участком ---, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером ---, сведения о границах которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), и направлен в Управление Росреестра по ... (далее - Управление) для принятия решения в соответствии с действующим законодательством.
При этом, *** государственным регистратором прав принято решение о возврате заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, без рассмотрения в соответствии с п. 3 ст. 25 Закона о регистрации.
Также в орган регистрации права *** поступило заявление --- об образовании земельного участка путем выдела в счет земельных долей из земельного участка с кадастровым номером ---, с местоположением: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир .... Участок находится примерно в 50 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: ..., с приложением межевого плана.
В рамках рассмотрения представленного с заявлением пакета документов, Филиалом подготовлен протокол проверки по п. 1 ст. 25 Закона о регистрации, в связи с тем, что при автоматической загрузке межевого плана, подготовленного в форме электронного документа ----bb26-3fl874262d6c.zip, выявлена ошибка проверки на соответствие сведениям ЕГРН, а именно: межевой план с ----bb26-3fl874262d6c уже был загружен в заявлении ---, и направлен в Управление для принятия решения в соответствии с действующим законодательством.
Государственным регистратором прав *** принято решение о возврате заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, без рассмотрения в соответствии с п.1 ст.25 Закона о регистрации.
Согласно ч. 1 п. 103 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (далее — Приказ № 278), заявитель уведомляется о приеме заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, в том числе с указанием их перечня, даты и времени их представления с точностью до минуты: при личном обращении в орган регистрации прав и к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме - в виде расписки непосредственно при приеме заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.
Согласно п. 177 Приказа № 278, сотрудник, ответственный за прием документов, выдает заявителю расписку в получении документов с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты.
Расписка подтверждает получение документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав.
Представитель заинтересованного лица ГКУ СК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае» в судебное заседание не явился, предоставил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, а также отзыв, из которого следует, что05.06.2019г в офис ГКУ СК «МФЦ», расположенный по адресу: ..., обратилась ФИО5, являющаяся представителем собственников земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося по адресу: ..., в границах муниципального образования с. Сухая Буйвола, участок находится примерно в 50 м. от ориентира по направлению на север, площадью --- м. кв. за государственной услугой о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на указанный земельный участок (далее соответственно - участок, государственная услуга). В силу п.14, п.15 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) отказ в приеме заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов не допускается, за исключением случая, если не установлена личность лица, обратившегося за осуществлением государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе не предъявлен документ, удостоверяющий личность такого лица, или лицо, представляющее заявление и прилагаемые к нему документы, отказалось предъявить документ, удостоверяющий его личность. Данная норма закреплена также соглашением о взаимодействии от 15 декабря 2016 г. ---/С/025/С/004/16 (пункт 5 приложения 4), заключенным между ГКУ СК «МФЦ», Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю и филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю (далее соответственно - Управление, ФГБУ ФКП, Соглашение). Специалистом ГКУ СК «МФЦ» личность лица, обратившегося за предоставлением государственной услуги, была установлена, документ, удостоверяющий личность был предъявлен заявителем. В этой связи специалистом ГКУ СК «МФЦ» были приняты от ФИО5 (далее - представитель заявителей) документы и сведения, в том числе, представленные в электронном виде на цифровом носителе. Среди документов, представленных в электронном виде, был «Межевой план» на электронном носителе (диске). В соответствии с условиями Соглашения специалистом ГКУ СК «МФЦ» были сформированы соответствующие заявления о предоставлении государственной услуги. Заявления, необходимые для предоставления государственной услуги, были подписаны ФИО17, ей была выдана расписка в получении заявлений и документов (№ ---74, ----87 от ***). После подписания все документы и заявления были отсканированы, а электронные документы скопированы (без