№2а-137/2021
УИД: 27RS0007-01-2020-005577-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2021 года г.Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
под председательством судьи Клименко Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Ходжер А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации (адрес) о признании незаконным уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от (дата), возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд административным иском администрации (адрес) о признании незаконным уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от (дата), возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указала, что на основании договора купли-продажи (№) от (дата) ей на праве собственности принадлежит земельный участок: кадастровый (№), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки, адрес (местоположение): (адрес)
(дата) администрацией города ей (ФИО2) было выдано разрешение на строительство на земельном участке индивидуального жилого дома: общая площадь – 105, 4 кв.м., площадь застройки – 128, 8 кв.м., жилая площадь – 71 кв.м. Срок действия разрешения – 10 лет.
Согласно технического плана здания на земельном участке возведен одноэтажный, деревянный индивидуальный жилой дом площадью 94, 8 кв.м.
Решением постоянно действующей комиссии по недвижимому имуществе при администрации города Комсомольска-на-Амуре жилому дому, расположенному по (адрес), земельный участок (№), присвоен почтовый адрес: (адрес).
Уведомлением о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от (дата)(№) сообщено о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, указанного в уведомлении и расположенного на земельном участке с кадастровым номером (№) по адресу: (адрес) требованиям законодательства о градостроительной деятельности по следующим основаниям:
1. Предельные параметры и обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства нарушены, а именно: отступы от границы земельного участка с кадастровым номером (№) до построенного объекта менее чем 3 м., что не соответствует Правилам землепользования и застройки городского округа город Комсомольск-на-Амуре, утвержденным Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14.10.2009 №72. Помимо этого, общая площадь застройки не соответствует параметрам, указанным в разрешении на строительство.
2. Построенный объект капитального строительства расположен в границах зоны затопления. Согласно нормативам градостроительного проектирования Хабаровского края от 27 мая 2013 года №136-пр, вступившего в действие с 30 мая 2013 года, на территориях, подверженных затоплению и подтоплению строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещается. Согласно ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон подтопления запрещается. В связи с Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской области, Еврейской автономной области» органам местного самоуправления рекомендовано принять меры, в том числе нормативно-правового и административного характера, исключающие строительство нового жилья, садовых и дачных строений в зонах, подверженных риску наводнения. Законом Хабаровского края от 10 декабря 2014 года №22 «Об исключении нового строительства на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных наводнением» установлено, что органам местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края исключить строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных наводнением, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», утвержденным Решением Комсомольской-на-Амуре городской думы от 14.10.2009 №72 размещение объектов для проживания людей в границах зоны затопления относится к запрещенным видам использования земельного участка.
Ссылаясь на положения ст.ст. 1, п. 1 ч. 6 ст. 67.1, п. 4 ч. 20 ст. 55, ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, ст. 1 Водного кодекса РФ, постановление Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. №360, указала, что в установленном законодательством порядке границы зон затопления, подтопления не определены, в связи с чем ограничения на строительство жилого дома не возникли.
Оспариваемым уведомлением нарушено ее (ФИО2) право на получение уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Обращаясь в суд, просит признать незаконным уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от (дата)(№); возложить на административного ответчика обязанность в течение семи рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно совершить действия, предусмотренные в случае поступления уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 27:22:0041103:7 по адресу: (адрес)
Определением от 27 октября 2020 года в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО3.
В судебном заседании административный истец ФИО2 на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении и письменных пояснениях по делу, в которых, ссылаясь на ч. 1 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, Правила определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года №360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» указала, что в материалах административного дела отсутствуют сведения о нахождении земельного участка с кадастровым номером 27:22:0041103:7, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки, адрес (местоположение): (адрес) в зонах затопления, подтопления в государственных реестрах. Доказательств того, что отступы от границы земельного участка с кадастровым номером (№) до построенного объекта менее 3 м., ответчиком не представлены. Также ответчиком не представлено доказательств, что построенный объект не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Общая площадь построенного объекта, составляющая 94,8 кв. м., незначительного отличается в сторону уменьшения от общей площади, указанной в разрешении на строительство, составляющей 105,4 кв.м. Построенный объект соответствует строительным, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным нормам, не нарушает прав третьих лиц, что подтверждается соответствующими заключениями.
Ссылаясь на ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» указала, что до 01 марта 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
Полагает, что кадастровый паспорт жилого дома площадью 32,2 кв.м от (дата) мог быть изготовлен и без предоставления разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, следовательно, и без предоставления разрешения на строительство (дата), которое предшествует разрешению на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию.
