ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-137/2018 от 23.01.2018 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2а-137/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2018 года г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Репине А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд к Управлению Росреестра по Красноярскому краю с административным иском о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка. Требования мотивированы тем, что решением Ленинского районного суда г. Красноярска от 28.02.2015 года за истцом было признано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (лит. А). Кроме того, решением Ленинского районного суда г. Красноярска от 22.06.2016 года на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярка возложена обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в <адрес> с кадастровым номером , а также заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на изложенных в проекте договора условиях на платной основе. Во исполнение этого решения суда, распоряжением Администрации г. Красноярска -недв. от 14.10.2016 года утверждена схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, зоны застройки малоэтажными жилыми домами (зона Ж-4), общей площадью 1087 кв.м и местоположением: <адрес>. Для осуществления кадастровых работ по межеванию земельного участка истец заключил с ООО «Роза ветров» договор от 25.10.2016 года. После изготовления межевого плана земельного участка кадастровым инженером ООО «Роза ветров» ФИО2 все необходимые документы были переданы в Управление Росреестра по Красноярскому краю для осуществления кадастрового учета земельного участка, однако уведомлением №Ф24/17-3-7293 от 10.02.2016 года кадастровый учет земельного участка был сначала приостановлен, а затем уведомлением №Ф24/17-3-30509 от 10.05.2017 года в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка было отказано ввиду отсутствия в межевом плане документа, устанавливающего разрешенное использование, указанное в XML-файле; несоответствия вида разрешенного использования, указанного в XML-файле видам разрешенного использования, установленным градостроительным регламентом; неверного заполнения реквизитов «DocUtilization» в разделе «Utilization». Данный отказ административный истец полагает незаконным, нарушающим его право на оформление указанного земельного участка в собственность, ссылаясь на то, что спорный земельный участок был предоставлен в бессрочное пользование под строительство одноэтажного жилого дома на основании решения Исполкома Совета депутатов трудящихся от 24.02.1958 г. и договора от 01.02.1958 г. о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома на праве личной собственности, в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, следовательно, утвержденные решением Красноярского городского совета депутатов от 29.05.2007 г. №В-306 Правила застройки города Красноярска не могут быть применены в данном случае. С учетом изложенного истец просил признать незаконным решение административного ответчика №Ф24/17-3-30509 от 10.05.2017 года об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения путем постановки земельного участка по адресу: <адрес> на государственный кадастровый учет.

Административный истец ФИО1 в зале суда свои административные исковые требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным основаниям, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Красноярскому краю ФИО3 (доверенность в деле) в удовлетворении иска просила отказать, ссылаясь на то, что оспариваемое административным истцом решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка по адресу: <адрес> принято государственным регистратором в строгом соответствии с действующими положениями ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», на основании действующего на момент обращения административного истца решения Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов".

Заинтересованные лица Администрация г. Красноярска, ООО «Роза ветров» в судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили.

В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.6 ст.45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Кроме того, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

При таких обстоятельствах, суд расценивает неявку представителей заинтересованных лиц, как отказ от реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, в связи с чем, с учетом требований ст. 146 КАС РФ рассматривает настоящее дело в их отсутствие.

Заслушав доводы явившихся сторон, исследовав материалы дела и иные представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу вышеприведенных норм закона только при наличии совокупности двух признаков, а именно: несоответствия оспариваемых решения, действия (бездействия) закону или иным правовым актам и нарушения этими решением, действием (бездействием) прав, законных интересов граждан, организаций и иных лиц, такое решение, действие (бездействие) государственного органа могут быть признаны судом незаконными.

Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (лит.А), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от 11.07.2005 года (оборот л.д. 30).

Распоряжением администрации г. Красноярска -недв от 14.10.2016 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4), общей площадью 1 087 кв.м с местоположением: <адрес> (л.д. 65-68).

07.02.2017 года ФИО1 обратился в КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением о постановке вышеуказанного участка на государственный кадастровый учет (л.д. 45-46).