открытия файлов) и сформированы в единый электронный xml-пакет, содержащий электронный образ дела. Отправка электронного xml-пакета по защищенным каналам связи в Управление была произведена успешно. Документы на бумажном носителе и электронный диск, содержащий «Межевой план» в установленном порядке переданы из ГКУ С К «МФЦ» в Управление. ***, представленные ФИО5 заявления и документы были возвращены в ГКУ СК «МФЦ» для выдачи заявителю в связи с тем, что государственный регистратор принял решение о возврате документов без рассмотрения, по причине непредставления документов, подтверждающих уплату государственной пошлины некоторыми из собственников участка. Документы, возвращенные Управлением и уведомление о возврате документов без рассмотрения возвращены ФИО5 с проставлением в расписке необходимых отметок. Точная дата указана в оригинале расписки № 26-0-1-163/3002/2019-74, ----87, переданной ГКУ СК «МФЦ» в Управление по реестру --- от *** для помещения в реестровое дело. Вместе с документами ФИО5 был возвращен электронный носитель (диск), содержащий «Межевой план». В ГКУ СК «МФЦ» не поступала информация о прочтении электронного носителя (диска), содержащего «Межевой план», а также об открытии и внесении в систему Росреестра файла «Межевой план» из электронного xml-пакета, направленного ГКУ СК «МФЦ» в Управление по каналам связи. ***ФИО5 повторно обратилась в ГКУ СК «МФЦ» за предоставлением государственной услуги. При этом она представила все необходимые сведения и документы, в том числе ранее недостающие документы об уплате государственной пошлины. Среди документов, представленных в электронном виде, был «Межевой план» на электронном носителе (диске). Был ли это тот же самый электронный диск или другой, ГКУ СК «МФЦ пояснить не может. Специалистом ГКУ СК «МФЦ» на основании сведений, предоставленных заявителем, сформированы соответствующие заявления. После проверки сведений, внесенных в заявления, и подписания заявлений ФИО17, ей была выдана расписка в получении документов на государственную регистрацию (№ ----142, ----117 от 02.08.2019). Заявления и документы были отсканированы, а электронный файл скопирован без открытия и сформированы в новый электронный xml-пакет, содержащий электронный образ дела. Отправка xml-пакета в Управление была произведена успешно. Документы на бумажном носителе и электронный диск, содержащий файл «Межевой план», в установленном порядке, переданы из ГКУ СК «МФЦ» в Управление.
12.08.2019г., представленные ФИО17 заявления и документы были снова возвращены в ГКУ СК «МФЦ» для выдачи заявителю так как государственный регистратор принял решение о возврате документов без рассмотрения в связи с невозможностью загрузки файла «Межевой план» в учетную систему Управления, так как он был представлен в деле, поданном ранее.
ФИО17 вновь получила в ГКУ СК «МФЦ» все документы (в бумажном виде и на электронном носителе), проставив в расписке все необходимые отметки. Точная дата указана в оригинале расписки ---142, ----117, переданной ГКУ СК «МФЦ» в Управление по реестру № 53 от 30.09.2019г. для помещения в реестровое дело.
Суд, выслушав в судебном заседании административных истцов, их представителей, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям части 3 статьи 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела, которые подтверждаются материалами дела.
Судом установлено, что 05.06.2019 через офис ГКУ СК «МФЦ», расположенный по адресу: ... уполномоченное лицо ФИО17 обратилась от имени административных истцов в Управление Росреестра по Ставропольскому краю с заявлениями о постановке на кадастровый учет земельного участка и о государственной регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир .... Участок находится примерно в 50 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: ..., что подтверждается распиской----74.
В соответствии с условиями Соглашения ---/С/025/С004/16 о взаимодействии между ГКУ СК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае», Управлением Росреестра по Ставропольскому краю и ФГБУ «Федеральной кадастровой палатой Росреестра» по Ставропольскому краю от ***, специалистом ГКУ СК «МФЦ» были сформированы соответствующие заявления о предоставлении государственной услуги. Заявления, необходимые для предоставления государственной услуги, были подписаны ФИО5, ей была выдана расписка в получении заявлений и документов (№ ----74, ----87 от ***).СпециалистомГКУ СК «МФЦ» документы и заявления были отсканированы, а электронные документы скопированы (без открытия файлов) и сформированы в единый электронный xml-пакет, содержащий электронный образ дела. Электронный xml-пакет по защищенным каналам связи был передан в Управление Росреестра. Документы на бумажном носителе и электронный диск, содержащий «Межевой план» в установленном порядке переданы из ГКУ СК «МФЦ» в Управление Росреестра.