Для регистрации права собственности на жилой дом площадью 32,2 кв.м (дата) не требовалось разрешения на строительство, разрешение на строительство (дата) не имело никакого правового значения для регистрации (дата) права собственности на жилой дом площадью 32,2 кв.м., оно было излишним. Право собственности на жилой дом площадью 32,2 кв.м было зарегистрировано на основании кадастрового паспорта здания от (дата) и договора аренды земельного участка от (дата). В случае регистрации права собственности на жилой дом и на основании разрешения на строительство от (дата), оно было бы указано в числе документов-оснований наряду с кадастровым паспортом здания от (дата) и договором аренды земельного участка от (дата). Отсутствие необходимости предоставления разрешения на строительство для регистрации права собственности на жилой дом площадью 32,2 кв.м следует также из положений ч. 1 ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», приказа Федеральной регистрационной службы от (дата) «113 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества», ч. 12 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ. Полагает, что если бы разрешение на строительство от (дата) и имело значение для регистрации права собственности на жилой дом площадью 32,2 кв.м, то основанием могло быть только разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома площадью 32,2 кв.м, но не разрешение на строительство (дата).
Право собственности на жилой дом площадью 32,2 кв.м было зарегистрировано на основании кадастрового паспорта здания от (дата). Ссылаясь на ст. 25.3 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», полагает, что только на основании разрешения на строительство от (дата) право собственности на жилой дом площадью 32,2 кв.м не могло быть зарегистрировано, поскольку основанием для регистрации права собственности является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выдаваемое на основании разрешения на строительство.
Ссылаясь на ст. 16 ФЗ от 03 августа 2018 г. №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» указала, что об окончании строительства или реконструкции объект индивидуального жилищного строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик уведомляет орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ. Полагает, что направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта индивидуального жилищного строительства требованиям разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, основания, указанные в уведомлении о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от (дата)(№) в части построенного объекта капитального строительства расположен в границах зоны затопления не имеют правового значения и не могут быть основанием для выдачи оспариваемого уведомления.
Также пояснила, что изначально на земельном участке находился небольшой дом 2000 года постройки, в котором жила ее семья. Для улучшения жилищных условий в 2011 году они получили разрешение на улучшение жилищных условий и на основании него построили новый дом, который расположен рядом со старым домом. В 2013 году на момент чрезвычайной ситуации был заложен фундамент нового дома и несколько поясов бруса, брус после затопления унесло, в связи с чем покупали новый брус. Просила исковые требования удовлетворить.
Представитель административного истца ФИО4, участвующий в деле на основании устного ходатайства, на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, изложенным в иске и письменных пояснениях, пояснив, что ранее непригодным для проживания признавался другой (старый) дом истца площадью 32, 2 кв.м, при строительстве и регистрации права собственности на который не требовалось разрешение на строительство; разрешение на строительство 2011 года выдавалось на строительство дома, построенного в 2021 году. Просил исковые требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО5, участвующая в деле на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражения, в которых указала, что жилой дом по адресу: (адрес) г.Комсомольске-на-Амуре был расположен в 2013 году в границах зоны затопления (подтопления). Заключением городской межведомственной комиссии от (дата), жилой (адрес) в г.Комсомольск-на-Амуре был признан непригодным для проживания. Постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 21.10.2014 №3758-па указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, собственниками указанного жилого дома были получены меры в виде денежных средств взамен утраченного жилья.
(дата) было написано заявление о заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре на основании постановления администрации города Комсомольска-на-Амуре от 21.06.2010 №1786-па для строительства индивидуального жилого дома.
(дата) администрацией города Комсомольска-на-Амуре было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома № (№), в соответствии с которым истцом был построен дом общей площадью 32,2 кв.м. и зарегистрировано право собственности. в техническом паспорте 2012 года указано на разрешение строительство индивидуального жилого дома (№) в связи с чем полагает, что выданное разрешение и было реализовано истцом.
Полагает, что спорный объект обладаетпризнаками самовольной постройки и является объектом нового строительства, созданный на земельном участке без получения на это необходимых разрешений.
Вывод о несоответствии отступов от границы земельного участка в оспариваемом уведомлении был сделан на основании предоставленного технического плана, изготовленного кадастровым инженером, замеры были произведены по схеме с учетом указанного масштаба. Кроме того, земельный участок расположен в зоне затопления (подтопления), где исключено строительство объектов капитального строительства, в связи с чем просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Ранее в судебном заседании заинтересованное лицо ФИО3 исковые требования ФИО2 поддержал, пояснив, что после наводнения 2013 года было продолжено строительство нового дома на основании разрешения на строительство 2011 года.
