ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1380/2021 от 28.06.2021 Московского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2а-1380/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июня 2021 года г. Казань

Московский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи З.Н.Замалетдиновой, при помощнике судьи М.А.Мартышкиной, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани», ИК МО г. Казани, заместителю начальника МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» ФИО2 о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельных участков и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав,

у с т а н о в и л

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельных участков и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав.

В обоснование требований указано, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:50:200211:3, расположенного по адресу: <адрес>.

18.02.2021 административный истец обратился в адрес муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства г.Казани» (далее – Управление) с заявлением о перераспределении вышеуказанного земельного участка. Письмом от 22.03.2021 № 15/22-ИСХ-ОГ/2749 административному истцу было отказано в перераспределении земельного участка: 1) в связи с частичным нахождением образуемого земельного участка в соответствии с Генеральным планом г. Казани в границах природно-реакреционного каркаса и 2) расположением в зоне запрета строительства R-1900 согласно схеме планировочных ограничени й ПАО «Казанский вертолетный завод» 3) нахождением участка в границах территории общего пользования (проектных красных линий).

Отказ Управления административный истец считает незаконным.

Красная линия, на которую имеется ссылка в отказе, в предусмотренном законом порядке не установлена. В связи с чем, считает довод Управления не основан на нормах действующего законодательства.

В настоящее время решение уполномоченным органом об установлении приаэродромной территории вертодрома Казань (Юдино) не принято. Поэтому вывод Управления о недопустимости перераспределения земельного участка в связи с нахождением его в зоне с особыми условиями использования – в зоне запрета строительства (в пределах малого круга полетов), является несоответствующим требованиям действующего законодательства.

Согласно Генеральному плану городского округа Казани испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах природно-рекреационного каркаса. Однако доказательств, что проект планировки территории, на котором расположен образуемый земельный участок, утвержден в установленном законом порядке, не имеется.

Административный истец считает, что отказ административного ответчика не отвечает критериям законности и обоснованности, поэтому просит суд признать незаконным отказ МКУ «Управление Архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани» от 22 марта 2021 года в перераспределении земельного участка с кадастровым номером 16:50:200211:3, находящегося в частной собственности и земель, находящихся в муниципальной собственности и возложить на указанный орган местного самоуправления обязанность в месячный срок с даты вступления решения суда с законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 18.02.2021 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 16:50:200211:3 в соответствии с действующим законодательством.

Представитель административного истца уточнила административные исковые требования и просила суд признать незаконным отказ МКУ «Управление Архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани» от 22 марта 2021 года в перераспределении земельного участка с кадастровым номером 16:50:200211:3, находящегося в частной собственности и земель, находящихся в муниципальной собственности и возложить на указанный орган местного самоуправления обязанность в месячный срок с даты вступления решения суда с законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 18.02.2021 № 1404/УАиГ/ОГ о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 16:50:200211:3 в соответствии с действующим законодательством.

Представитель административных ответчиков административный иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.90-93), а также пояснил, что проектные красные линии не утверждены, Зона Ж-2 распределенная, Р-3 нет.

Административный ответчик - заместитель начальника МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» ФИО2 в суд не явилась, извещена, о причине неявки суду не сообщила. Суд рассмотрел дело в ее отсутствие.

Представитель заинтересованного лица АО «Казанский вертолетный завод» в суд не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно отзыву, размещение объектов на образуемом земельном участке, в привертодромной территории вертодрома Казань (Юдино), на безопасность полетов вертолетов АО «Казанский вертолетный завод» влияние не окажет. В настоящее время решение уполномоченным органом Минпромторг об установлении приаэродромной территории вертодрома Казань (Юдино)не принято.

Представитель заинтересованного лица МКУ «КЗИО» в суд не явился, извещен (почтовое уведомление) о причине неявки суду не сообщил. Суд рассмотрел дело в его отсутствие.

Заинтересованное лицо – главный архитектор г. Казани ФИО3 в суд не явилась, извещена, о причине неявки суду не сообщила, суд рассмотрел дело в ее отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав письменные документы, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу требований пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2, подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, путем перераспределения осуществляется в том числе на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Кодекса.

Исходя из требований абзаца 6 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.

Установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером кадастровым номером 16:50:200211:3, расположенного по адресу: <адрес>.

18.02.2021 ФИО1 обратился в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» с заявлением о перераспределении вышеуказанного земельного участка и земель, находящихся в муниципальной собственности.

