Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«23» мая 2019 года г. Самара
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Бредихина А.В.,
при секретаре Фомкиной Е.Д.,
с участием:
Галузиной Л.А., действующей в качестве представителя административных истцов Овсова Е.В., Овсовой Н.Г.,
Волгушевой А.В., действующей в качестве представителя административного ответчика администрации муниципального района Волжский Самарской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1380/2019 по административному иску Овсова Е. В., Овсовой Н. Г. к администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность,
УСТАНОВИЛ:
Овсов Е.В., Овсова Н.Г. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность.
В иске указали, что в ДД.ММ.ГГГГОвсовой Н.Г. получено ходатайство № от ДД.ММ.ГГГГ администрации сельского поселения Дубовый Умет муниципального района Волжский
Самарской области к Главе муниципального района <адрес>Макридину Е.А. о предоставлении в собственность их молодой семье земельного участка размером <данные изъяты> кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГОвсовой Н.Г. заказаны и оплачены кадастровые работы в отношении данного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ они (истцы) обратились в администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 1 500 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> Администрация муниципального района Волжский Самарской области
с нарушением сроков выдало Овсовой Н.Г. Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка в общую совместную собственность для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, поступившее
государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. ДД.ММ.ГГГГОвсовым Е.В. подано заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества. ДД.ММ.ГГГГ была получена Выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ они обратились в Администрацию муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка размером <данные изъяты>. для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, в пределах территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) по карте градостроительного зонирования сельского поселения Дубовый Умет муниципального района Волжский Самарской области. ДД.ММ.ГГГГ они получили Постановление №
мфц от ДД.ММ.ГГГГ об оставления вышеуказанного заявления без удовлетворения, в связи с тем, что превышен предельный максимальный возраст на момент рассмотрения заявления о предварительном согласовании земельного участка в собственность бесплатно. Данное постановление они считают незаконным.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административные истцы Овсов Е.В., Овсова Н.Г. просят суд признать незаконным решение Администрации муниципального района Волжский Самарской области № мфц от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении без
удовлетворения их заявления о предоставлении в собственность земельного участка размером <данные изъяты> кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> обязать Администрацию муниципального района Волжский Самарской области
предоставить им в собственность земельный участок размером <данные изъяты> кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, участок 33; взыскать с Администрации муниципального района Волжский Самарской области расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании Галузина Л.А., действующая в качестве представителя административных истцов Овсова Е.В., Овсовой Н.Г., ссылаясь на изложенные в иске основания, наставила на удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
В судебном заседании Волгушева А.В., действующая в качестве представителя административного ответчика администрации муниципального района Волжский Самарской области, просила отказать в удовлетворении иска Овсовых Е.В., Н.Г., ссылаясь на то, что решение администрации соответствует требованиям закона.
Выслушав представителей административных истцов и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Овсовых Е.В., Н.Г. не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
На основании ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из представленных в материалы дела документов судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГОвсова Н.Г. и Овсов Е.В. как молодая семья подали в администрацию муниципального района Волжский Самарской области заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
Постановлением администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в общую совместную собственность для ведения личного подсобного хозяйства», предварительно согласовано предоставление Овсовой Н.Г. и Овсову Е.В. земельного участка, площадью 1 500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, участок 33; а также утверждена схема расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, участок 33, поставлен на кадастровый учёт.
ДД.ММ.ГГГГОвсова Н.Г. и Овсов Е.В. подали в администрацию муниципального района Волжский Самарской области заявление о предоставлении в собственность, без проведения торгов вышеуказанного земельного участка.
Основания для предоставления земельного участка без проведения торгов, предусмотрены пп. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, пп. "а" п. 3 ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года N 94-ГД "О земле".
В соответствии с пп. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка осуществляется иным не указанным в пп. 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пп. "а" п. 3 ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года № 94-ГД "О земле" земельные участки, в том числе, с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ муниципальных районов (городских округов) с численностью населения менее 100 тысяч человек, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, молодым семьям, постоянно проживающим в сельском населенном пункте или поселке городского типа, расположенных в муниципальном районе Самарской области, возраст одного из супругов в которых (родителя в неполной семье) не превышает 35 лет.
Согласно п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно ст. 39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе, прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Согласно п. 2 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка (п. 3. ст. 39.17 Земельного кодекса РФ).
Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления (п. 4 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Из представленных в материалы дела документов судом установлено, что 13.02.2019 года администрацией муниципального района Волжский Самарской области в адрес Овсовых Н.Г., Е.В. направлено письмо № 29-6854 мфц в котором сообщено, что «в соответствии с пп. «а» п. 3 части 3 ст. 9 Закона Самарской области от
11.03.2005 года № 94-ГД «О земле», земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями,
принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель,
находящихся в государственной или муниципальной собственности,
предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии
свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ муниципальных районов (городских округов) с численностью населения менее 100 тысяч человек для ведения личного подсобного хозяйства молодым семьям, постоянно проживающим в сельском населенном пункте или поселке городского типа, расположенных в муниципальном районе Самарской области, возраст одного из супругов в которых (родителя в неполной семье) не превышает 35 лет. На момент рассмотрения Вашего заявления о предварительном
согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно Вами превышен предельный максимальный возраст, в связи с чем у Вас отсутствуют основания для получения бесплатно данного земельного участка в соответствии с пп. «а» п. 3 части 3 ст. 9 Закона. Таким образом, на основании вышеизложенного, Ваше заявление
оставлено без удовлетворения».
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что на момент рассмотрения вышеуказанного заявления супругов Овсовых Н.Г., Е.В. возраст каждого из них превышает 35 лет.
Факт подачи Овсовыми Н.Г., Е.В. заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, до достижения одним из супругов 35 лет в данном случае не имеет правового значения, поскольку исходя из предусмотренной законом процедуры предоставления земельных участков, не свидетельствует о возникновении у них в момент подачи такого заявления безусловного права на получение земельного участка, как и не означает возникновение у уполномоченного органа обязанности предоставить им земельный участок на испрашиваемом праве. Подача такого заявления означает лишь возникновение возможности в бедующем получить испрашиваемый земельный участок после проведения процедур предоставления, предусмотренных законом, и только при отсутствии препятствий для этого, предусмотренных законом.
Кроме того, согласно официальным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области численность постоянного населения муниципального района Волжский Самарской области по состоянию на 01.01.2019 года составляет 109 739 человек, что в свою очередь, также является самостоятельным основанием для отказа Овсовыми Н.Г., Е.В. в предоставлении испрашиваемого земельного участка в соответствии с пп. "а" п. 3 ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года № 94-ГД "О земле".
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
Р Е Ш И Л:
Отказать в полном объёме в удовлетворении административного искового заявления Овсова Е. В., Овсовой Н. Г. к администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья А.В. Бредихин
В окончательной форме решение изготовлено 07.06.2019 года.