Свидетель ФИО1 пояснил, что поскольку при изготовлении технического паспорта на жилой дом площадью 32,2 кв.м, расположенного по адресу: (адрес), ФИО2 представлено разрешение на строительство (№) то указанное разрешение было указано в техническом паспорте. В случае отсутствия разрешения на строительства в силу норм действующего в период изготовления технического паспорта законодательства, технический паспорт был бы им изготовлен.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно части 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются:
1) документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 настоящего Кодекса;
2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии с частью 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:
1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
2) внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.
Постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 13.09.2019 N 1983-па утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Согласование строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на территории городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре (далее – Регламент).
В соответствии с п.1.1 Регламента по предоставлению муниципальной услуги "Согласование строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на территории городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" (далее по тексту - Муниципальной услуги) разработан в целях оптимизации и повышения качества предоставления и доступности Муниципальной услуги, создания комфортных условий для получения Муниципальной услуги по:
- согласованию строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
- согласованию изменений параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
- согласованию окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В соответствии с п. 2.3. Результатом предоставления Муниципальной услуги являются:
- уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (далее по тексту - Уведомление о соответствии планируемого строительства);
- уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (далее по тексту - Уведомление о несоответствии планируемого строительства);
- уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности (далее по тексту - Уведомление о соответствии построенного объекта);
- уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности (далее по тексту - Уведомление о несоответствии построенного объекта).
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации города Комсомольска-на-Амуре от 21 июня 2010 года №1786-па ФИО2 предоставлен в аренду земельный участок (№) в кадастровом квартале (№), из земель населенных пунктов площадью 1000,00 кв.м, расположенный в г.Комсомольске-на-Амуре по (адрес) для строительства индивидуального жилого дома.
(дата) между администрацией города Комсомольска-на-Амуре и ФИО2 заключен договор (№) аренды земельного участка, предоставленного для строительства индивидуального жилого дома, с кадастровым номером (№) расположенного по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре, (адрес).
Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 08 февраля 2011 года №272-па утвержден градостроительный план земельного участка (№) с кадастровым номером (№), расположенного в г.Комсомольске-на-Амуре по (адрес).
(дата)ФИО2 выдано разрешение (№) на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: (адрес), земельный участок (№); площадь участка – 1 000,00 кв.м.; общая площадь – 105,4 кв.м.; площадь застройки – 128, 8 кв.м.; жилая площадь – 71,00 кв.м. в один этап; срок действия разрешения – 10 лет.
(дата) за ФИО2 зарегистрировано право собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения домов индивидуальной жилищной застройки, с целью эксплуатации индивидуального жилого дома, общая площадь 1 000 кв.м, адрес: (адрес)
Согласно техническому паспорту задания от (дата), подготовленному кадастровым инженером ФИО6, в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием здания, расположенного по адресу: (адрес) на земельном участке с кадастровым номером (№) расположен индивидуальный жилой дом, количество этажей – 1, материал наружных стен здания – рубленые деревянные, год завершения строительства объекта недвижимости – 2020, площадь объекта недвижимости - 94, 8 кв.м.
(дата) (вх. (№)) в администрации города Комсомольска-на-Амуре поступило уведомление ФИО2 от (дата) об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, с приложением технического плана, кипи паспорта, госпошлины о регистрации права.
(дата) администраций города Комсомольска-на-Амуре ФИО2 направлено Уведомление (№) о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требования законодательства о градостроительной деятельности по следующим основаниям:
1. Предельные параметры и обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства нарушены, а именно, отступы от границы земельного участка с кадастровым номером (№) до построенного объекта менее 3 м., что не соответствует Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», утвержденным Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14 октября 2009 г. №72. Помимо этого, общая площадь, жилая площадь и площадь застройки не соответствуют параметрам, указанным в разрешении на строительство.
4. Построенный объект капитального строительства расположен в границах зоны затопления. Согласно нормативам градостроительного проектирования Хабаровского края от 27 мая 2013 года №1136-пр, вступившего в действие с 30 мая 2013 г., на территориях, подверженных затоплению и подтоплению строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещается. Согласно ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются. В связи с Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» органам местного самоуправления рекомендовано принять меры, в том числе нормативно-правового и административного характера, исключающие строительство нового жилья, садовых и дачных строений в зонах, подверженных риску затопления. Законом Хабаровского края от 10 декабря 2014 г. №22 «Об исключении нового строительства на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных наводнением» установлено, что органам местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края при осуществлении градостроительной деятельности исключить строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод на территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, вызванных наводнением, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», утвержденным Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14 октября 2009 г. № 72, размещение объектов для проживания людей в границах зоны затопления относится к запрещенным видам использования земельного участка.