22.03.2021 административному истцу отказано в перераспределении земельного участка, поскольку образуемый земельный участок частично расположен в границах природно-рекреационного каркаса, что не позволит вести на нем строительство; образуемый земельный участок расположен в зоне запрета строительства R-1900 согласно схеме планировочных ограничений ПАО «Казанский вертолетный завод»; образуемый земельный участок частично расположен в границах территории общего пользования (проектных красных линий) (л.д.20).

Из заключения ИП И.М,ФИО4 следует, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:200211:3 имеет уточненную площадь 652 кв.м формируемый участок расположен в двух кадастровых кварталах 16:50:200211 и 16:506200301. Образуемый земельный участок располагается в зоне Ж2 – зона индивидуальной жилой застройки и в границах перераспределяемого земельного участка лесные насаждения отсутствуют. Заказчику рекомендовано обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти с заявлением о формировании объекта с землями государственной собственности, в порядке ст. 39.28 Земельного Кодекса РФ.

Исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит оспариваемый отказ незаконным, исходя из следующего.

Так, пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования (в границах территорий общего пользования).

В силу подпункта 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации Генеральный план городского округа Казани, утвержденный решением Казанской городской Думы от 28 февраля 2020 года № 5-38 является документом территориального планирования города Казани, содержащего, согласно части 3 статьи 23 указанного Кодекса, положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Согласно Генеральному плану городского округа Казани испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах природно-реакционного каркаса. Однако, из представленных административном ответчиком документов следует, что проект планировки территории, на котором расположен образуемый земельный участок не утверждался, что также подтверждено представителем административного ответчика.

Таким образом, отказ в перераспределении земельных участков по указанному основанию признается судом незаконным.

Пунктом 8 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что приаэродромная территория относится к зоне с особыми условиями использования территорий.

Согласно статье 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно которым приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1).

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий (часть 2).

Положение о приаэродромной территории утверждается Правительством Российской Федерации (часть 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года № 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, Правила выделения на приаэродромной территории подзон и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.

Из ответов Акционерного общества «Казанский вертолетный завод» от 30.05.2021, 11.06.2021 следует, что в настоящее время решение уполномоченным органом об установлении приаэродромной территории вертодрома Казань (Юдино) не принято. Образуемый земельный участок расположен в привертодромной территории вертодрома Казань (Юдино) на расстоянии 1,6 км. от контрольной точки вертодрома. Размещение (строительство и реконструкция) объектов на образуемом земельном участке в привертодромной территории вертодрома Казань (Юдино) на безопасность полетов вертолетов ПАО «Казанский вертолетный завод» влияния не окажет.

Таким образом, суд считает, что такое основание для отказа в перераспределении земельных участков как расположение земельного участка в зоне запрета строительства согласно схеме планировочных ограничений публичного акционерного общества «Казанский вертолетный завод», является необоснованным и несоответствующим требованиям действующего законодательства, поскольку на данный момент решение об установлении приаэродромной территории вертодрома Казань (Юдино) не принято.

Согласно пункту 1 статьи 262 ГК РФ под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что красные линии – линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения регламентируется Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ, введенной в действие постановлением Госстроя России от 06.04.1998 № 18-30. В соответствии с пунктами 4.1-4.3 Инструкции проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается в составе градостроительной документации, на основании проектов планировки и застройки градостроительных объектов.

Таким образом, исходя из приведенных норм следует, что красные линии становятся общеобязательными и могут применяться для обозначения существующих или планируемых границ территории общего пользования только после их утверждения в составе проекта планировки территории.

В ходе судебного заседания представитель административных ответчиков пояснил, что проектные красные линии улично-дорожной сети <адрес> не утверждены.

Таким образом, суд считает незаконным оспариваемый отказ по основанию расположения образуемого земельного участка частично в границах проектных красных линий.

При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ суд признает незаконным.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца на административного ответчика следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 18.02.2021 № 1404/УАиГ/ОГ о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 16:50:200211:3 в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения суда в соответствии с действующим законодательством.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО1 к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани», ИК МО г. Казани, заместителю начальника МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» ФИО2 о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельных участков и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав удовлетворить.

Признать незаконным решение по отказу МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» от 22.03.2021 за № 15/22-ИСХ-ОГ/2749 в перераспределении земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности и земель, находящихся в муниципальной собственности.

Возложить на МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 18.02.2021 № 1404/УАиГ/ОГ о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 16:50:200211:3 в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения суда в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Московский районный суд г. Казани.

Судья З.Н.Замалетдинова