Как следует из пояснений, предоставленных ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю в рамках рассмотрения предоставленного с заявлением пакета документов, Филиалом был подготовлен протокол проверки согласно пункту 20 части 1 статьи 26 Федерального закона от *** № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с тем, что при внесении сведений о координатах характерных точек границ, предоставленных в межевом плане, было выявлено пересечение образуемого земельного участка с земельными участками с кадастровыми номерами ---, ---, а также с обособленным участком ---, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером --- и с обособленным участком ---, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером ---, сведения о границах которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, и был направлен в Управление Росреестра по Ставропольскому краю для принятия решения в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, судом установлено, что 05.06.2019 года заявителем в Управление Росреестра по Ставропольскому краю был предоставлен межевой план на электронном носителе, соответствующий требованиям, установленным федеральным законодательством, а именно XML-файл.
При этом 20.06.2019 государственным регистратором прав было принято решение о возврате заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 13 июня 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
20.06.2019 года представленные ФИО17 заявления и документы были возвращены Управлением Росреестра по Ставропольскому краю в ГКУ СК «МФЦ» для выдачи заявителю.
Уведомлением о возврате документов без рассмотрения от 20.06.2019г. № ----74; ----87 документы были возвращены без рассмотрения Управлением Росреестра по Ставропольскому краю заявителю в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 13 июня 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 333.3 Налогового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем Уведомление содержит информацию, что квитанции о доплате госпошлины поступили в Управление Росреестра по Ставропольскому краю поступили.
Вместе с документами ФИО17 был возвращен электронный носитель (диск), содержащий «Межевой план».
02.08.2019 года ФИО17 повторно обратилась в ГКУ СК «МФЦ» за предоставлением государственной услуги с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка и о государственной регистрации права общей долевой собственности. При этом она представила все необходимые сведения и документы, в том числе «Межевой план» на электронном носителе (диске).
Специалистом ГКУ СК «МФЦ» на основании сведений, предоставленных заявителем, были сформированы соответствующие заявления. После проверки сведений, внесенных в заявления, и подписания заявлений ФИО17, ей была выдана расписка в получении документов на государственную регистрацию (№ ----142, ----117 от ***).
Заявления и документы были отсканированы, а электронный файл скопирован без открытия и сформированы в новый электронный xml-пакет, содержащий электронный образ дела. Отправка xml-пакета в Управление была произведена успешно. Документы на бумажном носителе и электронный диск, содержащий файл «Межевой план», в установленном порядке, переданы из ГКУ СК «МФЦ» в Управление Росреестра по Ставропольскому краю.
Как следует из пояснений, предоставленных ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю в рамках рассмотрения предоставленного с заявлением пакета документов, Филиалом был подготовлен протокол проверки согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 13 июня 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с тем, что при автоматической выгрузке межевого плана, подготовленного в форме электронного документа ----409e-bb26-3fl874262d6c.zip, выявлена ошибка проверки на соответствие сведениям ЕГРН, а именно: межевой план ----409e-bb26-3fl874262d6c.zip уже был загружен в заявлении ---, и направлен в Управление Росреестра по ... для принятия решения в соответствии с действующим законодательством.
Из изложенного следует, что 02.08.2019 года заявителем в Управление Росреестра по Ставропольскому краю был предоставлен межевой план на электронном носителе, соответствующий требованиям, установленным федеральным законодательством, а именно XML-файл.