Таким образом, основанием для направления административным истцам оспариваемого Уведомления явился вывод о недопустимости размещения объекта в соответствии с частью 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, так как земельный участок находится в границах зон затопления, подтопления; вывод о нарушении предельных параметров и обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, несоответствие общей площади, жилой площади и площади застройки параметрам, указанным в разрешении на строительство. Иных оснований оспариваемое уведомление не содержит.
Перечень оснований для уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требования законодательства о градостроительной деятельности предусмотрен ч. 20 ст. 55 Градостроительного кодекс Российской Федерации, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела по результатам проведенного визуального осмотра земельного участка, расположенного по адресу: г.Комсомольск-на-Амуре, (адрес), (дата) составлен акт. Согласно акту проведены замеры расстояния от построенного объекта, расположенного на земельном участке с кадастровым номером (№) до фактического установленного забора, смежного с земельным участков с кадастровым номером (№); расстояние от дома до фактически установленного забора составляет ориентировочно 3,05 м., в связи с чем вывод о том, что отступы от границы земельного участка с кадастровым номером (№) до построенного объекта менее 3 м., что не соответствует Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», утвержденным Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14 октября 2009 г. №72, опровергается настоящим актом, доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Также суд находит несостоятельным довод административного ответчика о том, что общая площадь, жилая площадь и площадь застройки не соответствуют параметрам, указанным в разрешении на строительство, поскольку данные обстоятельства не указаны в качестве оснований для направления уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требования законодательства о градостроительной деятельности, предусмотренных ч.20 ст.55 Градостроительного кодекс Российской Федерации.
Далее, как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером (№) расположен в городе Комсомольске-на-Амуре, (адрес), находится в зоне индивидуальной жилой застройки Ж-4.
В оспариваемом уведомлении от (дата), со ссылкой на положения ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации указано, что размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
В силу ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления, документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации).
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 N 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления (вместе с Правилами определения границ зон затопления, подтопления)» зоны затопления определяются в отношении территорий, которые прилегают к незарегулированным водотокам, затапливаемых при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет) либо в результате ледовых заторов и зажоров. В границах зон затопления устанавливаются территории, затапливаемые при максимальных уровнях воды 3, 5, 10, 25 и 50-процентной обеспеченности (повторяемость 1, 3, 5, 10, 25 и 50 раз в 100 лет).
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления" (далее - Правила), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).
В соответствии с п. 9.3 Строительных норм и правил СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 №78, не допускается размещение зданий и сооружений в зонах возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин или дамб (зоной катастрофического затопления является территория, на которой затопление имеет глубину 1,5 м и более и может повлечь за собой разрушение зданий и сооружений, гибель людей, вывод из строя оборудования предприятий).
Как видно из приведенных норм, запрет на строительство зданий и сооружений установлен в отношении земельных участков, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления.
На основании постановления Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 02 октября 2013 года №3143-па «Об определении границ зоны затопления (подтопления) на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» жилой дом, расположенный по адресу: (адрес) включен в перечень жилых домов, расположенных в зоне затопления (подтопления).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по состоянию на (дата) земельный участок с кадастровым номером (№) расположенный по адресу: (адрес), полностью расположен в границах зоны с реестровым номером 27:22-6.97 от 26 декабря 2017 года, вид/наименование: граница зоны затопления на территории г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, территория, затапливаемая при максимальном уровне воды 1-процентной обеспеченности, тип: охранная зона, дата решения: 17 мая 2016 года, номер решения: 360, наименование ОГВ/ОМСУ: Правительство РФ, дата решения: 18 декабря 2017 года, номер решения: 05-07/357, наименование ОГВ/ОМСУ: Амурское бассейновое водное управление. В разделе особые отметки указано: сведения об ограничениях права на объект недвижимости, обременениях данного объекта, не зарегистрированных в реестре прав, ограничений и обременений недвижимого имущества: Вид ограничения (обременения): Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56,56.1 Земельного кодекса Российской Федерации; Срок действия: с 20 октября 2020 года; Реквизиты документа – основания: Постановление Правительства Российской Федерации «Об определении границ зон затопления, подтопления» от 17 мая 2016 года №360 выдан: Правительство РФ; Приказ «Об определении границы зоны затопления водами реки Амур на территории г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края» от 18 декабря 2017 года №05-07/357 выдан: Амурское бассейновое водное управление.
Как следует из материалов административного дела градостроительный план земельного участка был утвержден (дата), разрешение на строительство получено (дата), то есть до установления в отношении спорной территории статуса зоны с особыми условиями использования территории - зоны затопления, границы которой были определены в мае 2016 года.