Уведомлением от 10.02.2017 года №Ф24/17-3-7293 осуществление кадастрового учета земельного участка было приостановлено на три месяца в связи с несоответствием представленного межевого плана ч. 13 ст. 22 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ и требованиям п. 30, 51 Приложения №2 к Приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921, в частности государственным регистратором указано на несоответствие выбранного вида разрешенного использования земельного участка - «общее пользование территории (код 12.0)» фактическому использованию земельного участка (л.д. 54-56).

В пределах срока приостановления кадастрового учета ФИО1 дважды был предоставлен межевой план с внесенными в него кадастровым инженером исправлениями, однако в ходе проведения проверки документов, государственным регистратором было установлено, что недостатки, указанные в уведомлении от 10.02.2017 года заявителем устранены не были, в связи с чем, уведомлениями №Ф24/17-3-13482 от 09.03.2017 года и №24/17-3-21571 от 11.04.2017 года в возобновлении кадастрового учета было отказано (л.д. 57-59, 60-61).

Решением Управления Росреестра по Красноярскому краю от 10 мая 2017 года №Ф24/17-3-30509 на основании статьи 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от 10.02.2017 года, и не устранением приведенных в указанном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, государственным регистратором ФИО1 отказано в осуществлении кадастрового учета земельного участка по адресу: <адрес> (л.д. 62-63).

Обсуждая законность указанного отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, суд приходит к следующему.

Учет изменений объекта недвижимости осуществляется в соответствии с главой 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статьями 14 и 21 названного закона установлены основания и требования к документам, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета.

В силу ч. 13 ст. 22 ФЗ №218-ФЗ от 13.07.2015 года форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Согласно п. 51 Приложения №2 к Приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (ред. от 23.11.2016) "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям ЕГРН о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в графе "3" строки "4" реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках" на основании в частности акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории (копия акта включается в состав Приложения, за исключением случая, если сведения о проекте межевания территории внесены в ЕГРН).

В соответствии пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

Статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Как установлено ст. 7 ЗК РФ, земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, при этом правовой режим земель определяется, исходя из их разрешенного использования.

В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) при наличии утвержденных правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка и объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка.

Согласно положениям п. 9 ст. 1, ч. 2, 6 ст. 30 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки.

В силу ст. 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

Статьей 17 решения Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов" установлены основные, условно разрешенные виды использования и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, относящихся к зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4).

Так, согласно ч. 2 указанной статьи к основным видам разрешенного использования относятся: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (код - 2.6); образование и просвещение (код - 3.5); коммунальное обслуживание (код - 3.1), за исключением стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники; земельные участки (территории) общего пользования (код - 12.0); обеспечение внутреннего правопорядка (код - 8.3), в части размещения объектов капитального строительства, необходимых для подготовки и поддержания в готовности органов внутренних дел и спасательных служб, в которых существует военизированная служба; социальное обслуживание (код - 3.2); бытовое обслуживание (код - 3.3); амбулаторно-поликлиническое обслуживание (код - 3.4.1), в части размещения объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (поликлиники, фельдшерские пункты, молочные кухни); стационарное медицинское обслуживание (код - 3.4.2), в части размещения объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам медицинской помощи в стационарах (родильные дома); культурное развитие (код - 3.6), в части размещения объектов капитального строительства предназначенных для размещения в них музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, кинотеатров и кинозалов; спорт (код - 5.1), в части размещения объектов капитального строительства в качестве спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, устройства площадок для занятия спортом и физкультурой (беговые дорожки, спортивные сооружения); обслуживание автотранспорта (код - 4.9), в части размещения стоянок (парковок); амбулаторное ветеринарное обслуживание (код - 3.10.1); деловое управление (код - 4.1), в части размещения во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях; объекты гаражного назначения (код - 2.7.1), за исключением размещения автомобильных моек.