Однако, при рассмотрении заявлений регистратором 09.08.2019 было принято решение о возврате документов без рассмотрения по заявлению о государственном учете и государственной регистрации прав № ----142; № ----117, в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", так как формат электронных документов не соответствовал требованиям законодательства.
Уведомлением о возврате документов без рассмотрения от 09.08.2019г. № ----142; ----177 документы были возвращены без рассмотрения Управлением Росреестра по Ставропольскому краю заявителю в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 13 июня 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
12.08.2019 года представленные ФИО17 заявления и документы были возвращены Управлением Росреестра по Ставропольскому краю в ГКУ СК «МФЦ» для выдачи заявителю, так как государственный регистратор принял решение о возврате документов без рассмотрения в связи с невозможностью загрузки файла «Межевой план» в учетную систему Управления, так как он был представлен в деле, поданном ранее.
В Уведомлении о возврате документов без рассмотрения от 09.08.2019 № ----142; ----177 было указано, что в файле ---d7ae-409e-bb26-3fl874262d6c.xml найдены ошибки - межевой план с ----d7ae-409e-bb26-3fl874262d6c уже был загружен в заявлении ---. Файл ----d7ae-409e-bb26-3fl874262d6c.xml. Сопоставление сведений о кадастровом инженере в представленном XML-документе и файле электронной подписи - Ошибка при проверке данных о кадастровом инженере. При проверке файла произошла критическая ошибка: ASN1 bad tag value met.».
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основаниизаявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории) (пункт 7 часть 2 статьи 14).
Согласно положений статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав впорядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
Форма и составсведений межевого плана,требованияк его подготовке, а такжетребованияк точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. (Пункты 12,13 статьи 22 Закона о регистрации).
Межевой план подготавливается в форме электронного документа "b виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, и оформляется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных (п. 18 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказ Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921).
Пунктом 1 общих положений Приказа Росреестра от 10.07.2015 № ПУЗ 67 утверждена схема, предназначенная для формирования электронного документа - межевого плана, в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ГКН сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии с п. 9 Приказа Минэкономразвития России от 26.11.2015 № 883 «Об установлении порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядка представления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.01.2016 № 40613) необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, направляемые в форме электронных документов, представляются в одном из следующих форматов: в виде файлов в формате XML-документов, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных и в виде электронных образов документов в формате PDF.
Судом установлено, что документы и заявление, возврат которых был произведен Административным ответчиком, были направлены в регистрирующий орган в формате XML-документов, созданных с использованием XML-схем, что подтверждается информацией, предоставленной ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю и Уведомлением Административного ответчика о возврате документов без рассмотрения от 09.08.2019 № ----117.
К доводам представителя Административного ответчика – ФИО13 о том, что документы Административными заявителями были поданы не в том формате, суд относится критически, поскольку они опровергаются материалами дела, а также отзывом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что заявителями соблюдены требования, предъявляемые законом к формату документов, представляемых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Указания Административного ответчика в уведомлении о возврате документов на то, что при открытии отдельного файла произошла критическая ошибка, а также, что один из файлов уже загружен, не является основанием для возврата документов без рассмотрения, согласно положениям статьи 25 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, это является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав согласно положениям статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Ответчиком же необоснованно возвращены документы без рассмотрения заявителям, в связи с чем действия Административного ответчика по возврату документов являются незаконными.
При таких обстоятельствах, регистрирующий орган неправомерно возвратил без рассмотрения заявление заявителей, его действия нарушают права и законные интересы заявителей, а требование заявителей является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО6, ФИО11, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконными действий государственного органа, по возврату ФИО5 документов без рассмотрения от 09.08.2019 №----117- удовлетворить.
Признать незаконным действие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по возврату заявления № ---117 от 06.08.2019, выраженное в уведомлении о возврате документов без рассмотрения --- от 09.08.2019.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем принятия указанного заявления к рассмотрению в установленном законом порядке.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в пользу заявителей 300 руб. расходов на оплату государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.В.Ромась
Мотивированное решение суда изготовлено 17.03.2020.