Поскольку положения статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации устанавливают запрет на строительство объектов капитального строительства в зоне подтопления на будущий период, суд полагает, что указание в оспариваемом уведомлении при установлении обстоятельств предоставления разрешения на строительство до (дата) является необоснованным.
Кроме того, реализация административным истцом прав собственника земельного участка, в том числе на осуществление его застройки в соответствии с разрешенным использование, не может быть поставлена в зависимость от бездействия уполномоченного органа по выполнению требований ст. 67.1 Водного кодекса РФ, в соответствии с которой собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от (дата) по гражданскому делу (№) удовлетворены исковые требования ФИО2 Признано незаконным бездействие администрации города Комсомольска-на-Амуре, выраженное в уклонении от обследования жилого дома, расположенного по адресу: (адрес), и дачи заключения об оценке его пригодности (непригодности) для проживания.
На администрацию муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» Хабаровского края возложена обязанность организовать проведение комиссионного обследования жилого (адрес) в соответствии с требованием действующего законодательства и выдачи заключения об оценке его пригодности (непригодности) для проживания в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Судом установлено, что (дата) истица обратилась в городскую межведомственную комиссию по оценке соответствия индивидуального жилого дома на соответствие требованиям действующего законодательства и дачи заключения о признания жилого дома пригодным (непригодным) для проживания.
Председателем межведомственной комиссии по оценке соответствия индивидуальных жилых домов, заместителем главы администрации г. Комсомольска – на – Амуре ФИО7 дан ответ об отказе в проведении оценки соответствия жилого помещения на соответствие требованиям действующего законодательства и признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. Основанием отказа послужило то, что специалистами МУП «Комсомолькгорпроект» в ходе проведения проверки по обращению ФИО2 установлено, что на земельном участке по (адрес) отсутствует жилой дом, в отношении которого ФИО2 оформила право собственности. На момент проверки в границах указанного земельного участка располагался иной объект капитального строительства.
В ходе рассмотрения указанного гражданского дела судом давалась оценка доводам о фактическом нахождении жилого (адрес) (площадью 32,2 кв.м) на земельном участке по выше указанному адресу.
Судом установлено, что (дата) Администрацией г.Комсомольска-на-Амуре истице выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по вышеуказанному адресу. Согласно договору купли – продажи (№), заключенному между Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре и ФИО2, (дата), истице передан в собственность земельный участок по вышеуказанному адресу площадью 1000 кв. м., с целью эксплуатации индивидуального жилого дома, в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемого к настоящему договору.
(дата) истице выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом по вышеуказанному адресу.
Как следует из материалов дела, (дата) в отношении индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: (адрес), изготовлен технический паспорт, согласно которому год постройки жилого дома – 2012, общая площадь жилого дома – 32, 2 кв.м; в разделе 3 «Сведения о правообладателях объекта» в качестве правоустанавливающих документов указаны: договор аренды земельного участка (№) от (дата) и Разрешение на строительство (№)
В материалы реестрового дела на объект недвижимости, расположенный по адресу: (адрес) (площадью 32, 2 кв.м), также представлено разрешение на строительство (№)
В Техническом плане задании от (дата), подготовленном в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием здания, расположенного по адресу: (адрес) (площадь 94,8 кв.м), также указано разрешение на строительство (№)
Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в момент регистрации права собственности на жилой дом площадью 32,2 кв.м) до 01 марта 2015 года не требовалось получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
Таким образом, данный закон также предусматривал возможность до 01 марта 2015 года не представлять разрешение на строительство, а также разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию для государственной регистрации права собственности гражданина на объект недвижимости.
С учетом приведенной нормы суд находит обоснованными доводы административного истца о том, что при строительстве жилого дома, (адрес) (площадью 32, 2 кв.м), не требовалось разрешение на строительство №(№)
Вместе с тем, учитывая обстоятельства, установленные решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от (дата) по гражданскому делу (№), использование разрешение на строительства при изготовлении технического паспорта на жилые дома площадью 32,2 кв.м и 94,8 кв.м, суд полагает, что имеет место спор о праве в отношении жилого дома, по адресу: (адрес) (площадь 94,8 кв.м), который с учетом установленных по настоящему административному делу и гражданскому делу (№) обстоятельств не может быть разрешен в порядке административного судопроизводства путем оспаривания решения и возложения обязанности. Суд полагает, что административным истцом выбран неправильный способ защиты своих прав, что является основанием для отказа в иске, при административный истец не лишен возможности в случае, если полагает, что нарушены его права, обратиться в суд по правилам искового производства с иском о признании право собственности на самовольную постройку.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от (дата), возложении обязанности, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Г. Клименко