ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-137/202209МА от 09.03.2022 Приморского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-137/2022 09 марта 2022 года

УИД 29RS0022-01-2021-002349-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Алексеевой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Пугачевой Я.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1 ****

административного ответчика заместителя главы по градостроительной деятельности, председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» Макаровского ****

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по административному иску Градус **** к администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район», заместителю главы местной администрации по градостроительной деятельности Макаровскому **** о признании незаконным решения, оформленного ответом от 14 октября 2021 года,

установил:

административный истец Градус **** обратилась в суд с административным иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район», заместителю главы по градостроительной деятельности, председателю комитета Макаровскому **** о признании незаконным решения, оформленного ответом от 14 октября 2021 года. В обоснование указала, что в июле-августе 2021 года она обратилась с заявлением о предоставлении ей на основании договора аренды земельного участка с предоставлением схемы земельного участка. 03 ноября 2021 года ей поступил ответ с отказом, который считает незаконным. В обоснование отказа указаны положения ст. 39.11 ЗК РФ, помимо этого имеется ссылка на наличие постановления, согласно которому принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, входящего в состав испрашиваемого, при этом не указан кадастровый номер участка, а также отсутствует копия постановления. В отказе имеется ссылка на несоответствие границ земельного участка с кадастровым номером , хотя данный участок не испрашивался и находится в собственности Градус. Просила признать решение от 14 октября 2021 года незаконным.

В ходе рассмотрения дела произведена замена ненадлежащего административного ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» на надлежащего административного ответчика администрацию муниципального образования «Приморский муниципальный район».

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, администрация муниципального образования «Сельское поселение «Соловецкое».

Административный истец Градус ****., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, ее представитель ФИО1 **** в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивала.

Административный ответчик ФИО2. в судебном заседании с административным иском не согласился по доводам, изложенным в отзыве на административный иск.

Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, возражений по административному иску не представило.

Заинтересованное лицо администрация муниципального образования «Сельское поселение «Соловецкое» надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, возражений по административному иску не представило.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину, организации, иному лицу предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Установив, что оспариваемое решение, действие (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, суд принимает решение об удовлетворении административного искового заявления полностью или в части и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судом установлено, следует из материалов дела, что 15 сентября 2021 года Градус ****. обратилась в администрацию муниципального образования «Приморский муниципальный район» с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, в котором просила в соответствии с п. 4 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации провести аукцион по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером с целью выращивания культурных растений площадью 431 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, приложив схему расположения земельного участка.

Согласно ответу администрации МО «Приморский муниципальный район» от 14 октября 2021 года, направленному Градус **** запрашиваемый земельный участок не может быть предметом аукциона, так как заявление подано в отношении участка, который не прошел государственный кадастровый учет; входит в границы земельного участка, в отношении которого принято постановление от 21 мая 2021 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка; находится в зоне исторической застройки, где не предусмотрено предоставление земельного участка для целей, указанных в заявлении, схема подготовлена без учета Правил землепользования и застройки МО «Сельское поселение Соловецкое»; границы земельного участка с кадастровым номером не соответствуют границам, информация о которых содержится в ЕГРН.

В соответствии с п. 4 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:

1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.

2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;

3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения;

4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок, образование которого осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа;

6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;

7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;

8) получение информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;

9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.

Заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Градус ****. с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в уполномоченный орган не обращалась, просила провести аукцион в отношении земельного участка, который не прошел государственный кадастровый учет (), следовательно не может быть предметом аукциона, о чем администрацией МО «Приморский муниципальный район» обоснованно указано в оспариваемом ответе от 14 октября 2021 года.

В соответствии с п. 16 ч. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления.

Материалами дела подтверждается, что на основании постановления администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» от 21 мая 2021 года предварительно согласовано предоставление администрации муниципального образования «Сельское поселение «Соловецкое» земельного участка с кадастровым номером , площадью 540 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, в кадастровом квартале , для историко-культурной деятельности, местоположение: <адрес>.

Согласно представленной схеме, испрашиваемый Градус **** земельный участок входит в границы земельного участка с кадастровым номером , в отношении которого принято решение о предварительном согласовании земельного участка, что подтверждается выпиской из ЕГРН, о чем обоснованно указано Градус **** в оспариваемом ответе.

Кроме этого, оспариваемым ответом администрацией МО «Приморский муниципальный район» до Градус **** доведены сведения, то есть по существу даны разъяснения, о невозможности утверждения схемы испрашиваемого земельного участка.

Так, согласно п. 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастром плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № 762, при подготовке схемы расположения земельного участка должны быть учтены материалы и сведения утвержденных документов территориального планирования, а также правил землепользования и застройки.

Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое», утвержденным постановлением Министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 18 августа 2021 года -п, испрашиваемый Градус ****. земельный участок находится в зоне исторической застройки (ИЗ), которая не предусматривает предоставление земельного участка для целей, указанных в заявлении Градус **** – выращивание культурных растений.

Использование земельного участка, находящегося в зоне исторической застройки (ИЗ) объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Соловецкого монастыря и отдельные сооружения островов Соловецкого архипелага, XVI век – первая половина ХХ века», включенного в Список всемирного наследия (<адрес>) определяется Правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

В соответствии с п. 2.11 требований к режимам использования земель (Приложение к приказу Министерства культуры Российской Федерации от 24 декабря 2013 года ) в охранной зоне запрещается использование земель для садоводства и огородничества за границами участков индивидуальных жилых домов, за исключением участка между дорогой от <адрес>.

В соответствии с распоряжением инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области от 19 августа 2019 года -р территория Соловецкого архипелага (<адрес>, Соловецкий архипелаг в составе островов: Большой Соловецкий, Анзер, Большая Муксалма, Малая Муксалма, Большой Заяцкий, Малый Заяцкий, в границах, описанных линией, включая прибрежную акваторию Белого моря с отступом от береговой линии на 3 морские мили, или 5,5 кв.) отнесена к выявленному объекту культурного наследия – «достопримечательное место».

Согласно ст. 5 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Как установлено в Приложении к постановлению инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области от 26 ноября 2018 года № 42-п, запрещено осуществление земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без реализации согласованного региональным органом охраны объектов культурного наследия обязательного раздела проектной документации об обеспечении сохранности объекта археологического наследия «Культурный слой поселка Соловецкий», или проекта обеспечения сохранности указанного объекта археологического наследия, либо плана спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на объект археологического наследия.

Таким образом, представленная Градус **** схема земельного участка подготовлена без учета сведений, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое», о чем обоснованно разъяснено Градус **** в оспариваемом ответе.

Кроме этого, ответчик разъяснил истцу, что одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в соответствии с подп. 4 п. 16 ст.11.10 ЗК РФ, является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 этой же статьи.

Как указано административным ответчиком и подтверждается схемой расположения земельного участка, границы земельного участка с кадастровым номером (принадлежащего Градус **** на схеме не соответствуют границам, информация о которых содержится в едином государственном реестре недвижимости, северная граница участка указана неверно.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый ответ подготовлен в соответствии с выше названными правовыми нормами, нарушений срока и порядка рассмотрения обращения не допущено, права административного истца не нарушены. Учитывая, что совокупности условий, необходимых для принятия решения об удовлетворении заявленных требований, предусмотренных приведенными положениями пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по настоящему делу не установлено, правовые основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Градус **** к администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район», заместителю главы местной администрации по градостроительной деятельности Макаровскому **** о признании незаконным решения, оформленного ответом от 14 октября 2021 года – отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения.

Мотивированное решение изготовлено 23 марта 2022 года.

Председательствующий Н.В. Алексеева