Согласно ч. 3 ст. 17 Правил землепользования и застройки к условно разрешенным видам использования относятся: среднеэтажная жилая застройка (код - 2.5); религиозное использование (код - 3.7), в части размещения объектов капитального строительства, предназначенных для отправления религиозных обрядов (церкви, соборы, храмы, часовни, молельные дома); деловое управление (код - 4.1), в части размещения отдельно стоящих зданий; общественное управление (код - 3.8); общественное питание (код - 4.6); магазины (код - 4.4); гостиничное обслуживание (код - 4.7); развлечения (код - 4.8), в части размещения объектов капитального строительства, предназначенных для размещения: дискотек и танцевальных площадок, аттракционов; связь (код - 6.8), за исключением антенных полей.

Из материалов дела усматривается, что при подаче заявления об осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка ФИО1 была представлена декларация от 25.10.2016 года, в которой он указал на разрешённый вид использования спорного земельного участка – общее пользование территории (код 12.0) при образовании земельного участка, расположенного в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) по адресу: <адрес> (л.д. 64).

В межевом плане, подготовленном на основании указанной декларации, а также в тексте распоряжения Администрации г. Красноярска -недв от 14.10.2016 года в качестве вида разрешенного использования спорного земельного участка также указано - общее пользование территории (код 12.0).

При этом, в соответствии с классификатором видов разрешенного использования, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540, земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0) подразумевают под собой размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства.

Между тем, на требуемом административным истцом земельном участке расположен принадлежащий ему одноэтажный жилой дом по адресу: <адрес>.

Таким образом, поскольку на спорном земельном участке расположен одноэтажный жилой дом, выбранный административным истцом при постановке на государственный кадастровый учет вид разрешенного использования этого участка - общее пользование территории (код 12.0) противоречит фактическому использованию данного земельного участка и не соответствует видам разрешенного использования, установленным Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N В-122 для зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4).

Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 72 Федерального закона № 218-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно ч. 4 ст. 69 указанного закона технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

При отсутствии сведений о таких объектах в Едином государственном реестре недвижимости сведения о них могут быть внесены в ЕГРН согласно статье 69 Закона N 218-ФЗ на основании представленного в орган регистрации прав заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и документа, устанавливающего или подтверждающего право на такой объект недвижимости (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Отсутствие в таком документе сведений о местоположении границ (контура) объекта недвижимости не является основанием для принятия решения об отказе во внесении сведений о таком объекте недвижимости в ЕГРН (часть 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ). Представление в указанном случае межевого плана земельного участка не требуется.

Федеральным законом N 218-ФЗ не ограничен перечень вышеуказанных документов, представляемых в качестве оснований для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости. В связи с этим сведения о ранее учтенном объекте недвижимости могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий объект недвижимости, при этом такой документ должен быть выдан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Красноярска от 22.06.2016 года установлено, что земельный участок по адресу: <адрес> был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование правопредшественнику ФИО1 под строительство одноэтажного жилого дома на основании решения Исполкома Совета депутатов трудящихся от 24.02.1958 года, а также договора от 01.02.1958 года.

Между тем, указанных документов ФИО1 к заявлению об осуществлении кадастрового учета земельного участка приложено не было, что подтверждается представленными административным ответчиком материалами регистрационного дела, в связи с чем, государственный регистратор был лишен в отсутствие сведений о принадлежности земельного участка и документов о правах на землю дать объективную правовую оценку в сложившейся ситуации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у государственного регистратора имелись основания для приостановления, а впоследствии - отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Таким образом, в действиях должностных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю каких-либо нарушений требований закона, а также прав и свобод административного истца, судом не установлено, оспариваемое ФИО1 решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> принято в строгом соответствии с действующим законодательством, в пределах предоставленных административному ответчику полномочий, оспариваемое решение не создает административному истцу препятствия к осуществлению его прав и свобод, в связи с чем, суд отказывает ФИО1 в удовлетворении заявленных требований о признании данного решения незаконным.

Руководствуясь ст. 175-180, 226 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о признании незаконным решения №Ф24/17-3-30509 от 10.05.2017г. об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.

Решение изготовлено в полном объеме 26 января 2018 года.

Судья И.Г. Медведев